ЗАВОД № 19

ЗАВОД № 19. (г. Молотов) находился в подчинении Народного комиссариата авиационной промышленности. В довоенный период на заводе работало 16716 человек, а после мобилизации (в 1941 г.) осталось 12644 чел. К 1944 г. численность рабочих, служащих, инженерно-технического и младшего обслуживающего персонала увеличилась до 18111 человек за счет персонала эвакуированных предприятий, местных жителей и выпускников ФЗУ. В начальный период войны производственные мощности были увеличены за счет эвакуированных предприятий, в частности, завода № 462 (г. Днепропетровск), который был включен в структуру завода как производство поршневых колец. В 1941 г. был введен в эксплуатацию цех механической обработки поршневых колец. В 1942 г. начали работу три новых цеха: литья поршневых колец, механический и заготовительный. В 1943 г. открыт чугунно-литейный цех. Производственные площади предприятия к 1944 г. увеличились в два раза по сравнению с довоенным временем. К 1944 г. для обеспечения производственного процесса на заводе было установлено 45 молотов, 233 пресса, работали 132 автоматических и полуавтоматических металлорежущие станка. Предприятие осуществляло разработку (ОКБ-19 под руководством А.Д. Швецова), усовершенствование и серийное производство авиационных двигателей с системой воздушного охлаждения, в частности: модели М-62 (модификация АШ-62ИР), М-82 (с 1944 г. — АШ-82) для истребителя Ла-5, АШ-82ФН для истребителя Ла-7 и бомбардировщиков Ту-2 и Су-2, частично — для Пе-8. Уникальным в организационном плане был опыт прекращения производства двигателя АШ-62ИР в начале 1945 г. и переход к серийному производству двигателя АШ-82ФН без уменьшения дневной выработки. С 1942 г. специально организованный цех № 24 стал ремонтировать моторы. Практиковался выезд на фронт для осуществления ремонтных работ на аэродромах. Таким образом удавалось восстанавливать до необходимых эксплуатационных характеристик 130-150 моторов в месяц. Со второй половины 1942 г. начался выпуск токарных, револьверных, бесцентрово-шлифовальных станков, обеспечивавших заводской производственный процесс. Объемы производимой продукции: в 1941 г. завод выпустил 4929 моторов, в 1942 г. уже — 6152. Всего за годы войны коллектив завода выпустил 31864 мотора. Мероприятия по повышению эффективности производства: социалистическое соревнование за звание лучшего цеха и отдела; индивидуальные соревнования (например, на звание «Почетный мастер», «Знатный технолог»), соревнования фронтовых бригад (в 1944 г. на заводе действовало 329 фронтовых бригад). В различных формах социалистического соревнования к концу 1944 г. принимали участие 98,2% работников завода. Эффективным способом мотивации работников предприятия стало учреждение Книги Почета (1 января 1942). Большое значение имело движение рационализаторов и изобретателей, активными участниками которого стали 557 человек. В 1942 г. было предложено рекордное для завода количество рационализаторских предложений и изобретений — 2528, из который 929 было внедрено в производственный процесс. Росту производительности труда способствовало внедрение в 1942 г. поточного метода производства деталей, механизация процесса передвижения грузов. В результате повысилась степень дифференциации и специализации труда, снизились временные затраты и себестоимость продукции (например на 25-30% в цехе отливки поршневых колец). Награждения: за период войны моторостроители 19 раз получали переходящее Красное Знамя ГКО как победители социалистического соревнования. После войны Знамя осталось на вечное хранение на заводе. За успешное выполнение заданий по производству моторов 21 июня 1943 г. награды получили 88 работников завода, в том числе 11 орденов Ленина (среди них: директор завода А.Г. Солдатов и главный конструктор А.Д. Швецов), 11 орденов Трудового Красного Знамени, 21 орден Красной Звезды, 25 орденов «Знак Почета» . В июле 1945 г. орденами и медалями было награждено 230 человек. Коллектив завода был награжден орденом Ленина.

Источники: ГАПК. Ф. р-564. Оп. 4. Д. 160. Л. 7, 21, 37, 41, 64, 142, 149, 166, 171; ПермГАСПИ. Ф. 817. Оп. 2. Д. 25; Ф. 105. Оп. 7. Д. 58. Л. 130-134; Память народа.

Литература: Быкова, Е.И. Машиностроительное производство в военное время // Формирование гуманитарной среды в вузе. Инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2015. Т. 1. С. 29; Попович, Е.В. Факторы успеха завода № 19 им. Сталина в годы Великой Отечественной войны // Город Пермь в промышленном развитии России: исторический опыт и современный потенциал. Материалы научно-практической конференции. 2018. С. 48-55; Тихонов, С.Г. Оборонные предприятия СССР и России. М.: ТОМ, 2010.