Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

МОЙ ВЫХОД НА «ПЕРВЫЙ». ОДНАКО...

(Отзыв о документальном фильме Первого канала «Михаил Романов. Первая жертва»)

Еще летом 2018 года в Пермь с целью подготовки материала для фильма о великом князе Михаиле Александровиче приезжал со съемочной группой известный телережиссер-документалист «Первого канала» Сергей Львович Браверман. Он встречался со мной, как исследователем жизненного пути и обстоятельств гибели великого князя, а также историком и издателем Н.А. Зенковой. Было снято на камеру несколько сюжетов и виды старой Перми и Мотовилихи. В разговоре Браверман предложил мне роль Ганьки Мясникова. И хотя я считаю, что роль актера в документальном фильме чисто бутафорская, я отказался, так как Гавриил Мясников не является моим кумиром. Михаила Александровича, предполагалось, будет играть Сергей Безруков. (Не скрою, мне было бы лестно поиграть в паре с таким известным актером как Безруков). В дни пребывания бригады «Первого канала» в Перми мы с Неллей Зенковой, естественно, давали консультации общего характера.

В завершении творческой командировки Сергей Львович сообщил, что в ближайшее время он вновь приедет в Пермь и продолжит работу. Время шло, но он не приезжал и сведений от него никаких не поступало. Мы сделали вывод, что проект по каким-то причинам не состоялся.

И вот неожиданно 30 октября 2020 года мой друг М.И. Давидов сообщает, что ночью в 00-30 часов прошел фильм по «Первому каналу» с нашим участием. Однако главные роли уже играли артисты пермского Театра-театр в прямом и переносном смысле. Я предполагаю, что тот первоначальный проект, действительно, не был реализован, а так как заготовки все же были сделаны, Браверман обратился за помощью к художественному руководителю Театра-театр Б. Мильграму. В результате силами пермского театра и был снят фильм.

По утверждению М. Давидова многое в фильме передернуто и перевернуто. Фильм оказался не о Михаиле Александровиче, а о Гаврииле Мясникове. (Как хорошо, что я отказался от роли Мясникова!). Меня ограничили двумя фразами, но в фильме я долго умывался в родничке Красного лога. Самое смешное то, что меня подписали как "Лев Гладышев" (Владимир Гладышев - известный пермский журналист и краевед).

Давидов успокаивает: «Пусть подписали не правильно, но изображение-то твое прошло по Первому каналу"!»

Получилось вот такое фэнтези, которое я не сразу смог посмотреть. Фильм называется «"Михаил Романов. Первая жертва". Документальный фильм». В первый месяц в интернете была только реклама фильма.

Я восстановил в памяти детали общения с Сергеем Браверманом. Он постоянно держал в руках блокнот. На открытой чистой странице было написано: "Лев". Я предполагаю, что это мое имя. Не было ни отчества, ни фамилии. И не случайно, он обращался ко мне только по имени. В разговоре я ему порекомендовал встретиться с Владимиром Гладышевым, который много работал по этой теме. И Сергей Львович записал: "Гладышев". Получилось: "Лев Гладышев". С Гладышевым, как я узнал позднее, он не встречался. Позже, когда встал вопрос подписи, в блокноте было написано: "Лев Гладышев".

Спустя недели три я фильм посмотрел. Чтобы говорить о его достоинствах или недостатках, мне кажется, что необходимо поставить принципиальный вопрос – вопрос жанра. На самом деле, фильм не документальный, а полудокументальный, игровой, постановочный. Поэтому он трансформировался из документального в исторический, наполовину художественный.

Фильм был приурочен к 100-летию трагической гибели великого князя Михаила Александровича, хотя вышел он в эфир много позже.

В анонсе сказано, «Первый канал» российского телевидения подготовил документальный фильм «Михаил Романов. Первая жертва» (автор и режиссер Сергей Браверман, принимали участие Пермский академический «Театр-театр» и Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36»). На телеканал фильм вышел только 29 октября 2020 г. Этот фильм, несомненно, – событие в историографии великого князя. Авторы попытались и не безуспешно продемонстрировать «свежий взгляд» на исторические события. Есть неплохие постановочные моменты, украшают фильм эпизоды, снятые в Париже, впервые были представлены материалы допроса Г. Мясникова органами НКВД в период кон. 1944-1945 гг. Авторы рассматривают «события в цепи закономерных действий, которые были предопределены не властью большевиков, а личностью мало кому известного фаната и радикала Гаврилы Мясникова». Именно Мясников и стал главным героем фильма. А Михаил Александрович оказался статистом и отошел на третий план. Фильм сделан, конечно, на документальном материале. Однако участие театральных актеров и постановщиков фактически перевело документальный фильм в статус историко-художественного. Изменилась жанровая принадлежность работы. Актер, игравший роль Мясникова, создал гротескный образ, который определил характер всего фильма. Трагедия превратилась в пародию. Кроме того, авторы допустили множество откровенных ляпов:

– не естественные большие и пушистые усы Мясникова,

– Михаил и Наталия гуляют по современной набережной реки Камы, реконструкцию которой сделали несколько лет назад,

– Михаил и Наталия гуляют по городу зимой (она же была в Перми в мае месяце), а их костюмы не соответствуют времени 1910-х годов,

– актер, игравший роль Михаила Александровича, совершенно на него не похож.

Все эти огрехи существенно снизили документальную достоверность фильма. Возможно, что авторы хотели образ психически ненормального Ганьки Мясникова противопоставить образу нормальной супружеской пары Михаила и Наталии (который образ оказался не раскрыт), однако мы теперь переходим уже из документального нарратива в область театрального искусства.

Нельзя согласиться и с тезисом авторов о том, что судьбу великого князя определила «личность мало кому известного фаната и радикала Гаврилы Мясникова». Ганька Мясников, конечно, был фанатом и радикалом, он выступил инициатором и идеологом расстрела великого князя, однако решение о расстреле принималось коллегиально всем руководством Пермского губернского ЧК, большевистской властью и Пермской городской милицией. Да и сам Мясников собственно в расстреле участвовал лишь косвенно. Кроме того, Мясников был членом ВЦИК и осмелился даже вступить в полемику с самим вождем международного пролетариата. Гаврила боролся с ЦК РКП(б) за свободу слова и печати. Взгляды Мясникова Ленин обозвал как «мясниковщина». Мясников, безусловно, – личность яркая, поэтому он и стал главным героем фильма.

 

Зам. председателя Пермского регионального отделения
Всероссийского общества охраны памятников истории
и культуры, краевед, исследователь

Лев Валентинович Перескоков