Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

К вопросу об использование материалов антирелигиозных периодических изданий при изучении государственной религиозной политики во время великой отечественной войны
(по материалам газеты «Безбожник»)

И.Ю. Федотова, главный специалист
ГОУ «Государственный общественно-
политический архив Пермской области»

Большая часть антирелигиозных периодических изданий (журналы «Безбожник у станка», «Антирелигиозник», газета «Безбожник» и др.) появилась в СССР в 1920?х гг., когда государство перешло от военных методов борьбы с религиозными организациями к пропагандистским [6, с. 79]. Материалы, публикуемые в этих газетах и журналах, как, впрочем, и в других периодических изданиях, отражают изменение исторической ситуации. Кроме того, они позволяют проследить трансформацию государственной религиозной политики и, прежде всего, антирелигиозной пропаганды.

В частности, в газете «Безбожник» – органе Центрального Совета Союза воинствующих безбожников (СВБ) – в конце 1930?х гг. публиковались разнообразные материалы антирелигиозного характера (естественнонаучные и исторические статьи, антирелигиозные фельетоны, заметки о деятельности местных организаций СВБ и др.). После начала II мировой войны больше внимания в антирелигиозной печати стало уделяться обличению представителей разных конфессий как «подстрекателей и поджигателей войны» [1, с. 1.].

На содержание материалов, опубликованных в «Безбожнике», большое влияние оказало начало Великой Отечественной войны. В номере, вышедшем 29 июня 1941 г., были впервые опубликованы материалы антифашистского характера. В статьях и заметках рассказывалось об издевательствах немецких солдат и офицеров над священнослужителями и верующими в Польше, о «религиозных гонениях» в Германии [2, с. 2 – 4.].

Одновременно на страницах газеты появились материалы об изменении характера антирелигиозной пропаганды в новых условиях. Так, в заметке «О работе в новых условиях» говорилось об обсуждении 27 июня 1941 г. секретариатом Центрального Совета СВБ СССР и членами Московского горсовета Союза «мероприятий по организации антирелигиозной пропаганды в обстановке военного времени». На этом заседании было признано, что «вся работа организаций СВБ должна быть направлена на укрепление военной мощи СССР, на обеспечение победы над фашизмом». Местным организациям предписывалось не ослаблять свою деятельность в новых условиях. Пропагандистам СВБ предлагалось разъяснять населению, и в первую очередь верующим, что «фашизм не допускает никакой свободы совести и устраивает кровавые гонения на верующих людей». В заметке были указаны также новые темы бесед и докладов: «Оборона страны и религия», «Свобода совести в СССР и религиозные гонения в странах фашизма» и др. [2, с. 4.]

В следующих номерах газеты «Безбожник» также содержались материалы о «религиозных гонениях» в оккупированных Германией странах. В них подчеркивалось, что часть духовенства поддерживает антифашистов: «массы католиков и протестантов во всей Европе ненавидят фашистов, и с этими массами идут многие представители духовенства» [3, с. 2; 4, с. 4.].

Кроме того, в материалах газеты была представлена положительная оценка патриотической деятельности Русской православной церкви. Так, в номере от 13 июля 1941 г. (№ 28) в статье «Враг будет разбит, победа будет за нами» говорилось, что все советские люди «единодушно стали на защиту родины», в том числе священнослужители и верующие. «Не удивительно, что и в церквях и в сектантских молельнях можно услышать сейчас молитвы о победе советского народа. [...] Все люди нашей страны охвачены патриотическим чувством, одним желанием – победить», – писал автор статьи [4, с. 1.]. В одном из последних номеров газеты (20 июля 1941 г., № 29) положительная оценка патриотической деятельности православной церкви была выражена еще более ярко. В статье «Подчинить пропаганду интересам фронта» автор писал: «Антирелигиозная пропаганда должна сплачивать силы советского народа, [...] поднимать патриотические чувства и настроения, идейно вооружать и вдохновлять граждан СССР на защиту родины. Если в этом деле церковь помогает советскому государству, если ее служители честно призывают верующих бороться против фашизма, мы не должны умалять значение этого факта» [5, с. 1.].

Таким образом, можно сделать вывод, что уже через месяц после начала Великой Отечественной войны антирелигиозная пропаганда на страницах газеты «Безбожник» была фактически свернута, уступив место антифашистской. В июле 1941 г. газета вообще перестала выходить. Прекращение антирелигиозной пропаганды показывает, что государственная религиозная политика в начале Великой Отечественной войны претерпела изменения.

Проведенный анализ материалов, опубликованных в газете «Безбожник», доказывает, что антирелигиозная печать является важным источником при изучении государственной религиозной политики и должна всесторонне использоваться в дальнейшем.

 Библиографический список:

1. Безбожник. – 1941. – 1 мая (№ 18).

2. Безбожник. – 1941. – 29 июня (№ 26).

3. Безбожник. – 1941. – 6 июля (№ 27).

4. Безбожник. – 1941. – 13 июля (№ 28).

5. Безбожник. – 1941. – 20 июля (№ 29).

6. Шкаровский М.В., Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939 – 1964 гг.) / М.В. Шкаровский. – М., 1999. – 400 с. – (Материалы по истории церкви. Кн. 24).