Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Использование документов КПСС:
теоретические аспекты

А.Г. Васильева, Ведущий архивист
Пермский государственный архив новейшей истории

Использование документов в той или иной форме - одна из сущностных, принципиальных задач архива. При этом эффективность использования документов, эффективность поиска информации зависит как от архива – от наличия актуального и полноценного научно-справочного аппарата, так и от самого исследователя (заявителя) - от того, насколько четко сформулирован вопрос.

Доступ к документам Пермского государственного архива новейшей истории предоставляется исследователям в читальном зале, на основе документов исполняются социально-правовые и тематические запросы. Сотрудники отдела информации и исполнения запросов в повседневной практике сталкиваются именно с проблемами эффективности поиска той или иной информации.

Основной массив документов, находящихся на хранении в ПермГАНИ - это документы бывшего Пермского партийного архива, документы КПСС (около 80%). Значительно меньшую часть составляют документы профсоюзов и общественных организаций (около 5%), однако самыми востребованными остаются фонды архивно-следственных дел на лиц, репрессированных по политическим мотивам с 1917 по 1980-е гг. (около 4%).

Людей, обращающихся в архив, можно разделить на две категории. Первую категорию заявителей интересует какая-то строго определенная информация, либо необходимая для защиты их социальных прав (сведения о стаже или заработной плате) либо касающаяся их родственников. В случае социально-правовых запросов эффективность поиска зачастую зависит от степени осведомленности заявителя о месте хранения документов той или иной организации. Соответственно, при отсутствии документов организации именно в нашем архиве главная задача сотрудника – перенаправить запрос туда, где все-таки хранятся документы, содержащие необходимые заявителю сведения. В случае тематических запросов, когда автора запроса интересует биографическая информация, эффективность поиска зависит от осведомленности заявителя о форме и специфике документов. Так, родственники репрессированных часто задают вопрос о дальнейшей судьбе осужденного - о том, где именно человек отбывал наказание либо о месте его захоронения. Однако архивно-следственное дело далеко не всегда содержит искомую информацию: обычно дело заканчивается приговором суда, после которого следует уже заключение о реабилитации. Иногда дело содержит переписку по заявлениям заключенного либо обращениям его родственников, и если сведения о месте отбытия наказания еще могут встречаться, хотя и не гарантированно, то сведения о захоронении умершего во время отбытия наказания человека в его следственном деле попросту не фиксировались. Если в подшитой в личном деле по вступлению в партию автобиографии человек не написал полные имена своих родителей, то узнать их и не представится возможным. В этом случае, работник архива, к сожалению, вряд ли сможет чем-то помочь.

Вторая категория людей, обращающихся в архив - исследователи, люди, профессионально либо в качестве увлечения изучающие историю советского периода. Этих людей чаще всего интересует не конкретный факт, а проблема, явление, процесс. В данном случае поиск становится значительно сложнее и интереснее.

Историк и архивист по-разному подходят к документу. Историк рассматривает документ как исторический источник, отражение исторического процесса; объект, содержащий информацию о прошлом. При этом всякий исторический источник отражает лишь некоторую часть современной ему реальности, освещает ее с определенной точки зрения. Источник субъективен, его содержание определяется воззрениями автора, формой, условиями создания и так далее. Источник нуждается в интерпретации и осмыслении, установлении связи с тем или иным контекстом.

Следовательно, одна из основных задач историка - извлечь из источника максимум информации с помощью тех или иных методов внешней и внутренней его критики.

Документ с точки зрения архива - это не только свидетельство прошедшей эпохи, но и часть сложившегося комплекса, архивного фонда в частности и Архивного фонда РФ в целом. Он существует в рамках институциональной структуры, которая, как и всякая структура, функционирует по своим собственным внутренним законам, тем или иным образом влияет как на источник, так и на содержащиеся в нем данные1. Следовательно, в анализе нуждаются те архивные практики, в процессе которых документ занял именно то место, на котором его застал исследователь.

Документ был сохранен и передан в архив потому, что в соответствии с определенными критериями сочтен ценным. Анализ этих критериев и вопросов комплектования архива в целом может пролить свет, как минимум, на судьбу аналогичных источников либо источников, отражающих это же событие или эпоху; на место источника в системе представлений его создателей.

В соответствии с определенными принципами классификации документ входит в состав того или иного архивного фонда, т.е. существует в определенном контексте. Анализ этого контекста может иметь принципиальное значение для интерпретации сведений, содержащихся в документе: так, личное письмо, находящееся в личном фонде, может быть осмыслено иначе, нежели личное письмо, находящееся в архивно-следственном деле в качестве вещественного доказательства.

В большинстве случаев профессиональный (или просто опытный) исследователь проводит подобный анализ автоматически, с целью оптимизировать поиск, сделать его более эффективным и результативным. Однако осознанное исследование архивных практик (принципов комплектования архива в период поступления в него интересующего документа, критериев определения ценности, принципов классификации и других) может не только облегчить поиск, но и значительно дополнить извлекаемую из источника информацию.

С точки зрения как источниковедческого, так и архивоведческого анализа интересен пример партийных архивов. Это закрытая структура, существовавшая параллельно государственным архивам, имевшая дело с документами КПСС и ВЛКСМ. Известны время ее появления и исчезновения, известны, хотя и недостаточно исследованы конвенции, непосредственно определявшие жизнь этой системы2.

Характер документов КПСС и специфика информации, отложившейся в них, обусловлены прежде всего ролью КПСС в жизни советского общества: постепенное сращивание партийно-государственных структур превратило политическую партию в бюрократическую государственную структуру3. В Конституции 1936 года партия обозначалась как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных»4 (ст. 126); статья 6 конституции 1977 года гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза»5. Соответственно, документы партии фиксируют прежде всего участие КПСС в самых разных сферах жизни государства и общества.

История партийных архивов началась с создания «Комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории ВКП(б)» (сокращенно Истпарт) 21 сентября 1920 года. В 1921 году Комиссия вошла на правах отдела в ЦК ВКП(б), а в 1922 году были организованы местные отделы Истпарта при губернских и областных комитетах партии6. Однако кроме проблем сбора и обработки материалов по истории ВКП(б), перед правящей партией встали вопросы хранения и использования документов текущего делопроизводства, объем которых резко увеличился. Результатом дискуссий о способах организации хранения и использования партийных документов7 стало постановление Секретариата ЦК ВКП/б/ «О едином партийном архиве ВКП /б/» от 28 июня 1929 г. Этот документ фиксировал состав единого партийного архивного фонда, т.е. собственность партии на определенную категорию документов: «Единый партийный архив составляет: а/ Все дела и документы партийных комитетов, контрольных комиссии, комсомольских организаций и фракций советских, профсоюзных и других учреждений, отложившиеся в их делопроизводстве и утратившие свое значение для текущей работе. б/ Партийные материалы и документы, хранящиеся у отдельных лиц. Материалы и документы партархива, хранящиеся в других учреждениях /Центрархив, Музей Революции, Истпарт и т.д./ должны быть переданы Е.П.А.»8. Определялось также место хранения этих документов - Центральный партийный архив при институте Ленина и местные партийные архивы. Руководство партийными архивами возлагалось на институт Ленина при согласовании с Секретным отделом ЦК.

Однако окончательно система партархивов была определена в постановлении оргбюро ЦК ВКП (б) «О партийных архивах» от 2 декабря 1939 года: партархивы передавались в ведение обкомов и крайкомов, местные бюро истпарта окончательно ликвидировались, методическое руководство партархивами возлагалось на ИМЭЛ. В этой форме система просуществовала фактически до 1991 года.

Понятие архивного фонда КПСС было уточнено в «Положении oб Архивном фонде КПСС», утвержденном постановлением Секретариата ЦК КПСС 28 декабря 1966 года. В этом документе архивный фонд КПСС определялся уже как «совокупность принадлежащих Коммунистической партии Советского Союза и Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи документальных материалов, имеющих политическое, научное и практическое значение»9. Кроме документов партии и комсомола, к архивному фонду КПСС были отнесены документы Ленина и его семьи, а также документы видных деятелей партии. Перечислялись конкретные типы документов: «Документальными материалами Архивного фонда КПСС являются: программы, манифесты, уставы, постановления, резолюции, директивы, протоколы, стенограммы заседаний, воззвания, положения, планы, отчеты, общая и секретная переписка партийных и комсомольских организаций и их руководящих органов; нелегальные издания партии и комсомола; рукописи, письма, фотографии, дневники, записи воспоминаний- и другие документы деятелей КПСС и ВЛКСМ»10; более конкретно прописывались цели партийного архива – «централизованный учет, обеспечение сохранности, научное и практическое использование документальных материалов КПСС и ВЛКСМ»11.

В фонде Пермского партийного архива Пермского государственного архива Новейшей истории (ПермГАНИ, Ф.8055) отложился ряд документов, регулировавших вопросы комплектования архива материалами партии.

Это «Примерный перечень типовых документальных материалов партийных органов и первичных партийных организаций, с указанием сроков хранения» 1956 года, «Перечень документальных материалов партийных органов и первичных организаций, подлежащих хранению в партийных архивах» 1965 года и «Перечень документов партийных органов и первичных организаций, подлежащих сдаче в партийные архивы» 1984 года.

Перечень 1956 года должен был служить «руководством при отборе документов партийных органов и организаций на хранение и уничтожение»12. «Перечень» классифицировал современные ему материалы, основной его задачей было «упорядочить поступление документов в партийные архивы»13.

Общие положения «Перечня» рекомендуют не сдавать в архив документы, имеющие значение только для текущей работы, документы предприятий и организаций, поступившие в парторганизацию для сведения. Основные документы следует хранить в двух экземплярах - в фонде автора и в фонде вышестоящей организации, куда документ направлен для сведения. При отборе документов на уничтожение следует проявлять большую осторожность, но документы «периода подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны (1917-1922), а также документы подпольного партизанского движения и другие документы периода великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как правило, уничтожению не подлежат»14. В соответствии с «основными вопросами деятельности партийных организаций»15 перечень разделен на 7 разделов: «Руководство»; «Партийно-организационная работа»; «Идеологическая работа»; «Деятельность парторганов по руководству советскими, общественными, хозяйственными и административными учреждениями, организациями и предприятиями»; «Финансовые и административно-хозяйственные вопросы работы партийного комитета»; «Делопроизводство»; «Архив».

«Перечень документальных материалов партийных органов и первичных организаций, подлежащих хранению в партийных архивах» 1965 года был призван «способствовать созданию меньшего по объему, но полноценного по содержанию комплекса документов по истории партии и советского общества»16. Основной массив документов рекомендуется хранить в одном экземпляре. Оговаривается, что «Партийные архивы должны принимать на хранение документальные материалы преимущественно производственных первичных партийных организаций, а также крупных или ведущих учреждений науки, культуры, торговли, здравоохранения, и органов государственной власти»17. Сохраняется деление документов на разделы по основным направлениям деятельности, однако общее число наименований уменьшается. В приложении отдельно перечисляются материалы, не подлежащие хранению в партийных архивах.

«Перечень документов партийных органов и первичных организаций, подлежащих сдаче в партийные архивы» 1984 года также ставит задачу оптимизации архивного фонда КПСС и оговаривает отбор уже на уровне документов. Так, при комплектовании документов по вопросам, не рассмотренным на заседаниях руководящих органов, предлагается отобрать «лишь документы по перспективным, наиболее важным вопросам партийного, хозяйственного и культурного строительства»18. Кроме этого, оговаривается, что предпочтительнее принимать на хранение документы крупных первичных партийных организаций (более 50 человек). Впрочем, окончательное решение оставляется за райкомами и горкомами.

Важно оговорить, что упомянутые перечни носят характер методических рекомендаций, то есть фиксируют некий идеал, к которому следует стремиться, но не отражают реально существовавшую в партийных архивах ситуацию. Так, в отчетах заведующих архивом большое внимание уделялось работе с партийными организациями – источниками комплектования, регулярно встречаются жалобы на несвоевременную и неполную сдачу документов, а то и необоснованное уничтожение.

Основной массив документов, подлежащих хранению в соответствии с «Перечнями», фиксирует пресловутую руководящую роль партии в жизни общества: большую их часть составляют отчеты, справки, информации и другие документы о работе самых разных организаций, составленные в ответ на запросы и распоряжения партии.

В целях оптимизации архивного фонда КПСС из перечней исключались те или иные категории документов. На хранение не следовало принимать документы, дублирующие сведения, уже содержащиеся в других делах, либо связанные с утратившими свою актуальность сферами деятельности.

«Перечни» документов, подлежащих хранению в партийном архиве в числе прочих нормативных и методических документов19 организуют внутреннюю структуру архива как комплекса документов - исторических источников, и без понимания этой структуры полноценное исследование документов партии невозможно.

Тем временем практика обращения к партийным документам в читальном зале архива демонстрирует несколько проблем, связанных именно с необходимостью четкого представления о структуре партии, специфике партийных документов и структуре их организации в архиве.

Во-первых, в связи с появлением новых теорий и методологий исторической науки меняется тематика исследований: все чаще звучат темы истории повседневности, жизненного мира, детства, старости и другие. Ясно, что специфика партийных документов и сложившаяся структура их организации исходили из совершенно других конвенций. Это не значит, что информации о, например, повседневности советских людей в партийных документах нет, это значит, что она неочевидна.

Во-вторых, изменились сами исследователи, обращающиеся в архив. Поколения сменились, и постепенно растет доля молодых исследователей, для которых СССР – уже история. Просто в силу разницы поколений вещи, очевидные для людей более старших, для них неочевидны вовсе.

В связи с этим назрела проблема создания дополнительного, более актуального и современного научно-справочного аппарата к партийным документам. Уже существует электронная база данных «Лидеры Прикамья», содержащая краткую биографическую информацию о главах территориальных партийных организаций. Создается база данных постановлений бюро обкома КПСС с широкими возможностями поиска. Традиционный справочный аппарат – описи дел, переводится в более удобный электронный формат, все больший объем описей доступен на сайте архива.

Цель любого исторического исследования – обретение нового знания о прошлом. Интересы историка и архивиста пересекаются на этапе поиска информации, и для наибольшей его эффективности необходимо учитывать как особенности создания источника, так и особенности его существования в архиве. Партийные документы, содержащие огромный массив сведений об истории советского общества, в особенности нуждаются в комплексном и многоаспектном подходе.

___________________________
1 Блоуин Ф., Розенберг У. Споры вокруг архивов, споры вокруг источников // Статус документа: Окончательная бумажка или отчужденное свидетельство? М., 2013
2 Якушев С.В. Из истории создания партийных архивов в СССР // Вопросы истории КПСС. 1990. № 5
3 Борисова Л.В. Делопроизводственные документы советской эпохи: историография и источниковедение (20—80-е годы). // Отечественные архивы. 1994. № 2.
4 Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987. С. 310.
5 Там же, с. 319.
6 Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы: 1917-1980 гг. М., 1994.
7 Якушев С.В. Из истории создания партийных архивов в СССР // Вопросы истории КПСС. 1990. № 5
8 В.И. Ленин, КПСС и партийные архивы. М., 1989. С. 48
9 Там же. С. 61
10 Там же.
11 Там же. С. 62
12 Примерный перечень типовых документальных материалов партийных органов и первичных партийных организаций, с указанием сроков хранения. М., 1956. С. 1
13 Там же.
14 Там же. С.2.
15 Там же. С.3.
16 Перечень документальных материалов партийных органов и первичных организаций, подлежащих хранению в партийных архивах. М., 1965. С. 21
17 Там же. С. 22
18 Перечень документов партийных органов и первичных организаций, подлежащих сдаче в партийные архивы. М., 1984. С. 24
19 «Основные положения о составе документов партийных архивов областей, краев, автономных республик, институтов истории партии – филиалов ИМЛ при ЦК КПСС и правила определения архивных фондов» М., 1963; «Примерная схема единой классификации документальных материалов партийных архивов филиалов ИМЛ, крайкомов и обкомов партии в систематическом каталоге» М., 1971; «Правила работы партийных архивов обкомов, райкомов партии, институтов истории партии – филиалом ИМЛ при ЦК КПСС» М., 1980 и др.