Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

В вихре ветра, молодости исканий и страданий духа рождается новый театр

В.С. Колбас,
историк, журналист, член Союза журналистов России,
редактор газеты «Структура»
Ассоциации непрерывного гуманитарного образования «XXI век»,
председатель Пермского городского отделения ВООПИК,
отличник народного просвещения

В 1920 году А.В. Луначарский, нарком просвещения РСФСР, заметил, что театр — это область искусства, наиболее близкая народу1. И это было действительно так в конце XIX-начале XX века. Особенно возросла роль театра, который отражал настроения и соответствовал революционному порыву масс, в первые годы установления Советской власти. Это понимали и на местах, и в центре руководители РКП (б) и Советского государства, которые поставили театральное искусство (в первую очередь, самодеятельное) на службу упрочения новой власти, поддержав инициативу и энтузиазм масс.

Так, 6 января 1918 года в Перми прошёл первый спектакль, устроенный драматическим кружком профсоюза рабочих печатного дела2, который, как отмечала газета «Известия Пермского губисполкома», является «пионером в деле постановки народных спектаклей"3

В марте 1918 года в здании Александровской женской гимназии открылась серия народных спектаклей. 28 марта народный театр рабочих организаций устроил вечер художественной драмы, музыки, пения, декламации и мелодекламации. Автор корреспонденции И. П-в4 в «Известиях Пермского губисполкома» писал: «В этом вечере приняли участие солидные артистические силы, благодаря чему художественное впечатление от исполнения получилось яркое и сильное"5.

К театральному делу приобщалась и молодёжь, которая становилась инициатором многих культурных мероприятий. Например, 21 января 1918 года члены союза молодёжи деревни Качка Нижнемуллинской волости Пермского уезда устроили спектакль, поставив пьесу А.Н. Островского «Бедность не порок». На спектакль, который произвёл большое впечатление на зрителей, собралось 200–250 человек. Как писал в газете «Трудовая коммуна» неизвестный рецензент, «игра юных артистов, в первый раз выступавших на сцене, была вполне удовлетворительной, что показывает на их солидную подготовку и добросовестное отношение к делу… Отрадно было смотреть на этот молодой, начинающий жить разумной жизнью муравейник"6.

В начале 1918 года коми-пермяцкий художник П.И. Субботин-Пермяк организовал в Усолье передвижной театр (театральную мастерскую, как его называли). Делу сопутствовал громкий успех — не было отбоя от желающих играть в нём, молодёжь хлынула в мастерскую. В августе 1918 года он открыл театральную мастерскую в Кудымкаре. Спектакли показывались не только для населения Кудымкара, но и для жителей окрестных сёл — Юсьвы, Верх-Иньвы, Кувы и др. Деньги от сборов за спектакли, а стоимость билетов была пять копеек, шли на нужды самого любительского кружка, для приобретения костюмов и декораций, а также для пополнение местной библиотеки7.

Другим энтузиастом театрального дела был В.М. Верещагин8, успевший проявить свои организаторские и режиссёрские способности в 1909 – 1910 годах, когда он выступил инициатором и одним из создателей «театра мастеровых» при Очёрском заводе; в 1918 году он собрал из рабочих завода и местных жителей драматический коллектив, который совершал гастрольные поездки по Оханскому уезду9. Зрители не остались равнодушными к рабочему любительскому театру. 13 мая 1918 года районное правление конторосоюза станции Верещагино писало в своём отзыве, что оно приносит В.М. Верещагину и его товарищам «сердечную благодарность» за постановку драмы «Обездоленные"10.

Обобщая имеющиеся факты и анализируя первый опыт, съезд комиссаров народного просвещения Пермской губернии, учителей-интернационалистов и учителей, стоящих на советской платформе, который проходил в 1918 году, констатировал: «Новый советский театр создаётся самой коммуной (городом, заводом. Советом, самой массой), которая выделяет из себя режиссёров, музыкантов, актёров… Советский театр так тесно должен быть спаян с массой, что вся работа по постановке спектаклей, выбор пьес, оценка постановок, изготовление декораций и т.д. слагается из творчества местных пролетарских организаций"11. Но энтузиазм масс наталкивался на главную трудность, тормозившую развитие самодеятельного театрального творчества, — на Урале (особенно в отдалённых уездах) не хватало профессиональных театральных коллективов, которые могли бы стать школой мастерства для самодеятельных артистов. Поэтому съезд комиссаров народного просвещения Пермской губернии, учителей-интернационалистов и учителей, стоящих на советской платформе, предложил губернскому отделу народного образования приложить усилия к формированию передвижных инструкторских трупп, состоящих из трёх-четырёх лиц — режиссёра и первых персонажей12, которые стали бы инициаторами создания подлинно народных театральных коллективов в глухих углах Пермской губернии, где проходили их показательные спектакли.

Значительным явлением для Пермской губернии в 1918 году стали гастроли передвижного театра «Зелёное кольцо», организованного Пролеткультом в Петрограде.

В «Известиях Пермского губисполкома» была опубликована заметка (своего рода декларация) этого театра, в которой говорилось, что «в вихре ветра, молодости исканий и страданий духа рождается новый театр», в него придёт народ-борец, «чтобы там найти в красоте и исканиях свою новую освобождённую душу"13. Театр «Зелёное кольцо» приехал со своими декорациями и привёз четыре спектакля: «Зимний сон» М. Дреера, «Над пучиной» Энгеля, «Апостол сатаны» Б. Шоу и «Трагедия любви» Г. Бейберга14. Артисты с гастролями побывали в Перми, Мотовилихинском, Балашовском, Лысьвенском (ст. Калино) заводах, на станции Чусовая, в Губахе, Кизеле, Кушвинском заводе, Нижнем Тагиле15. Зрители и пресса хорошо отозвались о передвижном театре. В газете «Известия Пермского губисполкома» появился добрый отзыв В-а16 о спектакле М. Дреера «Зимний сон"17. Тепло приняли «Зелёное кольцо» в Кизеле, где Кизеловский исполком выразил труппе театра благодарность «за художественное исполнение данных ею… двух спектаклей"18.

Но эпизодические гастроли приезжих театров не могли решить проблемы. Дело осложнялось и тем, что все силы Советской власти были прикованы к Восточному фронту, где решалась судьба республики. Борьба с Колчаком задержала процесс становления и развития социалистической культуры на Урале. В Пермской губернии в 1918 году работали, по весьма, видимо, заниженным данным, 22 драматических кружка19. Помимо этого, на Урале действовали более 100 солдатских театров: в составе 3-й армии, в дивизиях, сражающихся на фронте с белыми войсками. Большим успехом пользовался театр политотдела 3-й армии. В его репертуар входили пьесы А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, Ф. Шиллера20. Работала при политотделе и цирковая труппа, давшая только в декабре 1919 года в госпиталях и казармах 28 представлений21.

О напряжённом труде фронтовых актёров красноречиво свидетельствует деятельность драматической труппы, в состав которой входил В.М. Верещагин. В дни колчаковщины на Урале его театр базировался в городе Орлове Вятской губернии (бывший город Халтурин Кировской области). Афиши того периода рассказывают об очень большой театральной деятельности артистов-солдат: 26 марта 1919 года — пьеса «Каторжник» Лисенко-Коныча, 13 апреля 1919 года — «Обездоленные» А. Лаврова, 27 апреля 1919 года — спектакль «Дни нашей жизни» Л.Н. Андреева, подготовленный и поставленный театром в рамках «недели просвещения». Огромный и самоотверженный труд режиссёра и актёра В.М. Верещагина был оценен: 26 марта 1919 года театральная секция гарнизонной культурно-массовой комиссии города Орлова выразила «Верещагину Василию Михайловичу… сердечную благодарность за постановку спектаклей"22. После освобождения Урала от Колчака, летом 1919 года, жизнь уральского театра, в первую очередь основанного на самодеятельных началах, заметно ожила. Пермский губком РКП (б) и отдел народного образования взяли под свой неусыпный контроль политико-воспитательные, пропагандистско-агитационные и финансовые вопросы, но не меньшего внимания требовали вопросы подготовки кадров для культурно-просветительных учреждений, расширение сети которых было невозможно без квалифицированных специалистов. Поэтому губернский отдел народного образования в ноябре 1919 года постановил выделить 230 070 рублей на организацию трёхмесячных инструкторских музыкальных курсов23, в декабре 1920 года утверждается смета на содержание инструкторских курсов рабоче-крестьянского театра24, в апреле 1920 года подотдел подготовки и подотдел искусств вынесли решение об открытии трёхмесячных курсов хороведения на 150 человек25. В этом же направлении действовали и органы большевистской партии на местах. Так, в октябре 1919 года общее собрание коммунистов Кунгурской уездной организации приняло решение направить работников на открываемые в Перми шестимесячные инструкторские курсы рабоче-крестьянского театра26.

Однако система курсов не могла полностью решить проблемы кадров. Принципиально важным Пермский губернский отдел народного образования считал организацию передвижных театров27. Шагом вперёд было решение Оханского отдела народного образования, который предлагал «каждому более или менее организованному кружку дать в качестве руководителя и инструктора одного или двух артистов-специалистов, которые руководили бы постановками спектаклей любителей и служили как бы учителями театрального искусства"28.

Такого рода задание выполнял самодеятельный режиссёр В.М. Верещагин. С труппой он был командирован по Оханскому уезду для постановки показательных спектаклей. Репертуар передвижного театра был огромный — это и «Пролетарий», и «Казнь на Гревской площади», и «Чёрные вороны», и другие пьесы. Драматическими силами при гарнизонном красноармейском клубе города Оханска В.М. Верещагин поставил пьесу А.Н. Островского «На бойком месте», имевшую успех у зрителей29.

В 1920 году в Перми работал губернский показательный театр «Политпросвет». В его репертуаре были пьесы «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Особое место в репертуаре занимал спектакль «Степан Разин» уральского поэта В.В. Каменского, который принимал участие в постановке своей пьесы30.

Театры и актёры активно привлекались к решению жизненно важных проблем, которые вставали перед Советской властью. Так, в городе Осе в апреле 1920 года в рамках «недели книги» в Зимнем театре проходил прощальный вечер артиста-режиссёра Н.А. Думова. Билеты в театр мог приобрести лишь тот, кто вместо денег приносил с собой книгу, брошюру и т.п.31 Таким необычным способом отдел народного просвещения частично ликвидировал дефицит учебников, наглядных пособий и литературы, столь необходимой для широкой сети школ и ликбезов.

Залогом успешной работы трупп, кружков и театров было создание материальной базы этих культурно-просветительных учреждений. Важными актами Пермского губернского отдела народного образования были решения от 11 декабря 1919 года, признающее «необходимым произвести точный учёт всех музыкальных инструментов"32, и решение, принятое в январе 1920 года, о необходимости создать костюмерную мастерскую для обеспечения костюмами всех театральных коллективов губернии, для чего выделялся аванс в размере 60 000 рублей33. К сожалению, каков был итог этих решений, неизвестно.

Перед театрами ставилась задача создать агитационные спектакли на злободневную политическую тему. Авторами их были, как правило, не профессиональные писатели, а рабочие, красноармейцы, учителя. Отделы народного образования размножали эти пьесы и направляли в народные дома, рабочие клубы, драматические кружки. Так, народный театр станции Верещагино в июле 1920 года поставил пьесу жителя Верещагино Запрудского «Из ада в рай», рассказывающую о борьбе с Колчаком на Урале34. Новые задачи привели к созданию новых — массовых — форм искусства. В частности, устраивались такие массовые агитационные зрелища, которые приобретали характер митингов-спектаклей. Так, 21 июня 1920 года в Перми был поставлен спектакль «Польский фронт и трудовая повинность», а в августе 1920 года — «Действо о III Интернационале"35.

О стремлении людей к искусству (в частности, к театральному), к достижениям мировой культуры, что далеко не всегда осуществлялось последовательно на практике, красноречиво свидетельствует рост драматических кружков как наиболее доступных и демократических для широких масс. Понятно, что балет и опера были более элитарны и намного ресурсозатратнее при их постановках, да и нужна была здесь на порядок выше профессиональная подготовка исполнителей, которой за один день не овладеешь. Отдел народного образования докладывал пятому Пермскому губернскому съезду Советов в декабре 1920 года, что в губернии в 1919 году было зарегистрировано 214 драматических кружков, а в 1920 — уже 240 кружков36.

Сложно шла перестройка профессионального театра. Первый советский сезон в Пермской опере открылся в 1920 году. Вначале ставились небольшие оперы. Актёров не хватало. Некоторым солистам приходилось исполнять в одном спектакле две-три роли. В оркестре не хватало скрипок, флейт. Несколько лет ушло на собирание сил солистов, музыкантов37. Коллегия губернского отдела народного образования обращалась в губисполком в ноябре 1920 года о согласовании решения о приглашении из Москвы оперных актёров на гастроли38. Придавая большое значение Пермскому городскому театру, Пермский комитет РКП (б) принял все меры к укомплектованию его артистами, музыкантами, оказывал театру и другую помощь. Переломный период наступил в жизни театра в 1924 году39, когда проделанная в предыдущие годы работа увенчалась успехом — был сформирован коллектив, началась плодотворная деятельность Пермского оперного театра, ставшего со временем известным в СССР и за рубежом как Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского.

Конечно, надо сразу оговориться, что строительство «новой» культуры осуществлялось не на пустом месте. Достаточно вспомнить о гастролях оперных и драматических трупп на пермской сцене в дореволюционные годы, о кружках интеллигенции и рабочих во многих населённых пунктах Прикамья, о подвижнической деятельности организатора народных хоров А.Д. Городцова, его соратников и последователей. Но вместе с тем необходимо помнить, что многое было утрачено в годы лихолетья революций и гражданской войны (в первую очередь, урон, нанесённый культуре, ощущался в профессиональных кадрах), поэтому зачастую приходилось начинать всё сначала. Ситуация осложнялась тем, что Советская власть, поставив искусство на службу рабочему классу, начала повсеместно и повсюду принудительно насаждать «пролетарскую» культуру, что усилило идеологическое давление на массы и отбросило их далеко от лучших достижений мировой культуры. Понадобились многие годы, чтобы восстановить (и то не полностью) баланс между «новым» и «старым» искусством. Но, как бы мы ни относились к «инновациям» Советской власти в области культуры, истина остаётся непреложной — это факт истории. И он подлежит историческому исследованию наравне с другими. В том числе и история становления советского театрального искусства, в частности, на Урале и в Пермской губернии. Ибо здесь имеются и свои потери, и немалые, если отказаться от идеологических штампов, достижения.

__________________________
1См.: Юфит А. Революция и театр. — Л., 1977. — С. 82.
2Известия Пермского губисполкома. — 1918. — 9 января. — № 2.
3Там же. — 30 марта. — № 53; Упрочение Советской власти в Пермской губернии: Док-ты и мат-лы. — Пермь, 1966. — С. 297.
4Автор не установлен.
5Известия Пермского губисполкома. — 1918. — 30 марта. — № 53; Упрочение Советской власти в Пермской губернии: Док-ты и мат-лы. — Пермь, 1966. — С. 297.
6Государственный архив Пермской области (далее — ГАПО). Ф. 484. Оп. 2. Д. 335. Л. 8.
7Власова О.М. Художник П.И. Субботин-Пермяк. — Пермь, 1990. — С. 13–15; Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР: Пермская область. — М., 1978. — С. 185; Панова В.Ф. П.И. Субботин-Пермяк: Художник коми-пермяцкого народа. — Кудымкар, 1946. — С. 14–15; Субботина И.П. Художник Субботин-Пермяк. — Пермь, 1959. — С. 30–33.
8См. переданный мною в архив личный фонд В.М. Верещагина: ГАПО. Ф. р-1658. Оп. 1.
9См.: Колбас В.С. Призванный искусством // Звезда (Пермь). — 1977. — 27 сентября; он же. Становление // Звезда (Пермь). — 1978. — 18 октября; он же. Рабочий, солдат, режиссёр // Звезда (Пермь). — 1980. — 27 марта; он же. Верный мечте своей // Знамя труда (Очёр). — 1980. — 20 сентября.
10Колбас В.С. Верный мечте своей // Знамя труда (Очёр). — 1980. — 20 сентября.
11Съезд комиссаров народного просвещения Пермской губ, учителей-интернационалистов и учителей, стоящих на советской платформе. — Пермь, 1918. — С. 18.
12Там же. — С. 19.
13Известия Пермского губисполкома. — 1918. — 19 марта. — № 44.
14Там же.
15Там же. — 1918. — 21 апреля. — № 72.
16Автор не установлен.
17Известия Пермского губисполкома. — 1918. — 23 марта. — № 48.
18Там же. — 1918. — 23 апреля. — № 73.
19Пятый Пермский губернский съезд Советов. 13—15 декабря 1920 года: Конволют. Доклад отдела народного образования. — Пермь, 1921. — С. 10 доклада.
20Культурная революция на Урале. — Свердловск, 1966. — С. 109.
21Прокопенко Л. Просматривая архивное дело // Советская эстрада и цирк. — 1977. — № 8. — С. 27.
22Колбас В.С. Верный мечте своей // Знамя труда (Очёр). — 1980. — 20 сентября.
23ГАПО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 13. Л. 282.
24Там же. Л. 345.
25Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ, ранее — ЦГА РСФСР). Ф. 2306. Оп. 15. Д. 819. Л.6.
26Пермская областная организация КПСС. 1883–1980 годы: Хроника. — Пермь, 1981. — С. 71.
27ГАПО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 13. Л. 112об.
28ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 15. Д. 478. Л.49об.
29Колбас В.С. Верный мечте своей // Знамя труда (Очёр). — 1980. — 20 сентября.
30Культурная революция на Урале. — Свердловск, 1966. — С. 114.
31ГАПО. Ф. 484. Оп. 12. Д. 16. Л. 25.
32Там же. Ф. 23. Оп. 1. Д. 13. Л. 367.
33Там же. Д. 29. Л. 63-63об.
34История Урала: В 2-х т. / Изд. 2-е. — Пермь, 1977. — Т.2. — С. 272.
35Там же; Культурная революция на Урале. — Свердловск, 1966. — С. 112.
36Пятый Пермский губернский съезд Советов. 13—15 декабря 1920 года: Конволют. Доклад отдела народного образования. — Пермь, 1921. — С. 10 доклада.
37Культурная революция на Урале. — Свердловск, 1966. — С. 121.
38ГАПО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 29. Л. 18.
39Культурная революция на Урале. — Свердловск, 1966. — С. 121. В.С. Колбас 31 октября 2007 г., г. Пермь.

Вернуться к списку