Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Государственные органы власти белого движения в Пермской губернии в годы гражданской войны

В.К. Довгяло
Пермский государственный педагогический университет;
Н.Г. Цвикилевич
Пермский филиал Московского государственного университета технологий и управления

В отечественной историографии сложилось несколько мнений, относительно характера государственной власти сибирской контрреволюции. Одни исследователи определяли эту власть как откровенно террористический режим, царство ничем не ограниченного беззакония, проявляя интерес только к фактам «белого террора» и «реакционной сущности» Белого движения. Другие — выделяли, прежде всего, её направленность на «реставрацию буржуазно-помещичьего строя» и свержение советской власти, подчеркивая восстановление дореволюционной системы права. В последние годы высказывалась характеристика «белой» Сибири как «правового государства». Нам представляется, что жесткая схема социально-классового подхода или идеализация антибольшевистского движения мало, что даст при изучении гражданской войны. В данной статье нам хотелось бы восполнить противоречивую картину создания государственных органов власти Белого движения на территории Пермской губернии.

Летом 1918 г. в ходе антибольшевистского восстания в Сибири установилась власть Временного Сибирского правительства. Свержение советской власти средства массовой информации и органы власти «возрождающейся» России трактовали как меру, необходимую для продолжения демократических преобразований начатых Февральской революцией и прерванных в октябре 1917 г. Утверждение народовластия, обеспечение прав и свобод граждан провозглашались главной задачей власти, пришедшей на смену Советам (Гинс Г.К. Последние дни жизни А.В. Колчака. — М., 1991. - С.22).

25 июля 1918 г. в Екатеринбурге было создано Временное областное правительство Урала, отказавшееся от учреждения военного министерства и передавшее функции организации армии Сибирскому правительству. Временное правительство Урала оказалось между претендовавшим на общегосударственную власть Комучем и Временным Сибирским правительством, испытывая претензии с обеих сторон — предпочтение было отдано последнему. На Урале, по мнению В.В. Журавлева, ощущалось сильное влияние сибиряков, «ходили» их денежные знаки, а вооруженные формирования подчинялись командованию Сибирской армии. Правительство Урала и Сибири пошли на компромисс и сформировали в сентябре 1918 г. Директорию, правительство, которое объединило антибольшевистские силы на востоке страны.

По мере занятия Пермской губернии войсками Сибирской армии, её территории входили в состав государственного образования руководимого Временным Всероссийским правительством А.В. Колчака. Была создана разветвленная система государственных органов, армия и милиция. Были восстановлены губернии и земства, которые действовали на основании Положения о земских учреждениях принятом ещё Временным правительством в мае 1917 г. В указанное Положение были внесены некоторые изменения вызванные военной обстановкой.

Неотъемлемым атрибутом белой государственности на территории Пермской губернии стала символика: государственный флаг, герб и знаки отличия. Основная функция символики «белой» Сибири, как и у других государств, заключалась в том, чтобы представлять, обозначать и пропагандировать данное государство. Флаг представлял собою сочетание двух цветов: белого и зеленого. Белый цвет означал снега Сибирские, зеленый — Сибирскую тайгу (Лившиц С. Г. К истории Западно-Сибирского комиссариата. // Вопросы истории СССР. — Барнаул. — 1974. — С.71). В целом, цветовая символика сибирского флага использовалась достаточно широко: бело-зелеными были боевые знамена воинских частей, а также кокарды, шевроны и знаки различия военнослужащих Сибирской армии и сотрудников правоохранительных органов.

Восстановленные органы управления руководствовались законодательными актами Временного правительства Керенского, Временного Сибирского правительства (г. Омск), Уральского областного правительства (г. Екатеринбург). Так, в публикациях уральских историков О.А. Васьковского и А.Т. Тертышного отмечается, что реставрация дореволюционных порядков при Временном областном правительстве Урала шла исподволь (Васьковский О.А., Тертышный А.Т. В.И. Ленин и проблема банкротства мелкобуржуазных партий на Урале в период гражданской войны // Историография истории Урала переходного периода, 1917 — 1937 гг. — Свердловск, 1984. — С. 55–56). Правительство пыталось вернуться к законодательной основе и политическим планам Временного правительства Керенского. Вышеуказанные правительства в основу своего гражданского законодательства положили право дореволюционной России, но многие нормы правители просто не успевали разработать и принять, так как власть переходила из рук в руки.

Порядок взаимоотношений между Сибирским и Уральским правительством регулировался положением, разработанным Сибирским правительством. После вхождения областного правительства Урала во Временное Всероссийское правительство, на территории освобожденных уездов губернии стали действовать законы Сибирского правительства, в том числе и в правоохранительной сфере. Так, «Временные правила о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» предоставляли неограниченные права командирам корпусов и дивизий в области охраны государственного порядка и общественной безопасности, издании приказов необходимых для обеспечения общественного порядка (Капцугович И.С. Прикамье в огне гражданской войны. — Пермь, 1969. — С.82). Нельзя не согласиться с философом Н.А. Бердяевым, который считал, что принципы демократии не пригодны для революционной эпохи, и только диктатура может остановить хаос и анархию (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. — С. 113). Жесткая власть, по его мнению, являлась спасением от бессилия либерально-демократической власти.

Для координации губернских и уездных органов управления, приказом адмирала Колчака от 15 декабря 1918 г., была введена должность Главного начальника Уральского края, на которую был назначен С.С. Постников (ГАПО. Ф.Р-746. Оп.2. Д.2. Л.2).

Территории уездов Пермской губернии, ранее занятые войсками А.В. Колчака, временно включались в состав других губерний и находились под управлением местной администрации или напрямую управлялись уполномоченными Сибирского правительства до восстановления Пермских губернских органов управления (ГАПО. Ф.Р-746. Оп.2. Д.1. Л.32). В губернии действовали одновременно учреждения гражданской и военной власти, так как линия фронта проходила в непосредственной близости от г. Перми. Представителем военной власти был назначен уполномоченный командующего Сибирской армии по охране государственного порядка и общественного спокойствия генерал-майор Домонтович (ГАПО. Ф.Р-746. Оп.2. Д.11. Л.3). В каждом уезде назначались уполномоченные, в городах — коменданты. В отдаленных от центра местностях представители военных властей исполняли и функции гражданской власти, что объяснялось слабостью последней. Пермским губернским комиссаром (позже управляющим) был назначен Н.П. Чистосердов, его помощником — действительный статский советник М.В. Кукаретин, утвержденный на постоянной основе с 29 февраля 1919 г. (ГАПО. Ф.Р-746. Оп.2. Д.11. Л.62). В подчинении управляющего губернией Н.П. Чистосердова состояли губернские органы управления, уездные управляющие. Он контролировал восстановление и деятельность уездных учреждений, городского и земского самоуправления, правоохранительных органов.

Органы местного самоуправления профинансировали создание правоохранительных органов Пермской губернии. Организация милиции осуществлялась в соответствии с Временным положением о милиции от 17 апреля 1917 г. — законодательные акты Сибирского правительства в этой сфере были неизвестны, а царской России — не соответствовали моменту времени. Поддержанием порядка и борьбой с преступностью занимались не только правоохранительные органы, но также подразделения контр¬разведки и воинские формирования.

Военные власти в прифронтовых районах наделялись широкими полномочиями, т.е. по своему усмотрению, лишь ставя в известность гражданские власти, объявлять любую местность на военном положении, что существенно ограничивало права личности и свободу печати. При этом милиция временно переходила из ведения земств и городов в ведение военных властей. Усиление диктатуры А.В. Колчака потребовало переход милиции под контроль правительства, что означало не только отказ от идеи муниципальной милиции, но существенно ослабляло позиции местного самоуправления — важного элемента народовластия.

В ходе государственного строительства в Пермской губернии были восстановлены дореволюционные судебные учреждения, действовавшие на основании судебных уставов царского и Временного правительства. Параллельно сложилась чрезвычайная, военно-полевая система судопроизводства и военно-следственные комиссии, которые занимались расследованием принадлежности граждан к «большевизму» и советской власти. Вводились внесудебные аресты к лицам подозреваемым в совершении государственных преступлений, что способствовало беззаконию со стороны военных и милиции. Что означает диктатура военной власти на местах, отмечал в своей записке С.С. Постников: «Незакономерность действий, расправа без суда, порка даже женщин, смерть арестованных „при побеге“, аресты по доносам, передача гражданских дел военным властям, преследование по кляузам и проискам, когда это проявляется на гражданском населении — начальник края может только быть свидетелем происходящего» (Гинс Г.К. Последние дни жизни А.В. Колчака. — М., 1991. — С.34).

Применение порок, зверские убийства сторонников большевиков наводили ужас на население губернии и принижали идейную сторону Белого движения, нравственные ориентиры. Идеи воссоздания крепкой государственности, законности и правопорядка диктатура Колчака претворяла жесткими методами террора. Террор, который белые предполагали направлять только против сторонников большевиков, теперь не гарантировал жизнь простым гражданам, так как открытое насилие стало служить средством удержания власти.

Все приоритеты отдавались вооруженной борьбе, поэтому с самого начала принципом Белого движения стало «непредрешение» политических, экономических, социальных и других вопросов государственного устройства и внутренней жизни России до «окончательной победы над большевизмом». Сознательная отсрочка разработки основательной всесторонней программы была обусловлена, как остротой положения на фронтах гражданской войны и неустойчивостью режима, так и просто отсутствием достаточного для этого времени.

Поставив перед собой единственную военную цель, «сломить Красную Армию», Колчак не собирался проводить реформу экономической или правоохранительной системы. Проводились в жизнь лишь те законы, которые нужны были системе в настоящий момент для их эффективной работы. В то же время он говорил: «Если бы вы вместо ваших законов, расстреляли бы пять-шесть мерзавцев из милиции или пару-другую спекулянтов, это нам помогло бы больше» (См.: Гинс Г.К. Последние дни жизни А.В. Колчака. — М., 1991. — С.26, 27).

Недостатки и слабость именно местного самоуправления и правоохранительных органов, непредрешенность политических и экономических вопросов стали одной из причин развала «белого» тыла. При быстрых перемещениях фронта и его неустойчивости, восстановление административных структур, особенно в районах переживших не одну смену власти, было крайне затруднено. Не смотря на активную нормотворческую деятельность правительства А.В. Колчака направленную на государственное строительство и урегулирование взаимоотношения властей, законодательные акты были противоречивы и непоследовательны. В тоже время законодательную систему отличала четкая логика, суть которой заключалась в защите интересов правящего режима. Основным методом управления становилось государственное принуждение.

Стихия гражданской войны исключала для правительства А.В. Колчака возможность основательной проработки и реализации экономических планов и программ, которые могли уменьшить напряженность в обществе. Тем не мене следует признать, что политика правительства неизбежно обращалась к поиску наиболее действенных, эффективных путей стимулирования сельского хозяйства, промышленности, транспорта и торговли, правоохранительной сферы, к обеспечению и расширению социальной опоры власти.

Вернуться к списку