Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Духовенство Пермской епархии в годы Гражданской войны

Агафонов П.Н.

Начало большевистского террора обычно связывается с 7 декабря 1917 г., когда была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем во главе с Ф.Э. Дзержинским.

«Врагами революции» объявлялись все слои общества, все политические партии, большинство крестьян и часть рабочего класса, православные епископы и священники, диаконы и монахи, церковные старосты и регенты церковных хоров. Советы видели в Церкви своего врага, так как она не только не разделяла их идеологию, но и открыто противостояла ей.

В Рождественском послании 1917 года епископ Андроник (Никольский), обращаясь к духовенству епархии, писал: «Удалившись от Бога, народ одичал и озлобился, а враг ослепил всех и подъустил восстать друг на друга. Помогите всем придти в рассудок и опомниться: ведь мы теперь не только на краю погибели, но уже погибаем, ибо земля наша почти опустошена нами же самими…»

Владыка Андроник в начале 1918 г. удалил с прихода священника с. Алтыновское Красноуфимского уезда Г. Гребенщикова «в заштат» за признание Октябрьской революции; в поддержку переворота активно выступал и Осинский священник Василий Максимов. В анкетах 1922 — 1923 гг. духовенство епархии разделилось на три группы: две небольших или приняли Октябрьскую революцию, либо её не приняли; третья, основная, отнеслась к событиям октября 1917 года безразлично, по крайней мере, внешне. Замечу, что высшие иерархи Церкви не поддержали рухнувшее самодержавие, за исключением нескольких провинциальных архиереев, в их числе и Пермский епископ Андроник (Никольский).

20 января (2 февраля) 1918 г. был обнародован декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви; его подписали председатель СНК В.И. Ленин, наркомы Н. Подвойский, В. Алгасов, В. Трутовский, А. Шлихтер, П. Прошьян, В. Менжинский, А. Шляпников, Г. Петровский.

С приходом к власти большевиков произошло изменение правового статуса и экономической базы Русской Православной Церкви, резкое сужение сферы религиозного влияния, минимизирование масштабов деятельности; значительные перемены произошли в социальном составе прихожан. Примерно на пять лет, до нового религиозного подъема, Церковь оказалась не только в своеобразной изоляции от народных масс, но и испытывала явно враждебное отношение богоборческого государства.

В начале 1918 года в Соликамске группа солдат-дезертиров, увидев проходящего священника, облила его кипящей смолой; имя случайной жертвы до сих пор не установлено.

Начался кровавый калейдоскоп Гражданской войны, деморализовавший значительную часть пермского духовенства, когда в Пермской епархии физически было уничтожено не менее 140 лиц духовного звания.

Спасаясь от террора, в Сибирь с отступающими войсками армии А.В. Колчака, вольно или «по приказу белых банд», эвакуировались: священники братья Алебастровы Василий1 и Николай2, Константин Андреев3, братия Фаворской Спасо-Преображенской обители и монах Андрей (Лушников), вскоре взявший в руки оружие; протоиерей Дмитрий Аникиев4, священник Алексий Виноградов, увезший антиминс из храма, игумены Белогорской обители Серафим (Кузнецов) и Антоний (Арапов), иеромонах уже упомянутой Фаворской пустыни Гермоген (Лопасов)5.

По весьма приблизительным подсчетам, Пермскую епархию покинули с отступавшими войсками Александра IV (А.В. Колчака — А.П.) не менее 300 священноцерковнослужителей, некоторые из них с семьями, большая часть из которых добралась только до Екатеринбурга, Ирбита, Челябинска, Тюмени.

В клировых ведомостях Осинского уезда сохранилась следующая запись о том, что «во время… войны из прихода удалились и по сие время не возвратились: настоятель Константин Соловьев. Местонахождение неизвестно. Священник на штате диакона Симеон Кузнецов выбыл из прихода… со всей семьей. Жительствует в селе Ново-Архангельском Тобольской губернии. Псаломщик Тихон Абрамов выбыл из прихода в июне 1919 года со своей семьей. Местожительство неизвестно. Церковный староста Григорий Кутуков также выбыл из прихода. Штатный священник Рождество-Богородицкой церкви села Богородского уезда Андрей Попов с семейством своим выбыл с белыми уже два года»6.

Бежали не только священноцерковнослужители, но и бывшие полицейские, учителя, врачи; в Кунгуре летом 1919 года их не осталось ни одного.

14 февраля 1919 года состоялось епархиальное совещание под председательством епископа Бориса, на котором было принято решение собрать все данные о жертвах террора среди духовенства. Специальная комиссия установила, что за время красного террора в Пермской епархии погибло: 3 епископа, 10 протоиереев, 44 священника, б диаконов, 4 псаломщика, 44 монашествующих; в Казанской епархии за несколько месяцев 1918 года погибло 32 представителя духовенства.

Первую литургию в Перми преосвященный Борис совершил в Спасо-Преображенском кафедральном соборе 15 февраля; высокого роста, худощавый, совершал службу истово, отчетливо и громко. В своем первом обращении к пермской пастве владыка заявил, что «спасти Отечество может только Церковь».

19 февраля владыка Борис, представители Союза приходских советов, многочисленное духовенство в кафедральном соборе в белых пасхальных ризах устроили торжественную встречу прибывшему в Пермь адмиралу А.В. Колчаку.

По инициативе владыки Бориса уже 25 февраля 1919 г. был созван съезд-совещание, проходивший в зале Братства св. Стефана и св. его преемников, собравший 53 участника, среди которых 4 архимандрита, священники, диаконы, псаломщики, монахини. Председателем совещания был о. М. Смородинцев. Ещё до съезда Временным Епархиальным Советом было принято решение о выплате единовременного пособия сиротам и вдовам погибших во время «красного террора» в размере 700 рублей на семью. Пособия выплачивались из Епархиальной похоронной кассы, её удалось сохранить священнику Петро-Павловского собора В. Цветову, несмотря на то, что при уплотнении к нему подселили большевиков из «чрезвычайки». В феврале была образована комиссия по восстановлению епархиального училища в составе протоиереев И. Измайловича и П. Неверова, Л.В. Первушиной, В.А. Зеленецкого и эконома.

В марте 1919 г. преосвященный побывал в Белогорском монастыре. Была возобновлена работа библиотеки Братства св. Стефана; восстановлен архиерейский хор под управлением И. Говязина.

3 апреля епископ Борис совершил пассию в Петро-Павловском соборе, через неделю в Вознесенском храме, молящиеся приглашались с зажженными свечами. С проповедями выступал известный духовный оратор Н. Знамировский, инспектор Пермской духовной семинарии.

Возобновились учебные занятия в духовной семинарии, председателем правления, временно исполняющим обязанности ректора был преподаватель А. Рыбаков, членами правления — и.о. инспектора Н.И. Колосов, преподаватель Д. Плетнев, секретарь А. Некрасов.

8 апреля возобновил свою деятельность Союз Приходских Советов, созданный архиепископом Андроником.

По распоряжению епископа Бориса лица из духовенства, не получившие законченного образования в духовной школе, сдавали экзамены специально созданной комиссии. Были организованы краткосрочные Пастырско-Богословские курсы. В конце апреля 1919 г. владыка Борис преобразовал Союз Приходских Советов в Общественный Союз, которым руководил Епархиальный совет во главе с архиереем; председателем Епархиального совета был избран протоиерей А. Сергеев.

Владыка Борис пожертвовал 200 рублей на Красный крест и на лазарет им. Н. Пепеляевой, жены генерала А. Пепеляева.

Начиная с 7 июня в течение нескольких дней торжественно отмечалось 100-летие Спасо-Преображенского кафедрального собора. По предложению протоиерея В. Морозова почетными членами Братства св. Стефана Пермского избраны епископ Борис и генерал А.Н. Пепеляев.

В сентябре 1919 года в Омске начальник штаба Верховного главнокомандующего России генерал-лейтенант М. Дитерихс утвердил «Положение о дружинах Святого Креста», каждая из которых представляла собой одновременно воинскую часть и религиозное братство; эти формирования оказывали наиболее упорное сопротивление частям Красной армии. В Пермский епархиальный Совет пришло письмо из канцелярии главного епископа армии и флота пришло письмо о назначении священника завода Добрянки Иоанна Гусева исполняющим обязанности священника 10-го кавалерийского полка 7-й Сибирской дивизии7.

К этому времени в Сибири собралось около 5.000 представителей православного духовенства, из Уфы переехало в Томск Высшее Церковное Управление, созданное по инициативе епископа Андрея (Ухтомского) и вскоре реорганизованное.

Для участия в хиротонии архимандрита Варлаама (Новгородского) в епископа Соликамского Пермский владыка Борис (Шипулин) 12 июня 1919 г. выехал в Омск, где вскоре был назначен «епископом армии и флота»; в Иркутске ему был выдан пропуск в местную ЧК, как «посреднику» между духовенством и властью8.

Епископ был арестован в Уфе 19 октября 1922 г. и доставлен в Пермь, где 18—19 января 1923 г. состоялся суд, на котором владыку обвинили в том, что он вел «устную и письменную агитацию среди духовенства, призывал широкие массы трудящихся на борьбу с рабоче-крестьянским правительством, сознательно подрывал в глазах масс авторитет и достоинство советской власти, морально и материально поддерживал правительство А.В. Колчака». К «несомненному монархисту и контрреволюционеру» гособвинитель потребовал применить «высшую меру социальной справедливости». В итоге приговорили к 7 годам строгой изоляции, с учетом предыдущих амнистий срок был сокращен до 2 лет с учетом предварительного заключения9.

В первой половине 1919 г. в Перми состоялся съезд старообрядцев, который обратился к А. Колчаку с призывом: «Да поможет Вам Всевышний на избранном Вами тернистом пути донести святое бремя до сердца России — Москвы, и очистить святыню русскую от коммунистической мерзости». Старообрядцы пытались организовать «Христианский союз молодежи Урала», который в свою очередь должен был стать резервом дружин «Святого Креста».

Преданный своими соратниками и представителями союзников, в последнем акте драмы его отважно защищали 12–13 мальчишки, Александр Васильевич Колчак был расстрелян. Духовенство всех конфессий, на помощь которого он так рассчитывал, само потерявшее в этот исторический момент поддержку народа, реальной силой Белого движения стать не смогло.

__________________________
1Служил в с. Горы Комаровской вол. Осинского у. в 1923 г. Родился 19 ноября 1867 г. в Оханске, окончил 4-х классное училище, народный учитель. Служил 10 лет псаломщиком, 18 лет священником при Осинском Успенском соборе. Подвергался аресту, взят на поруки коммунистами. Считал, что священники должны быть независимы от приходского совета, приветствовал переход церковной власти в руки белого духовенства. Поминал ВЦУ за богослужением, согласно распоряжению ЕУ от 18 октября 1922 г. № 355.
2Служил в с. Никольское Оханского у. в 1923 г. Родился в 1866 г. в Оханске. Октябрьский переворот встретил сочувственно, с «делом Патриарха Тихона» не знаком, не принадлежал ни к одному из течений. Главными проблемами церковной реформы считал введение дисциплины в приходской жизни и преодоление раскола. Писал управлявшему епархией епископу Чебоксарскому Борису (Шипулину) 11 марта 1919 года: «скрылся от большевиков с места моей службы в с. Кадилово, оставив дома всю семью из 8 человек и до настоящего времени проживаю в Перми». В 1930-х годах служил в Осинском храме Казанской иконы Божьей Матери. Расстрелян в 1937 г.
3Служил в храме с. Березовка, закрыт в 1936 г. Родился в Вольске Саратовской губ. В 1912—1916 гг. служил в храме с Золотые Промыслы Пермского уезда. В 1919 г. эвакуировался с Белой армией, священник в санитарных частях. В 1926 г. вернулся в Пермь, в 1928—1930 гг. служил в Богоявленской ц. Соликамска. Арестован и приговорен к 5 годам ИТЛ, освобожден в 1933 г. за ударную работу. В 1941 г. работал бухгалтером, в 1944 г. судимость была снята.
4Родился 30 января 1860 г. в с. Балинское Шадринского у., окончил Пермскую семинарию, 4 года преподавал в дух. уч-ще. Осуждал церковный раскол. Служил в 1923—1930 гг. в Покровской ц. с. Бахарево.
5Григорий Данилович родился в Пензенской губ. В 1874 г.; после службы в армии поступил в Тихонову пустынь под Калугой. В 1911 — 1913 гг. — регент в монастыре г. Сарапула. Перевелся по прошению в Фаворскую Спасо-Преображенскую обитель, где вскоре был рукоположен в иеродиакона. Эвакуировался вместе с братией до Екатеринбурга. Зиму 1918—1919 гг. прожил в Даниловском м-ре около г. Шадринска, арестован в Невьянске и отпущен на поруки. В Троицком Верхне-Удинском м-ре прожил более года. Из-за развернувшегося в Сибири обновленческого движения вернулся в Елово в 1922 г. Позднее служил священником в Осе в соборе. Арестован в конце мая 1932 г., приговорен к 3 годам ссылки. Арестован 12 ноября 1938 г.; обвинен в руководстве «к-р фашистсткой повстанческой организацией церковников» при Рождество-Богородицком храме с. Беляево Осинского уезда. 14 марта расстрелян по решению «тройки».
6ГАПО. Ф. 463. Оп. 1. Д. 38. л. 3, 84об.
7ГАПО. Ф. 664. Оп. 1. Д. 26. Л. 19.
8Владимир Шипулин родился в семье крестьянина Вологодской губ. в 1874 г. В 1900 г. окончил Московскую дух. академию, был её ректором в 1909 — 1912 гг. В сан епископа Винницкого возведен в июне 1912 г., через три года назначен епископом Чебоксарским. Участник Поместного Собора. С 14 по 22 июня 1918 г. по поручению м-та Казанского Иакова (Пятницкого) был председателем Епархиального Собрания. В Сибири владыка Борис был назначен епископом Киренским, викарием Иркутским, участником Сибирского Собора архиереев Всероссийской Православной Церкви 1918 г. В декабре 1918 г. Сибирское ВВЦУ назначило епископа Бориса управляющим Пермской епархией, куда он выехал 30 декабря через Томск, Омск, Екатеринбург. В 1921 г. епископ Борис был назначен на Уфимскую кафедру. Изъятие церковных ценностей для помощи голодающим в Уфе прошло без сопротивления со стороны духовенства, преосвященный Борис опубликовал в газете «Власть труда» соответствующее воззвание к пастве и духовенству епархии. В 1924 — 1927 гг. епископ Борис жил в административной ссылке в Харькове, временно управлял Подольской епархией. Возведен в сан архиепископа и назначен в Тулу. В октябре 1927 г. выслан на Соловки. До 1934 г. епархией не управлял. Назначен в Тобольск в 1934 г., но в управление не вступил. В начале 1936 г. владыка назначен в Олонецкую епархию, но вскоре отказался от этого назначения. В конце февраля 1936 г. владыка занял Ташкентскую кафедру. В июле 1937 г. он был арестован за создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации», ставившей своей целью активную борьбу с советской властью, свержение существующего строя и возврат к капитализму. Владыка Борис был приговорен ОСО к расстрелу, место его захоронения неизвестно. Протопресвитер М. Польский, сам узник Соловков с 1924 г., сообщает, что епископ расстрелян около 1938 г.
9Судебный процесс епископа Бориса. Звезда. 21 января. 1923 г.

Вернуться к списку