Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Е. В. Нолев
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии
Сибирского отделения Российской академии наук

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ТЫЛА В ВОСПОМИНАНИЯХ
«ДЕТЕЙ ВОЙНЫ» БАРГУЗИНСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Аннотация. В статье представлена попытка реконструкции повседневной жизни Баргузинского аймака Бурят-Монгольской АССР в годы Великой Отечественной войны на основе анализа воспоминаний «детей войны»..

Ключевые слова. Великая Отечественная война, «дети войны», Бурятия, Баргузинский район (аймак), история памяти, коммеморация.


В 2020 г., в канун празднования 75-летия Великой Победы, на площади Славы в г. Улан-Удэ – столице Республики Бурятия был установлен памятник труженикам тыла и «детям войны» – работа скульптора Алексея Чебоненко и творческого коллектива Студии военных художников имени М. Б. Грекова из Москвы (рис. 1). Памятник был изготовлен в рамках реализации соглашения Министерства строительства Республики Бурятия и Администрации г. Улан-Удэ. В бронзовых образах, запечатлевших трудовой подвиг народа, его стойкость, мужество и самоотверженность, представлена попытка показать ключевые направления напряженной работы в Бурят-Монгольской АССР в годы войны. Мужчина и подросток изготавливают винт самолета. В этой части скульптурной экспозиции, наряду с демонстрацией значения вклада промышленности Бурятии в Великую Победу, детально отражена роль построенного в предвоенные годы Улан-Удэнского авиационного завода, занявшего одно из ведущих мест в военной промышленности Восточной Сибири [1. С. 187]. Женщина с деревянными граблями олицетворяет крестьянский подвиг, а также существенные кадровые перемены в сельском хозяйстве, обусловленные уходом мужчин на фронт: «Женщины часто становились председателями колхозов, руководили бригадами и звеньями. По сравнению с 1940 г., их доля среди бригадиров-растениеводов выросла с 3,5 до 40,5 %, в числе бригадиров-животноводов – с 12,3 до 56,7 %, бухгалтеров и счетоводов – с 7,8 до 55,2 %» [1. С. 195]. Девочка, стоящая рядом с женщиной, одной рукой сжимает сноп ржи, другой гладит овцу – символ того, как значительно возросла роль детей в сельском хозяйстве, притом что основные заботы о домашнем хозяйстве легли именно на детские плечи. В основании стелы, расположенной в центре композиции, изображен элемент герба Бурят-Монгольской АССР, ее венчает знамя Победы с орденом Отечественной войны. В центре стелы установлена мемориальная доска с надписью «Памятник труженикам тыла и детям войны».

Тематически схожий памятник, посвященный «детям войны», под названием «Живем и помним» в это же время был установлен в поселке Усть-Баргузин Баргузинского района Республики Бурятия (рис. 2). Инициатива Баргузинского районного отделения общественной организации «Дети войны» была поддержана депутатом Народного Хурала Республики Бурятия И. Н. Зубаревым, администрацией МО «Баргузинский район», администрацией ГП «Поселок Усть-Баргузин». Скульптурная композиция художников Евгения Болсобоева и Владимира Иванова изображает совершенно озябших мальчика и девочку. Недвижимая статуя фиксирует их стремление спастись от холода, сильнее укутавшись в зимнюю одежду. Между тем санки с дровами за их спиной открывают назначение их важной зимней миссии – в условиях суровой сибирской зимы, будучи ограниченными в запасах дров из-за мобилизации мужчин на фронт, жизненно необходимое топливо для обогрева жилых помещений и предприятий часто обеспечивалось при помощи детского труда. К постаменту прикреплена мемориальная доска с надписью «Детям войны посвящается. Живем и помним. К 75-летию Великой Победы».

Стоит отметить, что увековечение «детей войны» в монументальном художественном творчестве становится «общим местом» коллективной памяти во многих городах нашей страны и государств СНГ: Красноярск – 2005 г., Глухов (Украина) – 2007 г., Могилев (Белоруссия) – 2009 г., Витебск (Белоруссия) – 2011 г., Оренбург – 2013 г., Старый Оскол – 2014 г., Санкт-Петербург – 2015 г., Ульяновск – 2015 г., Ростов-на-Дону – 2016 г., Ртищево – 2016 г. и т. д.

Подобного рода «коммеморация в камне», с одной стороны, является отражением и следствием более глубинных процессов актуализации и осмысления памяти о «детях войны», признании испытаний, выпавших на их долю, и их роли в достижении Победы на общественном и государственном уровнях. С другой стороны, М. К. Чуркин в отношении скульптурной сакрализации памяти приводит не бесспорное, но в то же время небезынтересное суждение Д. Янга: «Как только мы заключаем память в монументальные формы, мы в определенной степени снимаем с себя обязанность помнить…» [2. С. 86]. В данном контексте «человеческое измерение истории» или «живая история» военных лет, противопоставляемые конвенциональным «местам памяти», предполагающим в большей степени почитание памяти, нежели осмысление, раскрываются в исследовании воспоминаний «детей войны».

Как отмечает Е. Ф. Кринко: «Изучение военного детства в советской историографии находилось под сильным влиянием идеологии, что выразилось в выборе исследовательских приоритетов, самих способах интерпретации событий войны, использовании соответствующей источниковой базы и научной терминологии. Главное внимание уделялось, в первую очередь, героизму и патриотизму детей и подростков на фронте и в тылу» [3. С. 25]. В настоящее время историческое наследие «детей войны», заключающееся главным образом в сохранении памяти и рефлексии событий военных лет на фронте и в тылу, становится предметом исследования источниковедения, истории повседневности, политики памяти «memory studies», психологии и других отраслей гуманитарного знания.

Воспоминания «детей войны», представляя собой эго-источник, в последнее время привлекают большой интерес со стороны исследователей, обусловленный следующими обстоятельствами. Во-первых, слабой исследованностью темы при ее высоком гносеологическом потенциале в контексте изучения повседневности военного тыла. Во-вторых, уникальностью сведений, позволяющих рассмотреть историю военного тыла в ее человеческом измерении в сопоставлении с данными официальных источников и исследований о подвигах тыла. «Воспоминания детей военной поры позволяют увидеть живую картину прошлого – тяжелейшей войны, горя и страданий, нужды, недоедания, недосыпания, и в то же время ощутить сопричастность к великому подвигу народов всей страны… Увидеть войну глазами детей – это значит увидеть микроскопические формы бытия, накопить множество фактов истории повседневности суровых военных лет». [4. С. 69]. В-третьих, ускользающей возможностью зафиксировать воспоминания детей военного времени, которых с каждым годом, к сожалению, становится все меньше. Специфика изучения воспоминаний «детей войны» связана и с тем, что в результате общественной инициативы рефлексии социальной памяти о войне появляется ряд уникальных публикаций интервью и воспоминаний в газетах, журналах, сборниках статей, которые больше относятся к краеведению и еще слабо проанализированы с позиции современной исторической науки. При этом, как справедливо отмечают С. А. Хубулова и Э. В. Хубулова, воспоминания «детей войны», во-первых, дополняют имеющиеся документальные источники, во-вторых, являются способом проверить, сопоставить и проанализировать официальную версию истории военных лет [5. С. 36].

24 января 2017 г. на очередном заседании правления Баргузинского районного отделения организации «Дети войны» председатель отделения Г. В. Щебляков выступил с обращением к ветеранам – «детям войны» с предложением рассказать о своих воспоминаниях военного лихолетья и мирного строительства с последующей публикацией книги о детях военного времени «Помним, пока живы» [6, С. 8]. В течение четырех лет воспоминания «детей войны» аккумулировались и обрабатывались сотрудниками Совета ветеранов, Баргузинской районной библиотеки, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, публиковались на страницах газеты «Баргузинская правда». На сегодня отредактировано и подготовлено к публикации более 250 воспоминаний и биографических очерков. Отдельные выдержки из указанных воспоминаний будут впервые представлены в данном исследовании.

Воспоминания «детей войны» Баргузинского района позволяют раскрыть многие аспекты повседневности: самоотверженный труд школьников и подростков в сельском хозяйстве и рыбной отрасли; ситуация крайней нужды в условиях ограниченности ресурсов; образование и социальная защита в годы войны; психологическая атмосфера (постоянный стресс, ожидание или переживание тяжелых известий с фронта и всеобщая устремленность к Победе); ценности военных лет (труд, ответственность, взаимовыручка и патриотизм); феномен детства в условиях военного времени. Баргузинское районное отделение общественной организации «Дети войны» включает как уроженцев Баргузинской долины, так и людей, переехавших в Баргузинский район в более зрелом возрасте, запечатлевших в своих детских воспоминаниях реальность военных лет, наблюдаемую в различных уголках государства. Эта специфика позволяет восстановить локальные особенности военного тыла Баргузинского аймака Бурят-Монгольской АССР, в том числе в сравнении с другими регионами нашей Родины.

Ярким переживанием детства для многих стало начало войны. По воспоминаниям В. В. Поповой (1928 г. р.): «<…> Весть о страшной войне мгновенно разнеслась по селу. Многие плакали, к вечеру всех собрали у сельсовета, отобрали хороших коней, записывали людей на фронт. Отец в первый день ушел на фронт. Остались в колхозе женщины, дети да старики. Работали не покладая рук. Осенью сели за парты, тетрадей не было – писали на старых книгах <…>». Новая неожиданная взрослая реальность отчетливо зафиксирована в воспоминаниях Д. Э. Очировой (1938 г. р.): «<…> Среднюю школу закончить не успела – началась война. Детство осталось где-то далеко, нужно приспосабливаться к новой жизни, к новым условиям. Тыл был вторым фронтом, где и порядок держался по законам военного времени, и трудились из последних сил. Голода, холода хватало, дети взрослели быстро, поэтому и доверяли им ответственные работы <…>».

Одной из наиболее распространенных и страшных тем в воспоминаниях «детей войны» является голод. По воспоминаниям В. Г. Кокорина (1932 г. р.), в войну голодали, ели сечку, что заваривали коням, мороженую картошку и рубили мясо павших коней и коров. Из воспоминаний Г. Г. Очировой (1941 г. р.): «<…> Помню, мой дедушка жарил на углях овес – мы ели этот овес горячим, потом во рту становилось больно. Вместо чая собирали листья и их заваривали. Помнится, зимой моя мама и наши соседки ездили на быке в Баянгол, на колхозном поле за Баянголом они собирали мерзлый картофель. Дедушка из них стряпал калачи, добавив немного помола туда, мы называли их «халашка», было очень вкусно <…>». Упоминаемые лепешки из мерзлого картофеля часто мелькают в воспоминаниях и интервью «детей войны» Баргузинского района, так, Г. А. Балуева (1943 г. р.) отмечает, что эти лепешки, которыми люди питались и в послевоенное время, казались ей вкусными, «<…> а мальчишки, которые выживали на них, в конце концов, испортили желудки и умирали в самом расцвете сил от болезней <…>». По воспоминаниям А. А. Башарова (1932 г. р.): «<…> Жизнь была трудная, не хватало хлеба, картошки. Мы, дети, ухитрялись собирать колоски, оставшиеся после уборки урожая. Когда эти колоски приносили домой – шелушили зерно, сушили, и мама перетирала его в ступке в муку. Из нее варили похлебку. Если была возможность, собирали в поле мороженую картошку, которую пекли в печке на углях <…>».

Детали повседневности, не запечатленные на страницах официальных хроник, всемерно раскрываются в воспоминаниях «детей войны», красочно иллюстрируя реальность быта в тылу. Из воспоминаний Е. М. Баранцевой (1937 г. р.): «<…> Помню, у нас было болото или озеро. Там был такой порошок стиральный. Мама отправит нас: «Собирайте пузир» – стирать-то нечем было. Мы насобираем руками, а он едкий такой. Принесем, руки все изъедены были – в дырочках. Мама его кипятит, и так стирали белье. Мама купаться в рубашке не разрешала: «В белье мне только искупайтесь! Гноить будете последнюю рубашку!» Нагишом купались – берегли одежду. После 4 класса в Баргузин ходили – в школу. Зимой через речку – близко, а летом вкруговую через Молоково – 15 км пешком! И то мать наказывает: «По Баргузину и по школе ходите в обутках, а тут босиком, не вздумайте обутки сносить! <…>».

Кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, почетный гражданин Республики Бурятия Александр Гаврилович Елшин (1927 г. р.) в своих мемуарах замечательно описал атмосферу трудового подвига и сплочения народа в тылу, что стало одним из факторов победы над фашизмом: «Какая была дружба, не выскажешь. Все друг другу помогали словом и делом, особенно когда началась Великая Отечественная война. Особенно жалели и делились пополам хлебом, отдавали одежду бедным. В годы войны жили трудно, но все боролись и верили в победу, поэтому трудились не жалея себя. Жили одной мечтой – победить. Кто чем мог помогал фронту. Вот эта сплоченная дружба, помощь фронту дали возможность выйти победителями над фашизмом» [7. С. 28].

При этом в атмосфере суровых испытаний военных лет образование считалось одной из главных ценностей, которое притом не легко давалось и многим, занявшим трудовые места отцов и старших братьев, так и не удалось получить в военные годы. Тернистый путь к знаниям для «детей войны» не просто метафора. По воспоминаниям Н. А. Малханова (1932 г. р.), в школе устанавливали норму сдачи 3-х кубометров дров на каждого учащегося: «<…> Дрова заготавливали на выделенной школе деляне. Мы с матерью (это уже в 5–6 классе) летом шли в лес 2–3 км за кладбищем. Выбирали сухую сосну, затем валили ее, пилили, кололи и складывали в поленницу. Приходил завхоз школы, принимал заготовленные дрова. Потом зимой надо было привезти их на школьный двор и сдать завхозу <…>». Николай Алексеевич на всю жизнь запомнил правила для учащихся, действовавшие в школе, формировавшие культуру поведения, дисциплину и ответственность, но также призванные бороться с пороками в молодежной среде: «<…> Каждый учащийся при встрече на улице с учителем или директором школы должен приветствовать его вежливым поклоном, а мальчики должны при этом снять головной убор. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги, вещи. Также быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать помощь. Иметь при себе ученический билет, бережно хранить его, не передавать его посторонним лицам и немедленно предъявлять его по требованию директора или учителей школы <…>». В воспоминаниях Е. Л. Бадмаевой (1934 г. р.) сохранились сведения об организации учебного процесса в военные годы: «<…> В школе мы учились по два класса. Например, объединяли 1 и 4 класс, потому что учителей не хватало. Учительница была очень старая. К сожалению, не помню ее имени и отчества. В мешковине, сшитой моей мамой, мы носили в школу вместо тетради газету. На ней мы писали чернилами, сваренными из свеклы. Причем писали между газетными строчками или на краях газеты перьевыми ручками. А самодельные чернила наливали в стеклянные чернильницы – непроливашки. Писали не мелом на доске, а вставляли вырезанные буквы в прорези на дереве. <…>. И домашнее задание было такое: надо было собирать слова в эти кармашки. Учебников, кажется, не было. Но, кажется, был один букварь на весь класс. Если не было чернил, то даже писали углем <…>».

В отражении детских воспоминаний всплывает и криминальная сторона повседневности военных лет. Воспоминания о преступлениях, хоть и встречаются довольно редко, варьируются от воровства поспевающих овощей до бандитизма. При этом нужно понимать, что урон от украденных овощей в условиях постоянного голода мог иметь очень пагубные последствия. Младший брат Л. Л. Гаськовой (1933 г. р.) погиб от рук бандитов-дезертиров. В то же время в колхозе были украдены пять коров. По воспоминаниям Любови Лаврентьевны, бандиты бесчинствовали. Лишь в конце мая 1942 г. банду обезвредили и вывезли в неизвестном направлении. Подобные случаи происходили и в других регионах страны. По воспоминаниям уроженца Иркутской области М. Я. Донского (1932 г. р.), его сестру Галину в возрасте 5 лет в апреле 1943 г. убили заключенные, сбежавшие из лагеря.

Воспоминание о Победе отложилось ярким событием в жизни «детей войны»: «<…> Когда пришла Победа на колхозную базу – сколько слез радости, обнимались, кричали «Ура!» <…>» – В. Г. Кокорин (1932 г. р.). Из воспоминаний Д. Ч. Очирова (1933 г. р.): «<…> День Победы помню как вчерашний день: шел снег, была погода теплая. После уроков в школе объявили об окончании войны – не чувствуя ног, бежал домой на заимку, чтобы поделиться радостью с мамой и со всеми остальными <…>».

Анализ детских воспоминаний содействует более глубокому пониманию значения трудового подвига и повседневности тыла в Великой Отечественной войне. При этом, как справедливо отмечает краевед В. И. Прокушев (1938 г. р.), подвиг «детей войны» заключался не только в трудовых свершениях, но и в самом факте их существования как глубинной мотивации отцов-фронтовиков героически сражаться на войне.

Человеческое измерение истории военных лет проявляется не только в стремлении «детей войны» сохранить память о цене Победы для потомков, но и в художественном осмыслении тех событий, ярким примером которого является стихотворение «Дети войны» уроженца с. Суво Баргузинского аймака БМАССР В. М. Козулина (1937 г. р.), сочиненное в мае 2005 г.:

Черным вороном летели роковые,
Будоражил мир кровавый век.
Это были те сороковые,
В них страдал безвинно человек.

Родились Мы до войны далекой,
Как все дети, жили той порой.
За деревней на горе высокой
Босиком встречали летний зной.
Осень, школа, вечная забота,
Мать, отец и вся моя семья.
В бедности тяжелая работа,
Камениста Русская земля.

В небесах вовсю война гремела,
Верили, что все переживем.
Русь моя, Ты издавна терпела,
У костра, восхода, света ждем.

Вот и солнце всходит над страною,
День Победы уж не так далек.
Детство Наше светлой полосою,
Как в ночи бегущий Огонек.

Все еще живы мои собратья,
С парусом душевной красоты.
Стойкости Народа, Братья,
Люди необычной красоты.

Список источников и литературы

1. История Бурятии: В 3 т. Т. 3 – XX–XXI вв. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. – 464 с.

2. Чуркин М. К. Воспоминания «детей войны» (1941–1945 гг.) в коммеморативных практиках российского общества: «место памяти» или «место забвения»? // Гуманитарная наука. – 2016. – № 2 (11). – С. 86–88.

3. Кринко Е. Ф. Детство военных лет (1941–1945 гг.): проблемы и перспективы изучения // Вестник Адыгейского университета. – 2006. – № 4. – С. 25–31.

4. Мирзабеков М. Я., Каймаразова Л. Г., Лысенко Ю. М. Воспоминания детей военных лет как источник по истории Дагестана в годы Великой Отечественной войны // Вестник Института ИАЭ. – 2016. – № 1. – С. 68–77.

5. Хубулова С. В., Хубулова Э. В. Детские воспоминания о Великой Отечественной войне в пространстве современной устной истории // Известия СОИГСИ. – 2014. – № 14 (53). – С. 35–40.

6. Щебляков Г. В. Работа организации «Дети войны» // Баргузинская правда. – 2017. – 31 января. – № 4 (9746). – С. 8.

7. Елшин А. Г. О времени, о себе и людях. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2016. – 126 с.

EVERYDAY LIFE OF THE REAR IN THE MEMORIES
OF THE «CHILDREN OF WAR» OF THE BARGUZIN DISTRICT
OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

E. V. Nolev
Ph.D. in history, Senior ResearcherInstitute for Mongolian,
Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences

Abstract. The article presents an attempt to reconstruct the daily life of the Barguzinsky District of the Buryat-Mongol Autonomous Soviet Socialist Republic during the Great Patriotic War. The research is based on the analysis of the memories of the «children of war».

Keywords. The Great Patriotic War, «children of war», Buryatia, Barguzinsky District, historical memory, commemorative practices.