Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

О. А. Мельчакова
Архив города Перми

ПРОИЗВОДСТВО АЭРОСАНЕЙ В ПЕРМИ
(по воспоминаниям Г. В. Парамошкина и приказам
по личному составу лесокомбината «Красный Октябрь»)

Аннотация. В начале августа 1941 года лесокомбинат «Красный Октябрь» получил правительственное задание – организовать выпуск для нужд фронта четырехлыжных, шестиместных аэросаней марки НКЛ-16-41 с самолетным мотором М-11. До войны лесокомбинат занимался производством пиломатериалов, тарных комплектов и строительных деталей. Предприятие не располагало ни технической базой, ни подготовленными кадрами, ни опытом. Как происходило освоение нового производства, мы узнаем из воспоминаний Г. В. Парамошкина и приказов по лесокомбинату «Красный Октябрь». Живым, ярким языком Г. В. Парамошкин рассказывает, как под руководством двух технических работников и неквалифицированных подростков за один месяц были подготовлены и успешно прошли испытание первые аэросани. По приказам по лесокомбинату мы видим, что на предприятии ощущается нехватка кадров, работники совмещают должности, происходит перераспределение работ по цехам в соответствии с техническими условиями. Данная работа раскрывает одну из страниц Великой Отечественной войны в г. Перми. Все источники используются впервые.

Ключевые слова. Лесокомбинат «Красный Октябрь», аэросани, воспоминания, приказы, неквалифицированные подростки, кадры.


Предприятия г. Молотова (Перми) как будто были скомплектованы для производства аэросаней: в городе находился авиамоторный завод, большой лесокомбинат, несколько машиностроительных и металлургических заводов.

В начале августа 1941 года лесокомбинат «Красный Октябрь» получил правительственное задание – организовать выпуск для нужд фронта четырехлыжных, шестиместных аэросаней марки НКЛ-16-41 с самолетным мотором М-11. До войны лесокомбинат занимался производством пиломатериалов, тарных комплектов и строительных деталей. Предприятие не располагало ни технической базой, ни подготовленными кадрами, да и опыта подобного производства – никакого.

В 2015 году автору данных строк посчастливилось принять у бывшего секретаря парторганизации комбината «Красный Октябрь», а позднее директора музея предприятия Б. Ф. Субботина воспоминания Г. В. Парамошкина о работе комбината в 1935–1950 годы, в том числе двенадцать страниц небольшой тетради посвящены освоению производства аэросаней. В то время Борис Федотович сделал приписку: «Ознакомился с интересным и деловым воспоминанием. Здорово!!!» [1. Л. 28 об.].

Б. Ф. Субботин сообщил, что Геннадий Васильевич Парамошкин работал на лесокомбинате мастером. Из воспоминаний следовало, что после окончания Ново-Лялинского техникума (Кировская обл.) по распределению поступил в 1935 году на лесокомбинат «Красный Октябрь», с первых дней войны получил бронь (освобождение от службы в армии). О том, какую должность занимал автор воспоминаний, нам помогут узнать приказы по личному составу: « ...т. Парамошкина Г. В. с 17.09.41 освободить от работы начальника ОТК ДОЗа и перевести на работу по организации нового производства; До подбора работника на место нач. ОТК ДОЗа возложить на нач. ОТК лесокомбината «Красный Октябрь» тов. Парамошкина Г. В. одновременное выполнение функций нач. ОТК ДОЗа; Включить в состав бригады по внедрению новых конструкций… Парамошкина Г. В. – нач. ОТК л/комбината» [2. Л. 19, 23]. Позднее был временно командирован в обком ВКП(б), так как производству аэросаней, в котором был задействован целый ряд предприятий города, уделялся особый контроль, а в обкоме из-за отправки коммунистов на фронт не хватало работников с инженерно-техническими знаниями [3. Л. 42].

Несмотря на военное время Г. В. Парамошкин даже получил элементарное обучение новому делу, обмен опытом на Московском заводе: «...зав. ОТК ДОЗа т. Парамошкина Г. В. с 5.08.41 считать выбывшим в служебную командировку в Москву» [4. Л. 71].

По данным приказам мы встречаем небольшие расхождения с воспоминаниями ветерана, ведь написаны воспоминания спустя 45 лет. Так, Г. В. Парамошкин пишет, что уехал в Москву в конце августа, а вернулся в середине октября. Приказ о командировке датирован 5 августа, а соответственно Приказу № 169 от 17 сентября 1941 года он назначается на новое производство. Парамошкин пишет: «В конце августа 1941 г. я был командирован в Москву, на завод № 41 для ознакомления с технологией производства аэросаней и получения технологической документации. Вместе со мной выехали два работника завода “Коммунар” – инженер Шардаков и слесарь, фамилию которого, к сожалению, не помню. Все металлические узлы и детали, необходимые для производства аэросаней, поручено производить Пермскому заводу «Коммунар», оставив за комбинатом «Красный Октябрь» изготовление корпусов аэросаней, лыж, все монтажные, сборочные работы, испытание готовых, отделочные работы, комплектацию и сдачу готовых аэросаней военному ведомству в лице военпреда, т. Луценко, старшего лейтенанта» [1. С. 17–18].

Немецкие войска шли к Москве. Завод № 41 готовился к эвакуации. В данной обстановке приехавшие на курсы люди могли получить немного знаний. В воспоминаниях ветерана этот эпизод отражен следующим образом: «Московский завод № 41 до войны занимался в основном производством полуглиссеров и в качестве эксперимента разработкой и изготовлением аэросаней НКЛ-16 конструкции Андреевых Н. М. и В. Н. К моменту нашего приезда завод готовился к эвакуации в г. Киров. В условиях подготовки завода к эвакуации, когда производство, по сути дела, было прекращено и работа велась только по завершению задела производства, получить детальное ознакомление с технологией производства аэросаней в “натуре” не представлялось возможным. Да и заниматься с нами было некогда – фашисты были под Москвой.

Днем наша группа (приехали командированные и с других предприятий, получивших такое же задание) самостоятельно знакомилась с аэросанями и оснасткой их производства или занималась упаковкой оборудования и материалов к эвакуации, а по ночам дежурили на заводе или на крыше гостиницы “Европа”, где мы остановились, – охотились за “зажигалками”, которые сбрасывали прорвавшиеся в Москву немецкие самолеты. Прослушали несколько лекций конструктора Андреева Н. М. о технико-эксплуатационных показателях саней, о порядке операций в технологии изготовления, изучили имеющиеся чертежи. В конце сентября, получив часть технической документации (полный комплект еще не был готов) и ознакомившись с ней, мы в первых числах октября, когда фашистские войска вплотную подошли к Москве, вернулись домой» [1. С. 18–20].

Получив от командировки на завод № 41 общее представление об аэросанях, истории освоения и применения и очень немного о технологии производства, надо было приступить к их изготовлению.

Воспоминания написаны хорошим языком, живым и эмоциональным.

Автор поэтапно описывает освоение производства аэросаней: «Для организации производства аэросаней отвели цех № 3, только что законченный строительством и предназначавшийся для производства мебели.

Первые кадры нового цеха составились из рабочих цеха № 2 (ДОЦ). Ими были столяры Лебедев И. В., Пчелинцев, Бобров, Красильников, Ваулин, Волк В. Г., Ляхина Анастасия.

В середине октября изготовили стапель для сборки корпусов и к концу октября полностью освоили изготовление корпусов. К концу ноября в цехе стояло пять корпусов, готовых к монтажу моторной и ходовой частей.

Можно было начинать монтажные работы, но завод «Коммунар» задерживал поставку металлических узлов и деталей.

Для руководства работами по подготовке моторов к монтажу на машину и монтажу агрегатов управления им на комбинате не было необходимых специалистов, знавших авиационные двигатели и их эксплуатацию. С моторостроительного завода им. Сталина к нам был командирован техник Карасев Николай Николаевич, который был назначен мастером по монтажным работам. В начале ноября 1941 г. завод “Коммунар” начал поставку деталей и узлов и с первым получением их начали монтировать первую головную машину.

Из молодых парней и подростков были сформированы бригады монтажников и мотористов, которые и приступили к монтажу первой машины под руководством Н. Н. Карасева, обучаясь профессии непосредственно на рабочем месте» [1. С. 20–23].

Ветеран приводит много имен, хотя и сожалеет, что не помнит чью-то фамилию: «К сожалению, память не сохранила фамилий первых монтажников и мотористов. Но первым и единственным газосварщиком до конца работ по аэросаням был Роде Иосиф Фердинандович, всегда с большой “козьей ножкой” в зубах из зверского самосада.

Несмотря на молодость рабочих-монтажников (а было им по 14–15 лет), рабочий день был по 10 часов, а при необходимости оставались и сверхурочно. Ребята работали старательно, с чувством ответственности перед фронтом, перед отцами и братьями, ушедшими в армию» [1. С. 23].

Ярко, восторженно описывает испытания первой машины, что позволяет читателю представить яркую картину тех событий: «В конце ноября был смонтирован первый экземпляр аэросаней.

Опробовать работу моторов решили прямо в пристрое цеха, не вытаскивая машину на улицу. У саней собрались рабочие цеха. В кабину у руля сел Н. Н. Карасев, я встал у винта. Повернул винт на компрессию.

– Внимание! – обращаюсь к Карасеву. Толкаю винт, одновременно даю команду: – Контакт!

– Есть контакт! – отвечает Карасев, вращая ручку пускового магнето (в первых аэросанях стартеры еще не ставили).

Мотор чихнул раз… два… и заработал. Карасев дает газ. Винт бешено вращается, сдувая головные уборы с голов рядом стоящих рабочих. От сильной вибрации начинает отваливаться штукатурка с потолка. Пришлось остановить мотор.

Карасев заверяет, что все приборы и мотор работают нормально, можно выезжать на улицу. Договариваемся на следующий день провести испытание на улице, на всех режимах, и не только мотора, но и саней на ходу.

На другой день машину вытащили на улицу. Мотор завелся так же легко, как и накануне в помещении, как говорится, с первого толчка. За руль садится Н. Н. Карасев, дает газ, и машина плавно двигается с места. На малом газу машина проходит по складу пиломатериалов ДОЗа к воротам у конечной остановки трамвая. За машиной следует толпа рабочих, желающих посмотреть, как пойдет их первое детище. Выйдя из ворот, машина сворачивает вправо на замерзшее болото и делает круг. Сажусь к Карасеву в машину и я. Карасев дает газ, и машина легко пошла по снежной целине. Делаем несколько кругов по заснеженному болоту; машина легко и послушно управляется, все приборы работают нормально, мотор ровно гудит, но дать полный газ не отваживаемся, так как нет никакого опыта по вождению аэросаней, да и размеры площадки не позволяют дать машине большую скорость. Выезжать на просторы реки Мулянки не хватает смелости.

Погоняв несколько времени машину по кругу и убедившись, что все работает нормально, возвращаемся в цех.

В последующие дни не раз выезжали на р. Мулянку, проверяя работу агрегатов на всех режимах. Убедившись, что машина сделана надежно и работает нормально, и уверовав в свои силы, бригада монтажников и мотористов горячо взялись за монтаж готовых корпусов, а бригада корпусников, освоивших их сборку и имеющих задел деталей, поджимала монтажников.

В начале декабря 1941 г. прибыл военный представитель на прием аэросаней, бывший летчик лейтенант Луценко.

С приездом военпреда первая машина прошла полные испытания по всей программе, предусмотренной техническими условиями. И машина успешно прошла их» [1. С. 23–27].

Как и большинство предприятий г. Молотова, «Красный Октябрь» не избежал трудностей производства. Одной из трудностей являлась нехватка рабочих рук, недостаток квалифицированных специалистов, что и было подмечено Г. В. Парамошкиным: «Первый комплект лыж для аэросаней изготовлял столяр цеха № 2 Волк Вильям Генрихович. Надо было организовать поток для производства лыж. По своей конструкции лыжи не были сложными, но требовали много затрат ручного труда, особенно на приклейку металлической подошвы к фанерному каркасу лыжи. Механизации по клейке не было, все делалось вручную – молотком, на что требовалось большое количество рабочих, а их не было. Пришлось дирекции комбината обратиться к командованию трудколонии, которая находилась в поселке комбината на берегу р. Мулянки. Командование трудколонии пошло навстречу и выделило две бригады заключенных, которые и занимались изготовлением лыж в помещении строящегося автогаража.

В конце декабря 1941 г. на комбинат прибыли работники завода № 41 т. Римша Павел Брониславович и т. Гинзбург.

Римша П. Б. был назначен начальником цеха, а Гинзбург начальником

ОТК цеха, я занял место мастера ОТК. К этому времени полным ходом шло изготовление новых машин, монтажники и мотористы приобрели опыт и со своей работой справлялись. Был увеличен штат цеха, в основном за счет излечившихся раненых и эвакуированных» [1. С. 27–29].

Эпизод воспоминаний об аэросанях имеет очень логический конец: работники приобрели опыт, увеличился штат – значит, производство продолжается и расширяется.

О дальнейшем развитии производства аэросаней рассказывают приказы по лесокомбинату «Красный Октябрь». Приказы по личному составу периода Великой Отечественной войны имеют свою особенность, порой они не только отражают назначение личностей на должности, но неотделимы от приказов по основной деятельности, так как передают характер производства. По приказам по лесокомбинату «Красный Октябрь» ощущается темп производства, обращается внимание на опережение графика. Мы видим, что на предприятии ощущается нехватка кадров и работники совмещают должности, происходит перераспределение работ по цехам в соответствии с техническими условиями.

Безусловно, большое количество приказов касается кадров: «На период выработки авиапланки в цехе № 2 т. Лисовского А. А. с 9 января 1942 г. назначить мастером по авиапланке с окладом 500 руб. в мес. Основание: докладная нач. ц-ха № 2 тов. Бахтиярова; Прибывшего из Сталинграда Мальшакова Петра Михайловича с 15.10.42 назначить старшим мастером по аэросанному производству – диспетчером цеха № 3, с окладом 800 руб. в мес.» [5. Л. 5, 110].

Производство аэросаней выходит за пределы цеха № 3, цех № 2 подхватывает военное производство, в нем сосредотачиваются столярные работы: «Производство по столярным работам корпусов НКЛ-16 (за исключением малярных работ) и всех др. деревянных узлов (двери, люки, приборная доска, сиденья, аккумуляторный ящик, детали ограждения) возложить на цех № 2; Начальнику цеха № 2 Бахтиярову немедленно развернуть работу по производству корпусов и деревянных изделий НКЛ-16, использовав для этой цели площадь, занимаемую сколоткой, и часть проверенного коридора с расчетом обеспечения цеха № 3 готовыми деревянными корпусами и изделиями НКЛ-16 в установленном объеме, с учетом необходимости подачи таковых цеху № 3 с опережением минимума на 5 дней; Изготовляемые цехом № 2 корпуса и детали к ним, а также все остальные деревянные узлы и изделия проходят приемку ОТК цеха № 2, за ответственностью которого сдаются в цех № 3 по утвержденным чертежам и тех. условиям; т. Римша и нач. техотдела т. Филиппову немедленно передать цеху № 2 всю техническую документацию на производство деревянной части НКЛ-16» [6. Л. 107].

Планы увязываются с работой предприятий-смежников, в данном случае это артель «Металлоштамп» и з-д «Коммунар»: «В целях обеспечения выполнения фронтового задания по выпуску машин НКЛ-16 в половине декабря 1942 г. приказываю: начальнику производственного отдела т. Кусакину А. К.: а) в течение 7 и 8 дек. получить детали от смежников; начальнику технического отдела тов. Филиппову И. В.: а) немедленно увязать вопрос в артели “Металлоштамп” в отношении конструкции рамки передвижного стекла; начальнику ОТК цеха № 3 тов. Карасеву немедленно принять все узлы, изготовленные смежниками. Срок 8 дек. с/г.; начальнику отдела снабжения т. Арану С. А.: а) доставить на комбинат 7 декабря 1942 г. все принятые у смежников узлы и детали» [7. Л. 139].

На первый взгляд второстепенные приказы играли в том числе большую роль. Так, например, обеспечение производства электродрелями в наши дни считается очевидным, обыденным, а в годы войны не на каждом предприятии имелись электродрели: «Главному механику т. Садовскому И. Т. обеспечить цех № 3 необходимым для монтажных работ и сварки лыж количеством дрелей и мастеров. Срок испытания 09.12.42; 7 декабря 1942 г. получить на “Коммунаре” 2 электродрели для использования их цехам № 3 после соответствующего ремонта; главному механику тов. Садовскому принять немедленные меры к ремонту электродрелей в механической мастерской» [8. Л. 139].

Без сомнения, главными являлись поставки боевых машин на фронт: «Начальнику производственного отдела т. Кусакину поставить график выпуска корпусов по цеху № 2, увязав таковой с работой цеха № 3 по монтажу машин; начальнику цеха № 3 Римша П. В. с 8.12 регулярно выпускать машины в состоянии готовности к ходовым испытаниям по прилагаемому к приказу графику. Исполнение приказа возложить на диспетчера тов. Усанова П. А., обязав о выполнении докладывать мне ежедневно. Директор Крылов» [9. Л. 110, 139].

Одновременно с организацией производства аэросаней было создано спецуправление Красной Армии в составе бронетанковых войск, которому была поручена организация работ по комплектации специальных боевых и транспортных аэросанных подразделений. На него же была возложена и подготовка личного состава этих подразделений – командного, политического, технического и в особенности водительского.

Согласно Постановлению ГКО-516-сс от 19 августа 1941 года и Приказу НКО СССР № 0078 от 29 августа 1941 года для подготовки личного состава аэросанных подразделений было открыто Соликамское аэросанное училище [10]. Сотни боевых и транспортных операций провели за годы войны аэросанные батальоны. Чрезвычайно широкой оказалась сфера их использования на фронтах. Высокие скорости движения и прекрасная проходимость по снежной целине обеспечивали боевым аэросаням неожиданность появления в местах расположения противника.

В январе – марте 1942 года аэросанные батальоны обеспечили переброску войсковых подразделений и военных грузов при освобождении городов Волоколамска, Клина, при их непосредственном участии был проведен ряд успешных операций в районе Старой Руссы, Тихвина, Пскова. «Снежные тачанки» можно было встретить на Центральном, Калининском, Волховском, Северо-Западном, Ленинградском и Карельском фронтах.

Летом 1944 года все аэросанные подразделения были расформированы, необходимость в них отпала. Свою роль в войне они сыграли.

Приказы по предприятию и живые яркие воспоминания взаимодополняют друг друга. Все источники представленной работы использовались впервые.

Список источников и литературы

1. Парамошкин Г. В. Штрихи воспоминаний. Рукопись // АГП (МБУ «Архив города Перми»). Ф. 1020. Оп. 11. Д. 29. С. 17–29.

2. Приказы по Молотовскому лесокомбинату «Красный Октябрь» № 169 от 17.09.1941; № 30 от 03.02.1942; № 34 от 9.02 1942.) // АГП Ф. 373. Оп. 1. Д. 7. Л. 190; Д. 8.

3. Приказ по Молотовскому лесокомбинату «Красный Октябрь» № 71 // АГП Ф. 373. Оп. 1. Д. 8.

4. Приказ по Молотовскому лесокомбинату «Красный Октябрь» № 77 // АГП Ф. 373. Оп. 1. Д. 7.

5. Приказы по Молотовскому лесокомбинату «Красный Октябрь» № 9 от 13.01. 1942; № 235 от 16.10.1942 // АГП Ф. 373. Оп. 1. Д. 8.

6. Приказ по Молотовскому лесокомбинату «Красный Октябрь» № 241 от 03.10. 1942 // АГП Ф. 373. Оп. 1. Д. 8.

7. Приказ по Молотовскому лесокомбинату «Красный Октябрь» № 290 от 08.12. 1942 // АГП Ф. 373. Оп. 1. Д. 8.

8. Приказ по Молотовскому лесокомбинату «Красный Октябрь» № 290 от 08.12. 1942 // АГП Ф. 373. Оп. 1. Д. 8.

9. Приказы по Молотовскому лесокомбинату «Красный Октябрь» № 235 от 16.10. 1942; № 290 от 08.12.1942 // АГП Ф. 373. Оп. 1. Д. 8.

10. Соликамское танковое училище (дата обращения: 27.09.2019).

SNOWMOBILE PRODUCTION IN PERM
(according to G. V. Paramoshin and orders on the
personnel of the timber processing plant «Red october»)

Melchakova O. A.,
Leading specialist of Municipal budget institution «Archive of the city of Perm»

Abstract. In early August 1941, the Krasny Oktyabr timber processing plant received a government task – to organize the release for the front needs of 4 ski, six-seater snowmobiles, NKL-16-41 brand with the M-11 aircraft engine. Before the war, the timber processing plant was engaged in the production of lumber, container sets and building parts. The company had neither the technical base, nor trained personnel, nor experience. How did the development of a new production take place, we learn from the memoirs of G. V. Paramoshkin and orders at the timber processing plant «Red October». Living, bright language G. V. Paramoshkin tells how, under the guidance of two technical workers and unskilled teenagers, the first snowmobiles were prepared in one month and successfully passed the test. According to orders at the timber processing plant, we see that the company lacks personnel, workers combine posts, and there is a redistribution of work in the workshops in accordance with the technical conditions. The following article reveals one of the pages of the Great Patriotic War in Perm. All the sources are used for the first time.

Keywords. Red October timber processing plant, snowmobile, memories, orders, unqualified teenagers, personnel.