Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

С. В. Кулинок
Национальный архив Республики Беларусь
г. Минск, Республика Беларусь

НЕМЕЦКИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДИВЕРСИОННЫЕ
ШКОЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В 1941–1944 гг.:
ВИДЫ, КОЛИЧЕСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ

Аннотация. В годы Великой Отечественной войны немецкие спецслужбы развернули на территории Белорусской ССР масштабную работу по подготовке разведывательно-диверсионной агентуры в специальных школах. За годы оккупации на белорусской земле было открыто более 60 специальных учебных центров (школ и курсов), где было подготовлено около 13 тысяч агентов немецкой разведки. Вместе с этим эффективность деятельности диверсантов и шпионов противника была невысокой. Это было обусловлено низким уровнем обучения агентуры, а также хорошо организованной работой советских союзных и территориальных органов госбезопасности, а также армейских и партизанских контрразведывательных структур. Имели место отдельные тактические успехи агентуры противника, однако в стратегическом плане эта деятельность была малоэффективной.

Ключевые слова: Агент; Белорусский штаб партизанского движения; Великая Отечественная война; вербовка; диверсия; оккупация; партизанское движение; разведывательно-диверсионная школа; шпион.


На оккупированной территории БССР немецкие спецслужбы развернули активную работу по созданию многочисленных разведывательно-диверсионных школ и курсов, в которых готовилась квалифицированная агентура противника. В советское время эта тема изучалась, в первую очередь, в закрытых учебных заведениях КГБ и МВД, а исследования носили (и носят) ограничительные грифы.

Сами спецшколы значительно отличались между собой по различным критериям. Создавались как стационарные (долгодействующие), так и единоразовые, которые набирали и готовили один выпуск, после чего закрывались или переезжали. К первой категории можно отнести школы в Барановичах, Бресте, Борисове, Бобруйске, Гомеле, Минске, Могилеве, Слуцке и др. Например, одна из школ в столице БССР на протяжении 1942 г. осуществила ряд цикличных (с интервалом обучения в 3 месяца) выпусков: в феврале (количество неизвестно), мае (300 человек), августе (установлено 19 агентов) и ноябре (250–300 человек) [1. Л. 18–19; 2. Л. 66]. Ко второй группе можно отнести, например, школы в местечках Белый Переезд (Петриковский район) [3. Л. 617–618], Городище [4. Л. 43], Ельнице [5. Л. 47], а также в Куренце [6. Л. 31 об.], Петрикове [7. Л. 147] и других населенных пунктах. Заметим, что качество и срок обучения от этого никак не зависели. Например, в долгодействующих учебных центрах в Бресте и Полоцке обучение длилось 3 месяца, в то время как в Петрикове – 6 месяцев [7. Л. 147; 8. Л. 6–7; 9. Л. 111; 10. Л. 80 об. 81].

Отличались учебные центры и по объему готовившейся агентуры. Причем этот диапазон был очень значителен: от 20–30 человек (в Барановичах, Борисове, Городище и др.) [11. Л. 82; 12. Л. 43; 13. Л. 25–25 об.] до 450–500, 700 и даже до 1000 курсантов (в Орше и Минске) [7. Л. 250; 14. Л. 2; 15. Л. 83]. На наш взгляд, правомерно определить следующие категории школ (курсов): небольшие (с набором курсантов до 50 человек), средние (с набором 50–250 человек) и крупные (от 250 человек и выше).

Наблюдались принципиальные различия учебных центров и по форме обучения. Большинство школ работали стационарно, как правило, при них были казармы либо общежития для размещения курсантов. Вместе с этим нами выявлено наличие вечерних курсов, когда подготовка велась по несколько часов один или несколько дней в неделю. Например, обучение в одной из школ в Вилейке проходило только два раза в неделю – по субботам и воскресеньям на протяжении 3-х месяцев [9. Л. 13–17]. На курсах ГФП в Борисове подготовка агентов осуществлялась ежедневно вечером по два часа на протяжении 3-х недель [13. Л. 55–56]. Разоблаченный немецкий агент Павел Метельский на допросе в июне 1943 г. сообщил, что в совхозе Сосны действовала вечерняя школа (курсы) по подготовке агентуры, а «занятия проходили в помещении бывшей аптеки, где находилось караульное помещение полиции. Занятия проходили с 8 часов вечера до 11–12 часов ночи» [16. Л. 135–137]. Очень часто на вечерние курсы набирались местные жители или жители соседних местностей.

Спецшколы также отличались по набору курсантов. Можно выделить мужские, женские, детские и школы смешанного состава. В документах встречаются данные о том, что немецкие спецслужбы регулярно практиковали наборы (или даже создавали школы), где обучался определенный половозрастной контингент агентуры. Например, в Волковыске «под видом работниц городского огородничества существует женская шпионская школа, в которой обучаются 15 девушек» [17. Л. 120]. Разоблаченный немецкий агент Матей Череузан (Сергей Черемухин) показал, что в одной из школ в Борисове работает «специальное отделение для женщин, которых готовят для засылки в тылы СССР с задачей проникновения в воинские части, на промышленные предприятия» [18. Л. 289–290]. Аналогичные школы существовали и для подготовки детей-агентов. Они размещались в Городке, Борисове, Минске, Могилеве, Слуцке [19] и других населенных пунктах. В большинстве школ традиционно основной контингент составляли мужчины (Березино, Борисов, Брест, Витебск, Осинторф и др.) [20. Л. 2; 21. Л. 3; 22. Л. 128–129; 23. Л. 120–123 об.].

В ряде подготовительных центров практиковалось совместное (смешанное) обучение курсантов. Например, в Слуцке из 200 агентов было 130 женщин и 70 мужчин [7. Л. 129–130]. Аналогичная ситуация наблюдается в школе в Гомеле, где готовился смешанный состав агентуры, но с преобладанием женского контингента [24. Л. 286–297]. В Могилеве при тюрьме работали краткосрочные курсы, на которых готовились разведывательные и диверсионные группы агентов, в том числе совместные (женщины и мужчины) [25. Л. 76–77; 26. Л. 33–34].

Таким образом, можно говорить о том, что действовавшие на оккупированной территории БССР немецкие разведывательно-диверсионные школы и курсы значительно различались между собой по многим характеристикам: по времени своей деятельности, формам обучения агентуры (дневные и вечерние), объемам подготовки курсантов, специализации.

При изучении данной проблемы одним из ключевых аспектов является определение основных количественных характеристик: количества учебных центров (школ и курсов) и общего количества подготовленной в этих заведениях агентуры противника.

Приходится констатировать, что в современной белорусской и российской историографиях [27. С. 240; 28. С. 170; 29. С. 205; 30. С. 89] до сих пор используются количественные показатели, введенные в научный оборот еще в советский период [31. С. 115; 5. С. 33]. Эти данные о 22 (25) школах на сегодняшний день уже и морально, и научно устарели.

В результате более чем 10-летнего изучения данной проблемы автором были сделаны следующие выводы об общем количестве секретных учебных центров на территории БССР.

По областям (в современных границах) ситуация выглядит следующим образом.

На территории Брестской области оккупантами было создано минимум 11 школ (курсов), где готовилась агентура для разведывательно-диверсионной работы в партизанских отрядах и в советском тылу. Эти центры подготовки располагались: в Бресте, Барановичах (две школы), Ганцевичах, Городище, Кобрине, Колдычево, Лесной, Лунинце, Пигановичах, Пинске и Стахово. Статус еще двух школ – в Ляховичах и Ставке – пока не установлен из-за недостатка необходимых данных. Кроме того, в г. Бресте действовала организация с разведывательно-диверсионным уклоном «Русское объединение». За весь период оккупации в этих школах, по неполным данным, было подготовлено около 1000 агентов (и это без учета 2000 шпионов, подготовленных в Бресте).

На территории Витебской области немецкие спецслужбы создали 10 разведывательно-диверсионных школ (курсов): в Витебске, Полоцке, Шумилино, Городке, Сенно, Бегомле, Орше, Осинторфе, Лепеле (два учебных центра). Кроме того, некоторое время в г. Глубоком дислоцировалась и работала школа «Цеппелина» из м. Яблонь (Польша). Статус и наличие учебного центра в Толочине пока не выяснены. За годы оккупации в спецшколах на территории Витебской области, по неполным данным, было подготовлено более тысячи агентов различной специализации для засылки как на территорию Советского Союза, так и для отправки в партизанские формирования (приоритетное направление).

На территории Гомеля и Гомельской области немецкими спецслужбами была организована деятельность минимум 9 школ (курсов), где готовились разведчики и диверсанты для работы как в советском тылу, так и в партизанских формированиях: Белый Переезд, Гомель (2 школы), Калинковичи, Кремное, Мозырь, Петриков, Речица, Рогачев. Кроме того, на территорию области прибыла школа из Чернигова, которая осуществила выпуск агентов уже на территории БССР. Статус двухнедельных курсов пока установить не удалось. По неполным данным, установлено, что обучение в этих школах прошли более 1600 агентов, однако их количество, вероятно, несколько больше.

На территории Гродненской области действовало всего четыре учебных центра немецких спецслужб: в Новогрудке, Слониме, Волковыске (две). Кроме того, еще две школы – казачья в Новогрудке и школа в Лиде – прибыли на территорию области и некоторое времени вели здесь свою работу. Первые сведения о деятельности школ относятся к концу весны 1943 г. Всего на территории гродненщины в указанных школах, по неполным данным, было подготовлено от 350 до 600 агентов противника.

На территории Минска и Минской области в период с 1941 по 1944 гг. действовали школы и курсы в следующих населенных пунктах: в Березино, Борисове (минимум пять), Вилейке (две), Ельнице, Куренце, Лошнице, Любане, Минске (минимум шесть), Молодечно, Семежево, Слуцке (две), Соснах, Старых Дорогах, Уречье, Холопеничах, Червене (организация/школа). Всего – 27 учебных центров. Кроме того, установить статус еще пяти учебных центров – в Зембине, Копыле, Крупках, Столбцах и Несвиже – пока не представляется возможным из-за недостатка информации. В названных школах и на курсах прошло обучение около 8,5 тысячи немецких агентов.

В годы оккупации на территории Могилевской области были созданы и активно действовали учебные разведывательно-диверсионные школы и курсы в Белыничах, Бобруйске (минимум 2), Лапичах, Могилеве (минимум 3). Кроме того, достоверно идентифицировать деятельность разведшкол и курсов в Быхове, Круглом, Осиповичах и Шклове на сегодняшний день не удалось. За годы оккупации в вышеназванных учебных центрах было подготовлено до 500 немецких агентов.

Таким образом, за годы оккупации на территории БССР удалось идентифицировать деятельность 68 немецких разведывательно-диверсионных центров (школ и курсов), статус еще 13 пока точно определить не удалось.

Актуальным остается и вопрос об общем количестве подготовленной немецкой агентуры. К сожалению, установить точное количество выпусков и подготовленных шпионских кадров на сегодняшний день не представляется возможным в силу разных причин (приблизительные данные в архивных документах, закрытость архивов спецслужб, отсутствие точных данных о разоблачении агентуры в 1941 – первой половине 1942 гг. и др.). Вместе с этим выводы, полученные в ходе изучения данной проблемы, представляются важными и новыми (хоть и требующими определенного уточнения). По данным Белорусского штаба партизанского движения, за годы войны белорусскими «народными мстителями» было взято на учет и разоблачено 29 252 человека, в том числе 8 584 немецких шпионов, диверсантов и террористов [33. Л. 24–27]. Конечно, эти цифры весьма условны, так как сложно определить, какое количество из разоблаченных агентов прошло обучение в спецшколах, а какое – в индивидуальном порядке. Кроме того, часть агентуры так и осталась не выявленной или даже не приступила к исполнению поставленных задач.

На сегодняшний день, исходя из данных, выявленных в архивных документах, можно говорить о том, что за период с 1941 по 1944 г. немецкие спецслужбы осуществили на территории БССР более 160 выпусков агентов. Хронологически эти данные выглядят следующим образом: в 1941–1942 гг. – около 45 выпусков и около 2800 агентов (еще около 2000 агентов под вопросом). В 1943 г. немецкими разведывательно-диверсионными школами и курсами было осуществлено более 75 выпусков агентуры, различных по своему объему (от 10–15 до 400 и даже 1600 человек). Общее количество подготовленной агентуры составляет более 6800 человек. В 1944 г. количество подготовленной агентуры было также весьма значительным. За первое полугодие 1944 г. немецкими спецшколами было произведено более 40 выпусков общим объемом около 4000 агентов.

Таким образом, можно говорить о том, что за годы оккупации на территории БССР немецкими спецслужбами было организовано более 160 выпусков агентов. Всего было подготовлено, по неполным данным, около 13 тысяч разведчиков, диверсантов, провокаторов и шпионов.

Вопрос об эффективности работы немецкой агентуры на сегодняшний день также является актуальным. В историографии советского периода, а также в ряде работ начала 1990-х и 2000-х гг. оценки эффективности работы немецкой агентуры давались стереотипные и достаточно категорические. Отмечалась успешная деятельность советских органов госбезопасности в вопросе разоблачения немецкой агентуры и полный крах тактики массового использования разведчиков и диверсантов противника. Приведем некоторые оценки этого вопроса: «Уже в первый период Великой Отечественной войны разведывательная и контрразведывательная служба партизан и подпольщиков успешно справлялась с задачами ведения глубокой, многоплановой и непрерывной разведки войск и тыла противника, своевременно выявляла и обезвреживала фашистских лазутчиков, диверсантов и террористов» [34. С. 395]. Участник партизанской борьбы на территории Беларуси К. Доморад делает такой вывод: «Партизанская разведка и контрразведка надежно обеспечивали безопасность личного состава, бригад, отрядов и населения контролируемых ими районов» [35. С. 247].

Вместе с этим укажем на то, что с начала 1990-х гг. начинается более критическое отношение к вопросу об эффективности работы как немецкой, так и советской разведки. Например, доктор исторических наук В. И. Лазарев констатирует: «Более требовательно следует подойти к оценке эффективности работы контрразведывательных подразделений. Сами по себе солидные цифры о количестве разоблаченных вражеских агентов-разведчиков, диверсантов и террористов еще не свидетельствуют о том, что на том или ином участке фронта все обстояло благополучно и военная контрразведка полностью выявляла и пресекала разведывательно-диверсионную деятельность противника» [36. С. 46–47].

По нашему мнению, можно говорить о том, что в стратегическом плане заброска агентов в партизанские соединения себя не оправдала. Такая практика не позволила решить проблему борьбы с партизанским движением, а КПД немецких агентов в процентном соотношении был невысоким. Вместе с этим в тактическом отношении можно говорить об отдельных успешных акциях немецких шпионов. В первую очередь это касается сбора разведывательных данных накануне проведения карательных операций. Еще одним важным результатом деятельности немецкой агентуры, о котором до сегодняшнего дня мало говорилось, было создание (или ее провоцирование) в партизанских соединениях ситуации «повсеместной шпиономании». Многочисленные указания БШПД, ЦШПД, НКВД/НКГБ, агентурные данные предупреждали о постоянной угрозе от немецкой агентуры, требовали немедленного ее разоблачения и постоянной бдительности. Причем агентом мог оказаться фактически любой человек, прибывший в отряд: беглый военнопленный, беженец, еврей из гетто, ребенок-сирота или женщина, спасающаяся от увоза в Германию. В такой ситуации подозрительность ко всем, в том числе и к гражданскому населению, безусловно, оказывала негативное влияние и на взаимоотношения «лесных солдат» и жителей оккупированных областей и в ряде случаев приводило к злоупотреблениям и противоправным действиям со стороны партизан.

Список источников и литературы

1. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 1450. Оп. 2. Д. 53.

2. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 2. Д. 58.

3. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 2. Д. 60.

4. НАРБ. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 21.

5. НАРБ. Ф. 1405. Оп. 1. Д. 1183.

6. НАРБ. Ф. 1402. Оп. 1. Д. 72.

7. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 1. Д. 4.

8. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 2. Д. 1286.

9. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 2. Д. 1305.

10. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 2. Д. 1311.

11. НАРБ. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 10.

12. НАРБ. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 21.

13. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 21. Д. 75.

14. НАРБ. Ф. 1403. Оп. 1. Д. 134.

15. НАРБ. Ф. 4п. Оп. 33а. Д. 400.

16. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 22. Д. 116.

17. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 2. Д. 56.

18. НАРБ. Ф. 4п. Оп. 33а. Д. 151.

19. Кулинок С. В. Школы и курсы немецких спецслужб для детей и подростков на территории Белорусской ССР (1941–1944 гг.) // Исторические чтения на Лубянке. 2015 год. Деятельность отечественных спецслужб в XIX–XXI веках. М.: Типография ОЭТО Росархива, 2016. С. 211–226.

20. Государственный архив Минской области (ГАМн). Ф. 4233. Оп. 1. Д. 1.

21. ГАМн. Ф. 4233. Оп. 1. Д. 16.

22. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 4. Д. 220.

23. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 22. Д. 113.

24. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 2. Д. 57.

25. НАРБ. Ф. 1350. Оп. 1. Д. 35.

26. НАРБ. Ф. 1406. Оп. 2. Д. 383.

27. Киселев В. К. О разведке и разведчиках: июнь 1941 – июль 1944. Минск: Беларуская навука, 2014. 325 с.

28. Коровин В. В. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. М.: Русь, 2003. 310 с.

29. Смирнов Н. И. Военные контрразведчики Беларуси. Память, люди, операции… Минск: Белпринт, 2014. 355 с.

30. Соловьев А. К. Они действовали под разными псевдонимами… Минск: Навука і тэхніка, 1994. 200 с.

31. Киселев В. К. Партизанская разведка. Сентябрь 1943 – июль 1944. Минск: Издательство БГУ, 1980. 128 с.

32. Комков Г. Д. Советские органы государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1965. № 5. С. 20–39.

33. НАРБ. Ф. 1450. Оп. 3. Д. 115.

34. Всенародная борьба в Белоруссии против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Т. 1. – Минск: Беларусь, 1983. – 590 с.

35. Доморад К. И. Разведка и контрразведка в партизанском движении в Белоруссии 1941–1944 гг. Минск: Навука і тэхніка, 1995. – 256 с.

36. Лазарев В. И. Проблемы оценки эффективности деятельности органов госбезопасности в годы Великой Отечественной войны // Исторические чтения на Лубянке. 2005 год. М., 2006. С. 45–48.

GERMAN RECONNAISSANCE AND SABOTAGE SCHOOLS
ON THE TERRITORY OF BELARUS IN 1941–1944:
TYPES, QUANTITY, EFFICIENCY

Kulinok S. V.,
Candidate of History Sciences

Abstract. During the Great Patriotic War, German intelligence agencies launched large-scale work on the territory of the Belarusian SSR to prepare intelligence and sabotage agents in special schools. During the years of occupation more than 60 special training centers (schools and courses) were opened on the Belarusian land, where about 13 thousand agents of German intelligence were trained. At the same time, the effectiveness of the activities of saboteurs and spies of the enemy was low. This was due to the low level of training of agents, as well as the well-organized work of the Soviet Union and territorial bodies of state security, army and partisan counterintelligence structures. There were some tactical successes of enemy agents, however, in strategic terms, this activity was not efficient.

Keywords: Agent, the Belarusian Staff of Partisan Movement, the Great Patriotic War, recruitment, sabotage, occupation, partisan’s movement, intelligence and sabotage school, spy.