Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

БУЗУЛУКСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Б. А. Мелконян


Аннотация. Данная статья посвящена изменениям, произошедшим в жизни Бузулукского Спасо-Преображенского монастыря в годы Революции 1917 г. и Гражданской войны. Рассматриваются основные меры советской власти в данный период, предопределившие последующее закрытие обители.

Ключевые слова: Революция 1917 г., Гражданская война, монастырь, советская власть.

Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь был официально открыт 4 октября 1853 г. [1. Л. 2 об. – 3], к 1917 г. он вырос до масштабов довольно крупной обители, обладавшей обширными земельными угодьями.

В декабре 1916 г. Самарская духовная консистория начала разбирательство против настоятеля монастыря иеромонаха Димитриана с обвинением его в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, частых отлучках из обители по воскресеньям, а также в дни церковных праздников, в частности, в день Покрова Пресвятой Богородицы [2. Л. 32 – 32 об.].

С мая 1917 г. иеромонах Димитриан был отстранен Самарской духовной консисторией от должности настоятеля монастыря на основании вышеуказанного дела. 10 мая 1917 г. временно исполняющим обязанности настоятеля братией обители был избран иеромонах Герасим, ранее бывший казначеем монастыря [3. Л. 1 об. – 2]. Согласно решению Самарской духовной консистории от 22 апреля 1918 г., иеромонах Димитриан был уволен с должности настоятеля обители и запрещен в священнослужении «впредь до раскаянияи исправления» [2. Л. 130 об.]. Данное решение мотивировалось тем, что Димитриан был уличен следствием «в неспособности к прохождению должности настоятеля», а также в том, что стал настоятелем Спасо-Преображенского монастыря благодаря подделке документов, совершенной его братом архимандритом Анатолием – настоятелем Самарского Николаевского монастыря [2. Л. 130 –130 об.].

Практически одновременно с этим разбирательством Самарской духовной консисторией производилась финансовая ревизия Спасо-Преображенского монастыря, в результате которой были выявлены многочисленные злоупотребления при хранении и расходовании монастырских средств со стороны иеромонаха Димитриана. Кроме того, в ходе ревизии выяснилось, что он являлся владельцем крупных финансовых сумм, хранившихся в бузулукских банках. В частности, в Бузулукском городском общественном банке обнаружился личный счет на имя иеромонаха Димитриана, на котором по состоянию на 1 мая 1917 г. числилось 5151 руб. 30 коп., а в Бузулукском отделении Государственного банка – вклад на сумму 8000 руб. Иеромонах Димитриан не смог внятно объяснить происхождение вышеуказанных сумм, поэтому Самарская духовная консистория 24 апреля 1918 г. постановила считать их принадлежащими Спасо-Преображенскому монастырю [2. Л. 131–132 об.].

Весьма примечательным дополнением к вышеперечисленным фактам является то, что незадолго до своего отстранения с должности настоятеля 29 апреля 1917 г. иеромонах Димитриан получил от бузулукского уездного комиссара Временного правительства свидетельство на право ношения револьвера системы Смит-Вессон [2. Л. 61]. В документах нет сведений о том, для каких целей настоятелю Спасо-Преображенского монастыря потребовалось оружие, однако это в любом случае идет вразрез со священническими обетами. Данный факт, по всей видимости, не стал предметом разбирательства Самарской духовной консистории, тем не менее он является весьма важным дополнением к характеристике духовного облика иеромонаха Димитриана.

В годы Первой русской революции крестьяне одного из соседних сел попытались завладеть частью монастырских земель, но в итоге эта ситуация для обители разрешилась вполне благополучно [4. С. 47]. Совсем иначе складывалась обстановка вокруг монастыря во время Революции 1917 г. и Гражданской войны. Ситуация особенно обострилась после прихода к власти большевиков. Вскоре после издания декрета об отделении церкви от государства 28 февраля 1918 г. решением Бузулукского исполкома солдатских и рабочих депутатов в монастырь были направлены делегаты, которые должны были провести опись всего имущества [2. Л. 19]. По решению того же исполкома от 25 марта 1918 г. часть помещений обители была конфискована в пользу комитета беженцев [2. Л. 45]. Новая власть решила поставить под полный контроль всю деятельность монастыря, даже получение церковного вина происходило только по согласованию с революционным трибуналом [2. Л. 119].

Вмешивалась советская власть и в сугубо религиозные вопросы – 18 декабря 1918 г. в обитель было направлено следующее распоряжение: «Бузулукский подотдел вероисповедания напоминает духовенству монастыря, что Декретом советской власти… предлагалось духовенству носить вне богослужения одежду без внешнего отличия от граждан, а также и короткие волосы. Духовные лица всех религий и исповеданий считаются такими же гражданами, как и все, а посему, находясь в кругу граждан, не должны отличаться никакой внешностью. Одежда, которую носят граждане, и короткие волосы к совершению богослужения не препятствуют» [2. Л. 108].

О многом говорит и сам тон, в котором подотдел вероисповеданий отдела юстиции Бузулукского уезда вел переписку с монастырем: в одном случае за неявку представителям монастыря угрожали судом [2. Л. 20], в другом – преследованием по законам военного времени [2. Л. 168].

Кроме всего прочего, добавляло проблем монастырю и местное население, принявшееся в открытую незаконно рубить лес, косить траву на монастырских землях [2. Л. 137] и собирать плоды в монастырских садах [2. Л. 187]. Немалый ущерб монастырю нанес квартировавший там зимой 1918–1919 гг. 1-й Карачевский кавалерийский полк [2. Л. 188–188 об.].

В последующие годы количество земли и зданий, находившихся в пользовании монастыря, постепенно уменьшалось: в 1919 г. на территории обители была организована молочная ферма [2. Л. 196], в 1920 г. – семенной огород и санаторий [2. Л. 255, 272]. Конфискация церковного имущества монастыря была проведена в 1922 г. [4. С. 102].

Таким образом, действия советских органов власти с самого начала были направлены на ограничение деятельности монастыря и постепенному изъятию его имущества. Все это в итоге привело к закрытию обители, что и произошло в октябре 1929 г. по решению Бузулукского райисполкома [4. Л. 75, 80–81].

Список источников и литературы:

1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 311. Оп. 1. Д. 1.
2. ГАОО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 52.
3. ГАОО. Ф. 311. Оп. 1. Д. 55.
4. Колычев С. В. Обитель: историко-биографический очерк о Спасо-Преображенском Бузулукском мужском монастыре с момента его возникновения и до наших дней. – Самара, 2009.
5. ГАОО. Ф. Р-688. Оп. 1. Д. 176.



BUZULUK SPASO-PREOBRAZHENSKY MONASTERY IN THE YEARS OF THE REVOLUTION OF 1917 AND THE CIVIL WAR

B. A. Melkonyan

Abstract. This article is devoted to the changes that occurred in the life of Saviour-Transfiguration Buzuluk Monastery during the Russian Revolution and the Russian Civil War. The main measures of the Soviets in this period, which predetermined the subsequent closing of the monastery, are considered.

Keywords: Russian Revolution, Russian Civil War, monastery, soviets.