Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Е. С. Поварницына
Лицей № 2 г. Пермь

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ТЕМ
РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. ЧЕРЕЗ ДИСТАНЦИОННЫЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
(на примере образовательного события «Эхо революции»)

Аннотация. В статье представлено описание попытки решения проблемы снижения значимости культурных аспектов в границах исторического образования. Автор рассказывает об опыте педагогов лицея, сотрудником которого выступает сам, в процессе создания исторических (олимпиадных) заданий через призму ключевых сфер искусства. Описывается опыт проведения интеллектуального исторического турнира «Эхо революции».

Ключевые слова: революция 1917 г., искусство, культура, олимпиадные задания, лицей, преподавание.


В системе образования вопросы культуры занимают не самое почетное место. Часто при изучении базовых исторических тем в первую очередь обращается внимание на экономические и политические процессы и только если остается учебное время, рассматривается надстройка – культура. Замечено, значительное снижение интереса учащихся при рассмотрение культурного развития страны и общества в целом. Корни этой тенденции скрываются в глубинах советской системы образования, в которой не уделялось должного внимания формированию общей культуры человека. В условиях информационного общества снова испытывается дефицит времени, отведенного на вопросы культуры. Попытка решения данной проблемы была предпринята педагогами лицея в процессе создания исторических (олимпиадных) заданий через призму ключевых сфер искусства. Первый опыт дистанционного исторического турнира под названием «Культурный градус» состоялся в ноябре 2014 года, был посвящен российской культуре XIX-XXI веков и состоял из заданий с привлечением аудиоматериалов, видеофрагментов, памятников скульптуры, архитектуры и живописи. Тема отвечала запросам времени, отражала наличие трудностей обучающихся при выполнении заданий ЕГЭ по теме культура. В дальнейшем стали появляться новые типы исторических заданий в их культурном освещении. Таким стал турнир «Водрузи знамя Победы», в котором вопросы о ключевых сражениях, героях Великой Отечественной войны сопровождались заданиями на отражение военной тематики в литературе, живописи, кинематографе, скульптуре. Юбилейная дата революционных событий 1917-1922 годов стала дополнительным стимулом в рассмотрении этого исторического явления через документы эпохи и отражение её в искусстве. Таким образом, история, как и литература могут стать учебными дисциплинами, посредством которых человек приобщается к культуре.

Организация дистанционных интеллектуальных соревнований (турниров) пользуется повышенным спросом у современной молодежи, рассматривающей виртуальное общение как форму расширения круга знакомств и экономию времени на выполнении различных заданий. Состязательность мероприятий позволяет повысить самооценку, заработать бонусы (сертификаты) в личное портфолио. Для учителя – это возможность экономии урочного времени за счет вынесения части заданий в дистанционный формат. Кроме того, возможности сайта SELF-TEST.RU, на базе которого педагогами лицея проводятся интеллектуальные соревнования, весьма разнообразны: размещение учебного материала для дистанционной формы занятий (лекции, презентации, технические задания); размещение тестовых заданий текущего периода для самоконтроля и итоговых, ориентированных на формат ЕГЭ. Постоянное совершенствование программы дает возможность повышать степень сложности заданий с учетом предыдущих результатов обучающегося. Сохраняется история решений ученика, что позволяет рефлексировать процесс, выявлять динамику или проблемные места. Таким образом, дистанционная форма обучения позволяет освободить часть урочного времени, используя его для живого общения, дискуссии, семинаров.

Третьим по счету опытом в создании интеллектуальных заданий федерального уровня можно назвать юбилейный год революционных потрясений 1917-22 годов. Столетие события породило повышенный спрос на изучение материалов данного периода, что позволяет разработать целый цикл мероприятий, направленных на мотивацию к изучению темы, включая краеведческий компонент. Планируется ежегодное проведение в первую неделю ноября одного из этапов исторического турнира, посвященного очередному году революции. Стартовым мероприятием стало интеллектуальное соревнование «Эхо революции», посвященное событиям февраля - октября 1917 года. Коллектив кафедры общественных дисциплин лицея, разрабатывая блок заданий, руководствовался принципами: историзма - привлечение исторических источников (воспоминания очевидцев, открытки, денежные знаки тех лет и пр.); смыслового чтения; отражение событий средствами искусства. Участникам интеллектуального соревнования предлагается выполнить двадцать различных заданий в течении сорока пяти минут. Победители получают призы, дипломы, участники сертификаты. Рассмотрим несколько примеров заданий «Эхо революции». Пример №1. На странице сайта представлено четыре репродукции картин без указания авторов и их названий (рисунки 1-4).

Учащиеся должны поставить картины в хронологической последовательности событий, изображенных на них. Такая подача задания представляет повышенную сложность. Возможен вариант с дополнительной информацией к некоторым рисункам. Например, к рисунку 1 отрывок из воспоминаний дочери художника: «Отец попросил придвинуть к окну колясочку, к которой его уже не первый год приковал тяжкий недуг. … В мастерской была тишина, а за окном кипела жизнь. Кто-то кричал. Бурлила толпа. Но звуки не проникали в студию. Отец писал около трех часов. Пока не ушло солнце. Когда я увидела его глаза, они были влажны. Подумав, что у него начались боли, я принесла лекарство. — Ирочка, ты не понимаешь, что это за счастье, что у нас в Петербурге я вижу красные флаги свободы!». Текст к рисунку 3: вокруг имени Ленина родилось множество мифов, разоблачение которых продолжается по настоящее время. Один из них связан с установкой громадного памятника близ Финляндского вокзала в 1926г. где многометровый Ленин размещён на башне бронированной машины и воздевает указующую руку. Определив дату события, получившего мифологическое звучание в отечественной истории, и ставшее поводом для установления памятника, вы определите правильную хронологическую последовательность расположения данной репродукции. Рисунки два и четыре не требует каких-либо комментариев, так как при внимательном их рассмотрении вполне узнаваемы события, связанные с взятием Зимнего дворца и установлением власти большевиков в Москве.

При составлении заданий не ставится цель постоянного повышения сложности, так как такой подход может снизить инициативу учащихся, создать ощущение бесперспективности. Пример №2 – задание по документу революционной эпохи – открытке Первого российского народного правительства (известного из учебного курса как Первый состав Временного правительства) (рисунок 5). Предлагается внимательно рассмотреть состав правительства и написать фамилии двух министров, отставки которых требовали демонстранты в апреле 1917 года.

В заданиях также используются документы революционной эпохи – денежные знаки (см. рисунки 6,7).

Пример №3: Рассмотрите изображение и напишите народное название бумажных ассигнаций, выпущенных Временным правительством, которые не имели подписей, дат и номеров.

Не менее интересны задания на смысловое чтение. Пример №4. Дана цитата, высказывание очевидца событий депутата Государственной думы монархиста В.В. Шульгин: «старое правительство сидит в Петропавловской крепости, а новое — под домашним арестом». Что имел ввиду депутат, выражая данное мнение (выбрать один из предложенных вариантов ответа):

А) новое правительство назвало себя Временным до созыва Учредительного собрания;

Б) Временное правительство, признав право деятельности Совета рабочих и солдатских депутатов, оказалось под их влиянием;

В) Арест Временного правительства, заседавшего в Зимнем дворце;

Г) После отречения Николая II члены царской семьи находились под домашним арестом в Царском селе.

При составлении заданий ставится задача максимально разнообразить формат вопросов, привлекая различные источники информации. Например, работа с историческими терминами через выявление характерных черт. Пример №5: по мнению британского историка – исследователя Майкла Вуда, основной предпосылкой революции 1917 года стали события первой русской революции, конкретно: появление коллегиальных представительных органов публичной власти, избираемой населением на определенный срок и отражающих интересы низов общества. Напишите название этого органа власти. Ответ предполагает фактическое понимание ключевого термина революционного периода. Понимание роли Советов, позволяет в дальнейшем использовать сущностное содержание понятий «советский период», «советская власть», съезды Советов и др.

Результаты проведения интеллектуального исторического турнира «Эхо революции», проведенного в период 25 октября – 7 ноября 2017 года отражены в диаграммах, размещенных на странице сайта. Общее количество участников шестьсот двадцать один, доминируют учащиеся 11-х классов, наибольшую активность проявляют девушки (75% от числа участников). В текущем году планируется проведение второго этапа турнира, посвященного начальному периоду гражданской войны.

RESEARCH OF THE PROBLEM THEMES
OF THE 1917 REVOLUTION THROUGH REMOTE
INTELLECTUAL COMPETITIONS
(ON THE EXAMPLE OF THE EDUCATION EVENT
OF THE «ECHO OF REVOLUTION»)

Povarnitsyna E. S., teacher

Abstract. The article describes the attempt to solve the problem of reducing the importance of cultural aspects within the boundaries of historical education. The author tells about the experience of the teachers of the Lyceum, whose employee is himself, in the process of creating historical (olympic) assignments through the prism of key areas of art. The experience of the intellectual historical tournament «Echo of the Revolution» is described.

Keywords: Revolution of 1917, art, culture, olympiad assignments, lyceum, teaching.