Убийство Архиепископа Андроника (Никольского) и Великого Князя Михаила Романова в воспоминаниях профессора Пермского университета Г. В. Вернадского
Алексей Марченко,
Протоиерей
14 октября 1916 года (все даты приводятся по новому стилю. – Прим. авт.) в Перми произошло знаменательное событие: по распоряжению императора Николая II было торжественно открыто Пермское отделение Императорского Петроградского университета [1]. В июне 1917 года Постановлением Временного правительства оно было преобразовано в самостоятельный Пермский университет [2].
Пермский университет создавался усилиями ученых-энтузиастов, приехавших в 1916–1917 годах в основном из Петрограда и Москвы. Молодые приват-доценты вскоре стали профессорами, крупными специалистами в своих областях науки. Все они придерживались либерально-демократических взглядов, многие являлись членами партии кадетов [3].
Университет испытал огромное влияние церковной среды тех лет. В его открытии приняли участие архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), представители православного духовенства Пермской епархии [4]. Носителями церковного сознания в его стенах были, прежде всего, студенты – сыновья и дочери православных священнослужителей, составлявших самую многочисленную социальную группу вуза – 341 чел. (33%). Немало «поповичей» оказалось среди пермской профессуры. Из 37 профессоров и преподавателей университета, работавших здесь до 1919 года, 9 (27%) происходили из семей священнослужителей. Среди них: первый ректор университета, астроном К. Д. Покровский; историк-медиевист А. П. Дьяконов; юрист Н. Н. Фиолетов; философ А. И. Сырцов; этнограф и искусствовед П. С. Богословский и др. [5].
Кроме профессоров-«поповичей», религиозностью отличались профессора математики А. А. Фридман и В. И. Смирнов, литературовед А. П. Кадлубовский, бывший лейб-медик семьи императора Николая II В. Н. Деревенко. Многие профессора и преподаватели университета в те годы поддерживали постоянную связь с православными приходами Перми [6].
Одним из них был известный историк Георгий Владимирович Вернадский, занимавший с октября 1917 года должность приват-доцента, а с января по август 1918-го – ординарного профессора кафедры русской истории историко-филологического факультета Пермского университета [7].
Тесное общение будущего «евразиста» Г. В. Вернадского с Православной Церковью позволили ему стать свидетелем расправы пермских большевиков с архиепископом Пермским и Кунгурским Андроником и Великим князем Михаилом Александровичем Романовым. Эти две жертвы «красного террора» нашли свое отражение в его воспоминаниях, опубликованных в зарубежной прессе, а затем и в России [8].
После захвата власти большевиками в октябре 1917 года Православная Церковь и университетские корпорации в России оказались в крайне тяжелом состоянии. В это трудное время перемен интеллигенция и духовенство, ощутив весь ужас существования в условиях «красного террора», особенно тяготели друг к другу. Из воспоминаний Г. В. Вернадского становится ясно, какое огромное значение для местной пермской общественности, в том числе для верующей университетской профессуры имела выдающаяся личность архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника. В силу сложившихся обстоятельств молодой преподаватель университета оказался очевидцем ареста большевиками пермского архипастыря. Описанные им трагические события, развернувшиеся в Перми летом 1918 года, являются важным свидетельством репрессивной политики Советского государства против духовенства.
Вернадский писал: «Архиепископ Андроник был верующим человеком и хорошо совершал церковные службы… <…> Вероятно, вскоре по издании декрета об отделении церкви от государства и в связи с этим о конфискации церковного имущества и сдачи в наем церквей обществам верующих (прихожанам), архиепископ Андроник произнес в соборе резкую проповедь против советского правительства. О его намерении заранее сделалось известным. Верующие собрались на службу в большем, чем обычно, количестве, чтобы предотвратить предполагавшийся арест владыки. Мы с Ниной были в церкви. Большевики не решились арестовать Андроника при выходе его из церкви, но арестовали по возвращении его в архиерейский дом. Владыка Андроник наложил интердикт на все церковные службы и требы в его епархии. Это распоряжение оказалось неосуществимым. Верующие не могли оставаться без церкви и обратились к викарному епископу. Тот своей властью отменил интердикт. Большевики посадили Андроника в тюрьму, а позже убили (убили, вероятно, уже после нашего отъезда из Перми, так как там мы об этом не слышали)» [9].
Необходимо отметить, что В. Г. Вернадский довольно точно описал обстоятельства, предшествовавшие аресту архипастыря Пермской ЧК в ночь с 16 на 17 июня 1918 года. Объявленный им интердикт, на случай своего ареста, был отменен его викарием – епископом Соликамским Феофаном (Ильменским) с разрешения Святейшего Патриарха Тихона. Неизвестные В. Г. Вернадскому факты расправы большевиков над Преосвященным Андроником сегодня установлены. Владыка Андроник в ночь с 19 на 20 июня 1918 года был закопан живым в лесу в 5-ти верстах от Перми по Сибирскому тракту [10].
Вспоминал Г. В. Вернадский и о том, как в Перми при весьма смутных и малоизвестных для него обстоятельствах большевиками было совершено коварное убийство Великого князя Михаила Александровича Романова.
«Не помню точно, когда это было – кажется в декабре 1917 года (а может быть уже в январе 1918 года) в Перми некоторое время в Королёвских номерах жил инкогнито Великий князь Михаил Александрович. Раз мы с Ниной пошли на всенощную в одну из пермских церквей и заметили (не сразу), что в стороне от других стоит Михаил Александрович и, очевидно, его адъютант (оба в штатском). В церкви было необычно много так называемых салопниц (богомольных купчих или богатых мещанок в салопах). Служба еще не окончилась, как несколько из них подошли ко мне (не знаю, почему они именно ко мне обратились) и сказали: «Видишь сколько нас здесь. Мы великого князя не выдадим. Веди нас на помощь ему». Я ответил: «Да что же мы можем сделать? Ему легче уехать и скрыться одному». Вскоре великий князь уехал в сопровождении офицера, который (как рассказывали потом) взялся его везти в Сибирь на Дальний Восток, но вместо того предал его, и большевики его расстреляли» [11].
Действительно, с 17 марта по 13 июня 1918 года Михаил Александрович находился в ссылке в Перми. Здесь он получил право «свободно проживать». Некоторое время Михаил Александрович со своими спутниками проживал в гостинице Благородного собрания, а затем переехал в «Королёвские номера». За ним был установлен гласный надзор, согласно которому он был обязан являться в милицию, а с 20 мая 1918 года – в ЧК.
Рассказ Г. В. Вернадского свидетельствует о глубокой религиозности Великого князя. Известно, что в Пермской ссылке М. А. Романов часто посещал богослужения в православных храмах. Этот факт подтверждается и другими источниками, в том числе воспоминаниями семьи Кобяк; «Почти ежедневно Михаил Александрович посещал Спасо-Преображенский кафедральный собор. Во время его прогулок по городу верующие люди – «набожные старушки» собирались около Михаила Романова, создавая нечто вроде паломничества…» [12].
В ночь с 12 на 13 июня 1918 года Великий князь Михаил Романов и его секретарь Б. Джонсон были арестованы ЧК в гостинице «Королевские номера», вывезены по Старому Соликамскому тракту на окраину поселка Мотовилихинского завода и расстреляны [13]. В воспоминаниях В. Г. Вернадского явно передается ложная версия о побеге Великого князя в результате офицерского заговора, распространенная большевиками после его убийства.
Cписок литературы:
↩1. Отчет об открытии Пермского отделения Петроградского университета и деятельности его в 1916–1917 уч. году (по 1-е июля 1917 г.). Пермь, 1918. С. 1–16.
↩2. Постановление Временного Правительства «Об учреждении университета в городе Перми» // Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. Петроград, 1917. № 141. 20 июня. С. 1215–1216.
↩3. Обухов Л. А. Власть и профессура (Из истории Пермского университета 1917–1931 гг.) / Г. В. Вернадский в Пермском университете (1917–1918) // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2011. № 2 (16). С. 145.
↩4. Андроник (Никольский), епископ. Приветственная речь на молебне при открытии Пермского Университета 1/14 октября 1916 года. Пермь, 1916. С. 1–3.
↩5. Список преподавателей и служащих Пермского университета. Пермь, 1918. С. 1–3.
↩6. Марченко А. Н., прот., Софьин Д. М. Сто лет под Покровом Пресвятой Богородицы. Православная Церковь и Пермский университет в прошлом и настоящем. Пермь, 2016. С. 11–112.
↩7. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. р-180. Оп. 2. Д. 62; Шилов А. В. Вернадский Георгий Владимирович // Профессора Пермского государственного университета (1916–2001). Пермь, 2001. С. 24–25; Селянинова Д. Г. В. Вернадский в Пермском университете (1917–1918) // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2012. № 2 (19). С. 115–124.
↩8. Вернадский Г. В. Из воспоминаний // Вопросы истории. 1995. № 1.
↩9. Там же. С. 145.
↩10. ГАПК. Ф. р-732. Оп. 1. Д. 298. Л. 3 об.
↩11. Вернадский Г. В. Из воспоминаний… С. 144.
↩12. Стогова Л. И., Стогова А. А., Ермакова А. Г. Пермь, Кобяк. Семейная хроника. Пермь, 2001. С. 46.
↩13. Мясников Г. И. Философия убийства, или Почему и как я убил Михаила Романова // Минувшее: ист. альманах. М.; СПб., 1995. Вып. 18. С. 48.