Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Убийство Архиепископа Андроника (Никольского) и Великого Князя Михаила Романова в воспоминаниях профессора Пермского университета Г. В. Вернадского

Алексей Марченко,
Протоиерей

14 октября 1916 года (все даты приводятся по новому стилю. – Прим. авт.) в Перми произошло знаменательное событие: по распоряжению императора Николая II было торжественно открыто Пермское отделение Императорского Петроградского университета [1]. В июне 1917 года Постановлением Временного правительства оно было преобразовано в самостоятельный Пермский университет [2].

Пермский университет создавался усилиями ученых-энтузиастов, приехавших в 1916–1917 годах в основном из Петрограда и Москвы. Молодые приват-доценты вскоре стали профессорами, крупными специалистами в своих областях науки. Все они придерживались либерально-демократических взглядов, многие являлись членами партии кадетов [3].

Университет испытал огромное влияние церковной среды тех лет. В его открытии приняли участие архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), представители православного духовенства Пермской епархии [4]. Носителями церковного сознания в его стенах были, прежде всего, студенты – сыновья и дочери православных священнослужителей, составлявших самую многочисленную социальную группу вуза – 341 чел. (33%). Немало «поповичей» оказалось среди пермской профессуры. Из 37 профессоров и преподавателей университета, работавших здесь до 1919 года, 9 (27%) происходили из семей священнослужителей. Среди них: первый ректор университета, астроном К. Д. Покровский; историк-медиевист А. П. Дьяконов; юрист Н. Н. Фиолетов; философ А. И. Сырцов; этнограф и искусствовед П. С. Богословский и др. [5].

Кроме профессоров-«поповичей», религиозностью отличались профессора математики А. А. Фридман и В. И. Смирнов, литературовед А. П. Кадлубовский, бывший лейб-медик семьи императора Николая II В. Н. Деревенко. Многие профессора и преподаватели университета в те годы поддерживали постоянную связь с православными приходами Перми [6].

Одним из них был известный историк Георгий Владимирович Вернадский, занимавший с октября 1917 года должность приват-доцента, а с января по август 1918-го – ординарного профессора кафедры русской истории историко-филологического факультета Пермского университета [7].

Тесное общение будущего «евразиста» Г. В. Вернадского с Православной Церковью позволили ему стать свидетелем расправы пермских большевиков с архиепископом Пермским и Кунгурским Андроником и Великим князем Михаилом Александровичем Романовым. Эти две жертвы «красного террора» нашли свое отражение в его воспоминаниях, опубликованных в зарубежной прессе, а затем и в России [8].

После захвата власти большевиками в октябре 1917 года Православная Церковь и университетские корпорации в России оказались в крайне тяжелом состоянии. В это трудное время перемен интеллигенция и духовенство, ощутив весь ужас существования в условиях «красного террора», особенно тяготели друг к другу. Из воспоминаний Г. В. Вернадского становится ясно, какое огромное значение для местной пермской общественности, в том числе для верующей университетской профессуры имела выдающаяся личность архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника. В силу сложившихся обстоятельств молодой преподаватель университета оказался очевидцем ареста большевиками пермского архипастыря. Описанные им трагические события, развернувшиеся в Перми летом 1918 года, являются важным свидетельством репрессивной политики Советского государства против духовенства.

Вернадский писал: «Архиепископ Андроник был верующим человеком и хорошо совершал церковные службы… <…> Вероятно, вскоре по издании декрета об отделении церкви от государства и в связи с этим о конфискации церковного имущества и сдачи в наем церквей обществам верующих (прихожанам), архиепископ Андроник произнес в соборе резкую проповедь против советского правительства. О его намерении заранее сделалось известным. Верующие собрались на службу в большем, чем обычно, количестве, чтобы предотвратить предполагавшийся арест владыки. Мы с Ниной были в церкви. Большевики не решились арестовать Андроника при выходе его из церкви, но арестовали по возвращении его в архиерейский дом. Владыка Андроник наложил интердикт на все церковные службы и требы в его епархии. Это распоряжение оказалось неосуществимым. Верующие не могли оставаться без церкви и обратились к викарному епископу. Тот своей властью отменил интердикт. Большевики посадили Андроника в тюрьму, а позже убили (убили, вероятно, уже после нашего отъезда из Перми, так как там мы об этом не слышали)» [9].

Необходимо отметить, что В. Г. Вернадский довольно точно описал обстоятельства, предшествовавшие аресту архипастыря Пермской ЧК в ночь с 16 на 17 июня 1918 года. Объявленный им интердикт, на случай своего ареста, был отменен его викарием – епископом Соликамским Феофаном (Ильменским) с разрешения Святейшего Патриарха Тихона. Неизвестные В. Г. Вернадскому факты расправы большевиков над Преосвященным Андроником сегодня установлены. Владыка Андроник в ночь с 19 на 20 июня 1918 года был закопан живым в лесу в 5-ти верстах от Перми по Сибирскому тракту [10].

Вспоминал Г. В. Вернадский и о том, как в Перми при весьма смутных и малоизвестных для него обстоятельствах большевиками было совершено коварное убийство Великого князя Михаила Александровича Романова.

«Не помню точно, когда это было – кажется в декабре 1917 года (а может быть уже в январе 1918 года) в Перми некоторое время в Королёвских номерах жил инкогнито Великий князь Михаил Александрович. Раз мы с Ниной пошли на всенощную в одну из пермских церквей и заметили (не сразу), что в стороне от других стоит Михаил Александрович и, очевидно, его адъютант (оба в штатском). В церкви было необычно много так называемых салопниц (богомольных купчих или богатых мещанок в салопах). Служба еще не окончилась, как несколько из них подошли ко мне (не знаю, почему они именно ко мне обратились) и сказали: «Видишь сколько нас здесь. Мы великого князя не выдадим. Веди нас на помощь ему». Я ответил: «Да что же мы можем сделать? Ему легче уехать и скрыться одному». Вскоре великий князь уехал в сопровождении офицера, который (как рассказывали потом) взялся его везти в Сибирь на Дальний Восток, но вместо того предал его, и большевики его расстреляли» [11].

Действительно, с 17 марта по 13 июня 1918 года Михаил Александрович находился в ссылке в Перми. Здесь он получил право «свободно проживать». Некоторое время Михаил Александрович со своими спутниками проживал в гостинице Благородного собрания, а затем переехал в «Королёвские номера». За ним был установлен гласный надзор, согласно которому он был обязан являться в милицию, а с 20 мая 1918 года – в ЧК.

Рассказ Г. В. Вернадского свидетельствует о глубокой религиозности Великого князя. Известно, что в Пермской ссылке М. А. Романов часто посещал богослужения в православных храмах. Этот факт подтверждается и другими источниками, в том числе воспоминаниями семьи Кобяк; «Почти ежедневно Михаил Александрович посещал Спасо-Преображенский кафедральный собор. Во время его прогулок по городу верующие люди – «набожные старушки» собирались около Михаила Романова, создавая нечто вроде паломничества…» [12].

В ночь с 12 на 13 июня 1918 года Великий князь Михаил Романов и его секретарь Б. Джонсон были арестованы ЧК в гостинице «Королевские номера», вывезены по Старому Соликамскому тракту на окраину поселка Мотовилихинского завода и расстреляны [13]. В воспоминаниях В. Г. Вернадского явно передается ложная версия о побеге Великого князя в результате офицерского заговора, распространенная большевиками после его убийства.

Cписок литературы:

1. Отчет об открытии Пермского отделения Петроградского университета и деятельности его в 1916–1917 уч. году (по 1-е июля 1917 г.). Пермь, 1918. С. 1–16.

2. Постановление Временного Правительства «Об учреждении университета в городе Перми» // Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. Петроград, 1917. № 141. 20 июня. С. 1215–1216.

3. Обухов Л. А. Власть и профессура (Из истории Пермского университета 1917–1931 гг.) / Г. В. Вернадский в Пермском университете (1917–1918) // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2011. № 2 (16). С. 145.

4. Андроник (Никольский), епископ. Приветственная речь на молебне при открытии Пермского Университета 1/14 октября 1916 года. Пермь, 1916. С. 1–3.

5. Список преподавателей и служащих Пермского университета. Пермь, 1918. С. 1–3.

6. Марченко А. Н., прот., Софьин Д. М. Сто лет под Покровом Пресвятой Богородицы. Православная Церковь и Пермский университет в прошлом и настоящем. Пермь, 2016. С. 11–112.

7. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. р-180. Оп. 2. Д. 62; Шилов А. В. Вернадский Георгий Владимирович // Профессора Пермского государственного университета (1916–2001). Пермь, 2001. С. 24–25; Селянинова Д. Г. В. Вернадский в Пермском университете (1917–1918) // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2012. № 2 (19). С. 115–124.

8. Вернадский Г. В. Из воспоминаний // Вопросы истории. 1995. № 1.

9. Там же. С. 145.

10. ГАПК. Ф. р-732. Оп. 1. Д. 298. Л. 3 об.

11. Вернадский Г. В. Из воспоминаний… С. 144.

12. Стогова Л. И., Стогова А. А., Ермакова А. Г. Пермь, Кобяк. Семейная хроника. Пермь, 2001. С. 46.

13. Мясников Г. И. Философия убийства, или Почему и как я убил Михаила Романова // Минувшее: ист. альманах. М.; СПб., 1995. Вып. 18. С. 48.