Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

В. Ф. Гладышев

Пермское общество краеведения

«МЫ ДОЛГО ЖДАЛИ ЭТОГО МОМЕНТА»: ВИЗИТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДОМА РОМАНОВЫХ НА УРАЛЬСКУЮ ЗЕМЛЮ В 1993 И 1998 ГОДАХ

Аннотация: Дважды, в 1914 и в 1998 годах, посещали Белогорский монастырь представители царского рода Романовых. Как прошло последнее по времени паломничество членов императорской фамилии? Кто он, Великий Князь Георгий Михайлович Романов, – ныне его представляют как наследника трона.

Ключевые слова: Великая Княгиня Мария Владимировна, Великий Князь Георгий Михайлович, паломничество на Урал.


«Мы долго-долго ждали этого момента – приехать сюда, познакомиться с вашим краем и, в особенности, помолиться здесь за всех: и наших родственников, и тех, кто, к сожалению, покинул нас в этих краях.

Это большое утешение, что мы могли помолиться здесь. Но моления - это грустная часть нашей поездки. Есть и радостная: видеть, что люди нас не забыли, что-то изменяется к лучшему. Как после снега вдруг появляются подснежники – это я говорю о возрождающихся и новых церквах. И это тоже большая радость...» [1]

Так вспоминала о своей поездке на Урал, в Прикамье Великая Княгиня Мария Владимировна, глава Императорского Дома Романовых. Она, ее мать – Великая Княгиня Леонида Георгиевна, и Цесаревич Георгий совершили духовное паломничество по Пермскому краю.

24 июля 1998 года высокие гости посетили Белогорский монастырь, осмотрели его окрестности. Истово молились у Царского креста. Приезд главы Дома Романовых на Урал проходил в несколько иной обстановке, нежели в 1993 году, во время их путешествия в Алапаевск и Екатеринбург. Хотя цель поездки Великих Княгинь с Цесаревичем Георгием оставалась прежней: духовное паломничество по местам страданий Царственных мучеников. Но прием паломников был заметно более скромным, не появлялось и больших толп любопытствующих «подданных» [2; 3].

Связано это было прежде всего с тем, что высокие гости не участвовали в церемонии захоронения останков семьи Николая Романова, их приближенных и слуг в Санкт-Петербурге. Как известно, есть ряд расхождений по вопросам идентификации екатеринбургских останков, в связи с чем Мария Владимировна, ссылаясь на решение тогдашнего Патриарха Алексия, который не поехал в Санкт-Петербург, тоже воздержалась от участия в захоронении.

Летом 1998 года Романовы добрались до Ныроба, где в начале далекого XVII века был умерщвлен боярин Михаил Никитич Романов, дядя первого русского царя. Во время приема в администрации г. Перми автор этих строк спросил у наследника, каковы самые сильные впечатления от путешествия. Последовал очень выразительный ответ:

– Мы оказались там, где обрываются все дороги!

На тот момент Георгий большую часть времени жил во Франции, учился в Мадриде, в английской школе, затем стал студентом Оксфордского университета в Англии. По-русски он говорит с акцентом. Изучал родной язык с помощью профессора и семьи, но общения с соотечественниками, судя по выговору, ему явно недоставало. В России у этих Романовых, продолжателей ветви Кирилловичей, есть свой дом с лета 1996 года: тогда Правительство РФ предоставило семье пустующую государственную дачу в подмосковном поселке. Здесь останавливалась обычно Леонида Георгиевна Багратион-Мухранская. Несмотря на свой почтенный возраст (1914–2010 гг.), она посещала Россию чаще других родственников.

Во время визита Романовых в Прикамье немногим счастливчикам, присутствовавшим при встречах августейших гостей в храмах, дарили портреты наследника. Изданы они к его династическому совершеннолетию: 13 марта 1997 года Георгию исполнилось 16 лет. Сфотографированный на фоне российского национального флага, наследник короны смотрится очень импозантно.

Свой особый статус наследника короны Российской Империи Георгий вполне осознает, поскольку его готовили к этому с детства. Помимо бесед с дедом, Великим Князем Владимиром Кирилловичем (он умер в 1992 году, похоронен в родовой усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге), более всего помогали осознанию им своего избранничества поездки в Россию, начиная с 1991 года, когда мальчику было 10 лет. И, конечно, укрепляла его сознание православная церковь.

Отношение к церкви, к вере в семье Романовых традиционно серьезное. Георгий с малых лет принимал участие в богослужениях. Спокойно выдерживал наследник длительные службы в алапаевских и в екатеринбургских церквах, даже когда он был еще совсем мальчиком, и спустя годы так же достойно держался в пермских и кунгурских храмах. Сказалась внутренняя закалка, высокая духов¬ная воспитанность.

Вспомнились строки из стихотворения Игоря Доливо-Добровольского «Первый зек»:

Русский трон и пуст и обездолен.

Кто музейный тлен с него сметет?

Юный принц Георгий Гогенцоллерн

С матерью в Испании живет.

По-немецки – принц. Для нас – царевич.

Немца ль, русского сильнее кровь?

Свежий плод на родословном древе,

Мать-История, спеши, готовь!

На представительской фотографии Георгия есть надпись: «Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич Великий Князь Георгий Михайлович». Некоторых в этой подписи смущает отчество. Родной отец мальчика, немецкий принц, недолго пользовался русским именем «Михаил Павлович» и великокняжеским титулом, присвоенными ему после того, как он принял православие. После развода с Марией Владимировной Франц-Вильгельм довольствовался титулом прусского принца. Обстоятельство это вызвало дополнительную напряженность и неразбериху в Доме Романовых.

Династические споры эхом отзывались в российской глубинке. Помнится, в толпе у белогорского храма, ожидавшей августейших паломников, также нашлись любители перемывать романовские косточки. Впрочем, о какой чистоте крови можно говорить, если еще с XVIII века в Доме Романовых было столько «рокировок», в том числе и кровавых!

В Перми подобные вопросы с гостями, разумеется, не обсуждали. Романовы говорили о том, что их волнует, о покаянии, например. Возможностей для того, чтобы подвигнуть людей к общенациональному покаянию, немало. Например, общими усилиями увековечить память безвинно убиенных на уральской земле Великого Князя Михаила Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

В Кунгуре потомки царского рода побывали в благотворительном центре Альберта Швейцера, где создана часовня в память преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Здесь существует православная воскресная школа, в которой в то время проводил занятия протоиерей Борис Бартов, настоятель Спасо-Преображенской церкви, почетный гражданин города Кунгура.

– Мы видим, – отметила Мария Владимировна, – что сегодня народ в массе своей понял суть трагедии, произошедшей много десятилетий назад на пермской земле. И церковь делает все возможное для такого понимания. Общая трагедия должна объединить нас. Мы все будем молиться за упокой души погибших... Надеемся, что Господь вразумил многих людей, взявших на себя тяжкий грех, и мы им это прощаем.

– Наше путешествие было чисто религиозным, – добавила Леонида Георгиевна. – Для нас был важен контакт с народом. Мы понимали, что есть какая-то надежда, что нужно молиться и помочь нашему народу, когда это станет возможным.

Эта фраза августейшей собеседницы живо напомнила высказывание ее покойного мужа Великого Князя Владимира Кирилловича. Он любил повторять: «Престол нельзя бросить на произвол судьбы, всем должно быть ясно, что он не пустует. Мы живем почти по девизу скаутов: «Всегда готов!» [4; 5].

«Вопрос о том, вводить ли в стране конституционную монархию, должен решать сам народ России...» – повторяют представители Кирилловичей, одной из трех ветвей Романовых.

Несмотря на некоторые трения между представителями разных ветвей Романовых, мнение Великой Княгини Марии Владимировны остается неизменным:

«Мы должны объединять всех, быть символом объединения и возрождения России».

Среди пермяков у представителей Кирилловичей много сторонников. И далеко не случаен живейший интерес потомков Романовых к судьбе и наследию игумена Серафима. В свое время именно отец Серафим (Кузнецов) встал на защиту царской фамилии от клеветников. Статья, опубликованная им в журнале «Голос долга» в 1916 году, так и называлась: «Оклеветанная семья»... 1


1 Статья игумена Серафима перепечатана в первом номере благовестника «Святоотечество», изданного братством преподобномученика Варлаама Белогорского в 1997 году.


Библиографический список

1. Гладышев В., Кудрина А. Свет Белой горы. – Пермь, 2003. – Стр. 230–235.

2. Гладышев В. Пропавший пистолет, к счастью не выстрелил // Пермские новости. 1993. – № 30.

3. Гладышев В. Духовное паломничество Романовых // Местное время. – 1993. – № 85.

4. Гладышев В. Романовы живут теперь по принципу скаутов // Пермские новости. – 1998. – № 111.

5. Наследник // Пермские новости. – 1998. – август.