Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Из истории воздухоплавания

Шевырин Сергей, главный специалист отдела информации,
публикации и научного использования документов
Государственного общественно-политического
архива Пермской области

Шестой фестиваль воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала» в Кунгуре. Лето 2007г.С глубокой древности люди мечтали о полетах. Почти у всех народов есть мифы и легенды о воздушных путешествиях. В одном из самых древних сохранившихся письменных источников — шумерской глиняной табличке — описывается полет царя Этана на орле. Это было примерно 5 тысяч лет назад. Наиболее известным стал легендарный полет греков Дедала и Икара. Искусный мастер Дедал сделал из перьев и воска крылья для бегства с острова Крит. Икар поднялся слишком высоко, и солнце растопило воск, крылья рассыпались, и Икар упал в море. Благоразумный Дедал долетел до Сицилии. В русских сказках летали на коньке-горбунке, сове, орле.

Полеты были не только в сказках и легендах. Русские летописи уже в XIII веке описывали первые попытки полетов: «...а иные слетают с церкви или с высокого дома на шелковых крыльях ... показывая крепость сердец своих...». Чем заканчивались эти полеты неизвестно. Зато известна печальная судьба «смерда Никитки, боярского сына Лупатова холопа», который в царствование Ивана Грозного сделал деревянные крылья и якобы летал на них в Александровской слободе. Иван Грозный усмотрел в этом полете «бесовщину»: «...человек не птица, крыльев не имать... Аще же приставит себе аки крылья деревянны, противу естества творит. То не божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову. Тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение. А выдумку, аки диавольскою помощью снаряженную, после божественныя литургии огнем сжечь».

В Центральном государственном архиве древних актов хранится документ об еще одной попытке полета: «1695 года апреля 30 закричал мужик караул и сказал за собой го­сударево слово, и приведен в Стре­лецкий приказ, и расспрашивай, а в расспросе сказал, что он, сделав крыле, станет летать, как журавль. И по приказу великих князей сде­лал себе крылья слюдяные, а стали те крылья в восемнадцать рублей из государевой казны. ...и тот мужик те крыле устроя, по своей обыкновен­ности перекрестился, и хотел лететь, да не поднялся. И за то ему учинено наказанье: бит батогом, и те деньги велено доправить на нем и продать животы его...».

В те далекие времена люди, наблюдая за полетом птиц, могли придумать или изобрести только крылья. Великий русский изобретатель Михаил Ломоносов в 1750 г. предложил проект «аэродинамической или воздухобежной» машины, «...которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально ...силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (отбрасывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха». В проекте Ломоносова уже использовалась не мускульная сила человека, а механическая сила пружины. Изготовленный аппарат так и не смог подняться в воздух. К счастью для Ломоносова, в России того времени был период «просвещения», всяческие опыты поощрялись, а за неудачи изобретателей не скармливали свиньям.

Совершенно иную летательную конструкцию изобрели французы — братья Монгольфье. По одной из легенд   изобретению   способствовал курьез. Жена одного из братьев Монгольфье слишком близко подошла к камину, и теплый воздух поднял ей юбку выше колен. Наблюдательный Жозеф Монгольфье понял, что именно теплый воздух поможет поднять шар. До этого братья уже пробовали сделать шар из ткани и поднять его в воздух. Они пробовали наполнять его горячим паром и даже очень дорогим в то время водородом. Пар моментально остывал и, наоборот, делал шар тяжелым и мокрым. Водород улетучивался через тканевую оболочку шара. Братья решили обклеить шар бумагой, благо они были владельцами бумажной фабрики. И вот, летом 1783 г., братья Жозеф и Этьен Монгольфье решились на публичную демонстрацию своего изобретения. На площади города Аннона они наполнили огромный с трехэтажный дом шар дымом от костра, и когда шар расправил все свои складки, жители города увидели на нем надпись: «К звездам». Братья благополучно взлетели, пролетели около километра и приземлились за городом. С этого времени воздушные шары стали называть «Монгольфьерами».

Король Франции Людовик XVI, узнав об этом изобретении, потребовал доставить братьев и их шар в Париж. В это время в парижском обществе разразилась ожесточенная дискуссия о полетах. Высказывались различные мнения о том, что у человека на высоте может случиться разрыв сердца, церковь выразила свой протест против полетов. Но, когда в сентябре 1783 г. братья Монгольфье привезли свой шар в Париж, огромная толпа собралась в Версальском саду, чтобы посмотреть на полет. В первый полет решено было отправить животных, чтобы узнать, не умрут ли они мгновенно в высоте. Утка, петух и баран благополучно взлетели над Версальским дворцом и, пролетев около 4 километров, приземлились в полном здравии. Но король запретил полеты людей на шаре в целях их безопасности. Энтузиасты воздухоплавания во главе с братьями Монгольфье долго добивались разрешения летать на шаре. Только в ноябре 1783 г. король разрешил летать на шаре людям. К этому времени братья научились управлять шаром с помощью жаровни с углями. Они подбрасывали в жаровню, укрепленную под горловиной шара, древесные стружки и теплый дым подымал шар вверх. В документах нет данных о том, что сам Людовик XVI совершил воздушную прогулку. Зато имеется красивая легенда о полете короля с братьями Монгольфье. Якобы Людовик XVI был настолько восхищен полетом, что воскликнул: «Господа, все земли, которые вы видите — ваши!». После приземления король тут же дал братьям графский титул, так как только граф мог владеть такими земельными угодьями. После король опомнился, вспомнил, что 'земли эти уже кому-то принадлежат, и нашел остроумный выход. Он добавил к титулу братьев одно слово, и они стали «графами воздухоплавания» и, соответственно, все земли должны принадлежать им только тогда, когда они летят в воздухе.

Посол России во Франции граф Баратынский рассказал об изобретении братьев Монгольфье императрице Екатерине П. Русское общество с интересом и энтузиазмом восприняло это открытие. В Петербургской академии наук были проведены первые опыты по созданию «монгольфьера», даже была издана книга «Рассуждения о воздушных шарах, горючим веществом наполненных и по воздуху летающих, или воздухоносных, изобретенных г. Монголфиером в Париже». Екатерина II в письме от 20 декабря 1783 г., т.е. буквально через несколько месяцев после первых полетов воздушного шара в Париже, писала: «...Хотя здесь и менее, нежели в Париже, занимаются этими воздушными путешествиями, однако все, что до них касается, принято с тем участием, какого заслуживает такое любопытное открытие».

В одном из полетов над Парижем шар загорелся. Хотя никто не пострадал, Екатерина II издала весной 1784 г. указ о временном запрещении полетов воздушных шаров: «В предупреждение опасных случаев и иных несчастных приключений, произойти могущих от новоизобретенных воздушных шаров, наполненных горячим воздухом или жаровнями со всякими горячими составами, повелеваем учинить запрещение, чтоб от 1 марта по 1 декабря никто не дерзал пускать на воздух таковых шаров, под страхом за­платы пени по 20 рублей». В письме во Францию Екатерина II разъяснила такой указ тем, что в России многие строения деревянные, а крыши со­ломенные, загоревшийся шар может стать причиной огромного пожара.

Весной 1803 г. московский пред­приниматель Терпи решил использо­вать воздушный шар в коммерческих целях. 4 мая он запустил в московское небо шар с гимнастами, которые ис­полняли сальто-мортале, «китайские группы и позитуры с разными новыми переменами», а в завершении был дан грандиозный фейерверк. На другой день в газете «Московские ведомости» вышла заметка об этих полетах и анонс новых полетов и развлечений, уже за определенную плату: «...за первое место 1,5 рубля, за второе — 1 рубль, а за третье — 50 копеек медью».

Перед Отечественной войной 1812г. русские военные чиновники разрабатывали проект «управляемого аэростата». Военное ведомство рассчитывало построить 50 воздушных кораблей, каждый из которых сможет поднимать 40 солдат и 12000 фунтов боеприпасов. Причем наибольшего «действия» ожидали «от ящиков, наполненных порохом, которые, брошены будучи сверху, могут разрывом своим, упав на твердые тела, опрокинуть целые эскадроны». Планировалось разместить на бортах этого корабля фальконеты — небольшие пушки, а в днище — специальный люк для сбрасывания «пороховых ящиков». Фактически это был первый управляемый дирижабль, поднимаемый в воздух с помощью водорода. Маневрировать аэростат должен был с помощью парусов. Под Москвой начали строить эти аэростаты. Но, Наполеон со своей армией уже был под Москвой. К этому времени был построен всего один экспериментальный аэростат. Кутузов, готовясь к битве под Москвой, рассчитывал на эти воздушные суда. Он написал письмо графу Растопчину: «Государь император говорил мне об еростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли им будет воспользоваться, прошу мне сказать, и как его употребить удобнее». Экспериментальный аэростат летал очень плохо и, конечно, был не боеспособен. Аэростатное производство было эвакуировано, а Москва досталась французам.

В 1890 г. в российском военном ведомстве был создан учебный воздухоплавательный парк, который должен был испытывать воздушные суда в военном отношении. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. командующий маньчжурской армией генерал Линевич просил выделить 2-3 шара для разведочных и осадных операций. Весной 1904 г. была сформирована специальная Сибирская воздухоплавательная рота для маньчжурской армии. В состав роты входили 5 офицеров, 120 строевых нижних чинов, 73 человека нестроевых чинов. Из нестроевых большинство были мастера и механики. Рота была рассчитана на обслуживание 2 шаров. Уже осенью 1904 г. шары встали на боевые дежурства на Ляолянском укреплении. Японцы также доставили к театру боевых действий воздушные шары. Так, начальник обороны крепости Порт-Артур писал в штаб: «Воздухоплавательного парка нет, что сильно затрудняет определение расположения батарей противника и корректирование стрельбы по закрытой цели; у противника имеются воздушные шары...». Граф Строганов, к тому времени живущий во Франции, на свои деньги приобрел быстроходный военный корабль, оснащенный воздушным шаром, для Тихоокеанской эскадры. Воздушные шары Сибирской воздухоплавательной роты успешно вели разведку. Помощник командира воздухоплавательной роты В.Ф. Найденов писал: «Японцы не стреляли, но вчера, когда поднялся я с адъютантом пофотографировать и наблюдать, японцы, видимо, подкарауливали, и когда шар стали снижать и уже взяли за поясные натяжки, хватили по нас шрапнелью, мы тотчас же опять поднялись и могли открыть, откуда японцы стреляли, к двум орудиям их подъехало еще три». Из Мукдена инспектор военной инженерной части доносил в штаб: «В конце концов, на обе роты прислано было за дни боев у Сандепу (шары все время действовали) 13 георгиевских крестов. Деятельность шаров понравилась настолько, что теперь не только штабы всех 3-х армий, но и штабы корпусов умоляют о присылке им шаров».

В 1913 г. жители Пермской губернии могли наблюдать полет воздушного шара. У села Мысы Оханского уезда приземлился шар с тремя гражданами Германии. По их словам, летели они в Константинополь, но ветер занес их в Россию. Немецкий экипаж летел без посадки 87 часов. Воздухоплавателей отправили в Москву в немецкое консульство. Позже выяснилось, что немецкие воздухоплаватели в недавнем прошлом были военными. Выяснить были ли это простые воздухоплаватели или германские шпионы так и не удалось. Через пару месяцев — уже в январе 1914 г. вблизи Бисертского завода был задержан еще один воздушный шар с немецкими подданными. Доставленные в Пермь путешественники представились инженером Берлинером, архитектором Газе и купцом Николаи, летевшими, якобы, в Швецию. При этом шведских денег у них не было, зато были русские рубли, а во сне один из путешественников командовал: «Хальт! Фойер!» («Стой! Огонь!»). Состоявшийся в Перми суд не смог доказать шпионскую деятельность немцев, но обвинил их в намеренном нарушении запрета на перелет границы России. Воздухоплавателей приговорили к 6-месячному тюремному заключению, шар конфисковали в пользу казны. А 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России.

В начале XX века приоритет в воздухоплавании стал принадлежать дирижаблям и самолетам. В 1930-е гг. наиболее комфортабельным транспортом из Европы в Америку были немецкие дирижабли. Эти воздушные суда были оборудованы каютами с туалетом и душем, были роскошные рестораны и гостиные с роялями, прогулочные палубы. Сигарообразные дирижабли мягко и без всякой качки доставляли сотни пассажиров в разные точки мира. Но, в 1937 г. случился пожар на борту самого большого на тот момент дирижабля «Граф Гинденбург». Погибло 35 человек, 62 спаслись. После этой трагедии люди стали предпочитать самолеты.

В 1996 г. администрация города Кунгура приобрела первый воздушный шар, первоначально для рекламы города. На шаре был изображен герб Кунгура и фигура ярмарочного мужика. Постепенно из одного шара получился целый воздухоплавательный фестиваль. В 2008 г. уже десятки шаров летали над Кунгуром, привлекая тысячи людей. У Кунгурской ледяной пещеры несколько шаров подымали в небо всех желающих. Но это был не свободный полет, а только вертикальный подъем, контролируемый с земли с помощью веревки. Тех же, кто хотел испытать свободный полет, ждали многочисленные испытания. Во-первых, ранний подъем — в 5 утра, пока воздух не прогрелся и для полетов самое лучшее время. Затем — подготовка шара к полету, надувание его горячим воздухом, перетаскивание корзины, баллонов с газом. И, наконец, полет — плавный отрыв от земли. И вот уже кунгурские колокольни под ногами, серебристая лента Ирени и бескрайние поля. На высоте 300-400 метров наступает ощущение настоящего свободного полета. После плавного приземления нужно собрать шар, выгнав из него весь воздух, сесть на собранный шар и пройти обряд посвящения в воздухоплаватели. Обряд обязательно начинается с рассказов об истории изобретения воздушного шара, о братьях Монгольфье, о Людовике XVI. В память о тех давних событиях всех воздухоплавателей посвящают в графы, причем графское имя дают по месту приземления — граф Полевой, Огородный, Сылвенский. К концу дня счастливые от полета или титула графы разъезжаются по домам, но они навсегда останутся воздухоплавателями.