Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Фотоальбом с редкими снимками
восстановления Камского железнодорожного моста

Письмо П.М.Оржеховского редактору газеты «Звезда»

Железнодорожный мост через реку Кама с одним разрушенным пролетом. Общий вид. 1919 г. Ф. 8114. Оп. 14. Д. 1. Л. 1.
Разрушенная металлическая ферма в воде. Вид слева. 1919 - 1920 гг. Ф. 8114. Оп. 14. Д. 1. Л. 9.
Группа рабочих, ведущих подготовительные работы по подъему металлической фермы моста. 1919 - 1920 гг. 
Ф. 8114. Оп. 14. Д. 1. Л. 10.
Подъем взорванной металлической фермы моста. Вид сбоку. 1919 - 1920 гг. 
Ф. 8114. Оп. 14. Д. 1. Л. 19.
Группа рабочих, осуществляющих подъем взорванной металлической фермы моста. 1919 - 1920 гг. 
Ф. 8114. Оп. 14. Д. 1. Л. 20.
Поврежденная взрывом металлическая ферма моста, соединенная с ближней опорой. Вид слева. 1919 - 1920 гг. Ф. 8114. Оп. 14. Д. 1. Л. 26.
Проход первого поезда по вос-становленному Камскому железнодорожному мосту. Общий вид. 17.02.1920 г. Ф. 8114. Оп. 14. Д. 1. Л. 41.

В июне 2011 г. в Пермском государственном архиве новейшей истории проведено описание фотоальбома «Восстановление моста через реку Кама у Перми. 419 верста Пермской ж.д.».

Этот альбом подарил редактору областной газеты «Звезда» М. Розенфельду в 1934 г. П.М. Оржеховский, участник восстановления моста после подрыва одной из его ферм отступающими под натиском Красной армии войсками А.В. Колчака. Фотоальбом в редакции хранился не один десяток лет, а уже оттуда поступил в наш архив на государственное хранение.

В альбоме размещено 42 фотоснимка, отражающих все этапы восстановления железнодорожного моста. Хронологические рамки фотодокументов: 1 августа 1919 г. – 17 февраля 1920 г.

Представляет несомненный интерес история Камского железнодорожного моста.

Представленная историческая справка составлена по материалам нашего коллеги, бывшего руководителя архива Пермского отделения Свердловской железной дороги Г.А. Литовченко.

Камский железнодорожный мост знаменит тем, что через него проходит Транссибирская магистраль. Этот мост объединяет Запад и Восток страны. 27 января 2011 г. Камскому мосту исполнилось 112 лет.

Проект пролетных строений моста был разработан инженером Е.Н. Ададуровым. 30 апреля 1896 г. проект был утвержден Управлением постройки Сибирской железной дороги.

Строительство Камского железнодорожного моста началось под Пермью в 1897 г. Мост состоял из 10 пролетов, все фермы были сделаны из сварочного железа, изготовленного на Воткинском заводе. Сборка ферм производилась в мастерских В.И. Березина методом горячей клепки. Все металлические части моста весили более 254 тысяч пудов. Устои моста были выстроены инженером В.И. Березиным из бутового камня и облицованы гранитом, добытым близ г. Екатеринбурга. Бутовая кладка всех опор моста была выполнена из песчаника.

27 января 1899 г. в Перми состоялось торжественное открытие Камского моста. Этот день имел историческое значение для включения уральской сети железных дорог в общероссийскую транспортную систему. В первые дни эксплуатации мост пропускал лишь сорок вагонов. Камский железнодорожный мост входит в число крупнейших инженерных сооружений России начала XX века.

В 1919 г. отступающими войсками А.В. Колчака вторая ферма моста с левобережной стороны была разрушена.

Конструкции для разрушенной фермы были изготовлены на Чусовском металлургическом заводе, а уже 18 февраля 1920 г. движение по восстановленному Камскому мосту было открыто.

Мост дошел до нашего времени в перестроенном виде. В 1953 г. было произведено расширение моста под два пути по проекту Лентрансмостпроекта. Уширение опор произвели за счет разборки ледорезов и возведения опор на существующем кессонном основании. Пролетное строение № 1 было подготовлено мостопоездом № 50, пролетное строение № 10 – Тихорецким мостостроительным заводом (Краснодарский край), семь пролетных строений – в Германии и одно – в Венгрии по типовому проекту в 1946-1950 гг. (в счет репараций).

Встреча первого поезда, проходящего по восстановленному Камскому железнодорожному мосту у левого берега. 17.02.
1920 г. Ф. 8114. Оп. 14. Д. 1. Л. 39.В 1988 г. пролетные строения были заменены новыми по проекту Московского института Гипротранспуть и Челябинского филиала Гипростроймост (руководитель Ю.И. Липаткин).

На сегодняшний день Камский железнодорожный мост – одно из самых крупных сооружений подобного типа на Свердловской железной дороге, его длина составляет 840 метров. По своей протяженности мост является крупнейшим на Урале. По Камскому железнодорожному мосту, который находится на главном ходу Транссибирской магистрали, ежедневно проходит свыше двухсот пассажирских и грузовых поездов в обоих направлениях.