Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Дмитрий Дмитриевич Смышляев, организатор пермского губернского земства

О деятельности и творчестве Д.Д. Смышляева достаточно много известно и уже написано. Историография работ о нем составляет внушительный список. Однако, как об организаторе Пермского губернского земства практически сказано вскользь в контексте его общей биографии или в контексте общей истории земств (Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура/В.Ф. Абрамов.-М.,1996; Богатырева О.Н. эволюция системы местного самоуправления в Вятской и Пермской губерниях (1861-февраль 1917 гг.).-Екатеринбург, 2004; Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России.-М.,1990.). Причины отсутствие пристального внимания к этой девятилетней странице (1870—1879 гг.) его биографии кроется прежде всего в том что Д.Д. Смышляева рассматривали, как известного благотворителя, просветителя, ученого, краеведа и это затмевала другие стороны его выдающейся деятельности на благо Пермского края и России.
На территории Российской империи земские учреждения были созданы на основе «Положения о земских губернских и уездных учреждениях», изданного 1 января 1864 г. (См.: ПСЗ.II.Т.39. № 40457). Первое в истории России земство начало свою работу в Самаре 28 февраля 1865 г. (Подробней об этом см.: Ларичев А.А. Самарское земство — первое земство России (по документам Государственного архива самарской области) //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества». — Пермь: «Пушка», 2006.-С.234–236.). К 1870 г. земства уже были введены в 30 губерниях из 33 предусмотренных Положением 1864 г. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.240.) Как отмечает историк, занимающийся проблемами становления Пермского земства С.Н. Плотников земские учреждения, как в рамках страны, так и в рамках одной отдельно губернии открывались неодновременно и «чересполосно». (Подробней об этом см.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.239.)

В самом начале своей деятельности (60–80 гг. XIX в.) земства вынуждены были заниматься организационными мероприятиями, выработкой решений и основных направлений деятельности. Если выражаться современным языком шло формирования формата деятельности этого нового института выборной власти. Выборы земских гласных, состоявшиеся в феврале—марте 1870 г., были первыми выборами в истории Пермской губернии, в которой никогда не производилось даже дворянских выборов. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.240.) В обязанности губернаторов входило проведение избирательной кампании в губернии. В силу соображений экономии и нарушений Положения численность первых уездных земских управ Пермской губернии была меньше, чем в среднем по России. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.241.)

На этих выборах Д.Д. Смышляев был избран в уездные (он владел землей в Ирбитском уезде), а затем и в губернские гласные от своего уезда. На губернском собрании в июле 1870 г. его избрали первым председателем Губернской Земской Управы. На этом посту он пребывал три срока — 9 лет. Это свидетельствует о высоком авторитет и доверии к личности Д.Д. Смышляева, тем более, что по численности гласных Пермское земство лидировало на Урале. Оно было более демократичным по составу по сравнению с земствами центральных губерний. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.240–241.)

Правительство передало Земству только хозяйственные дела, касающиеся «польз и нужд» данной губернии или уезда. Отделив хозяйственную область от общей администрации, оно раздробило местное управление между различными казенными и земскими учреждениями. Земству не предоставлялись финансовые средства. Основой земского бюджета было обложение недвижимых имуществ: земель, домов, фабрично-заводских предприятий и торговых заведений. Это были очень скудные средства. Расходы Земства делились на «обязательные» и «необязательные». К первым относились: дорожная, квартирная и подводная повинность, падавшие, главным образом на крестьянское население, а также содержание гражданских управлений, тюрем, мировых судов и др. Расходы на здравоохранение и народное образование считались «необязательными».

В начале 1870-х гг. Пермское земство значительно превышало средние показатели земств России по процентным отчислениям на подводную повинность; в середине 1870-х гг. — на дорожную повинность. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.241.) «Необязательные» расходы на здравоохранение и народное образование надо было увеличивать вопреки желаниям гласных. С.Н. Плотников считает Пермское губернское земское собрание первого созыва (1870—1873 гг.) «консервативным по духу» и в качестве аргумента приводит пример «боязни» «гласности», так как было принято решение не публиковать прения и заявления гласных. (См.: Плотников С.Н. Становление Пермского земства: закономерности и специфика //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.241.) На самом деле, дело не в консерватизме, а в желании скрыть от общественности мнение об «оптимизации» «необязательных» расходов.

Однако Д.Д. Смышляев проблему «гласности» земства решил. В 1871 г. он добился разрешения издавать губернской управе собственный сборник, в 1875 г. благодаря его усилиям начала работать земская типография. (Старовойтов А.Ф. Смышляев Дмитрий Дмитриевич //Краеведы и краеведческие организации Перми: Биобиблиографический справочник /Сост.: Т.И. Быстрых, А.В. Шилов.-Пермь: Курсив, 2000.- С.247.) Стали регулярно издаваться подробные протоколы земских собраний. Кроме того, была внедрена практика зачитывания протокола с предыдущего собрания. (См.: Шабалина Д.В. Журналы Пермского губернского земского собрания как источники информации о направлениях деятельности местных органов самоуправления // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.243.) Ещё одним важным достижением стало создание статистического бюро. Проведенные по инициативе земства статистические исследование стали образцовыми для подобного рода работ в других земствах России.

Исследователь Д.В. Шабалина на основе анализа отдельных выпусков Журналов Пермского губернского земского собрания определила основной круг вопросов, которые поднимались на заседаниях губернских земских собраний:

1. Утверждение губернской сметы, заведование капиталами и другими имуществами земства;
Устранение недостатка продовольственных средств и оказание пособий нуждающемуся населению разрешенными законом способами;

2. Содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений; устройство и содержание пристаней вне городских поселений и попечение об улучшении местных путей сообщения;

3. Вопросы школьного и внешкольного образования;

4. Устройство и содержание земской почты;

5. Вопросы земского страхования имущества;

6. Строительство земских лечебных и благотворительных заведений; попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, а также сирот и увечных;

7. Участие в мероприятиях «по охранению народного здравия» (Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г.), развитие средств врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению местности в санитарном отношении, а также участие в ветеринарно-полицейских мероприятиях;

8. Вопросы развития торговли и промышленности;

9. Охрана природы: «полей и лугов от порчи и истребления вредными насекомыми и животными»;

10. Удовлетворение возложенных в установленном порядке на земство потребностей воинского и гражданского управления;

11. Разрешение судебных дел. (См.: Шабалина Д.В. Журналы Пермского губернского земского собрания как источники информации о направлениях деятельности местных органов самоуправления // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Административно-территориальные реформы в России. К 225-летию учреждения Пермского наместничества».-Пермь: «Пушка», 2006.-С.243)

Одной из важных дел на посту председателя Губернской Земской Управы стал ремонт Сибирского тракта. В 60-х годах ХIХ в. Сибирский тракт пришел в видимое «расстройства». В связи с этим в 1861 г. начальник Пермской губернии неоднократно заявлял членам губернской строительной и дорожной комиссии о «дурном положении» дороги, которая стала «не безопасна для езды». Пришли в негодность некоторые станции Сибирского тракта — Бисертская, Кленовская, Киргишанская. По поручению строительной и дорожной комиссии архитектор Карвовский сделал осмотр и описание тракта от Перми до границы Тобольской губернии и сделал вывод, что дорога не исправна на протяжении 150 верст из 742 (то есть на 20,2%). Несмотря на неутешительные выводы вплоть до 70-х гг ХIХ в. ситуация не улучшалась, а наоборот ухудшалась.

В 1872 г. проезжавший по Сибирскому тракту президент Географического общества в Вене профессор Гохштеттер в сообщении о своей поездке на съезде естествоиспытателей в Берлине 28 апреля 1873 года, описав неудобства, испытанные им при проезде по тракту, говорил в заключении следующее: «Это состояние тракта становится понятным, когда увидишь необыкновенное сообщение по нему и услышишь, что в последние годы для поддержания его не делалось почти ничего. Я не поленился считать число повозок с грузом, которое мы встречали во время нашего четырехдневного переезда из Екатеринбурга в Пермь, Я насчитал 3.568 телег; сколько ещё я их проспал — не знаю. Эта цифра дает уже около 10 телег на каждую версту или километр, а кроме того мы встретили около сотни экипажей с пассажирами; на некоторых станциях мы находили 10–12 экипажей, ожидающих перепряжки лошадей и до 30 транспортов с арестантами, следующими в Сибирь. После этого нельзя удивляться, что мы нашли этот тракт, по которому совершается столь громадное движение, в действительно ужасном положении, если он, десять лет тому назад, как нам говорили и был ещё хорош». (Цит по кн.: Обзор документов по истории дорожного строительства/сост.: С.Н. Шереметьева, Н.В. Хомякова; Гос. архив. Перм. обл. — Пермь, 1996.)

Именно на эти годы приходятся коренные преобразования в России (земская, судебная, городская и др. реформы). И как водятся на Руси от реформ и революций почему-то количество плохих дорог и дураков катастрофически возрастает. В 1865 г. одновременно с образованием Министерства путей сообщения были упразднены дорожные комитеты и их функции передали вновь открытым земским учреждениям, которым предоставляли право разделить дороги на две категории — губернские и уездные. В структуре Пермской губернской земской управы, действовавшей с 1870 г. одновременно учредили дорожный отдел.

Однако только через три года в 1874 г. по инициативе губернской управы инженер путей сообщения Немир составил проекты и сметы на капитальное исправление и устройство дорожных сооружений и тракта. Содержание Сибирского тракта из разряда уездных повинностей перевели на губернский сбор. В 1875 г. и весной 1876 г. прошли первые крупномасштабные ремонтные работы.

Командированный Министерством Внутренних Дел инженер, действительный статский советник А.И. Штукеберг, осмотрев тракт в августе, сообщает, что он «нашел тракт, за некоторым исключением, в весьма хорошем состоянии <…> В текущем и прошлом годах произведено весьма много работ для улучшения тракта и принятые для этого способы, по местным условиям, правильны и целесообразны. <…> Технический надзор за производстом работ обставлен… весьма хорошо». (Цит по кн.: Обзор документов по истории дорожного строительства/сост.: С.Н. Шереметьева, Н.В. Хомякова; Гос. архив. Перм. обл. — Пермь, 1996.)

Д.Д. Смышляев сыграл огромную роль в развитии крупнейшей дорожной магистрали. С этого момента Пермское земство уделяло дорогам чрезвычайно большое внимание. Так, в 1887 г. всеми земскими учреждениями России было израсходовано на дорожную часть 6% общей суммы земских расходов, а вот расходы пермского земства на дорожную часть составляли 10,6%.

Но если дорожные расходы были обязательными для земств и здесь Д.Д. Смышляев лишь только «перевыполнял» взятые земством обязательства, то прежде всего поражают успехи Пермского земства в области «необязательных расходов» на здравоохранение и образование.

По инициативе Д.Д. Смышляева в 1871 г. была введена ставка санитарного врача. На эту ставку в 1872 г. был приглашен И.И. Моллесон, который стал, таким образом, первым санитарным врачом в России. (См.: Шестакова Т.Ю. Д.Д. Смышляев и. И. Моллесон: конфликты председателей губернских управ и земских врачей //Страницы прошлого: Избранные материалы краевед. Смышляевских чтений в Перми.-Вып.4/Сост. Т.И. Быстрых, А.Ф. Старовойтов.-Пермь, 2003.- С.220.) Одновременно была организована постоянная санитарная комиссия во главе со тсрашим врачом губернской земской больницы В.И. Дунаевым, призванная изучать здоровье населения. В состав комиссии вошли все врачи города. Некоторые советы по новой организации пермской губернской управе дал Н.И. Пирогов. (См.: Шестакова Т.Ю. Д.Д. Смышляев и. И. Моллесон: конфликты председателей губернских управ и земских врачей //Страницы прошлого: Избранные материалы краевед. Смышляевских чтений в Перми.-Вып.4/Сост. Т.И. Быстрых, А.Ф. Старовойтов.-Пермь, 2003.- С.220.) В августе 1872 г. собрался первый съезд земских врачей Пермской губернии. Издавались «Записки постоянной санитарной комиссии» и «Материалы для медицинской статистики Пермского края». Вскоре во все узды Пермской губернии были назначены санитарные врачи с подчинением губернской управе. Всего в стране полная санитарная система существовала только в 9 губерниях, в том числе и Пермской. (См.: Шестакова Т.Ю. Д.Д. Смышляев и. И. Моллесон: конфликты председателей губернских управ и земских врачей //Страницы прошлого: Избранные материалы краевед. Смышляевских чтений в Перми.-Вып.4/Сост. Т.И. Быстрых, А.Ф. Старовойтов.-Пермь, 2003.- С.220–221.) По его инициативе были открыты родильное отделение земской больницы, амбулаторная лечебница для домашних животных, оспенный институт при Александровской больнице, земская ветеринарная фельдшерская школа и т.д. и т.п.

В конце 70-х годов Пермское губернское земство по инициативе Д.Д. Смышляева стало больше, чем все остальные земства в России тратить на образование. Им был составлен проект устройства Пермской земской учительской семинарии и создана особая дирекция народных училищ. В результате начался бурный рост земских школ. Количество земских школ с 1871 г. по 1904 г., то есть за 35 лет увеличилось в 5,6 раза.

Таблица № 1. Динамика роста земских школ в сравнении со школами ведомства МНП и Св. Синода в Пермской губернии (См.: Слудковская И.А. Народное образование в Пермском крае в конце XIX — начале ХХ века.-Пермь: Изд-во,1998.-С.160.)

Количество школ
Год Земских  
Ведомства МНП  
Церковно-приходских  
Школа грамоты  
Всего
1871 182 26 17 40 255
1874 364 28 12 6 410
1880 462 51 1 18 532
1884 569 54 3 72 680
1885 555 55 4 105 719
1888 584 56 47 147 834
1890 637 57 84 194 972
1895 715 70 161 417 1363
1900 926 90 264 578 1858
1901 982 92 274 600 1948
1904 1020 103 358 559 2040

К концу 70-х годов Пермское земство стало считаться одним из лучших земств России. И в это, прежде всего благодаря усилиям Д.Д. Смышляева. По большому счету он стал автором той модели или концепции земства, которая стала примером и образцом для подражания. Практически также это оценивали первые биографы Дмитрия Дмитриевича. Они писали: «Много и упорно пришлось поработать Д. Д-чу на поприще земской деятельности, где все надо было организовать вновь, и здесь-то он проявил редкие способности общественного деятеля и свой организаторский талант. На первом плане он поставил вопросы народного образования, медицины и улучшение экономического быта населения. К чести первого председателя губернской управы надо сказать, что Д. Д-ч сумел дать земскому хозяйству в Пермской губернии широкую постановку с самого начала, в чем ясно выразилась его основательная литературная и научная подготовка. Не его вина, если не все его проекты могли быть в свое время осуществлены. Но его заслугу пред пермским краем никогла не забудет земство…». (Материалы для биографий памятных деятелей из Пермских уроженцев//Труды Пермской губернской Ученой Архивной комиссии. — Вып. 5.-Пермь, 1902.-С.63.)

Д.Д. Смышляев мог продолжить свою деятельность на земском поприще и дальше, однако он резко её оборвал из-за сложностей и неприятностей возникших по делу строительства железной дороги. Как писали современники: «Дмитрий Дмитриевич <…> отказался от дальнейшей службы, придя в изнеможение от борьбы с окружающим злом». (Цит по кн.: Лисовой Н.Н. Д.Д. Смышляев: от Перми до Иерасулима//Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года-М: Индрик, 2008.-С.256.)

К сожалению не все стороны земской деятельности Дмитрий Дмитриевича изучены и данная задача ещё стоит перед будущими исследователями, так как это не только часть биографии знаменитого публициста, издателя, библиографа и краеведа, но и важная страница в истории земства в России. И таковой она стала благодаря огромному организаторскому, управленческому таланту и трудолюбию Д.Д. Смышляева — создателю одного из лучших земств России.

<<< Вернуться к списку