Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Дело мотовилихинского духовенства

И.Ю. Федотова, начальник
отдела НСА, ААТ и ИПС
ГКУ «ПермГАНИ»

Репрессии в отношении православного духовенства – неотъемлемая часть советской истории. Гонения на православную церковь то ослабевали, то вновь ужесточались. Очередной этап репрессий в отношении православного духовенства начался в 1935 г., с этого момента гонения на священнослужителей шли по нарастающей1. Одновременно с репрессиями в отношении духовенства происходило закрытие храмов. Нередко вскоре после ареста священнослужителей какой-либо церкви местными органами советской власти принималось решение о ее закрытии.

Данные процессы происходили и на территории современного Пермского края, в 1935 г. входившей в состав Свердловской области. В 1935 г. в Прикамье было арестовано 43 представителей православного духовенства2. Среди них – 6 священнослужителей Свято-Троицкого храма г. Молотово (ныне Мотовилихинский район г. Перми). Архивно-следственное дело по их обвинению находится на хранении в Пермском государственной архиве новейшей истории (ПермГАНИ). Изучение этого дела дает представление о том, как происходили репрессии в отношении священнослужителей и их связь с закрытием церквей.

Летом 1935 г. сотрудники Пермского сектора НКВД установили, что в г. Молотово духовенство проводит «особенно широкую работу […] по вовлечению населения в церкву». В спец-записке «О контрреволюционной деятельности духовенства по г. Молотово по состоянию на 22 августа 1935 г.», направленной начальником Пермского сектора НКВД Л.Г. Лососом в УНКВД по Свердловской области, было указано, что вследствие «активности агитации» количество верующих по сравнению с 1934 г. увеличилось на 50–100 человек3. Кроме того, были выявлены факты «контрреволюционных» разговоров настоятеля Молотовского Свято-Троицкого храма П.В. Конюхова и священников этого же храма А.П. Дроздова и П.А. Казыльского. Было установлено, что они совершают во время служб поминовение умерших представителей императорской династии Романовых, в том числе «расстрелянного Советской властью царя Романова Николая II»4.

На причт Свято-Троицкого храма г. Молотово и близкий к нему «монашествующий элемент» Пермским сектором НКВД было заведено агентурное дело «Собор», началась работа по выявлению «организованной к-р группы». Сотрудники НКВД полагали, что руководителем данной группы является архиепископ Пермский и Кунгурский Глеб (Покровский)5.

Начальник Пермского сектора НКВД сообщал в спец-записке начальнику СПО УНКВД по Свердловской области, что к 22 сентября были выявлены факты «контрреволюционной деятельности», которые говорили о существовании «вполне организованной к-р группы», руководимой настоятелем Свято-Троицкого храма П.В. Конюховым, архиепископом Глебом (Покровским) и бывшим епископом Кунгурским Аркадием (Ершовым)6. Группа состояла из священнослужителей Свято-Троицкой церкви г. Молотово, «монашествующего элемента» и «активных верующих»7. Одним из доказательств существования данной организованной группы сотрудники НКВД сочли составление П.В. Конюховым «антисоветских книг», например, «Толкователя псалтыря»8. (Правда, в дальнейшем во время допросов П.В. Конюхова и его очных ставок с другими обвиняемыми было установлено, что это книга сугубо религиозного содержания, которую священник писал «на память духовенству и для руководства будущему поколению», а также надеясь получить степень кандидата богословия)9.

В конце октября – начале ноября 1935 г. были произведены аресты членов выявленной «контрреволюционной группы»: четырех священников Свято-Троицкого храма г. Молотово (П.В. Конюхова, А.П. Дроздова, П.А. Казыльского и В.П. Трухина) и двух дьяконов того же храма (И.И. Мальгина и Н.М. Шаромова), а так же архиепископа Пермского и Кунгурского Глеба и дьякона Никольской церкви г. Перми Н.И. Клюева10. Кроме того, были арестованы церковнослужители (псаломщик и сторожиха) Свято-Троицкой церкви г. Молотово и псаломщик молитвенного дома в п. Балмошная, а также 15 человек «активных верующих» (рабочих завода им. Молотова (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы») и заводов г. Перми, служащих различных учреждений г. Молотово и г. Перми, двух бывших монахинь, на момент ареста работавших медсестрами)11.

Во время арестов сотрудники НКВД изъяли «контрреволюционного характера литературу», поминальные записки с именами умерших представителей династии Романовых и портреты царей Александра I, Александра II, Николая II и цесаревича Алексея. Все это было приобщено к следственному делу в качестве вещественных доказательств12.

Следствие продолжалось до конца декабря 1935 г. Неоднократно допрашивались обвиняемые и свидетели (более 20 человек). Были проведены очные ставки обвиняемых со свидетелями и друг с другом. Изучались вещественные доказательства.

В результате сотрудники Пермского сектора НКВД установили, что при Свято-Троицком храме г. Молотово существовала «к[онт]р[еволюционная] церковно-монархическая группа», которой руководили архиепископ Пермский и Кунгурский Глеб (Покровский) и настоятель Свято-Троицкой церкви П.В. Конюхов13.

«Контрреволюционная деятельность» группы, согласно обвинительному заключению, составленному 29 декабря 1935 г. осуществлялась по трем направлениям. Во-первых, это оказание систематической материальной помощи представителям духовенства, «репрессированным органами Советской власти за контрреволюционную деятельность». Деньги для этого собирали со священнослужителей и членов церковного совета, часть брали из церковной кассы14. (Необходимо отметить, что по постановлению ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. подобная деятельность была запрещена)15. Во-вторых, священники занимались «к-р монархической агитацией», поминая во время служб членов дома Романовых, в частности расстрелянного Николая II. И, наконец, члены группы «систематически вели к-р революционную агитацию»: призывали к «сопротивлению проводимым мероприятиям Советской властью и партией», «распускали провокационные слухи о насильственном закрытии церквей», во время Гражданской войны П.В. Конюхов рассказывал военнослужащим «белой армии» о «якобы имеющихся зверствах со стороны Красной Армии» и др.16

Священнослужители признали обвинение частично. Они не скрывали, что материально помогали репрессированным, собирали для этого деньги, и что поминали представителей династии Романовых. Но священники твердо настаивали на своей невиновности в проведении «контрреволюционной агитации»17.

Одновременно со следствием по делу священнослужителей Свято-Троицкой церкви властями проводилась кампания по закрытию самого храма. 1 ноября 1935 г. в газете «Молотовский рабочий» была напечатана заметка «Разоблаченный враг», сообщавшая о том, что органами НКВД раскрыта деятельность «контрреволюционной монархической группы церковников», действовавшей при Свято-Троицком храме. 2 ноября в газете были опубликованы сообщения о проведенных в цехах завода им. Молотова собраниях рабочих. Во всех сообщениях говорилось, что рабочие требуют закрыть «контрреволюционное гнездо»18.

1 декабря 1935 г. Президиум Молотовского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял решение ходатайствовать перед Президиумом Свердловского облисполкома о закрытии Свято-Троицкого храма и использовании здания под культурно-бытовые учреждения. Основаниями для принятия такого решения были нарушение церковным советом договора на аренду здания храма, использование его «для деятельности контрреволюционной монархической организации» и учет требований трудящихся г. Молотово19. В 1936 г. храм был закрыт, а в 1939 г. «капитально переоборудован» под хлебокомбинат20.

31 марта 1936 г. Специальная судебная коллегия Свердловского облсуда приговорила священников Свято-Троицкого храма г. Молотово П.В. Конюхова, А.П. Дроздова и П.А. Казыльского к 10 годам лишения свободы, священника В.П. Трухина – к 8 годам лишения свободы, а дьяконов И.И. Мальгина и Н.М. Шаромова – к 6 годам лишения свободы21.

Таким образом, арест священнослужителей Свято-Троицкой церкви послужил поводом для начала кампании по закрытию храма.

Реабилитированы священнослужители Свято-Троицкой церкви были только в 1992 г. Прокуратурой Пермской области22. А в 1994 г. здание Свято-Троицкого храма было возвращено верующим23.

___________________________
1 Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 гг.). – М., 1999. – С. 91.
2 Подсчитано по электронной базе данных «Картотека репрессированных», включающей сведения из архивно-следственных дел, находящихся на хранении в Пермском государственном архиве новейшей истории.
3 ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Наблюдательное дело. Л. 3–4.
4 ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 274; Наблюдательное дело. Л. 4–5.
5 ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Наблюдательное дело. Л. 2, 5.
6 Епископ Аркадий (Ершов) (в 1924–1929 гг. – епископ Кунгурский) был арестован 29 сентября 1935 г. как организатор «контрреволюционной группы», проводивший «активную к[онт]р[еволюционную] агитацию». Особым Совещанием при НКВД СССР 21 января 1937 г. приговорен к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован в 1989 г. (Агафонов П.Н. Духовенство Пермской епархии в 1928–1965 гг. Век государственного атеизма. Ч. 2. – Пермь, 1997. – С. 72. ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21183. Т. 1. Л. 63–65; Т. 9. Л. 188; Т. 10. Л. 164).
7 ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Наблюдательное дело. Л. 26.
8 ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Наблюдательное дело. Л. 26–27.
9 ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 196 об.
10Архиепископ Пермский и Кунгурский Глеб (Покровский) и дьякон Н.И. Клюев 31 марта 1936 г. были приговорены к 10 годам лишения свободы. Реабилитированы в 1992 г. (ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 395–397, 457–458).
11ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 1. Л. 6–6 об., 24–24 об., 34–34 об., 43–43 об., 51–51 об., 58–58 об., 64–64 об., 73–73 об., 83–83 об., 91–91 об., 101–101 об., 106–106 об., 113–113 об., 118– 118 об., 132–132 об., 138–138 об., 144–144 об., 149–149 об., 157–157 об.
12ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 221.
13ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 271.
14ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 271, 273.
15Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. // Николин А. Церковь и государство: история правовых отношений. – М., 1997. – С.384.
16ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 271, 274–275.
17ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 277–280.
18ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 216–218.
19ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 220.
20ГАПК. Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 57. Л. 11. Православная Пермь [Официальный сайт Пермской епархии]. URL: http://www.permeparhia.ru/index.php?id=2176.
21ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 395–397.
22ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 8911. Т. 2. Л. 450–455.
23Православная Пермь [Официальный сайт Пермской епархии]. URL: http://www.permeparhia.ru/index.php?id=2176.