Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

К 73-й годовщине строительства бронепоезда «Чусовской рабочий»

Бронепоезд «Чусовской рабочий» («Щорс»). (12.04.1942 г.). ПермГАНИ. Ф.8043. Оп.1-Г. Д.49Впервые бронированные железнодорожные составы как самостоятельный вид военной техники нашли применение на фронтах Первой Мировой войны. Основная боевая задача их экипажей заключалась в сопровождении эшелонов, охране особо важных стратегических объектов, проведении разведки боем и обстреле укрепленных позиций противника. Во второй половине 1930-х годов на вооружение РККА в незначительном количестве стали поступать бронепоезда производства Брянского машиностроительного завода «Красный Профинтерн», оснащенные двумя двухбашенными бронеплощадками и 76-мм орудиями[1]. К серийному же производству бронепоездов в СССР перешли только с началом Великой Отечественной войны.

В последние дни войны. (г. Клайпеда, май 1945 г.). ПермГАНИ.  Ф.8043. Оп.1-Г. Д.8. Л.1.В годы войны в Прикамье было изготовлено и отправлено на фронт пять бронепоездов. В ноябре 1941 г. с конвейера депо станции Пермь-II сошел первый поезд «Пермский рабочий» (позднее – «Уральский рабочий»), в составе 30-го отдельного дивизиона бронепоездов принимавший участие в боях под Москвой и Воронежем (ПермГАНИ. Ф. 51. Оп. 1. Д. 8. Л. 12). А 29 апреля 1942 г. на фронт отправлен бронепоезд «Чусовской рабочий» (позднее переименованный в «Щорс»), который в составе 44-го отдельного (Клайпедского) дивизиона бронепоездов с боями прошел до границы Восточной Пруссии, затем участвовал в боях на Дальнем Востоке. За годы войны экипаж поезда кроме многочисленных наземных целей уничтожил десять самолетов противника.

Карта боевого пути 44-го отдельного Клайпедского дивизиона бронепоездов [б.д.]. ПермГАНИ. Ф.51. Оп.1. Д.8. Л.45 В отличие от своих предшественников поезд, изготовленный металлургами Чусовского завода, был покрыт огнеупорной сверхпрочной сталью и обладал при этом достаточной маневренностью, в своем оснащении имел автономную электростанцию, рупорную и телефонную связь. Проведенные перед отправкой на фронт испытания на прочность путем обстрела поезда из противотанкового ружья показали, что чусовская броня выдерживала стрельбу прямой наводкой с расстояния 100-150 метров (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 8. Д. 109. Л. 13).

Бойцы 44 отдельного дивизиона бронепоездов (г. Клайпеда, 1945 г.). ПермГАНИ. Ф.8043. Оп.1-Г. Д.45. В фондах обкома и горкома ВКП (б), фотофонде, личных фондах и архивных коллекциях ПермГАНИ сохранились воспоминания, вырезки из газет и статьи о строительстве пермских бронепоездов, и их участии в боевых действиях.

Ниже предлагаем вашему вниманию документы из фондов ПермГАНИ по данной теме:

Акт приема бронепоезда «Чусовской рабочий» (13.04.1942 г.) Ф.105. Оп.8. Д.109. Л.10. (документ PDF, 215 КБ)

Из воспоминаний служащего 44-го отдельного Клайпедского дивизиона бронепоездов В. Грачева [б.д.] Ф.6827. Оп.2. Д.16. Л.9об-11. (документ PDF, 453 КБ)

Подборка: "Чусовской металлургический завод во время Великой Отечественной войны"