Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Главный конструктор Пермского авиамоторного завода в годы Великой Отечественной войны

А.Д. Швецов, гл. конструктор завода №19 им. Сталина. ПермГАНИ. Ф.8043. Оп.1-И. Д.278. Л.9. Аркадий Дмитриевич Швецов родился в 1892 г. в п. Нижне-Сергинского завода Пермской губернии (ныне г. Нижние Серги Свердловской обл.) в семье учителя. В 1909 г. он окончил Алексеевское реальное училище в Перми. (Сегодня в бывшем здании училища располагается Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова). В 1921 г. Аркадий Дмитриевич завершил обучение в Московском высшем техническом училище (ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана) со специальностью «двигатели внутреннего сгорания». До 1934 г. А.Д. Швецов работал на разных должностях – от заведующего техническим бюро до главного конструктора – на авиационных заводах в Москве. В весной 1934 г. он вернулся в Пермь, его назначили главным конструктором завода № 19 им. Сталина (ныне Пермский моторостроительный комплекс) (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 243. Д. 2815. Л. 6–7; Ф. 1. Оп. 61. Д. 732. Л. 7).

Продукция завода № 19 им. Сталина. 1942 г. ПермГАНИ. Ф. 8043. Оп. 1 сд.В 1938 г. конструкторское бюро завода № 19 под руководством А.Д. Швецова разработало девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Впоследствии он был доработан, для увеличения мощности цилиндры были поставлены по семь в два ряда. Новый тип двигателя получил название «двухрядная звезда». В 1942 г. мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что двигатель был надежным: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали. (ПермГАНИ. Ф. 6907. Оп. 1. Д. 19. Л. 25; Звезда. 18 января 1946. С. 3). Летчики писали А.Д. Швецову, что его моторы «работали безотказно», что на самолете с таким мотором они «чувствуют себя как за броневой плитой». (Звезда. 18 января 1946. С. 3).

В 1943 г. завод № 19 приступил к выпуску более совершенного авиамотора М-82ФН, который тоже начали устанавливать на самолеты Ла-5. Воздушные бои во время битвы на Курской дуге показали, что немецкие самолеты-истребители «фоккеры» по некоторым показателям уступают советским Ла-5. Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов.

Самолеты с моторами А.Д.Швецова. ПермГАНИ. Ф.7331. Оп.1. Д.98. Л.6.В 1942 г. «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», Аркадию Дмитриевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда (ПермГАНИ. Ф. 6907. Оп. 1. Д. 19. Л. 7). В честь этого «по всем участкам, сменам цехов и отделов завода им. Сталина прошли митинги» (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 8. Д. 358. Л. 27–27 об.).

Всего «за создание новых образцов машин» А.Д. Швецов был награжден пятью орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалями (ПермГАНИ. Ф. 1. Оп. 61. Д. 732. Л. 3).

Информация заместителя секретаря парткома завода № 19 им. Сталина. 30 января 1942 г. ПермГАНИ. Ф.105. Оп.8. Д.358. Л.27-27об. (документ PDF, 1,60 MБ)

Звезда. 18 января 1946 г. (документ PDF, 794 КБ)