Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Роль Оргбюро ЦК ВКП (б) по Пермской
области в формировании руководящих
органов на Западном Урале

История КПСС, как и страны, находит отражение в истории местных областных партийных организаций. Наверное, нет среди них таких, которые бы не имели определенный объем научных разработок по своей истории. Вместе с тем никакой масштаб научных исследований не «закроет» «белые пятна» истории: всегда найдутся проблемы, события, которые по разным причинам не были в центре внимания предыдущего поколения ученых.

К их числу относится роль Оргбюро ЦК ВКП (б) по Пермской области в формировании руководящих органов на Западном Урале. Упоминания о его деятельности есть в очерках истории Пермской областной партийной организации и в ряде публикаций1.

Последовательное решение партией и советским народом задач по развитию и укреплению материально-технической базы социализма, в частности, мощной производственной базы на Урале, нашло отражение в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Свердловской области РСФСР на Пермскую и Свердловскую области» от 3 октября 1938 г.2, постановлении ЦК ВКП (б) о создании Оргбюро ЦК ВКП (б) по Пермской области в составе пяти человек - Н.И. Гусарова, В.Н. Глазунова, Г.С. Галайдина, Ф.К. Семенова, Г.М. Буканова и Оргкомитета Верховного Совета РСФСР по Пермской области в составе  - Ф.К. Семенова, Н.И. Гусарова, Д.Н. Комиссарова, С.А. Кочергина, В.Н. Глазунова3.

Образование Пермской области было продиктовано прежде всего экономической необходимостью. Не последнее место занимали и социально-политические причины. Имея выгодное географическое положение, располагая водной артерией и комбинацией почти всех элементов таблицы Менделеева, на базе которых за две первых пятилетки возник промышленный комплекс, включавший помимо известных здесь традиционных производств, как машиностроение, металлургия, угледобыча, и такие, как авиационная, химическая, целлюлозно-бумажная, нефтяная, легкая и другая промышленность, Прикамье превратилось в огромную строительную площадку, стало районом высокой концентрации учреждений культуры, науки и учебных заведений. Вопросы их дальнейшего развития требовали оперативного решения на основе глубокого знания обстановки на месте, приближения руководства народным хозяйством такого крупного региона, как Урал, к условиям его функционирования.

В течение двух недель после выхода Указа об образовании Пермской области был скомплектован аппарат Оргбюро ЦК ВКП (б) по Пермской области из 38 человек4. Его формирование шло в трудных условиях, т.к. надо было подобрать в сжатые сроки кадры для областных органов управления, аппарат которого должен насчитывать свыше трех тысяч человек5. Для становления области правительство ассигновало 800 тыс. рублей6.

С 15 октября 1938 года по 23 февраля 1939 года состоялось 79 заседаний Оргбюро ЦК ВКП (б) по Пермской области, на них был обсуждено 180 вопросов7.

Деятельность Оргбюро проходила в условиях подготовки коммунистов и трудящихся к XVIII съезду ВКП (б), выполнения постановления январского (1983 г.) Пленума ЦК ВКП (б), обсудившего вопрос «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП (б) и о мерах по устранению этих недостатков», проведения выборов в Верховный Совет РСФСР.

Спектр этих вопросов был чрезвычайно разнообразным: он охватывал многие проблемы деятельности партийных организаций, жизни трудовых коллективов. Оргбюро заслушало отчеты о работе Верещагинского, Кунгурского и Оханского райкомов ВКП (б), приняло постановления «О проведении XV годовщины со дня смерти В.И. Ленина», «О мерах по разъяснению постановления ЦК ВКП (б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП (б)», «Об организации областной газеты «Звезда», «О распространении стахановского метода рубки леса звена т. Грузнейко на лесозаготовках Пермской области», обсудило мероприятия по выполнению указаний И.В. Сталина и В.М. Молотова по поводу добычи угля в Кизеловском бассейне, высказанных ими в телеграмме от 25 декабря 1938 года, ход подготовки к Всесоюзной переписи населения, состояние торговли продовольственными и промышленными товарами и здравоохранения в г. Березники, вопросы ликвидации неграмотности и малограмотности рабочих Мотовилихинского завода, работы театров области и другое.

В поле зрения Оргбюро постоянно находились вопросы роста и чистоты партийных рядов. Это способствовало тому, что с октября 1938 года по январь 1939 года было принято в партию 2494 человека, тогда как за май — сентябрь 1938 года принято в партию 1714 человек8.

До истечения срока своих полномочий Оргбюро следовало утвердить 356 дел коммунистов по исключению их из рядов ВКП (б). Оргбюро успело рассмотреть лишь 102 дела, из них по 41 делу решения партийных комитетов были отменены9, как необоснованные.

Большой объем работы Оргбюро был связан с рассмотрением апелляций людей, исключенных из рядов ВКП (б). Подлежало рассмотрению 69 таких дел, рассмотрено — 26, из них 11 человек были восстановлены в партии10.

Серьезное внимание Оргбюро уделило контролю за деятельностью административных органов. Была расширена номенклатура его дел за счет включения в нее работников НКВД и УКГБ. Менее чем за три месяца Оргбюро исключило из партии около 15 руководителей и следователей НКВД по Пермской области «за необъективные аресты честных людей, допущение злоупотреблений в следственной работе»11. Всех их привлекли к уголовной ответственности. Ряд работников были понижены в должности или получили предупреждения за допущенные ошибки в ведении следствия.

Ни один период деятельности руководящего органа областной партийной организации за время её существования не был так насыщен обсуждением кадровых проблем, как рассматриваемый. До 70% времени заседаний Оргбюро, по мнению Н.И. Гусарова, возглавлявшего его, уходило на ознакомление с кадрами и их утверждение12. С октября 1938 года по февраль 1939 года Огрбюро ЦК ВКП (б) утвердило в должности 743 руководителя, входящих в номенклатуру обкома и ЦК ВКП (б)13. Кроме того, непосредственно отделами по согласованию с секретарями и членами Оргбюро рекомендовано и направлено на разные работы до 500 человек14.

Итоги деятельности Оргбюро подвела первая областная партийная конференция, состоявшаяся 26 февраля — 4 марта 1939 года. Конференция констатировала, что Оргбюро «несмотря на короткий срок отчетного периода, провело большую работу по созданию областного партийного аппарата и руководящих областных советских, хозяйственных и профсоюзных органов. Провело широкое выдвижение партийных и непартийных большевиков с низовой на руководящую областную работу»15.

Вместе с тем на конференции отмечались серьезные недостатки в работе Оргбюро по подбору кадров, делегаты подвергли суровой критике стиль его руководства. Эти ключевые позиции неслучайно вызвали наибольшее внимание, т.к. они определяют эффективность партийного влияния на людей, решение социально-политических и экономических задач. Так, из 146 секретарей окружкома, горкомов и райкомов партии Оргбюро ЦК ВКП (б) утвердило к моменту проведения конференции 13616. Большинство из них не имело достаточного опыта руководящей работы, соответствующей общей и политической подготовки.

Например, стаж работы в качестве секретаря горкома, райкома ВКП (б) до 1 года имело 97 человек, до 2-х лет — 48 человек и до 3-х лет 1 человек. Общий стаж партийной работы из числа секретарей горкомов и райкомов ВКП (б) до 1 года имело 37 человек, от 1 года до 2-х лет -54 человека, от 2-х до 4-х лет — 28 человек, от 4-х до 6-ти лет - 17 человек, свыше 10 лет 10 человек. Среди партийных работников этой категории имели высшее образование 9 человек, среднее — 30 человек и начальное — 107 человек17.

Определенные трудности и слабости в работе проявились и при подборе инструкторского состава партийных комитетов. Из 200 инструкторов горкомов и райкомов ВКП (б), согласно их штатному расписанию, имелось только 168, в 23 горкомах и райкомах партии недоставало 38 инструкторов18. Их качественный состав также свидетельствует о поспешности в изучении кадров. Так, из числа инструкторов работало до 1 года 122 человека. Общий стаж партийной работы до 1 года имели 77 инструкторов партийных комитетов19. 148 инструкторов имели начальное образование20. Между тем каждый пятый коммунист областной партийной организации имел высшее или среднее (незаконченное среднее) образование, только у четвертой части коммунистов партийный стаж был менее шести лет21.

Стремление Оргбюро форсировать решение кадровых проблем привело к тому, что процесс формирования областных органов проходил в основном за счет кадров города Перми. Так, по данным секретаря Мотовилихинского райкома ВКП (б) И.П. Сорокина, на руководящую работу в областные органы было взято из района без согласования с партийным комитетом около 70 человек22.

В работе с кадрами наиболее рельефно проявляется "ленинский стиль" работы партийных комитетов. Оргбюро ЦК ВКП (б), в условиях скорейшего формирования областных органов управления, допускало в работе элементы бюрократизма, "казенщины", "отрыва от жизни". Об этом свидетельствовали факты, приводимые в выступлениях делегатов первой областной партийной конференции. Так, по словам секретаря Чермозского райкома партии Попова, «…работники обкома знают Чермоз только по географической карте»23. Делегат И.П. Ахлюстин привел пример "негодного" стиля работы Оргбюро, которое приняло четыре решения по созданию центра Верхне-Муллинского (ныне Пермского) района24.

Серьезные претензии к Оргбюро были высказаны по случаю смешивания инструкторами партийных и хозяйственных функций, сбоя в работе отраслевых отделов, посылке многочисленных телеграмм25.

Однако эти и другие недостатки в деятельности Оргбюро ЦК ВКП (б) по формированию областных органов Советской власти, профсоюза, комсомола, народного хозяйства, укреплению экономических и культурных связей между городами и районами Прикамья не перечеркивают его огромной роли в налаживании политического и экономического механизма новой областной административной единицы страны.

В.Г. Светлаков

__________________________
1 См.: Очерки истории Пермской областной партийной организации. Изд. 2-е, исправ, и доп.-Пермь.-1986.- С. 312; По директивам партийных съездов. Сб. док. и материалов.- Пермь.- 1976.- С. 29–31; В буднях великих строек (Воспоминания строителей социализма).- Пермь.- 1967.-С. 192–198.
2 Сборник Законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР.-1938–1975.-М, 1975.- Т. 1.-С. 85
3ПАПО. Ф.1. Оп.1б. Д.1853б. Л.301
4ПАПО. Ф.105. Оп.2. Д.184. Л.169
5ПАПО. Ф.1. Оп.1. Д.1853. Л.307
6ПАПО. Ф.1. Оп.1. Д.1853. Л.301.
7Подсчитано автором по описям дел № 1 и 274 без учета рассмотрения кадровых вопросов.
8ПАПО. Ф.105. Оп.2. Д.184. Л.151.
9ПАПО, Ф.105. Оп.2. Д.184. Л.161.
10ПАПО. Ф.105 Оп.2. Д.186. Л.161.
11ПАПО. Ф.105, Оп.274. Д.1. Л.10, 13.
12ПАПО. Ф.105, Оп.2. Д.184. Л.168.
13Подсчитано автором по материалам утверждения кадров на заседании Оргбюро.
14ПАПО. Ф.105. Оп.2. Д.184. Л.168.
15ПАПО. Ф.105. Оп.1. Д.15. Л.46.
16ПАПО. Ф.105. Оп.2. Д.184. Л.170.
17ПАПО. Ф.105. Оп.2. Д.184. Л.172.
18ПАПО. Ф.105. Оп.2. Д.184. Л.173.
19ПАПО. Ф.105. Оп.2. Д.184. Л.173.
20ПАПО. Ф.105. Оп.2. Д.184. Л.174.
21Пермская областная организация КПСС в цифрах. 1917–1974. Пермь.-1974.-С. 72, 91.
22ПАПО. Ф.105. Оп.1. Д.17, Л.26.
23ПАПО. Ф.105. Оп.1. Д.17, Л.18
24ПАПО. Ф.105. Оп.1. Д.17, Л.497.
25ПАПО. Ф.105. Оп.1. Д.17, Л.11, 18, 19.