Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Ленинград-Пермь, Пермь-Ленинград (60-летию снятия блокады с Ленинграда посвящается)

Людмила Степановна Бортник,
зам. нач. отдела информации публикации
и научного использования документов

Петербург, Петроград, Ленинград — каждая эпоха жизни этого города оказала особое влияние на Пермь. Северная столица — наша тайная любовь. Само рождение Перми связано с именами людей, строивших империю Петра и город его имени. Многие традиции в области культуры, народного образования, промышленности областного центра складывались под воздействием непосредственного человеческого влияния, тесного общения пермяков и питерцев. Так уж случалось, что общение это становилось особенно тесным в годы войн: Первой мировой, гражданской, Великой Отечественной 1941–1945 годов.
Государственный общественно-политический архив Пермской области хранит в своих фондах большое количество документов, свидетельствующих об особых взаимоотношениях между эвакуированными ленинградцами и жителями нашей области в годы Великой Отечественной войны, когда Прикамье стало родным домом для десятков тысяч эвакуированных ленинградцев. Они стали здесь жить, продолжать творческую деятельность и трудиться ради общей победы.

Сведения об эвакуированных ленинградцах рассредоточены в фондах Пермского обкома (Ф.105), горкомов и райкомов Перми и области, коллекции архивных документов и фонде Пермского партийного архива (Ф.8055), личного фонда А.Г. Будриной (Ф.3919). Это протоколы пленумов Молотовского обкома ВКП (б), сводки, отчеты по работе с эвакуированным населением. Соединив эту разрозненную информацию, мы получим реальную драматическую картину переселения и размещения ленинградцев в Прикамье:

Этот список можно продолжить, он включает в себя ещё множество детских учреждений, в том числе интернат для детей Ленинградских писателей, хореографическое училище, различные категории населения — от семей работников КГБ, до семей рядовых граждан.

Параллельно с населением шла эвакуация ленинградских предприятий. Их размещали на местных промышленных площадях, что позволяло, с одной стороны ускорить пуск эвакуированной техники, а с другой усилить местный производственный потенциал. «Ленинградский телефонный завод эвакуирован в Пермь на площадь фабрики „Красный Урал“. Оборудование этого завода в количестве 503 единиц прибыло комплектно. По состоянию на 1 января все оборудование смонтировано и пущено в работу. В настоящее время подключено на изготовление полевых телефонных аппаратов. Частичный ввод оборудования в эксплуатацию начался с сентября» .

Ленинградский завод оптического стекла № 354 размещен был в Сарсе, Щучье-Озерского района на заводе № 542.

Эвакуированным предприятиям передавались и помещения учебных заведений. Так завод № 224 (стал № 470) был размещен на площадях авиатехникума. Привезенное оборудование составило 2/3 от общего фонда.

Учебные заведения и научно-исследовательские институты Ленинграда нашли приют в городах и районах области. В Березниках было размещено дважды Краснознаменное Ленинградское пехотное училище им. С.М. Кирова. Мастерские училища готовили материальную часть вооружений для фронта. Курсанты, техники, инструкторы ремонтировали самолеты И-15, И-16, ДБ-3, МБР-2 и другие самолеты береговой авиации, «морские разведчики» и бомбардировщики и возвращали их летчикам Ленинградского фронта.

На территории Карагайского района Молотовской области были размещены, два эвакуированых всесоюзных научно-исследовательских института: Всесоюзный научно-исследовательский институт льна (ВНИИЛ) и Всесоюзный Физико-Агрономический институт (ФАИ). «Эти институты имеют в своем составе 28 человек профессоров, докторов, кандидатов наук и старших научных сотрудников, 34 человека младших научных сотрудников, лаборантов и техников».

С первых же дней войны сотрудники Русского музея стали готовить к отправке в тыл наиболее ценные художественные произведения. «Огромные холсты с бесценной живописью накатывались на валы, тысячи живописных работ вынимались из рам, надежно укрывались.

С большими трудностями добрались до Перми. Город был перегружен заводами и предприятиями, эвакуированными из многих городов страны, поэтому было принято решение часть грузов разместить в Соликамске, где под хранилище отдали Троицкий собор, памятник XVII века. Основные коллекции Русского музея и Третьяковской галереи поздней осенью 1941 года разместили в залах Пермской художественной галереи. Среди них выдающиеся произведения кисти Рублева, портреты Рокотова, Левицкого, Боровиковского, картины Лосенко, Бруни, Брюллова, Репина, Сурикова, Саврасова, Левитана, Врубеля, Серова и многих других. А между тем сохранение вверенных Перми памятников оказалось делом не простым. В ту пору в галерее не было парового отопления: приходилось добывать дрова, заниматься топкой печей — ведь для хранения произведений искусства необходим особый микроклимат. В Соликамске было ещё сложнее — там помещения собора не отапливались совсем. И хотя у музейщиков имелся немалый опыт сохранения памятников в не отапливаемых дворцах-музеях, здесь работать приходилось в суровых условиях уральского климата.

Специалисты, приехавшие в Пермь и Соликамск, а среди них были такие опытные искусствоведы, как А.Н. Савинов, Т.А. Дядьковская, М.П. Каменская, Б.Н. Эмме, М.М. Колпакчи и другие, сразу же активно включились в общественную жизнь Прикамья. Вместе с пермяками и москвичами работали в агитмастерской, которая находилась в одном из помещений галереи. Многое сделали художники-ленинградцы — В.М. Орешников и В.А. Оболенский, А.Б. Бриндаров и Е.В. Камшилова, научные сотрудники Эрмитажа и Русского музея — Е.Я. Вельчевская и М.Н. Каменская. Мастерская выпускала ежемесячно не менее десяти многокрасочных „Окон“ тиражом 200–300 экземпляров. Сейчас галерея бережно хранит её обширную печатную продукцию.

В фойе театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, библиотеке А.М. Горького, на фабриках, заводах, в учебных заведениях и госпиталях устраивались выставки, проводились лекции, беседы. С успехом прошла в Перми выставка известного иллюстратора детской книги ленинградца Ю.О. Васнецова, приехавшего в Пермь из блокадного Ленинграда».

Особое впечатление на пермяков произвела выставка ленинградских художников, открывшаяся 22 июня 1943 года «Ленинград в дни блокады».

В 1944 году сотрудники Русского музея организовали две представительные выставки, посвященные корифеям русской живописи М.В. Нестерову и. Е. Репину, ставшие событием в художественной жизни края. Пермяки впервые увидели в своем городе подлинные произведения И.Е. Репина, показанные к 100-летию со дня рождения. Экспонировались «Бурлаки на Волге», эскиз к картине «Заседанию Государственного Совета» и этюды к ней, автопортрет, портреты Н. Пирогова, В.Саврасова, В.Репиной и многие другие. Состоялось городское торжественное заседание, посвященное 100-летию со дня рождения И.Е. Репина.

В конце 1945 года эшелоны с бесценным грузом возвратились в Ленинград. Все 10 тысяч произведений были сохранены.

Глубокой осенью 1941 года в Пермь был эвакуирован академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. По первоначальному плану эвакуации театр должен был ехать в Новосибирск. Там специально для ленинградцев в спешном порядке достраивалось театральное здание.

Не просто было в условиях военного времени на ходу изменить первоначальный план эвакуации. Но главный дирижер театра А.М. Пазовский и первый секретарь Пермского обкома партии Н.И. Гусаров сумели убедить правительство в целесообразности и правомерности именно этого нового варианта.

«Театр начал свой первый сезон на Урале патриотической оперой Глинки „Иван Сусанин“. На Пермской сцене звучали великолепные голоса Г. Нэлеппа, О. Кошеваровой, Б. Фреидкова, И. Яшугина и других певцов. За время пребывания в эвакуации театр познакомил пермского зрителя со многими шедеврами русской, советской и мировой классики.

В декабре 1942 года увидел свет балет А. Хачатуряна „Гаяне“ в постановке Н. Анисимовой. Первыми исполнителями заглавных партий в нем были Н. Дудинская, К. Сергеев, Т. Вячеслова, Б. Шавров, Н. Анисимова. Невозможно забыть блистательные выступления на пермской сцене Г. Улановой, В. Чабукиани, С. Каплана, Ф. Балабиной, А. Шелест. В Перми создавал свою „Золушку“ композитор С. Прокофьев» .

Менее чем за три года пребывания в Перми ленинградцы осуществили 27 оперных и балетных постановок и дали более тысячи спектаклей. Кроме того, 3500 военно-шефских концертов на самых разных площадках — в воинских частях, госпиталях, на фабриках, заводах, в школах, вузах. Неоднократно шефские концертные бригады выезжали на фронт.

Ряд работ, поставленных на Пермской сцене, были удостоены Государственных премий СССР.

В тот же период Пермский оперный театр, уступив место ленинградцам, гастролировал в нелегких условиях, не имея постоянной сценической площадки, в промышленных центрах области — Березниках, Соликамске, Краснокамске, Кизеле, выступал перед калийщиками, нефтяниками, угольщиками.

В Березники был эвакуирован Ленинградский государственный ТЮЗ. За два с половиной года работы театром было выпущено 42 постановки и 15 концертных программ. Показано 943 спектакля, обслужено более 453 000 человек. Эти спектакли оставили незабываемый след в сердцах благодарных зрителей, заложили высокие зрительские традиции в культурной жизни города.

В Перми в то время нашли пристанище и продолжили свою работу многие известные советские писатели — Ю. Тынянов, В. Каверин, автор «Марша энтузиастов» А. д’Актиль, В. Панова, Н. Браун, М. Слонимский. Композиторы М. Коваль, А. Хачатурян и другие.

Знаменательно, что Пермская область в то военное время шефствовала над Северо-Западным фронтом. Это означало, что подарки фронтовикам: теплую одежду, кисеты, продукты, боеприпасы, выпущенные сверх нормы, пермяки отправляли бойцам именно этого фронта, боровшегося за освобождение Ленинграда. В прорыве блокады героического города принимала участие 379-я Пермская стрелковая дивизия, 934-й артиллерийский полк которой за мужество и отвагу, проявленную личным составом в схватках с врагом, был награжден орденом Красного Знамени.

Отгремела война. Начался процесс реэвакуации. В тех же фондах архива хранится множество своеобразных документов — благодарственных писем, от ленинградских коллективов, либо руководителей учреждений, предприятий, музеев, театров, адресованных пермякам и местным властям. В них приводятся примеры исключительного внимания, заботы и теплоты, проявленной жителями области, и выражается глубокая им признательность.

Необходимо вспомнить, что уральское радушие, здоровый климат и личностные отношения побудили многих ленинградцев принять не простое решение — остаться навсегда в Перми. Почти каждая пермская семья в числе своих друзей либо знакомых имеет таких людей.

Очевидно, если бы в нашей стране существовала традиция выбирать побратимов не из числа зарубежных, а Российских городов, то Пермь и Ленинград должны были бы стать таковыми в числе первых. Их дружба, скрепленная кровью, продолжается и поныне. Культурные и деловые связи между сотрудниками музеев, театров и промышленных предприятий, благодаря личностным человеческим отношениям возникшим в то время, продолжают развиваться.

Жители двух городов до сих пор взаимно признательны, одни за приют и поддержку, другие за открытое сердце при передаче культурных традиций и новых промышленных технологий.

<<< Вернуться к списку