Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Кто Вы, товарищ Гайдар?

Бортник Людмила Степановна,
зам. начальника отдела информации, публикации
и научного использования документов

Ещё совсем недавно имя Аркадия Гайдара было очень популярно, особенно в нашем городе. Пермяки считали, что именно здесь открылся его журналистский дар, а газеты «Звезда» и «Вечерняя звезда» были первыми, где он дебютировал в качестве литературного работника и впервые использовал псевдоним Гайдар. Здесь он познакомился с Лией Соломянской, ставшей его первой женой. В Перми появился на свет его сын Тимур.
Со временем, имя бойца, известного журналиста и детского писателя было увековечено в названии городских улиц: Гвоздарная была переименована в А. Гайдара, а когда она исчезла в ходе перепланировки, то имя писателя стала носить улица Туристов.

Областному Дому журналиста в январе 1964 года было присвоено имя А.П. Гайдара, а через два года бюро областного отделения Союза журналистов СССР установило три ежегодных премии имени А.П. Гайдара за лучшие журналистские произведения, в трех номинациях: печать, радио и телевидение. Первая премия была присуждена в 1967 году Б.Н. Назаровскому и С.М. Гинцу за книгу «Аркадий Гайдар на Урале».

Не оставили без внимания творчество А. Гайдара и театральные деятели Перми. В 1964 году Пермский народный театр юного зрителя под руководством Футлика поставил новаторский по форме спектакль — игру «Гайдар и его команда». Спектакль был создан по мотивам произведений Аркадия Петровича и был очень популярен у молодежи той поры: в нем использовались такие новые приемы, как диалог с залом, выход в зал, и даже некоторая импровизация.

В марте 1969 года в Пермском театре оперы и балета прошла премьера детской героико-романтической оперы «Мальчиш-Кибальчиш», поставленной на музыку К.А. Кацман по либретто И.И. Келлера.

Пермское книжное издательство гордилось тем, что к 1983 году оно осуществило выпуск всех законченных произведений А. Гайдара. Сборники повестей и рассказов иллюстрировали такие известные мастера, как Ю.К. Лихачев, Н.П. Горбунов, В.А. Аверкиев. В 1986 году полиграфисты Пермского издательства «Звезда» по заказу издательства «Правда» выпустили 3-х томное собрание сочинений А.П. Гайдара.

Был в нашем городе и музей писателя (в городском дворце пионеров). Имя А. Гайдара носили детские библиотеки и пионерские дружины школ области. К юбилеям Аркадия Петровича приурочивали свои выставки музеи, библиотеки, архивы города. На них выступали друзья и родственники писателя. Особенно частыми гостями были: Б.Н. Назаровский, С.М. Гинц, Л.Л. Соломянская, Т.А. Гайдар.

Может представиться, что столь широкий интерес к личности и творчеству писателя, в то время, обеспечил создание объективных исследований биографического и литературоведческого плана. Однако это далеко не так. Приходится признать, что, отмечая столетний юбилей писателя, мы не имеем ни серьезного научного исследования о его творчестве, ни объективной, беспристрастной книги о его жизни. Его имя до сих пор окружено многочисленными легендами. Так, при чтении предисловия к 4-х томному собранию сочинений А. Гайдара, написанного Л. Кассилем, сталкиваемся с одной из них: — «…Но в 1923 году Гайдар серьезно заболел, сказалась старая контузия головы. Ему пришлось взяться за лечение, и в апреле 1924 года, когда Гайдару исполнилось двадцать лет, он был зачислен по должности командира полка в запас…

Не считая для себя возможным жить вне рядов армии, он написал страстное прощальное письмо, и отправил его Михаилу Васильевичу Фрунзе. В письме этом Гайдар прощался с Красной Армией.

Прославленный пролетарский полководец, знаменитый командарм революции и народный комиссар вызвал автора письма к себе. Михаил Васильевич увидел в отчаянных строках „прощального письма“ следы искреннего и незаурядного дарования, пусть ещё не ровные, но глубокие. Народный комиссар почувствовал в Аркадии Голикове зреющую тягу к писательству. И не ошибся: ещё за год до встречи с Фрунзе Аркадий Петрович начал свою первую автобиографическую повесть. Товарищ Фрунзе подбодрил Аркадия Гайдара, посоветовал ему заняться литературной работой. И недаром впоследствии Гайдар любил говорить, что его первым редактором был Фрунзе» .

Вряд ли М.В. Фрунзе, который в 1924 году был заместителем председателя Революционного Военного Совета СССР и наркома по военным и морским делам, одновременно с этим — начальником Штаба РККА, начальником Военной академии, кроме того, членом правительства — кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП (б), сумел бы выкроить время для приглашения на личную беседу, даже командира полка частей особого назначения.

Там же, встречаем ещё один психологически неправдоподобный эпизод. Во время Отечественной войны А. Гайдар как корреспондент «Комсомольской правды» оказался в партизанском отряде. Каждый день он писал письма семье — Лие и сыну Тимуру (пермякам известно, что этот брак длился всего полтора года, на фронт Гайдар уходил уже из другой семьи). Особенно поражает следующее: поскольку отправить письма не было возможности, Гайдар вечерами читал их товарищам (!). В момент гибели письма были в кармане гимнастерки, а эсэсовцы их изъяли.

В чем причина появления подобных легенд, кому они действительно были нужны, ведь сам А. Гайдар таких вещей не писал, его жизнь была и так достаточно яркой и многогранной.

У любого современного непредвзятого читателя возникает множество вопросов при прочтении всего, что создано вокруг А. Гайдара. Могут ли они быть разрешены сегодня? Очевидно, да, если исследователи обратятся к документам архивов и займутся скрупулезным изучением их материалов. В нашем городе такими документами располагает Государственный общественно-политический архив Пермской области. В составе личного фонда Б.Н. Назаровского хранятся документы, связанные с именем А. Гайдара. Это, в первую очередь, переписка с Аркадием Петровичем Гайдаром, Лией Лазаревной Соломянской, их сыном Тимуром. Переписка с Л. Соломянской особенно важна для нас, т.к. дает представление о том, как создавалась книга «Гайдар на Урале. Страницы биографии» .

Известно, что с октября 1925 по февраль 1927 года А. Гайдар жил в Перми и работал в окружной газете «Звезда». В это время он дружил с Б. Назаровским, однако, сорок лет спустя, когда Борис Никандрович задумал писать книгу, многие обстоятельства тех лет, стали нуждаться в уточнении. В письме, написанном в 1963 году, Б.Н. Назаровский обращается к Лие Лазаревне с такой просьбой: «Дорогая Ралюшка! …Посылаю тебе рассказ Гайдара «Пути-дороги», опубликованный в «Звезде» летом 1926 г. Рассказ этот, несомненно, автобиографичен. Но в какой степени точно в нем воспроизведены события?

Особенно интересен следующий пункт. «Конечно, можно было первым делом, как полагается, в редакцию насчет гонорара, но надоело, и вместо этого в голову пришла мне замечательная идея такого направления; а что если забыть про свою литературную профессию…

Способ существования за счет гонорара, за счет встречающихся по пути редакций был применен Гайдаром в 1926 году во время путешествия по Средней Азии и, особенно, при возвращении из этого путешествия. Но к 1924 г. можно ли его отнести?» .

Далее, Борис Никандрович продолжает: «У меня мелькнула и такая мысль: не послать ли этот рассказ в Донецкую область УССР, в город Донецк, во Дворец пионеров или в редакцию комсомольской газеты. Не натравить ли их на проверку маршрута Гайдара и поиски следов его работы на шахте. Но вряд ли стоит это делать» .

По поводу литературных достоинств рассказа он высказывается так: «Между прочим, рассказ „Пути-дороги“ — хороший рассказ. Он написан небрежно, как и многое, написанное в то время Гайдаром, по настоящему сделаны только отдельные, ударные абзацы. Но он легко поддается правке, просто средствами пунктуации и исправления некоторых явных описок. Его можно было бы публиковать, подумай» .

По удивительному стечению обстоятельств, в том же деле хранится подлинник письма из редакции газеты «Зiрка», органа Центрального Комитета ЛКСМ и республиканского Совета пионерской организации Украины. Оно позволяет узнать дальнейшую судьбу вышеназванного рассказа и даже, в какой-то мере понять отношение Лии Лазаревны к литературному наследию А. Гайдара. Из этого письма мы узнаем, что ровно через год Л.Л. Соломянская воспользовалась советами Б.Н. Назаровского: «Вы прислали нам к Новому году большую радость — рассказ Аркадия Петровича. Мы обязательно опубликуем его… Печатая „Пути-дороги“, мы попросим детей пройти этой гайдаровской дорогой и написать нам, что они увидели на тех местах, как они изменились за эти годы» .

О том, что Лия Лазаревна была очень заинтересована в издании произведений не только самого А. Гайдара, но и о Гайдаре свидетельствует её письмо Б. Назаровскому от 19.02.1963: — «Боринька милый! …Очень обрадовалась твоему решению создать правдивую книгу о Гайдаре. … Ты очень правильно, очень точно понимаешь состояние Аркаши после исключения его из партии и демобилизации. Человек вне…, вне рядов — после стольких лет жизни и борьбы в тесном ряду, локоть к локтю с товарищами. … Перечитайте книгу „Всадник неприступных гор“. Вся первая очерковая часть очень важна для вашей работы. Она раскрывает большую сложность переживаний молодых героев революции в годы перехода от гражданской войны, военного коммунизма к НЭПУ. Поиски новых путей, своего места в жизни. Ну да это, Боринька, ты и сам отлично знаешь. Герой книги сам Аркаша» .

В этом деле Тимур всегда поддерживал свою «мамку», он писал: — «Очень меня обрадовало, что, наконец, берутся за перо, чтоб рассказать о Гайдаре те люди, которые должны это сделать, которые действительно знают, действительно понимают, и по-настоящему, честно любят Гайдара. Я с нетерпением буду ждать вашу книжку.

…правда папкины письма погибли в 1941 г. в нашем разбомбленном доме» . Характерно, что сын принял как фамилию псевдоним отца.

Легенды возникают и в наши дни. Некоторые авторы, описывая постановку Футлика, говорят о том, что в январе 1964 года на премьере спектакля «Гайдар и его команда» присутствовала Л.Л. Соломянская. Однако участники спектакля вспоминают о встрече с последней его женой — Дорой Матвеевной.

Это лишь малая часть документов, но и она позволяет предугадать многие дальнейшие вопросы и начать поиск реальных ответов на них.

В завершении хочется напомнить, что А. Гайдар занимает в детской литературе совершенно особое место. В свое время, С.Я. Маршак написал статью «Книга для детей должна быть произведением искусства» , в которой он привел следующую иерархию замечательных деятелей литературы: — «Алексей Максимович Горький, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар». Его он назвал «всесоюзный пионерский вожатый, который умел быть веселым товарищем нашим ребятам, и чуть лукавым, себе на уме, воспитателем, обходящимся без поучений» . С позиций сегодняшнего дня добавим: А. Гайдар шагал далеко впереди детской европейской литературы. Задолго до Джоан Роулинг с её Гарри Поттером, ему удалось создать образ Тимура, побеждающего своей порядочностью и добротой жизненное зло, притягательный для миллионов детей. Этот литературный феномен, созданный А. Гайдаром, как и его жизнь, достойны серьезного, объективного исследования. Архивные материалы, в том числе хранящиеся в ГОПАПО, должны сыграть в этом немаловажную роль.

<<< Вернуться к списку