Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Источники для изучения патриотической деятельности православного духовенства и верующих в годы Великой Отечественной войны (на примере Молотовской области)

И.Ю. Федотова, начальник
отдела НСА, ААТ и ИПС
ГКБУ «ПермГАНИ»

22 июня 1941 г., в день начала Великой Отечественной войны, патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), возглавлявший в тот период Русскую православную церковь (РПЦ), выступил с посланием «Пастырям и пасомым Христовой Православной церкви». В нем он благословил верующих и духовенство на защиту Отечества. Таким образом, уже в первые дни войны РПЦ четко определила свою патриотическую позицию.

Тогда же она начала активную и разнообразную патриотическую деятельность. Иерархи православной церкви неоднократно выступали с посланиями, воззваниями и т.п., в которых призывали верующих и священнослужителей к мужественной борьбе с врагом, к самоотверженному труду в тылу, к вере в Победу. Значительные средства были сданы церковью на нужды обороны страны. Некоторые священнослужители были призваны в ряды Красной Армии, участвовали в партизанском движении.

Патриотическая позиция и активная патриотическая деятельность православной церкви уже в начале Великой Отечественной войны были положительно оценены советским руководством.

Однако государство, не препятствуя патриотической деятельности РПЦ, строго регламентировало ее. Собранные денежные средства могли перечисляться только в общие фонды: Красного Креста, обороны и т.п. Конкретная же благотворительная деятельность (открытие и содержание приходом на свои средства госпиталей и т.п.) была запрещена1. Государство стремилось контролировать и деятельность православной церкви по воспитанию патриотических чувств у верующих2.

Однако существовавшие ограничения не стали препятствием для патриотической деятельности. Православное духовенство и верующие активно участвовали в разных ее направлениях.

Все выше сказанное касается и духовенства и верующих Молотовской области (ныне – Пермский край). Различные направления патриотической деятельности по-разному отражены в документах, находящихся на хранении в пермских краевых архивах (Государственный архив Пермского края (ГАПК) и Пермский государственный архив новейшей истории (ПермГАНИ)).

Священнослужители и верующие Молотовской области активно жертвовали свои средства на патриотические цели. Ценные сведения об этом содержатся в документах церковного происхождения. Так, в записках, автором которых является благочинный 2-го округа Молотовской епархии протоиерей Иоанн Караваев, зафиксированы сведения о сборе средств церквями епархии. В одной из них приведены точные суммы, сданные церквями разных населенных пунктов Молотовской области в 1942–1944 гг. в Фонд обороны, на подарки воинам Красной Армии, на нужды госпиталей, семей фронтовиков, а также  суммы, на которые была осуществлена подписка на государственные займы. Так, церквями Молотова в Фонд обороны было внесено 824 513 руб., на подарки советским военнослужащим – 847 000 руб., по подписке на госзаймы и лотереи – 732 125 руб 3. Необходимо отметить, что в записке приведены не погодные данные, а суммарные за 1942–1944 гг. Это несколько снижает ценность данного источника, т.к. не позволяет выявить и проанализировать возможную динамику изменений в данном направлении патриотической деятельности.

Ценными источниками являются документы, созданные местными органами государственной власти. Так, важные сведения о патриотической деятельности священнослужителей и верующих Молотовской епархии содержатся в отчетной документации, представляемой уполномоченным Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Молотовской области в Совет. Патриотической деятельности церкви в этих документах посвящены отдельные разделы, основное содержание которых – цифровые данные о сданных ею средствах. Однако, вследствие введения должностей уполномоченных Совета осенью 1943 г., названные документы содержат лишь фрагментарные сведения о пожертвованиях на патриотические цели, сделанных до 1943 г.

Некоторая информация о патриотической деятельности священнослужителей и верующих Молотовской области может быть почерпнута также в информационных материалах о реализации военных займов, составленных в Молотовском обкоме ВКП(б). Но эти документы, в отличие от отчетов уполномоченного Совета по делам РПЦ, не дают полного представления о ее масштабах.

Средства, собранные верующими и духовенством епархии, направлялись на разные цели. Так, согласно информационному отчету уполномоченного Совета по делам РПЦ по Молотовской области П.С. Горбунова в 1942–1944 гг. от церквей Молотовской епархии на текущие счета в Госбанке поступило в Фонд обороны 1 700 688 руб., в помощь семьям и детям фронтовиков – 53 536 руб., на подарки военнослужащим Красной Армии – 920 250 руб. Во время пасхальных дней 1945 г. было собрано для детей фронтовиков Свято-Троицким (Слудским) собором 5 000 руб., Всехсвятской (Новокладбищенской) церковью Молотова  – 15 000 руб.4. Активно происходил в епархии сбор пожертвований на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Согласно заметке в газете «Правда» только в Молотове к концу февраля 1943 г. было собрано 300 000 руб.5.

Многие священнослужители передавали личные сбережения на патриотические цели. Некоторые из них подписывались на военные займы на 10 000 – 20 000 руб. Встречались и более крупные взносы. Так, священник из с. Шубино Кунгурского района Молотовской области А.А. Троицкий во время подписки на II военный заем в 1943 г. внес 60 000 руб. (данные об этом содержатся в информации о ходе реализации II военного займа выпуска 1943 г. в районах области по состоянию на 24 часа 4 июля 1943 г.)6.

Кроме денежных средств, происходил сбор теплой одежды, продуктов питания и т.п. на нужды фронта, госпиталей, детских домов. Так, к 15 мая 1945 г. духовенством и верующими Молотовской епархии было сдано для домов инвалидов и детских домов 350 полотенец и 3,5 кг шерсти7.

Церкви Молотовской епархии продолжали участвовать в сборе средств и в дальнейшем. Так, во время подписки на IV военный заем в I половине 1945 г. церковно-приходской совет Молотовской Всехсвятской (Новокладбищенской) церкви внес 200 000 руб., церковно-приходской совет Свято-Троицкого (Слудского) собора – 10 000 руб.8. Всего же в 1942–1944 гг. духовенство и верующие Молотовской епархии на патриотические цели пожертвовали 4 476 004 руб.9.

Необходимо отметить, что выявленные источники не позволяют установить точный объем средств, пожертвованных верующими Молотовской области на патриотические нужды. Верующие могли сдавать деньги не только по церковным каналам, но и по светским (через сберкассы). В первую очередь это касается населенных пунктов, в которых не было действовавших храмов. Средства, сданные верующими через сберкассы, в отчетной документации невозможно выделить из общей суммы.

Участвовало духовенство Молотовской епархии и в таком важном направлении патриотической деятельности, как воспитание у верующих патриотических чувств, побуждение их к мобилизации всех сил для самоотверженного труда во имя победы, к чуткому отношению к наиболее пострадавшим от вторжения фашистских войск.

Епископ Молотовский Александр (Толстопятов), возглавлявший на Молотовскую епархию с сентября 1943 г., в своих проповедях стремился вселить в души верующих патриотические чувства, призывал их молиться о скорейшем разгроме врага и установлении мира10.

Об участии в этом направлении патриотической деятельности других священнослужителей Молотовской епархии в архивных документах содержатся достаточно скудные сведения. Ценная информация была получена при анализе архивно-следственных дел священнослужителей, подвергшихся политическим репрессиям в годы Великой Отечественной войны. Так, священник часовни в п. Пожва Чермозского района Молотовской области К.П. Кунахович, приговоренный 8 мая 1943 г. Особым Совещанием при НКВД СССР к 5 годам исправительно-трудовых лагерей как «социально-опасный элемент», во время следствия признался, что послание митрополита Сергия он огласил в часовне сразу по получении и отслужил после «молебен о даровании победы нашему воинству»11.

Духовенство Молотовской епархии принимало участие и еще в одном направлении патриотической деятельности. Трое священнослужителей (в эту цифру не вошли те, кто принял сан после возвращения с войны) (священник И.А. Смердов, дьяконы В.Б. Балдин и А.Ф. Пантелеймонов) в составе частей РККА сражались на фронтах Великой Отечественной войны и были награждены медалями «За победу над Германией» (сведения об этом содержатся в информационном докладе уполномоченного Совета по делам РПЦ П.С. Горбунова за период с 20 января по 1 апреля 1946 г.)12.

Таким образом, проанализировав выявленные документы, в которых содержится информация о разных направлениях патриотической деятельности православного духовенства и верующих Молотовской области, можно сделать вывод, что наиболее полно в них отражены сведения о сборе средств на патриотические цели. Данных о других направлениях патриотической деятельности церкви в документах, находящихся на хранении в государственных архивах Пермского края, содержится меньше. Неполнота сведений должна подтолкнуть исследователей к поиску других, более информативных, источников.

___________________________
1 Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939 – 1964 гг.). – М., 1999. – С. 119 – 122, 126.
2 ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 8. Д. 301. Л. 126.
3 ГАПК. Ф. р-1205. Оп. 2. Д. 2. Л. 83–84 об.
4 ГАПК. Ф. р-1205. Оп. 2. Д. 2. Л. 54 – 55.
5 Правда. – 1943. – 25 февраля (№ 56). – С. 2.
6 ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 2. Д. 2. Л. 2 об.; ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 9. Д. 203. Л. 47.
7 ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 2. Д. 2. Л. 54.
8 ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 2. Д. 2. Л. 47.
9 ГАПК. Ф. р 1205. Оп. 2. Д. 2. Л. 84 об.
10 Марченко А., протоиерей. Защитник Отечества и веры Христовой: жизнеописание подвижника Православной веры Александра (Толстопятова), архиепископа Молотовского (Пермского) и Соликамского. – Пермь, 2005. – С. 117 – 119.
11 ПермГАНИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8941. Л. 22 – 22 об., 23 об.
12 ГАПК. Ф. р-1205. Оп. 2. Д. 2. Л. 163.