Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

ГАЗЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРМИ ПЕРИОДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Т. Н. Масальцева


Аннотация. В статье рассматриваются особенности литературных текстов пермских газет в первой половине 1919 года, когда город контролировался войсками Белой армии. Обращается внимание на жанрово-тематическое своеобразие газетной литературы, творчество ряда газетных авторов выбранного периода.

Ключевые слова: история отечественной журналистики, история провинциальных газет, газеты Белой армии, газетная литература, газетная поэзия, пропаганда.

24 декабря 1918 года – 30 июня 1919 года в Перми – период режима белого адмирала Колчака, возврата к дореволюционному порядку после социалистических преобразований. 24 декабря 4-й Енисейский полк под командованием генерал-лейтенанта В. Н. Пепеляева вступил на восточную окраину Перми. Город перешел в руки белых 25 декабря. С переходом города во власть белогвардейцев в нем тут же возникла периодическая печать, поддерживающая белого адмирала. В Перми при Колчаке в начале 1919 г. издавались газеты «Освобождение России», «Сибирские стрелки», «Пермские губернские ведомости» (официальная часть), «Пермские епархиальные ведомости», «Пермская земская неделя» и «Свободная Пермь», впоследствии переименованная в «Современную Пермь», а позже в «Отечество». Редакция газеты «Освобождение России» издавала еще и еженедельный иллюстрированный журнал «Русское приволье».

Количество газет в Перми в 1919 году не являлось исключением: в каждом сибирском городе, захваченном армией А. В. Колчака, издавалось не менее двух-трех газет. Согласно «Списку изданий, выходящих на территории, освобожденной от большевиков к 1 апреля 1919 г.», т. е. на территории, подвластной Колчаку, выпускалось 122 газеты [1. С. 17]. Эта цифра свидетельствует о том, что периодическая печать активно использовалась в идеологической борьбе: «Такого количества газет в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке не было ни до, ни после Гражданской войны» [2. С. 32].

Главные темы белогвардейской официальной и армейской прессы, определяющие особенности литературных публикаций газет, были следующими: борьба за единую, великую Россию, защита веры, установление административного порядка и, безусловно, борьба с большевизмом.

Стремясь, с одной стороны, оставить газеты под строгим цензурным контролем, а с другой, желая показать себя перед мировым общественным мнением приверженцем демократии, Колчак пошел на реформы. 30 ноября 1918 г. он подписал два приказа – № 57 и 59. Согласно этим документам, отменялась предварительная цензура прессы, за исключением театра военных действий. Положение прессы было определено приказом Верховного правителя № 57 от 07.12.1918: «Возложить на одно из русских цензурных учреждений в каждом данном пункте, а где таковых учреждений не имеется, на начальников гарнизонов, обязанность возбуждать уголовные преследования против ответственных редакторов повременных изданий» [1. С. 19]. Запрещались произведения, подрывающие авторитет власти, подстрекающие к вооруженным выступлениям, распространяющие непроверенные слухи о действиях Белой армии и т. д.

Таким образом, отменив предварительную цензуру, Колчак усилил карательный цензурный контроль над газетами. Его стали осуществлять военно-цензурные учреждения или начальники гарнизонов.

Контроль над печатными изданиями осуществлял управляющий Министерством внутренних дел генерал А. Н. Пепеляев, который понимал, что именно периодическая печать помогает осуществлять идеологический контроль как в среде офицеров и солдат, так и мирного населения губернии. Причем именно солдаты, по его мнению, нуждались в постоянном воздействии печатного слова, поэтому 27 марта 1919 года состоялась встреча генерала с представителями пермских газет «Сибирские стрелки», «Освобождение России» и «Свободная Пермь», где он критиковал их: «Ваши газетные статьи в большинстве случаев совсем не годятся для солдата, он не поймет их и читать не станет. Проще нужно писать, понятней для простого человека речью. И побольше сердечности, тепла, которого он лишен на фронте. Надо знать и понимать душу солдата» [3]. Литературным произведениям вышеупомянутых газет и предстояло создавать ощущение искомой сердечности.

Газета «Освобождение России» издавалась с 1 января 1919 года. Редактором-издателем был Борис Броневский. Проблема положения искусства и литературы представлялась важной, коренной проблемой российской действительности 1919 года. Точка редакции газеты такова: российский большевистский режим губителен для российской художественной литературы и искусства в целом: «Современное политическое течение разнузданных масс страшно уже тем, что не приходит в одиночку, но приводит с собой могильщиков художественной литературы и гегемонию советской журналистики <…> Гидра большевизма теряет уже одну за другой свои головы, так долго попиравшие мирный труд, науку и искусство, и если суждено осуществиться братству народов, то прямой и ближайший путь к нему через мировую литературу и искусство» [4. С. 2].

Литературные публикации газеты поражают своим количеством. С 52-го номера была добавлена рубрика «Литературный отдел», редакция газеты также выпускала книги художественной научно-политической библиотеки, состоящие из произведений авторов газеты: рассказов Б. Броневского, стихов В. Яковлева, брошюр с биографиями А. В. Колчака и генерала А. Н. Пепеляева и др.

Прозаические литературные тексты, в основном автобиографического характера (впечатления, воспоминания), размещались в «подвале газеты, поэтические произведения верстались колонками на второй-третьей странице. Очень часто в них обыгрывались конкретные события: в качестве примера можно привести стихотворение Н. Арнольда «В Москву» с подзаголовком «Приказ командующего Западной Армией генерал-лейтенанта Ханжина»: «Спасать святую Русь в Москву с порывом страстным / К древнейшим стенам русского Кремля / Не с красным знаменем, а с бело-сине-красным / Идет могучая военная семья» [5. С. 3]. Темы грядущего освобождения родины сочетались в газетной поэзии газеты с любовной лирикой (И. Чернышов) или лирикой пейзажной (М. Сосин).

«Освобождение России» сделало упор на общекультурную, духовную работу, начав издавать «художественно-литературный и научный» журнал «Русское Приволье» (редакторы Б. Броневский, М. Арнольд), выходивший при поддержке пермской интеллигенции раз в две недели. В каждом номере публиковались стихи и рассказы М. Вериго, проза Б. Броневского, стихи В. Яковлева, Ф. Чудновского, И. Чернышова, П. Петрушева и других местных авторов. В журнале тема любви к Отечеству, борьбы за «ускользающую» дворянскую Россию с большевиками создавалась с помощью художественных образов. Так, в стихотворении Магдалены Вериго образ Святого Георгия олицетворяет героический дух Белой армии: «Святой Георгий на белом коне / Явися, явися на помощь мне, / Я жду и молюся и ночью и днем, / Чтоб ты мне блеснул свои светлым копьем» [6. С. 2]. Стихотворения В. Иванова («Демократия», «Финикия», «Ампир», «Бессонница» и др.) публиковались в газете «Освобождение России», в которой работали знакомые ему сотрудники Пермского университета.

Газета «Свободная Пермь» за период своего существования претерпела ряд изменений. Первые семь номеров вышли в 1918 году. Затем деятельность газеты была приостановлена и продолжилась после взятия Перми Колчаком. 3 января 1919 года «Свободная Пермь» вновь стала выходить (редакторы Н. А. Несслер, М. М. Кузнецов и Б. М. Попов). С 62-го номера «Свободная Пермь» была переименована в «Современную Пермь», с 17 июня ее заменила «большая ежедневная военная, общественная и литературная газета “Отечество”».

В газете «Свободная Пермь» изначально имелась рубрика «Литературный еженедельник», которая размещалась в «подвале» газеты. Здесь печатались стихотворения профессора Пермского университета Юрия Верховского, Всеволода Иванова, Рустэния, Северного, Василия Фоминых, очерки Веры Лович. С 57-го номера появляется рубрика «Литература, искусство, наука», где можно обнаружить и литературно-критические публикации. В рубрике «Маленький фельетон» публиковались фельетоны как в прозе, так и в стихах, например, фельетон Юса «Патриотам»:

«Когда народ, не разбираясь
В поступках, действует сплеча
И, одурманенный речами,
На трон возносит палача,
Когда Россия, задыхаясь
В потоках митинговых слов,
Готова слушать мудрецов,
Прядущих «красными» ушами,
Тогда – мы с вами. Мы зовем
Товарищей на подвиг бранный» [7. С. 3].

«Сибирские стрелки» были изданием Штаба 1-го Средне-Сибирского армейского корпуса: газета издавалась собственной типографией Штаба 1-го Средне-Сибирского Армейского корпуса. Газета была агитационно-пропагандистским изданием, основной целью которого было поднятие боевого духа военнослужащих Белой армии, особенно солдат. Этой цели и служили литературные публикации газеты: стихи, рассказы. Авторами этих текстов в основном и были военнослужащие, призываемые объявлениями газеты присылать свои произведения для публикации. В прозаических текстах газеты часто встречались боевые зарисовки, например, картины боевых действий у села Калино, «когда при первом звуке выстрела начальник и солдат идут рука об руку выполнять свой святой долг <…> они сливаются воедино» [8. С. 2]. Поэтические тексты газеты зачастую воспевают ратные подвиги Белой армии, используя фольклорные образы и сказовую манеру: «Выходила-выступала сила-армия, / Войско сильное, могучее, / Славные полки сибирские <…> / Заходили в тыл врагу лютому, / Сокрушали вконец силу вражую, / Прочь срывали знамена кровавые» [9. С. 4].

Основной целью литературных произведений пермских газет 1919 года было формирование образа страдающей «России-матери», противостоящей «социалистическому отечеству».

Список литературы:

1. Молчанов Л. А. Газетная пресса в России в годы революции и гражданской войны (октябрь 1917–1920 гг.). – Москва: Издатпрофпресс, 2002.
2. Симонов Д. Г. Газеты как источник по изучению антибольшевистских вооруженных сил востока России (1918–1919 годы) // Вестн. НГУ. Сер.: История, филология. – 2016. – Т. 15, № 6. – С. 31–40.
3. Ситников М. Г. Редактор газеты «Сибирские стрелки» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fnperm.ru/SharedFiles/Download.aspx? pageid=2214&mid=2484&fileid=4469 (дата обращения: 16.11.2018).
4. Пермь, 24-го января 1919 г. // Освобождение России. – 1919. – 24 янв. (№ 18). – С. 2.
5. Арнольд Н. В Москву // Освобождение России. – 1919. – 22 марта (№ 65). – С. 3.
6. Вериго М. Святой Георгий на белом коне // Русское Приволье. – 1919. – № 1. – С. 2.
7. Юс. Патриотам // Современная Пермь. – 1919. – 5 апр. (№ 66). – С. 3.
8. Риголли. К приезду в Пермь адмирала Колчака // Сибирские стрелки. – 1919. – 12 февр. (№ 18). – С. 2.
9. Макк А. Песня о походе Сибирских стрелков // Сибирские стрелки. – 1919. – 5 февр. (№ 11). – С. 4.



NEWSPAPER LITERARY LIFE OF PERM DURING THE CIVIL WAR

T. N. Masaltseva

Abstract. The article discusses the features of literary texts of Perm Newspapers in the first half of 1919, when the city was controlled by the white army. Attention is drawn to the genre-thematic originality of newspaper literature, the work of newspaper authors of that period.

Keywords: History of national journalism, history of provincial Newspapers, Newspapers of the white army, newspaper literature, newspaper poetry, propaganda.