Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Пермская модель народного образования XVIII - начала XX вв.

М.Г. Нечаев, директор ГОУ «ГОПАПО»,
кандидат ист. наук, доцент

Каждая национальная модель народного образования складывалась веками, не составляет исключения и российская модель. Региональные особенности также накладывают свой неповторимый колорит. Пермь как столица огромного региона имеет свою уникальную историю развития системы народного образования.

Горнозаводские школы

До XVIII в. государственных школ в Прикамье не было. Учились, как правило, у местного священника или у старца - наставника старообрядцев. Открытие государственных светских школ в нашем крае связано с именем известного русского просветителя В.Н. Татищева (1686 - 1750 гг.). Он предложил устроить во всех слободах и селениях, приписанных к горным заводам, “избы для школ”. Во время его первого пребывания на Урале (1720 - 1722 гг.) было открыто 4 горнозаводские школы. Однако по ряду причин эти школы стали закрываться. Новый этап в деятельности горнозаводских школ начался с 1735 г. и он был связан со вторым пребыванием В.Н. Татищева на Урале, который сменил В. Геннина на посту руководителя горнозаводской промышленности в октябре 1734 г.

К 1737 г. во всех горнозаводских школах Урала обучалось 654 человека. Первая горнозаводская школа на территории современной Пермской области была открыта в Кунгуре в 1721 г., вторая в Соликамске в 1723 г. На Егошихинском заводе подобная школа была открыта только во время второго пребывания В.Н. Татищева на Урале, то есть в 1735 г.

Егошихинская школа состояла из словесной и арифметической. Поступавшие зачислялись вначале в словесную школу, а после её окончания переводились в арифметическую. Почти на всех заводах открывались словесные школы и только на крупных предприятиях словесную школу дополняла арифметическая.

В словесной школе обучали чтению и письму. В арифметической: арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению и рисованию. Помимо этого велись такие предметы как Закон Божий и церковное пение. В школе работал один учитель на 33 ученика. В 1742 г. в Егошихинской школе занималось 47 учеников. Основной контигент учащихся составляли дети мастеровых и чиновников, крестьянских детей не было. В словесном отделении учились дети от 8 до 11 лет, а в арифметическом от 12 до 17 лет. Сроки обучения колебались от 2 до 6 лет. Обучение как грамоте, так и математике велось сугубо индивидуально. Все зависело от степени подготовленности учащихся. Одни изучали “первую часть сложения”, другие проходили уже тригонометрию или упражнялись “в копировании чертежей”. “Часослов” и “Псалтырь” являлись главным учебным пособием по чтению и письму, а вот содержание математического образования в арифметической школе определял учебник Л.Ф. Магницкого “Арифметика сиречь наука числительная”.

Ученики арифметической школы сочетали учебу с трудовой подготовкой в цехах предприятий под руководством мастеров или квалифицированных рабочих. Кроме того, учащиеся арифметической школы были на практике, длившейся иногда до года, "у письма в начальстве". Руководство школой осуществляло Пермское горное начальство, которое выделяло специальные средства на содержание учащихся и учителей, а также обеспечивало обучение писчей бумагой, чернилами, карандашами, красками и прочим. С горным начальством согласовывался перевод детей из словесной в арифметическую школу, а также назначение выпускников на работу.

Образование в конце XVIII в.

В 80-х годах XVIII в. появились народные училища в Санкт-Петербурге, Москве и других крупнейших городах России. 26 апреля 1782 г. на заседании наместнического правления губернатор Ламб отмечает необходимость открытия народных школ в Перми, в которых бы «неимущие могли учиться без платежа, а имущие за умеренную плату». Ламб также получил согласие графа А.С. Строганова выделять ежегодно на содержание школ 300 руб., а также принял пожертвованные графом 1000 руб. на «содержание сирот». В апреле 1782 г. Пермский приказ общественного призрения получил предписание приступить к созданию школ в Пермском наместничестве. Через год, 4 апреля 1783 г., Пермский приказ общественного призрения принял решение устроить в Перми школу, набрать учеников, найти учителя и выписать необходимые книги.

1 марта 1784 г. появился учитель (С.И. Филимонов) и первые ученики. С этого времени началось фактическое существование первого общеобразовательного городского учебного заведения. Оно именовалось по-разному: "Российская градская пермская школа", "Пермская градская народная школа", "малое народное училище", "малая школа". В школе был один класс с 29 учащимися. Учились преимущественно дети военных чинов, канцелярских служащих, мастеровых и заводских работников. 68,9% учеников бедных родителей содержались Приказом общественного призрения (казеннокоштные), получая одежду, обувь и 50 коп. в месяц на питание. В школе обучали чтению, письму, арифметике, рисованию и катехизису. Пермская "градская" школа просуществовала до 1786 г.

По указу Екатерины II с 1786 г. утвердили первый единый государственный школьный устав, на основании которого во всех губернских городах учреждались главные народные, а в уездных - малые народные училища. 22 сентября 1786 г. градская школа была преобразована в Главное народное училище, в соответствии с единым государственным школьным уставом. Открытие главного народного училища вылилось в общегородской праздник. Во время обеденного колокольного звона открылась торжественная процессия, состоявшая из 25 учеников, в праздничных длинных кафтанах, широких шароварах и шляпах, а также четырех учителей, двух депутатов от дворянства и столько же от купечества. Вслед за этим парадом шествовал пермский наместник генерал-майор И.В. Колтовский. Густые толпы народа, стоявшие по сторонам и с любопытством рассматривавшие необычное шествие, вскоре присоединились к процессии и отправились к соборной церкви для слушания литургии и “назидательного слова”. Закончено было данное торжество в доме главного народного училища, где совершилось молебствие, был торжественно зачитан устав о народных училищах и произнесены соответствующие торжеству речи. Только после этого учеников, окропленных святой водой, посадили за парты.

Пермское главное народное училище было открыто 22 сентября 1786 г. и прекратило свою работу в 1808 г. В этом четырёхклассном учебном заведении с пятилетним сроком обучения (в четвертом классе учились два года) преподавали: русскую грамматику, арифметику, историю, географию, рисование, чистописание, Закон Божий, геометрию, механику, физику, естествознание, архитектуру, латинский и немецкий языки.

К моменту открытия в училище насчитывалось 46 учеников, но уже к январю 1787 г. число их достигло 100. В феврале 1787 г. в училище было 3 класса. Училище являлось всесословным учебным заведением. Социальный состав учащихся в 1797 г. был следующим из 116 человек детей дворян и духовенства - 10 (8,3%), чиновников - 9 (7,5%), солдат и сержантов - 38 (31,6%), крепостных служителей - 16 (13,3%), заводских мастеровых - 6 (5%), офицеров - 16 (13,3%), купцов и мещан - 13 (10,8%). В том числе здесь обучали и девочек (в 1798 г. их было 7). Кроме того, известно, что в училище учились и коми-пермяки. Возрастной состав обучающихся - от четырёх-пяти лет до пятнадцати и даже двадцати. В училище поступали дети не только из Перми, но и из самых отдалённых мест губернии. Детям из малообеспеченных семей или не имевшим родителей, приказ общественного призрения оказывал материальную поддержку: давали бесплатно учебные книги, деньги на питание (50-58 коп. в месяц), одежду.

Первоначально учителей в училище было четверо - все они закончили Санкт-Петербургскую учительскую семинарию под руководством Ф.И. Янковича. Директорами Пермского главного народного училища были лютеранский пастор доктор философии М.Х. Геринг, губернский прокурор И.И. Панаев, Н.С. Попов. Самым знаменитым воспитанником училища стал А.Ф. Мерзляков (1778 - 1830 гг.), закончивший Московский университет и ставший впоследствии ординарным профессором и доктором элоквенции, риторики и поэзии этого же университета. Мерзляков создал руководство по теории словесности и эстетики. Он был одним из первых российских литературных критиков. Известен он также тем, что давал уроки поэзии юному М.Ю. Лермонтову.

В последний год XVIII в. - 11 ноября 1800 г., в Перми была открыта Духовная семинария, составившая впоследствии славу нашего города. Первоначально семинария находилась в частном доме канцеляриста А. Медведева. В 1780-х гг. в Перми существовал и частный пансион, в котором проходило обучение 14 молодых людей.

Таким образом, к концу XVIII в. Пермь превращается в город, где располагались крупнейшие учебные заведения огромного края. Никита Саввич Попов в своей книге “Хозяйственное описание Пермской губернии” с некоторой долей удивления писал об открытии духовной семинарии в Перми: “Итак, где за 17 пред сим лет был дикий лес, там уже преподаются науки; там читают Омира и Демосфена, Вергилия и Цицерона”. Однако, чтобы Пермь превратилась в подлинный интеллектуальный центр должно было пройти несколько десятилетий.

Образование в XIX в. - нач. XX в.

В 1802 г. правительство Александра I создало Министерство народного просвещения и Главное правление училищ. В 1804 г.утвердили Устав университетов и Устав учебных заведений, подведомственных университетам. В соответствии с ним вводилась система народного образования, состоявшая из 4-х ступеней: приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты.

Страна была разделена на 6 учебных округов. Непосредственное руководство организацией системы народного образования в учебном округе должны были осуществлять университеты. Во главе учебных заведений учебного округа стоял попечитель учебного округа, губернии - директор, уезда - штатный смотритель. Главными принципами этой школы провозгласили: бессословное, бесплатное, общедоступное обучение. С созданием учебных округов Пермская губерния вошла в состав Казанского учебного округа с центром округа в Казани.

Школьная реформа 60-х годов XIX в. установила 3 типа общеобразовательных учебных заведений:

  1. Народные училища (без указания срока обучения)
  2. Прогимназии (4 года обучения)
  3. Гимназии (7 лет обучения)

“Положение о начальных народных училищ” от 14 июля 1864 г. утвердило новую систему руководства начальным образованием, окончательно ликвидировав старую систему управления. Народная школа изымалась из ведения директоров гимназий и штатных смотрителей уездных училищ и передавалась в ведение уездных и губернских училищных советов.

Народные училища, в том числе и воскресные школы по “Положению” 1864 г. могли открываться различными правительственными ведомствами, а также обществами и частными лицами. Они решали вопрос о платности и бесплатности обучения, о программах и устройстве этих училищ, которые могли изменяться в зависимости от местных условий.

В губернские и уездные училищные советы, кроме представителей различных правительственных ведомств (Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел и др.), а также духовенства, были допущены представители органов местного самоуправления - земств и Городских Дум (последнее только в уездных советах). Председатель уездного училищного совета избирался самим советом. В губернском училищном совете председательствовал архиерей. Училищные советы принимали решения об организации и закрытии народных училищ, занимались назначением и увольнением учителей и т.п.

В “Положении” говорилось, что начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания. В статье §16 “Положения” предусматривалось, что преподавать в начальных училищах могли лица, которые получали на звание учителя особое разрешение уездного училищного совета, “по представлении” удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных. К лицам духовного звания это требование не предъявлялось, духовенство могло преподавать любые предметы.

1 октября 1809 г. в Перми открыли приходское училище. Данное учебное заведение являлось первой ступенью начальной общеобразовательной школы. По уставу 1828 г. в нём полагалось обучать чтению по церковной и гражданской печати и рукописям, Закону Божьему, чистописанию, первым четырем действиям арифметики. В 1815 г. в приходском училище учились 47 человек, в 1835 г. - 76, в 1860 г. до 120 мальчиков и 40 девочек (по данным исследователя Т.А. Калининой).

Ежегодно на содержание приходского училища Городская Дума выделяла 300 рублей. В 1845 г. пермский купец 2-й гильдии И.А. Гильков построил для городского училища за свой счет дом и передал его в собственность данного учебного заведения. Дом оценили в 2 500 руб. серебром.

В соответствии со школьным уставом 1804 г. вторым типом общеобразовательной государственной школы являлись уездные училища. 1 октября 1811 г. в Перми открылось уездное училище. По уставу 1828 г. это было трехклассное (трехгодичное) мужское учебное заведение. В учебный план входили следующие предметы:

Этим же уставом разрешалось при уездном училище открывать реальные курсы: промышленные, коммерческие, сельскохозяйственные, мореходные. Они получили название дополнительных курсов. По штатам 1828 г. на уездное училище полагалось 5 400 ассигнациями или 1 542 р. 86 к. В 1845 г. купец Диряков построил дом для пермского уездного училища. Этот дом оценили в 2 400 р. серебром. К концу ХIХ в. в Перми действовало 7 мужских приходских училищ и 4 женских. Кроме того в 1896 г. открылось Ольгинское смешанное училище.

Одной из интереснейших страниц в истории городского народного образования является создание в провинциальном губернском центре, так называемой “вольной” школы. Истоки этой школы следует искать в истории движения декабристов.

На обломках первого тайного декабристcкого общества “Союза спасения” в январе 1818 г. в Москве появился “Союз благоденствия”. Эта новая декабристская организация была уже более широкая по своему составу, в ней насчитывалось около 200 членов, она имела свой устав - “Зеленую книгу” и программу действий, направленную на распространение среди различных общественных кругов идеи социально-политического переустройства России. С целью формирования “общественного мнения”, которое декабристы считали важнейшей движущей силой предстоящих преобразований, члены Союза создавали и активно участвовали в легальных обществах: “Вольном обществе любителей российской словесности”, “Обществе для заведения училищ взаимного обучения” и др.

В 1818 г. в Санкт-Петербурге было создано Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. Членами общества были будущие декабристы Ф.Н. Глинка, Н.И. Кутузов, Н.А. Бестужев. Уже 5 сентября 1819 г. школа взаимного обучения начала свою работу в Перми. Главными инициаторами учреждения “вольной” школы стали учитель Пермской мужской гимназии В.Т. Феонов и служащий губернского правления М.Г. Сведомский. Большую роль в открытии школы сыграл и генерал-губернатор А.К. Кридинер. Он разрешил выделить для школы помещения Пермского Воспитательного дома. Воспитаники этого дома, то есть дети-сироты, стали первыми учениками школы.

В сентябре 1819 г. в школе было 51 ученик, а в 1820 г. количество учеников доходило до 118. В 1821 г. в "Вольной школе" обучалось 160 детей.

После разгрома восстания декабристов “вольная” школа в Перми продолжала существовать, но постепенно она утрачивала свои прежние черты и превращалась в обычную начальную школу, только с той лишь разницей, что государственных средств на неё не отпускали. С 1824 г. Городская Дума стала выделять на училище 100 руб. в год. В 1830 г. в пользу школы было собрано во время “публичного маскарада”, проведенного в доме благородного (дворянского) собрания, 263 руб. 32 коп.

Школа стала испытывать недостаток во всем необходимом. Учителя сменялись один за другим. В 1834 г. училище взаимного обучения прекратило своё существование, слившись с приходским училищем ведомства Министерства народного просвещения.

Согласно уставу 1804 г. в каждой губернии полагалось иметь среднюю общеобразовательную школу - гимназию. Первая гимназия на Урале была открыта в Перми 29 июня 1808 г. В Вятке открыли гимназию только в 1811 г., в Уфе в 1828 г., в Екатеринбурге в 1861 г. 29 июня 1808 г. четырёхклассное народное училище было переименовано в Пермскую губернскую гимназию I разряда. Первоначально курс обучения был разделен на 4 класса. В учебный план гимназии входили следующие предметы:

К открытию гимназии в неё было набрано 125 учеников, в 1836 г. обучалось 96 гимназистов, в 1845 - 126, в 1858 г. 219, в 1859 г. - 239. А к концу века численность учащихся достигала 312 человек. Большинство гимназистов являлись детьми дворян и чиновников. Плата за обучение составляла в 50-е годы XIX в. 20 руб, к концу века уже 50 руб. В XIX в. штат "казеннокоштных" гимназистов был определён в 20 человек.

В августе 1835 г. гимназия была переименована в 7-классную и для поступления в 1-й класс требовалось знание курса приходского училища. Это резко повышало уровень знаний поступающих в гимназию.

На основании решения Государственного Совета от 21 марта 1849 г. преподавание в гимназиях было разделено на общее (классическое) и специальное (реальное). В результате Пермская гимназия была отнесена к реальным. Тем не менее, в ней с 1852 г. старшие классы были разделены на 2 отделения: воспитанники, готовившиеся к университету, занимались латинским языком, а другие, желающие идти на военную и гражданскую службу, больше внимания уделяли математике, физике, законоведению. В августе 1871 г. Пермская гимназия была преобразована в “классическую” с двумя древними языками. В связи с этим был открыт приготовительный класс, где обучали письму и чтению на иностранных языках. К концу ХIХ века учебный план гимназии состоял из 17 основных предметов.

Учебный план Пермской гимназии
конец XIX - нач. ХХ вв.


УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Число недельных часов по классам
IIIIIIIVVVIVIIVIIIИТОГО
Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 2 16
Русский язык и Словесность 5 5 4 4 3 5 4 4 34
Математика 4 4 4 4 5 4 3 4 32
Латинский язык _ _ 5 5 5 5 5 5 30
Французский язык _ 5 3 4 3 3 3 3 24
История 2 3 2 4 4 3 2 2 22
География 3 2 2 2 2 1 1 1 14
Философия _ _ _ _ _ _ 2 1 3
Законоведение _ _ _ _ _ _ _ 2 2
Физика _ _ _ _ _ 3 4 3 10
Немецкий язык 4 3 3 3 3 2 3 2 23
Природоведение 2 2 2 _ _ _ _ _ 6
Рисование и Чистописание 4 3 1 _ _ _ _ _ 8

В Пермской гимназии работали воспитанники Петербургской учительской семинарии, Петербургского пединститута, Казанского и Киевского университетов, Гатчинского сиротского института и различных духовных семинарий. Наряду с преподаванием учителя занимались литературной, научной, общественной деятельностью. Среди них был такой известный писатель как П.И. Мельников-Печерский, автор произведений "В лесах", "На горах" и др. Он с 1837 по 1839 гг. работал в гимназии учителем истории и статистики. Сорок лет с 1844 по 1884 г. директором гимназии был И.Ф. Грацинский, который одновременно с этим занимался цензурой неофициальной части "Пермских губернских ведомостей". Наиболее известными воспитанниками Пермской гимназии были профессор Петербургского университета известный русский ориенталист И.Н. Березин, профессор технологии Московского университета М.Я. Киттары, краеведы Н.К. Чупин и А.А. Дмитриев, юрист, профессор Петербургского университета А.И. Вицин, профессор, историк Московского университета П.Н. Кудрявцев, профессора медицины Казанского университета М.А. Хомяков и А.М. Дохман, профессор Казанского университета Ф.М. Суворов, профессор ботаники Томского университета, исследователь Алтая и Средней Азии В.В. Сапожников.

В 1824 г. при пермском Воспитательном доме учредили "девичье училище" - начальная школа для воспитанниц Приказа общественного призрения. Программа обучения:

Во второй четверти ХIX в. в Перми "для благородных и купеческих девиц" появляются частные пансионы: Марии Курвоазье (1842 г.), А. Штиккель (1845 г.), В.В. Всеволодова (1848 г.), Г.И. Балбашевского (40-50-е гг. XIX в.), С.С. Андрасси (1853 г.), Колюмб Риссоп (1857 г.). Обучение девочек было платным. Среди обязательных предметов в частных пансионах были:

28 декабря 1860 г. в Перми было открыто женское училище 1-го разряда, названное в честь императрицы Марии Александровны Мариинским. Занятия начались 8 января 1861 г. Изучали:

На первых порах в училище было 57 учениц и 7 преподавателей. В 1871 г. численность учениц выросла до 149, а в 1894 г. уже до 522. Главный контингент учащихся - дочери чиновников и купцов. В 1871 г. училище было преобразовано в 7-классную гимназию с дополнительным 8-м педагогическим классом.

Первоначально женское училище помещалось в двухэтажном полукаменном здании на улице Пермской (ныне здание расположено на улице Кирова, рядом со средней школой №21). 24 июня 1884 г. началось строительство здания для гимназии на углу Петропавловской и Обвинской улиц (ныне в этом здании размещается Пермская сельскохозяйственная академия им. акад. Д.Н. Прянишникова) по проекту ирбитского архитектора Ю.Д. Дютеля. 12 июня 1887 г. здание было освящено в присутствии бывших тогда в Перми проездом великих князей Михаила Николаевича и его сына Сергея Михайловича. Здание общежития для иногородних и малообеспеченных учениц было построено в 1897 - 1899 гг. 6 мая 1895 г. состоялась закладка церкви при Пермской Мариинской гимназии, соединенной с ней теплым коридором. В 1911 - 1912 гг. построили в Нижнем Курье дачу-колонию для отдыха бедных учениц.

Плата за обучение являлась основным источником финансирования. Плата за учение в первых четырех классах составляла 38 рублей в год, пятых-седьмых классов - 45 рублей, для восьмых классов - 65 рублей. За обучение иностранным языкам полагалась дополнительная плата. Однако за 50 лет, то есть до 1911 г., от платы было освобождено 5 070 учениц.

Начальницами Мариинской женской гимназии состояли: М.Ф. Ильина (1860 - 1861 гг.), М.В. Колюбакина (1861 - 1866 гг.), Фирекк (1866 - 1871 гг.), А.Г. Черняевская-Грацинская (1872 - 1902 гг.), В.И. Захарова (1902 - 1906 гг.), Т.И. Пашихина (с 1906 г.).

30 августа 1881 г. в Перми была открыта четырёхклассная женская прогимназия, названная Александровской в память 25-летия царствования императора Александра II. Первоначально прогимназия помещалась в доме Драгунова на Сибирской улице. В 1887 г. прогимназия находилась в одном помещении с Мариинской женской гимназией. С 1 сентября 1894 г. прогимназию переместили в отдельное здание, купленное городским обществом у С.П. Дягилева, на углу Сибирской и Большой Ямской (ныне угол улиц Сибирской и Пушкина). В сентябре 1907 г. прогимназия была переимнована в женскую семиклассную гимназию имени императора Александра II.

Главный контингент учащихся - дочери мещан и крестьян. В 1881 г. здесь училось 135 человек, а в 1896 г. уже 295. Плата за обучение составляла 12 рублей в год. Начальницами гимназии состояли: Н.Я. Клингберг (1881 - 1906 гг.), М.Л. Пермякова (с 1907 г.).

В Перми также существовало несколько частных учебных заведений, преобразованных впоследствии в гимназии и прогимназии. 22 февраля 1886 г. открылась частная начальная школа бывшей воспитанниицы Мариинской женской гимназии Э.В. Циммерман, переименованная в 1903 г. в мужскую частную прогимназию, а в сентябре 1909 г. получиившую статус мужской частной гимназии с правительственной программой. Главный контингент учащихся - не поступившие из-за конкурса в казенные учебные заведения. Гимназия существовала до конца 1917 г.

16 августа 1901 г. произошло открытие частного женского учебного заведения Л.В. Барбатенко, переименованное в октябре 1902 г. в женскую прогимназию, а 5 ноября 1903 г. в женскую гимназию. Главный состав учащихся - дочери интеллигентов.

1 сентября 1904 г. в Перми появилось подготовительное женское учебное заведение М.Н. Зиновьевой, преобразованное 1 сентября 1907 г. в профессиональное. Осенью 1909 г. это учебное заведение переименовали в прогимназию, а в 1913 г. в гимназию. В 1916 г. в этой частной гимназии было 10 классов, 236 учениц и 29 преподавателей и сотрудников, с высшим образованием 11, со специальным 6 и средним - 12. Главный контингент учащихся - оставшиеся за бортом казенных гимназий.

29 августа 1909 г. в Перми открылось мужское учебное заведение с правами прогимназии.

Осенью 1909 г. открылась частная женская прогимназия А.И. Дрекслер-Голынец (улица Вознесенская, ныне улица Луначарская 27), вскоре получившая статус женской гимназии. Её задачей было дать среднее образованиие девочкам из малообеспеченных семей, используя для этого деньги благотворителей. Гимназическая форма отличалась от других в городе. Она была сшита из темной шотландки (мелкие темно-зеленые и синие клетки, разделенные черной полосой) с отложенным воротником. В обучении детей в гимназии использовались новые педагогические подходы (или, как сейчас говорят, инновационные системы). Именно поэтому из всех частных гимназий во время своей поездки по Перми российский министр просвещения Касса посетил именно эту. В 1916 г. открылся 8-й класс, по окончанию которого выдавали аттестат зрелости. Гимназия была удостоена чести носить имя И.С. Тургенева.

В первой половине XIX в. в Перми открылись учебные заведения закрытого или интернатного типа для солдатских детей и детей канцелярских служащих. 23 марта 1814 г. в Перми было открыто военно-сиротское отделение, рассчитанное на 600 человек. В 1826 г. его преобразовали в батальон военных кантонистов или 3 учебную бригаду, рассчитанную на 2 000 человек. Часть кантонистов содержалась и обучалась в г. Кунгуре. В 1859 г. пермские батальоны военных кантонистов преобразовали в военное училище, рассчитанное на 250 человек, для подготовки кондукторов, топографов, граверов, писарей. 21 апреля 1829 г. в Перми открыли канцелярское училище, рассчитанное на 45 учащихся (30 из Пермской и 15 из Оренбургской губерний).

12 сентября 1876 г. в Перми торжественно открыли Алексеевское реальное училище. Название Алексеевское было присвоено в память проезда через Пермь великого князя Алексея Александровича. Реальное училище открыл министр народного просвещения Д.А. Толстой. Возникло данное училище по инициативе городского головы И.И. Любимова. При этом он пожертвовал для училища свой великолепный двухэтажный каменный дом на Воскресенской площади (в настоящее время здесь находится авиационный техникум). Директорами училища состояли: А.А. Залежский (1876 - 1882 гг.), М.М. Дмитриевский (1882-1907 гг.) и М.М. Скурский.

Училище содержалось за счет городского общества, земства, правительственного пособия, частных пожертвований. Плата за обучение составляла 50 руб. в год. Если в год открытия было 88 учеников, то уже в 1899 г. их количество увеличилось до 375. Реальное училище, будучи шестиклассным, состояло из механико-технического и основного отделений. Основное с 5 класса ещё разделялось на основное и коммерческое. В 1879 г. коммерческое отделение заменили химико-техническим. Преподавались в училище следующие предметы:

При училище работали столярно-слесарная мастерская, предназначенная для работ по моделированию, а также хорошо оснащенные физический, механический кабинеты и химическиая лаборатория. 14 сентября 1896 г. при училище было открыто горнозаводское отделение, где готовились специалисты для уральских заводов. После окончания реального училища многие воспитанники продолжали образование в высших учебных заведениях. Чаще всего поступали в Технологический институт, Петровскую сельскохозяйственную академию, политехническую школу в Риге и др.

11 ноября 1881 г. на средства Уральской железной дороги было открыто трёхклассное техническое железнодорожное мужское училище, состоящее в ведомстве Министерства путей сообщения. Помещалось оно в двухэтажном каменном доме, принадлежавшем Уральской железной дороге и находившееся в конце Торговой (ныне Советской) улицы, между Соликамской (ныне Горького) и Верхотурской (Островского) улицами. Цель обучения - готовить техников железной дороги. В 1914 г. было 87 учеников. В основном здесь учились дети служащих железной дороги.

2 сентября 1901 г. была открыта торговая школа, хотя торжественный акт открытия состоялся 21 октября. Здание под школу, принадлежавшее раньше М.И. Любимову, располагалось на углу Покровской (ныне ул.Ленина) и Оханской (ныне улица Газеты "Звезда") улиц (в настоящее время здесь находится школа №17). Цель школы - дать образование детям приказчиков и служащих в различных торговых учреждениях со специальной подготовкой по бухгалтерии. В 1914 г. в школе училось 196 человек.

15 августа 1899 г. в Перми открыли ремесленное училище. В 1910 г. произошло освящение нового каменного здания ремесленно-учебной мастерской на углу Торговой (ныне Советской) и Екатеринбургской (ныне Свердловской) улиц. Цель училища - дать начальное образование и профессию детям рабочих.

Кроме того, в Перми было открыто коммерческое (68 учащихся) и речное (36 учащихся) училища, а также школа ветеринарных фельдшеров (в ноябре 1872 г.).

Пермская духовная семинария, возникшая 11 ноября 1800 г. одновременно с учреждением Пермской епархии, являлась одним из первых, а впоследствии и самым лучшим из учебных заведений города. "Семинария" в переводе с латинского (seminarium) означает "рассадник". В России духовные школы стали называться семинариями с 30-х годов XVIII в.

Пермскую семинарию основал первый пермский владыка Иоанн (Островский). Однако он правил епархией всего один год и девять месяцев. Самое активное участие в судьбе семинарии принимал второй пермский епископ - Иустин (Вишневецкий), который епархией управлял в продолжении 22 лет. Он создал уникальный учебный план для семинарии. Дело в том, что до принятия устава 1808 г., который унифицировал программы духовных семинарий, каждая из них имела свою образовательную программу. Пермская духовная семинария перешла на общероссийскую программу обучения только через девять лет после принятия устава, в 1818 г. Помимо этого, пермский епископ стал автором учебника по математике для духовных семинарий, изданного в Перми. Его же заботами семинария обзавелась библиотекой и физическим кабинетом.

Семинария первоначально была помещена в деревянном доме, пожертвованном канцеляристом А. Медведевым и находившемся у речки Медведки, теперь уже не существующей.

В 1807 г. семинария была переведена из ветхого и тесного медведевского дома в 4 деревянных дома, купленных у князей Галициных, находившихся там где теперь стоит здание духовной консистории. 23 мая 1829 г. было заложено каменное здание семинарии на углу Монастырской и Кунгурской улиц, оконченное в 1831 г. и существующее до настоящего времени. При архиепископе Пермском Аркадии (1831 - 1851 гг.) при семинаре были построены каменный корпус для помещения столовой с кухнями на 300 воспитанников, деревянная больница на 40 кроватей и куплен большой деревянный дом, где теперь помещалась квартира о. ректора. В 1851 г. приступлено к устройству домовой церкви в одной из зал семинарского корпуса, которая и освящена 10 мая 1853 г. во имя св. Иоанна Богослова. В 1851 г.,1860 г. и 1862 г. происходили экстренные ревизии семинарии, наделавшие в свое время много шума. В 1860 г. при семинарии была обнаружена тайная типография, вследствие чего преподаватели семинарии были высланы из Перми.

7 апреля 1884 г. при семинарии открыли общество вспомоществования нуждающимся ученикам.

В 1888 г. умер духовник семинарии священник М.П. Задорин, завещавший ей свою богатую библиотеку. При семинарии находилась образцовая школа для педагогической практики воспитанников семинарии. Большой контенгент учащихся после окончания шли в высшие учебные заведения, а также в священники и учителя.

Учебный план Пермской духовной семинарии


Наименование предметов
Число уроков по классам
IIIIIIIVVVIВсего уроков
Священное Писание 3 3 3 4 4 4 21
Теория словесности
с историей русской литературы
5 4 3 _ _ _ 12
Греческий язык 3 3 2 2 _ _ 10
Латинский язык 3 2 2 3 _ _ 10
Физико-математические
науки
3 4 4 5 _ _ 16
Гражданская история
всеобщая и русская
3 4 2 _ _ _ 9
Новый язык (по выбору) 3 3 2 _ _ _ 8
Психология, логика, краткая
история и начальные основы философии
_ _ 5 4 _ _ 9
Всеобщая церковная история
и история русской церкви
_ _ _ 3 3 3 9
Обличительное богословие, история
и обличение старообрядчества и сектантства
_ _ _ _ 4 3 7
Гомилетика _ _ _ _ 2 2
} 11
Литургика _ _ _ _ 3 _
Практическое руководство для пастырей _ _ _ _ _ 4
Основное богословие _ _ _ 3 _ _
} 11
Догматическое богословие _ _ _ _ 4 2
Нравственное богословие _ _ _ _ _ 2
Дидактика _ _ _ _ 2 1 3
Церковное пение 1 1 1 1 1 1 6
Практические занятия по
дидактике в образцовой школе
_ _ _ _ 1 2 3
Всего уроков в неделю 24 24 24 24 24 24 145

Воспитаники Пермской семинарии играли большую роль в жизни города. Так, члены проповеднического кружка под руководством ректора, объезжали церкви города и Мотовилихинского поселка с чтением проповедей и внебогослужебных собеседований. Помимо этого воспитанники семинарии принимали активное участие в деятельности “Комитета по разбору нищих”. В воскресные дни они посещали квартиры бедняков, собирали сведения о их жизни и обстановке и помогали им всем чем располагали сами.

11 ноября 1901 г. семинария торжественно отметила столетний юбилей своего существования. За столетний период из стен семинарии вышли многие известные церковные деятели, среди которых: протоиерей Е.А. Попов, написавший историю Пермской епархии, а также основавший “Братство Стефана Великопермского”; священник А.М. Луканин - известный миссионер, основатель знаменитого Белогорского монастыря; протоиерей И.Шестаков, вдохновивший на создание четырех монастырей, учредивший издательство “Кама”, переводчик и издатель литературы на коми-пермяцком языке, и этот список можно продолжить.

Среди выпускников известные писатели Д.Н. Мамин-Сибиряк, П.П. Бажов, изобретатель радио А.С. Попов, а также известный пермский общественный деятель П.Н. Серебренников, попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, основатель Томского народного университета П.И. Макушин и многие другие.

Духовные училища в России появились на основании устава 1808 г., написанного как для училищ, так и для семинарий и академий знаменитым Сперанским и Феофилактом. Первоначально в Перми была лишь духовная семинария. Однако с 1818 г. семинария была разделена на две части: воспитаники четырёх старших классов отчислялись в состав духовной семинарии, а ученики трёх первых классов - информатории, грамматики и синтаксимы - в состав духовного училища.

При архиепископе Аркадии (1831 - 1851 гг.) духовное училище поместили в отдельное здание. Оно было деревянным. При епископе Антонии (1868 - 1876 гг.) для помещения училища был куплен прекрасный каменный барский дом с паркетными полами в центре города, на углу Покровской и Оханской улиц (сейчас это институт культуры).

В 80-х годах ХIХ в. в результате реконструкции это здание стало одним из лучших домов в городе. В это же время при училище была устроена церковь во имя великих славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия.

Учебный план Пермского духовного училища


Наименование предметов
Число уроков по классам
IIIIIIIVВсего уроков
Священная история Ветхого Завета 3 _ _ _


} 12
Священная история Нового Завета _ 3 _ _
Катехизис _ _ 3 _
Окончание Катехизиса и
объяснение богослужения с церковным уставом
_ _ _ 3
Краткая русская история
церковная и гражданская
_ _ 3 3 6
Русский и церковно-славянский язык 6 5 4 4 19
Греческий язык _ _ 5 5 10
Латинский язык _ 4 3 3 10
Арифметика 4 4 2 2 12
Природоведение и география 1 2 3 3 9
Церконое пение 3 2 1 1 7
Чистописание и черчение 4 2 _ _ 6
Практическое руководство
для пастырей
_ _ _ _ 4
Всего уроков в неделю 21 22 24 24 91

Первое женское училище духовного ведомства “для девиц духовного звания” появилось в Царском Селе в 1843 г. под августейшим покровительством императрицы Марии Федоровны. Начиная с 60-х годов ХIХ в. женские училища стали появляться в епархиях и они назывались епархиальными женскими училищами. Эти училища давали среднее образование дочерям духовенства и готовили учительниц для церковных школ.

12 августа 1889 г. последовал указ Св. Синода об открытии в Перми епархиального женского училища. Для него был куплен дом на углу Петропавловской (Коммунистической) и Соликамской (Горького) улиц. 1 сентября 1891 г. произошло торжественное открытие училища. В здании училища помещалась домовая церковь во имя св. Софии, Веры, Надежды и Любви. В отдельном соседнем доме, на углу Покровской (Ленина) и Соликамской (Горького) улиц, была открыта образцовая церковная школа, принадлежавшая училищу.

Учебный план епархиального женского училища1


Наименование предметов
Число уроков по классам
IIIIIIIVVVIВсего уроков
Закон Божий 4 4 4 3 3 3 20
Русский язык 3 3 3 2 _ _ 11
Церковно-славянский язык 1 1 1 1 _ _ 4
Теория словесности _ _ _ _ 3 _ 3
История русской литературы _ _ _ _ _ 3 3
Арифметика 4 4 3 3 3 _ 18
Алгебра и геометрия _ _ _ _ _ 2 2
География _ 2 2 3 3 2 12
Гражданская история _ _ 3 2 4 _ 9
Природоведение _ _ 3 2 _ _ 5
Физика _ _ _ _ 2 3 5
Дидактика _ _ _ _ _ 2 2
Церковное пение 2 2 2 2 2 2 12
Чистописание 4 2 2 2 _ _ 10
Итого 18 18 18 18 20 20 112

1 Цифры приведены в соответствии с источником.

Как известно, церковные школы являлись основным компонентом системы духовного образования и воспитания в дореволюционной России. Церковные школы в России имеют длительную историю, но подлинный расцвет их приходится на рубеж XIX - XX вв.

26 января 1882 г. при Св. Синоде была образована комиссия по вопросу предоставления духовенству преобладающего участия в заведывании народными школами. На основании выработанного комиссией проекта Св. Синод составил "Правила о церковно-приходских школах", которые были утверждены императором Александром III 13 июня 1884 г. 4 мая 1891 г. вышло утверждение "Правил о школах грамоты", с 1896 г. получили прочную организацию второклассные школы, а в 1902 г. организовали новый тип церковных школ - церковно-учительские школы.

Становление церковных школ прошло несколько этапов, но основные компоненты содержания обучения и образования в этих школах сложились к 1902 г. Это произошло в связи с утверждением 1 апреля 1902 г. "Положения о церковных школах ведомства православного исповедания". В этом положении сказано, что "Церковные школы ведомства Православного исповедания имеют целью распространять в народе образование в духе Православной Веры и Церкви". Церковные школы подразделялись на начальные, "предназначенные для начального обучения детей и взрослых", и учительские, "для подготовления учителей в начальные школы". К начальным школам относились:

  1. школы грамоты
  2. церковно-приходские (одноклассные и двухклассные)
  3. воскресные

К учительским:

  1. второклассные школы
  2. церковно-учительские

В школах грамоты обучали в основном молитвам, чтению и письму по-русски и по-церковнославянски. В одноклассных церковно-приходских школах было 3 года обучения по следующим предметам: Закон Божий, русский язык, церковно-славянская грамота, пение и письмо. Сведения по отечественной истории и географии сообщались учащимся на уроках русского языка. Двуклассные школы отличались от одноклассных тем, что в них прибавляли ещё два года обучения. Помимо предметов одноклассной школы в курс двухклассной входили такие предметы, как краткая церковная и отечественная история, география с природоведением, черчением и рисованием. Во второклассные школы обыкновенно поступали дети 13-17 лет, окончившие курс одноклассной или двухклассной школы и за 3 года обучения они изучали следующие предметы: Закон Божий, церковную историю общую и русскую, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественную историю, географию, арифметику, геометрическое черчение и рисование, дидактику, начальные практические сведения о гигиене, чистописание и рукоделие в женских школах. Церковно-учительских школ в России в 1908 г. насчитывалось 20, на Урале и, в частности, в Пермской епархии их не было. Школы для взрослых носили временный характер и обучение там происходило в зависимости от состава слушателей, их интересов и образовательного уровня.

Церковные школы функционировали за счет пособий из государственного казначейства, а также средств получаемых от церквей, монастырей, братств, миссий, миссионерских комитетов, церковно-приходских попечительств, земств, городского управления, фабрик, заводов, частных лиц и т.д.

Первая школа, созданная согласно “правилам” от 13 июня 1884 г., появилась в Перми только 14 ноября 1889 г. в пристрое часовни св.Стефана. В память посещения и пребывания в городе Перми обер-прокурора св. Синода К.П. Победоносцева 1 октября 1890 г. была открыта Константиновская церковная школа при Свято-Троицкой (Слудской) церкви.

Открытая 27 октября 1896 г. церковно-приходским попечительством Рождество-Богородицкой церкви школа считалась лучшей среди церковных школ. Она располагалась (это здание сохранилось до сих пор) на углу Пермской (Кирова) и Оханской (газеты “Звезда”) улиц. При этой школе работали бесплатные двухгодичные курсы шитья, кройки и рукоделия, а также “профессиональный” класс. Каждый праздник в школе происходили народные чтения, сопровождаемые демонстрированием световых картин, пением и музыкой. Весной каждого года при школе бывали выставки рукодельных работ учениц школы.

Образовательный уровень жителей г. Перми
(материалы переписи на 4 апреля 1890 г.)

Образование Муж. п. Жен. п. Всего
Высшее:
окончившие курс
некончившие курс

247
36

101
10

348
46
Среднее:
окончившие курс
некончившие курс

200
392

249
287

449
679
Низшее:
окончившие курс
некончившие курс

1823
2110

803
825

2626
2935
Профессиональное:
окончившие курс
некончившие курс

227
41

31
1

258
42
Домашнее образование: 4084 3134 7218
Итого: 9160 5441 14601

В Перми по данным переписи 4 апреля 1890 г. образованных пермяков насчитывалось до 14.601 человек, по приблизительным подсчетам это составляло 42,8 % всех горожан. В уральском регионе Пермь являлась бесспорным лидером по уровню грамотности населения.

В находившемся рядом с городом Мотовилихинском заводе уровень грамотности также превышал общероссийский. Дело в том, что в начале 80-х годов ХIХ в. взрослый неграмотный рабочий Пермских пушечных заводов получал в день 45 коп., подросток - 25 коп., но тому и другому прибавлялось за знание: грамоты - 10 коп., арифметики - 10 коп., черчения и рисования - 10 коп. Таким образом грамотный рабочий получал более чем в полтора раза больше. В результате в 1885 г. из общего числа детей школьного возраста (от 8 до 11 лет), проживающих в Мотовилихинском поселке, обучением было охвачено 54% мальчиков и 25% девочек.

По законам Российской империи начальное образование было бесплатным, а с 1908 г. оно стало обязательным. В Перми к 1913 г. насчитывалось 6 четырехклассных, 4 двухклассных и 25 одноклассных городских училищ. Всеми училищами города Перми руководил директор народных училищ.

Кроме того открылись подготовительные частные школы А.И. Золотовой, А.Ф. Парамоновой, Е.С. Чайковской и Чиртуловой.

По переписи 1897 г. в городе Перми только 20% детей школьного возраста (от 8 до 11 лет) нигде не обучались. Но уже в 1914 г. общедоступность начального обучения в Перми была полностью достигнута. Например, в Екатеринбурге для этого необходимо было открыть 8 городских училищ. В 1914 г. по всей Пермской губернии в школах Министерства Народного Просвещения и духовного ведомства обучалось 266445 из 333000  детей школьного возраста, то есть вне школы осталось только 66000 детей или 19%. Бесспорно, эти цифры свидетельствуют об успехе пермской модели народного образования к началу ХХ в. и, следовательно, необходимы новые исследования, которые бы раскрыли более подробно механизмы этого успеха.