Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

210 лет Пермской епархии

29 октября по новому стилю или 16 октября 1799 г. по старому вышел указ Павла I об учреждении Пермской епархии, которой в этом году исполнилось 210 лет. В первой половине XIX в. в России функционировало всего 47 епархий (накануне распада Советского Союза их было около 70, в настоящее время в Российской Федерации-54), из них 4 считались первоклассными, 16 второклассными и 24 третьеклассными. Пермская епархия причислялась к третьему классу и стояла на 18 месте из 24.

В 2000 г. был опубликован межархивный справочник “Из истории религии в Прикамье”, который на Всероссийском конкурсе научных работ в области архивоведения и археографии занял первое место. Он представляет собой систематизированный тематический перечень документов, которые раскрывают историю становления и развития религии в Пермской губернии (области, крае). В первый том справочника включены документы, выявленные по фондам органов церковного управления и фондам церквей, соборов, монастырей Пермской губернии. Они позволяют раскрыть историю создания и деятельности Русской Православной Церкви в Прикамье.

Фонды духовных учебных заведений Пермской епархии включают документы, позволяющие проследить систему организации и развития духовного образования и воспитания. В меньшей степени отражено распространение в Прикамье других христианских конфессий.

В ходе работы над первым томом справочника архивисты проделали огромную работу, просмотрев 166 фондов, 2310 единиц хранения за 1721 - 1922 гг. Отрывок из предисловия к справочнику предлагаем Вашему вниманию.

Великопермская епархия

В "Никоновской летописи" о коми сообщается как о молящихся "идолам, солнцу, огню, воде, камению, древию, волам, козам, и кудесникам, и волхвам, и золотой бабе". В "Житии Стефана Пермского" говорится о том, что предки коми "поклоняются идолам, жрут жертвиище, служат глухим кумарам, молятся издолбенным болваном, веруют в кудесы, и в волхование, и в чарование, и бесованье и в прочая прелести дьявольския".

Если говорить об обрядах то они совершались в особых местах: "кумирницах", "требницах", "святилищах", расположенных обычно в "священных рощах". Жреческое сословие оказывало большое влияние на жизнь древних народов, населяющих Прикамье. К XIV в. были уже верховные жрецы. Таким верховным жрецом являлся Пам, возвавший на диспут Стефана Пермского. Именно они-местные жрецы-активно пытались воспрепятствовать христианизации Пермского края.

Стефан родился в Великом Устюге между 1335 и 1340 гг. и умер 26 апреля 1396 г. Он был сыном причетника соборной Успенской церкви Симеона Храпа и Марии, которая, по некоторым данным, являлась крещеной коми-зырянкой. В юности Стефан принял постриг в Ростове в монастыре Затвор от старца Максима по прозвищу Калина. Этот монастырь находился рядом с резиденцией ростовских епископов, прославленных своей миссионерской деятельностью. В Ростов на богомолье приходил Сергей Радонежский. Там, наверное, в начале XIV в. произошла встреча Стефана с Сергием.

В монастыре Стефан в совершенстве изучил греческий язык и углубил свои знания в русском. В монастырской библиотеке насчитывалось более 1000 книг. По тем временам это было одна из крупных библиотек. В 1375 г. он изобрел пермскую азбуку из 24 букв и стал переводить на этот язык главные богослужебные книги. В 1379 г. получив богословение от Коломенского епископа Герасима, наместник Московской митрополии (дело в том, что после смерти митрополита Алексия притендент на митрополичий престол Михаил--Митяй отправился в Констатинополь) и великокняжеские грамоты от Дмитрия Донского для своей безопасности, Стефан отправляется в Коми край для проповеди христианства.

Первым поселением, встреченным Стефаном, стал Пырас, при устье реки Вычегды, там была основана первая часовня. Продолжая свой путь, он дошел до устья реки Выми и построил первую деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Стефан сам писал иконы и проектировал храмы. Проповеди свои читал на местном языке, основал школы, где обучал на пермском языке по часослову, по псалтырю и по другим пропведным книгам. Чтобы убедить пермяков в своей правоте, в Усть-Выме он сжег особо почитаемую кумырницу.

Новопросвещенные уничтожали своих прежних идолов, находившихся в домах, селах, при дорогах, в лесах и в рощах. Сам Стефан рубил топором кумиров и сжигал их вместе с дарами. Эта деятельность вызвало недовольство, и , чтобы остановить его, к нему пришел самый почитаемый жрец-Пам. Между ними произошел публичный диспут. Пам пытался доказать, что вера в отеческих богов лучше христианской. После долгих прений о вере решили делом испытать, на чьей стороне истина. Уговорились пройти сквозь огонь и воду, и кто в огне не сгорит и в воде не утонет, того вера истинная. Однако Пам побоялся идти вместе со Стефаном в горящую пустую хижину.

В 1383 г. Стефан отправился в Москву к митрополиту Пимену и к великому князю Дмитрию Донскому с донесением об успехе своей миссии. Ему был организован торжественный прием. Собор епископа признал Стефана достойным епископского сана. А в 1387 г. в Усть-Выме официально была учреждена Пермская епархия.

В сане епископа Стефан поставляет иереев, основывал монастыри, церкви. Во время сильного голода привозил сюда на ладьях из Вологды хлеб и раздавал его даром бедным людям. В 1396 г. Стефан последний раз отправился в Москву по делам своей Епархии. Там он заболел и скончался 26 апреля 1396 г. Он был похоронен в церкви Спаса-на-Бору, что в Кремле, в великокняжеской усыпалище. К лику святых церковь его причислила в 1545 г.

Говоря о значении подвига Стефана, автор его жития Епифаний Премудрый писал: "много философов греческих собирали и составляли грамоту греческую, много трудов на это положили, и много лет это заняло! А Пермскую грамоту один чернец сложил, один составил, один сочинил! Кирил и Стефан равны мудрованием, равен и их подвиг, оба перед Богом потрудились во имя спасения Славян и Пермяков, как два светилы народы просветили. Какой похвалы достойны они? Но Кирилу философу помогал брат его Мефодий грамоту складывать, азбуку составлять, книги переводить. У Стефана же не было помощника, разве только один Господь Бог-прибежище и сила, помощник в скорби, обретших его".

Еще более эмоционально звучит "плач пермских людей" в том же житии: "Один ты был у нас епископ. Ты был нам законодатель и законоучитель, креститель и апостол, проповедник и благовестник, исповедник и святитель, учитель и чиститель, правитель и исцелитель, архиерей и страж, пастырь и наставник, сказитель и отец. О, преподобный отче наш, священный епископ Стефан! Хоть ты и преставился, и дух и гроб твой далече, но молитва твоя всегда будет с нами. И хотя мощи твои далече от нас, но благославение твое да будет всегда рядом-посреди нас и внутри нас. Поминай нас в своих молитвах, помолись о своем стаде".

Только через два года после смерти Стефана, 20 января 1398 г. в подмосковном митрополичьем селе Голенищева митрополит Киприан поставил на пермскую кафедру епископа Исаакия. Миссионерствуя по реке Печере до Пустоозерска в 600 верстах от Усть-Сысольска, Исаакий завершил крещение Перми Вычегодской, или Старой Перми (нынешняя территория Коми республики, Кировской и Вологодской областей). А затем христианские миссионеры обратили свое внимание на Великую Пермь, то есть на ту область, которую мы сейчас называем Верхним Прикамьем.

В 1462-1463 гг., почти через 70 лет после начала проповеднической деятельности Стефана Пермского, "епископ Иоана крестил Пермь Великую и князя ее Михаила и церкви поставили, игумены и попы". Иоана крестил жителей Чердыни, Соликамска, а также дошел до реки Чусовой.

В Чердыне появляется один из первых на Урале Иоанно-Богословский монастырь, имевший самое высокое светское и духовное покровительство, так как был приписным в Троицко-Сергиевой лавре. В настоящее время от монастыря осталась каменная двухэтажная церковь Иоанна Богослова, построенная в начале XVII в. пленными шведами.

В 1501 г. митрополит Московский Симон в своем благословении "князю Матвею Михайловичу Пермскому да и всем Пермичам" писал, чтобы те "кумирам бы есть не служили ни треб их не принимали, ни Войпелю болвану не молитеся по древнему обычаю". Он обвинял "пермичей" в отступления от христианства. В 1505 г. князь Матвей Великопермский был"сведен в вотчимы" и сослан Московскими властями. Пермь Великая как самостоятельная территория прекратила свое существование.

186 лет существовала епископская кафедра на Усть-Выме. Епископы именовались великопермскими и вологодскими. Но уже c XVI в. Усть-Вымь теряет свое прежнее значение. И в 1571 г. по указу Ивана Грозного кафедральным центром становится город Вологда, а владыка стал именоваться епископом Вологодским и Великопермским. В 1557 г. церковный собор в Москве постановил открыть епархию "Вятскую и Великопермскую", которая окончательно оформилась к 1658 г. Основная часть нынешней Пермской епархии с городами: Чердынь, Соликамск, Кунгур находилась в ведении вятских архиереев. Другая, малая часть относилась к Вологодской и Казанской епархиям. Таким образом, территория будущей Пермской епархии была разведена между тремя епархиальными центрами: Вологдой, Вяткой и Казанью.

Миссия Трифона Вятского

С Пермским краем тесно связана миссионерская деятельность Трифона Вятского (1546-1612). Родился он в Мезени в крестьянской семье. Трифон, в миру Трофим, вопреки желаниям своих родных, отказывается от вступления в брак и отправляется в Устюг, а затем и дальше во владение Строгановых - Орел-городок. В Пыскорском монастыре Трифон был пострижен в монахи. Однако он был вынужден покинуть монастырь и начал скитаться в поисках подлинной пустыни, где можно совершить духовный подвиг.

Трифон дошел до реки Нижняя Мулянка, впадающей в реку Каму, и в июле 1570 г. построил себе хижину. В настоящее время это место находиться недалеко от городской черты Перми. Здесь росло священное дерево-центр языческого служения остяков (ханты) и вогулов (манси). Остяки и вогуличи вместе со своими князьями стекались сюда со всех мест, принося и вешая на дерево "серебро и злато, шелк и ширинки" (полотенца), кожу, оружие и т.д. Этим деревом была ель, а не береза, как об этом написано в некоторых наших краеведческих статьях. Данная ель являлась уникальной: по величине ее окружности достигала пяти метров, а ветви были длинной 8 метров. Как известно из жития, Трифон срубил дерево, сжег его со всеми приношениями и тем самым уничтожил главную святыню остяков. Дореволюционный краевед И.М.Осокин убедительно доказал, что это священное дерево находилось в районе знаменитого Гляденовского городища и костища.

Слава распространившаяся о Трифоне, стала стеснять инока, и он обратился к Строгонову с просьбой дать ему в своих владениях место для уединенного скита. И в результате Трифон переселился на реку Чусовую и положил начало Успенскому монастырю. Здесь Трифон прожил восемь лет (в районе Нижне-Чусовских городков) и прославился как исцелитель. В январе 1580 г. Трифон прибыл в Вятку, где основал знаменитый Успенский мужской монастырь, названный в последствии его именем-Трифоновским.

Таким образом, к середине XVII в. в целом завершается процесс христианизации Пермского края и становление церковной организации. Православная вера становится ведущей в религиозных представлениях народов Прикамья.

В “Перми Великой быть особой епархии”

Несмотря на богатые духовные традиции уральская земля оказалась без признанного духовного центра хотя сто лет назад в постановлении Поместного собора 1666-1667 гг. было сказано, что в "Перми Великой быть особой епархии". На соборе 1681-1682 гг. царь Федор представил обширный проект об учреждении новых архиерейских кафедр. По этому проекту число епархий доходило до 68. Среди предложенных епархиальных центров был г. Оса. Затем количество проектируемых новых епархий сократилось до 34, собор сократил их еще до 15, затем до 11. В действительности было открыто только 4 среди которых уральских епархий не оказалось.

В 1780-1781 гг. по указу Екатерины II поселку Егошихинского завода был присвоен статус города. Новый город становится центром обширного Пермского наместничества. В 1796 г. Пермское наместничество переименовали в губернию. Но в главном губернском городе Перми не было архиерейской кафедры. В церковно-иерархическом отношении Пермь оставалась в зависимости от вятской кафедры. Поэтому на открытия пермского наместничества приезжал епископ Вятский и Великопермский Лаврентий II, который управлял Вятско-Великопермской кафедрой 22 года (1774-1796 гг.). Во время этой своей поездки в Пермь владыка осматривал церкви и если позволяли условия совершал богослужения. Здесь к нему пришел дар духовного прозрения. Он предсказал, что один из жителей Пермского края станет архиереем. Мальчику, на которого указал владыка. было всего пять лет в 1811 г. его хиротонисуют в сан епископы и определяют Московским викарием, затем он становится волынским архиепископом.

Открытие самостоятельной Пермской епархии произошло в царствования Павла I (1796-1801 гг.), который в церковной политике руководствовался собственными религиозно-теократическими настроениями. 27 сентября 1799 г. Св.Синод делает доклад императору Павлу I об образовании Пермской епархии. Доклад был утвержден 16 октября 1799 г. А 5 февраля 1800 г. в Казани рукоположили на пермскую кафедру архимандрита Иоана (Островского). Первый пермский епископ родился в Киевской губернии в городе Василькове в семье мещан и являлся воспитанником Киевской духовной академии. Новый епископ именовался Пермским и Екатеринбургским. В Пермь епископ Иоан прибыл 29 февраля 1800 г. и 4 марта состоялось торжественное открытие "епархии и епархиального правления".

Открытию в Перми епархиального центра предшествовало строительство Спасо-Преображенского монастыря на Слудской горе, которое началось 25 мая 1793 г. 25 ноября 1795 г. новая обитель была освещена во имя святителя Стефана Пермского, тем самым подчеркивалась преемственность Великопермской и будущей Пермской епархии.

Иоан управлял епархией один год и девять месяцев, но сделано им было немало. В 1800 г. он подверг личному испытанию всех священников епархии, к неродивым принял строгие меры. С этой целью владыка объездил всю епархию. 11 ноября того же года открылось Духовное училище и духовная семинария. На следующий год в Пермской Духовной семинарии училось 339 учащихся. Первоепископ скончался внезапно — 24 декабря 1801 г. перед совершением литургии. Место своего погребения в ограде Спасо-Преображенского кафедрального собора против алтаря он еще при жизни указал сам.

Несмотря на перевод архиерейской кафедры в Пермь, роль духовного лидера в крае наш город приобрел не сразу. В XVIII в. большинство церквей и монастырей располагались в "старых" уральских городах таких как Чердынь, Соликамск, Усолье, Кунгур. Церковное строительство города Перми начинается одновременно с возникновением Егошихинского завода (с 1723г.). Первая церковь Перми - Петропавловская (деревянная) названа в честь тезоименитства императора Петра I (1724-1726гг.). Через 30 лет в 1757г. на месте деревянной церкви началось строительство каменной. К началу XIXв. в Перми было уже 4 церкви, одна из которых, Петропавловская, считалась соборною. Тем не менее этого было еще явно недостаточно, чтобы стать подлинным духовным центром.

В Перми жили в основном православные, однако по сравнению с другими городами подведомственной губернии, Пермь превратилась в подлинный поликонфессиональный центр. В 1886 г. в городе Перми проживало 34098 человек из них: православных - 32 731 (96,0%), старообрядцев - 244 (0,7%), католиков - 418 (1,2%), протестантов - 63 (0,2%), иудеев - 190 (0,6%), мусульман - 452 (1,3%). В 1896 г. проживало 41 234 жителей из них: православных - 39 311 (95,3%), старообрядцев 188 (0,5%), католиков - 876 (2,1%), протестантов - 205 (0,6%), иудеев - 382 (0,9%), мусульман - 160 (0,3%), прочие - 112 (0,3%).

Из приведенных статистических данных хорошо видно, что хотя удельный вес православного населения за 10 лет практически остался неизменен, однако представителей других конфессий стало гораздо больше. Причем возросло количество не столько традиционных для Урала верующих - старообрядцев и мусульман, сколько явно не характерных - католиков, протестантов и иудеев. Здесь можно привести множество факторов объясняющих это явление, но те не менее одна из причин явно на лицо - это характерная для нашего города этноконфессиональная терпимость.

Пермские иерархи

Присутствие епархиального владыки в Перми, выделяло наш город среди других. Первоначально архиереи именовались как епископы Пермские и Екатеринбургские, однако с 1833 г. преосвященные стали называться Пермскими и Верхотурскими, а с 1885 г. как Пермские и Соликамские.

Один из пермских епископов ХIХ в. был причислен к лику святых (21 февраля 1978 г. патриархом Пименом и Св.Синодом). На пермской кафедре он находился три года - Мелетий (Леонтович) с 21 апреля 1828 по 18 июля 1831 гг. В народе его называли архиереем - бесеребренником. Он был подлинным аскетом по примеру древних египетских подвижников.

Но особо деятельным и энергичным из всех пермских архипастырей ХIХ в. являлся епископ Аркадий (Федоров) правящий Пермской епархией сразу же после Мелетия в продолжении 20 лет с 8 августа 1831 г. по 29 марта 1851 г. Этот епископ был одним из самых выдающихся и знаменитых архипастырей русской православной церкви. Современников поражала с какой удивительной энергией он выполнял своё архиерейское служение. Без многочисленной свиты в простом экипаже Аркадий объездил всю свою огромную епархию, заглядывая в самые потаённые медвежьи углы. О нём говорили, что всенощную он совершает в одной церкви, а литургию, отъехав за 40-50 км. в другой. Ходили легенды, что в лицо Аркадий знал каждого ученика духовной семинарии.

Уже через три года управления Пермской епархией владыку Аркадия возводят в сан архиепископа. По его инициативе в 1833 г. было открыто викариатство в Екатеринбурге и титул пермских владык изменился они стали именоваться Пермскими и Верхотурскими.

Благодаря миссионерским стараниям Аркадия к православной церкви присоединилось более ста тысяч человек. Из них старобрядцев насчитывалось 100.060 человек (к официальной церкви до 30.000 и к единоверию 70.060), а 3.000 пришли в церковь из евреев, мусульман и язычников. При нём в епархии было построено 150 церквей, в том числе в 1845 г. закладывается каменный Свято-Троицкий храм, известный в настоящее время пермякам как “Слудская церковь” и являющимся ныне кафедральным собором.

Он изумлял современников своим умом, красноречием и способностями. Об этом знаменитый реформатор М.М.Сперанский говорил Д.Е.Смышляеву: “Если бы преосвященный Аркадий не избрал себе монашескую карьеру. он мог бы быть министром. Его отчетами любуются в Синоде”.

29 марта 1851 г. архиепископа Аркадия перемещают в Петрозаводск, где прослужив ещё 18 лет он уходит на покой, приняв схиму. 8 мая 1870 г. Аркадий скончался в Александро-Свирском монастыре.

Преемником Аркадия стал вятский преосвященный Неофит (Соснин). На пермскую кафедру он прибыл в сане архиепископа и управлял ею в течении 18 лет. Известный пермский краевед В.С.Верхоланцев писал об этом владыке со слов современников: “С 1851 по 1868 г. Пермскою епархиею управлял архиепископ Неофит (Соснин), представлявший во всем почти полную противоположность своему предшественнику. Настолько тот был оратор, представителен на вид и деятелен, настолько последний не обладал даром слова, ясным выговором и самим голосом, не был словоохотлив и находчив для разговора во время приёма духовенства и светских, вообще не поражал своими способностями”.

Несмотря на такую удручающую характеристику именно при Неофите произошло несколько важнейших событий в жизни епархии и города. Так во время его правления в честь освобождения крестьян от крепостного права был заложен громадный храм во славу Воскресения Христа (Воскресенский) второй по величине в городе. Закладка этого великолепного храма произошла 30 августа 1863 г., а освящение — 1 октября 1869 г. Причём сооружен он исключительно на средства крестьян и по их инициативе. Кроме того в 1867 г. при духовной семинарии стали издаваться еженедельные епархиальные ведомости. “Пермские епархиальные ведомости” — это официальное периодическое издание Пермского епархиального управления выходило с 1867 по 1919 гг. Издание возобновлялось в 1926 г., но затем окончательно прекратило свое существования.

Ещё одно важное событие - отделение от Пермской епархии Екатеринбургской произошло при епископе Ефреме (Рязанове). Границы Пермской епархии первоначально совпадали с губернскими. Но 29 января 1885 г. из Пермской епархии выделилась Екатеринбургская, и епископы в Перми стали именоваться Пермскими и Соликамскими. Первым епископом Екатеринбургским и Ирбитским стал Нафанаил (Леандров)

Перед открытием в Пермской епархии было 393 церкви, причем из них на территории будущей Екатеринбургской насчитывалось более 200. После разделения Пермская епархия охватывала территорию 360 тысяч квадратных верст (это примерно 384000 км). В ее составе сохранилось 4 монастыря, 402 церкви и 791 часовня. Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. в обширной Пермской губернии оказалось две епархии. Аналогичных случаев в России в это время не наблюдалось.

Первый из пермских иерархов кого вызывали в качестве члена Св.Синода стал епископ Петр (Лосев). Преемник Петра епископ Иоанн (Алексеев) также пробыл в Петербурге в качестве члена летней сессии Св.Синода.

список епископов занимавших пермскую кафедру с 1800 по 1918

Епископы Пермские и Екатерибургские

1. Иоанн (Островский) 05.02.1800 - 24.12.1801 гг.

2. Иустин (Вишневецкий) 20.01.1802 - 31.05.1823 гг.

3. Дионисий (Цветаев) 15.07.1823 - 21.04.1828 гг.

4. Мелетий (Леонтович) 21.04.1828 - 18.07.1831 гг.

5. Аркадий (Федоров) 08.08.1831 - 25.12.1833 гг.

Епископы Пермские и Верхотурские

Аркадий (Федоров) 25.12.1833 - 29.03.1851 гг.

6. Неофит (Соснин) 29.03.1851 - 05.07.1868 гг.

7. Антоний (Смолин) 21.08.1868 - 09.09.1876 гг.

8. Вассиан (Чудновский) 09.09.1876 - 03.01.1883 гг.

9. Ефрем (Рязанов) 19.03.1883 - 29.01.1885 гг.

Епископы Пермские и Соликамские

Ефрем (Рязанов) 19.03.1883 - 29.01.1885 гг.

10.Владимир (Никольский) 27.01.1885 - 19.05.1888 гг.

11.Петр (Лосев) 07.05.1892 - 30.03.1902 гг.

12.Иоанн (Алексеев) 05.1902 - 1.01.1905 гг.

13.Никанор (Надеждин) 01.1905 - 21.12.1908 гг.

14.Палладий (Добронравов) 28.12.1908-16.08.1914 гг.

15.Андроник (Никольский) 18.08.1914 - 19.06.1918 гг.

Заведующий кафедры
Отечественной истории
Пермского государственного
педагогического университета,
кандидат исторических наук,
доцент М.Г. Нечаев.

<<< Вернуться к списку