Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
Светланы Леонидовны Федототовой
«Пермские моторы: истории и легенды»
— Пермь: Издательский дом «Компаньон», 2009. — 376 С.

Директор Государственного краевого учреждения
«Пермский государственный архив новейшей истории», доцент,
кандидат исторических наук
М.Г. Нечаев

Если буквально лет тридцать назад на театральных сценах с большим успехом шли спектакли «Сталевары» или «Премия», в кинотеатрах некуда было деться от фильмов на производственную тематику, а на полках книжных магазинов пылились производственные романы, то все резко изменилось в настоящее время. Современные спектакли, фильмы и романы отражают жизнь, скажем так нового «светского общества» куда видимо не вхожи, те кто является «солью», основой промышленного потенциала нашей страны — рабочие, инженеры, конструкторы. Начиная с в 20-х годов прошлого столетия активно разрабатывалась «производственное» краеведение, причем среди тех, кто писал на данную тему были не только историки, но географы, экономисты и журналисты. В советскую эпоху каждое крупное предприятие страны считало своим долгом написать свою официальную, приглаженную историю, без легенд и чаще всего без… истории.

В 90-е годы в Прикамье наблюдается новый подъем интереса к истории градообразующих предприятий. Один за другим выходят из печати «юбилейные» издания, раскрывающие частично историческое прошлое, побольше рассказывается о сегодняшнем дне и естественно посвящается несколько слов о прекрасном будущем, того или иного промышленного гиганта. Этот жанр можно отнести к своеобразному «мегабуклету» или «корпоративному фотоальбому» на память членам коллектива, который так необходим для внешнеэкономических связей, для продвижение продукции на внутреннем рынке, для социально-психологических потребностей, но ничего общего с подлинным изучением истории подобные книги не имеют.

Выход в свет книги Светланы Леонидовны Федотовой «Пермские моторы: истории и легенды» в действительности является событием, которое ломает сложившиеся стереотипы в текстах на «производственную» тему.

С одной стороны, это журналистское расследование, которое шаг за шагом раскрывает «запутанные» дела, связанные с появлением завода, «Большим террором 1937 — 1938 гг.», «испытанием» войной и Победой, космосом, застоем, приватизацией и рынком. Каждый очерк написан как детектив, завораживающий перипетиями своего сюжета. Талантливо прописаны главные образы книги — Иосифа Израилевича Побережского, Аркадия Дмитриевича Швецов, Анатолия Григорьевича Солдатова, Михаила Ивановича Субботина, Павла Александровича Соловьева, Дмитрия Александровича Дическула, Бориса Георгиевича Изгагина, Юрия Евгеньевича Решетникова. Заинтересованный, личностный подход к героям книги помогает Светлане Леонидовне найти не только «божественные» но и человеческие черты в людях, своей работой творивших реальную историю завода, края и России. Есть ещё и формально неодушевленные герои книги: завод, мотор и само историческое время. Это проскальзывается и в названии отдельных её частей: «Новый завод», «Ядерный двигатель», «1937,1938 etc», «Начало реактивной и космической эры», «Время собирать ордена», «Перестройка», «Наше время» и т.д. Однако при чтении образы заводы, мотора и времени становятся очень родными, близкими и одушевленными. Об этой книге можно сказать просто: «Легко читается» и это самая лучшая рекомендация для читателя. Как заправский следователь автор пытается разобраться: где легенды, а где подлинная историческая правда? Невольно поддаешься обаянию текста и веришь ему.

С другой стороны, это исторической исследование, которое не творит новые мифы, а пытается разобраться со старыми. Такой глубокий «поход» в прошлое, который предпринял автор данного издания не может не вызывать огромного уважения к проделанному кропотливому труду. Светлана Леонидовна для обоснования изложенного материала обращается к архивным источникам. В целом можно сказать, что книга бесспорно является исследовательским прорывом. Она вышла за рамки череды «гламурных» «мегабуклетов» и уважающий себя историк будет её не только читать, но и опираться в своих работах. Правда раздражает отсутствие необходимого научно-справочного аппарата. До сих пор не могу понять, откуда пришло в нашу страну поветрие, что книгу для широко круга читателей надо издавать без сносок, ссылок, примечаний, исторических и биографических справок, приложений и т.д. На Западе подобного рода документальные книги в обязательном порядке снабжаются этими необходимыми атрибутами.

Можно многое сказать об этой книге, но лучше её прочитать. И невольно завидуешь будущим читателям, которые не были в Перми, ничего не знают о Пермском моторостроительном комплексе, понятия не имеют о людях, которые для пермяков стали легендами при жизни, они, перелистывая страницы замечательно изданной, богато иллюстрированной книги, откроют для себя новый мир и станут намного богаче.

 

<<< Вернуться к списку