Гражданская война на Среднем Урале: проблемы преподавания в негуманитарных вузах
События революции 1917 г. и гражданской войны по-прежнему вызывают интерес у студентов негуманитарных вузов. В Пермской государственной сельскохозяйственной академии им. Д.Н. Прянишникова проблематика гражданской войны поднимается в ходе изучения дисциплины «Отечественная история» и спецкурса «История Урала» и рассматривается на семинарах по темам «Гражданская война и её итоги» и «Гражданская война на Урале». Главный вопрос, который решают студенты в ходе работы на семинаре, — выявление причин победы большевиков в гражданской войне. Основной акцент при этом делается на изучение и анализ внутренней политики большевиков и их политических противников.
Оптимальным объектом для исследования проблемы эффективности внутриполитических мероприятий правительств, существовавших во время гражданской войны, является территория Среднего Урала. С августа по ноябрь 1918 г. в Зауралье действовало Временное областное правительство Урала, имевшие тесные связи с Временным Сибирским правительством и Самарским Комучем. С конца 1918 г. по лето 1919 г. Средний Урал находился под властью Колчака. Со второй половины 1919 г. в Пермской и Екатеринбургской губерниях утвердились большевики. Каждое правительство проводило свою внутреннюю политику, отражавшую принципиальную позицию политических сил, находившихся у власти, относительно рабочего, аграрного, продовольственного вопросов и проч.
В советской историографии анализировалась преимущественно внутренняя политика большевиков, так называемый, «военный коммунизм» (Гимпельсон Е. Г. «Вонный коммунизм»: политика, практика, идеология. — М.: Наука, 1973. — 296 с.; Горовой Ф.С. Пермская губерния в период «военного коммунизма». — Молотов: Молотовгиз, 1950 — 41 с.; Ниренбург Я.Л. Восстановление и упрочение Советской власти на Урале после разгрома колчаковщины // Социалистическое строительство на Урале. Сборник статей / Под ред. канд. истор. наук В.Н. Зуйкова. — Свердловск: Книжное издательство, 1957. — С. 43 — 78 и др.). Мероприятия, проводимые демократическими правительствами и генеральскими диктатурами, изучались в меньшей степени. Оценка их была тенденциозна (История гражданской войны в СССР. — М.: Госполитиздат, 1959. — Т. 4. — С. 197 — 198 и др.). В результате современные студенты до сих пор демонстрируют устаревший стереотип восприятия событий гражданской войны. Специфика периода сводится в данном случае к противоборству, к борьбе за власть двух сторон — «красных» и «белых».
В работах современных отечественных и зарубежных историков поиск причин победы большевиков в гражданской войне ведется в русле изучения, так называемого, «Белого движения». В научный оборот вводятся материалы, характеризующие внутреннюю политику, как временных областных правительств, так и генеральских диктатур (Новикова Л.Г. Гражданская война в России в современной западной историографии // Отечественная история. — 2005. — № 3. — С. 142 — 148; Назыров П.Ф. Аграрная революция и политика антибольшевистских правительств на востоке России Крестьянство восточных регионов России и Казахстана в революциях и гражданской войне (1905 — 1921 гг.): Сборник научных статей / Под ред. И.В. Курышева. — Ишим: Издательство ИГПИ им. П.П. Ершова, 2006. — С. 74 — 83 и др.). В учебной литературе (Волкова Т.С. История Урала [Текст]: учебное пособие / Т.С. Волкова, Ю.Б. Шувалова; под общей редакцией Т.С. Волковой; ФГОУ ВПО Пермская ГСХА — Пермь: Издательство ФГОУ ВПО Пермской ГСХА, 2007. — С. 140 — 158) публикуются документы, содержащие сведения об основных направлениях внутренней политики Временного областного правительства Урала, о способах решения вопроса правительством Колчака, о результатах и методах проведения политики «военного коммунизма». Имеющаяся информация позволяет всесторонне и объективно проанализировать основные мероприятия внутренней политики противостоящих в гражданской войне правительств, оценить их эффективность.
Семинарское занятие строится следующим образом. Непосредственной работе с историческими источниками предшествует обсуждение общего хода военных действий на территории Среднего Урала. При этом обращают внимание студентов на широкий политический спектр противоборствующих сил в гражданской войне: большевики, временные областные правительства, генеральские диктатуры, дезертиры, крестьянские движения. В результате беседы студенты определяют базовые составляющие успешной внутренней политики, проводимой в чрезвычайных условиях военного времени (режим правления, способы организации работы на нужды обороны промышленного и аграрного секторов производства, аграрный и рабочий вопросы и т.п.). Далее анализируют основные элементы внутренней политики Временного областного правительства Урала, правительства Колчака и «военного коммунизма». Результаты обсуждения в тезисной форме заносят в следующую таблицу:
Ключевые положения политики | Внутренняя политика Временного областного правительства Урала | Внутренняя политика правительства Колчака | Политика «военного коммунизма» |
1. Режим правления |
|
В ходе обсуждения основных мероприятий внутриполитического курса различных правительств периода гражданской войны поднимается проблема их экономической и политической эффективности (на примере Среднего Урала). Например, об экономической результативности мер, принимаемых для решения продовольственного и аграрного вопросов (краеугольных проблем того времени), можно судить по изменению площадей посевов продовольственных хлебов в 1913 — 1921 гг. (Волкова Т.С. История Урала [Текст]: учебное пособие. — С. 156 — 157). О политическом эффекте внутренней политики свидетельствуют социально-политические настроения населения Среднего Урала и их внешние проявления — саботаж (или содействие) проводимых мероприятий, дезертирство, восстания и т.п.
Важным аспектом обсуждения проблемы действенности внутренней политики правительств является вопрос об исторических перспективах избранного ими внутриполитического курса. Правительство Колчака определяло свою внутреннюю политику как временную и чрезвычайную меру, необходимую в условиях военного времени, оставляя право окончательного социально-экономического и политического переустройства России за Национальным Собранием. Временное областное правительство Урала и большевики, напротив, абсолютизировали проводимые мероприятия, ориентируясь на продолжение избранного курса в мирное время.
Сравнительный анализ социальной направленности политики указанных правительств позволит студентам сделать вывод о бесперспективности продолжения политики «военного коммунизма» после окончания военных действий на фронтах гражданской войны. Подтверждение этому выводу можно найти в ходе обсуждения событий 1920 — 1921 гг. Массовые крестьянские восстания, охватившие территорию всей России, были вызваны недовольством земледельческого населения продразверсткой и другими мероприятиями внутренней политики большевиков. На территории Среднего Урала в 1920 — 1921 гг. также наблюдалось массовое дезертирство и восстания (в с. Половодово Усольского уезда, бунт в Язьвинской волости Чердынского уезда, в Рамильской волости Камышловского уезда, Красноуфимское восстание, Западно-Сибирское восстание и другие).
В то же время, внутренняя политика Временного областного правительства Урала, отвечавшая условиям восстановительного периода и мирного времени, была совершенно не эффективна в ситуации военных действий. Стремление учесть социально-экономические интересы различных слоев населения (владельцев предприятий, рабочих, земледельческого населения и др.) привело к «размытости» социальной базы правительства, не позволив в итоге сформулировать четкую программу действий. Обсуждение основных положений внутриполитического курса Временного областного правительства Урала можно завершить сравнительным анализом мероприятий указанного правительства и мер, принимаемых большевиками после окончания гражданской войны, в рамках реализации новой экономической политики.
В заключение семинара формулируют причины победы большевиков в гражданской войне (диктатура, широкое использование насильственных методов решения проблем, вплоть до террора, практика заимствований идей своих политических противников и др.). В результате работы на семинаре у студентов формируются навыки логического мышления, необходимые для анализа исторических процессов и событий; появляется опыт самостоятельного прочтения, анализа и интерпретации программных документов и статистических материалов. Студенты обогащают свои представления об основных этапах и событийном содержании периода гражданской войны 1917 — 1922 гг., о специфике положения Среднего Урала в период военных действий, о существовавших альтернативах внутриполитического развития регионов России в рассматриваемое время.