Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Между белым югом и Сибирью: специфика управления в закаспийской области в 1918 — 1920 гг.

В.Ж. Цветков
Московский Педагогический Государственный Университет

Говоря о перспективе военно-политического объединения белого Юга и белого Востока, нельзя не отметить специфику формирования модели управления в Закаспийской области. С точки зрения специфики управленческих моделей 1918 — 1919 гг. Закаспий отличало сочетание военных и гражданских элементов, достаточно сильная степень иностранного влияния, а также привлечение к образованию власти структур местного самоуправления и национально-представительных (туркменских племен).

Как и в других регионах бывшей Российской Империи антибольшевистское движение в крае началось летом 1918 г. Состоявшийся «Всетуркменский съезд» принял решение о создании конных частей, под руководством полковника Ураз-Сердара, рабочие-добровольцы Асхабада сформировали несколько отрядов, а «Союз фронтовиков», объединявший в своих рядах участников первой мировой войны (чинов Туркестанского военного округа), и «Туркестанский Союз борьбы с большевизмом» приступили к организации частей, опираясь на солдат и офицеров-добровольцев.

«Туркестанский Союз» объединял в начале 1918 г. представителей дореволюционной администрации, генералитета. Первыми руководителями в организации были генерал-лейтенант Л.Л. Кондратович, чиновник МВД действительный статский советник Е.П. Джунковский, бывший директор канцелярии Туркестанского генерал-губернатора А.С. Цветков, а также младший брат генерала Корнилова, полковник П.Г. Корнилов. Идеология «Союза», по оценке Джунковского, отличалась консерватизмом: «не было сомнения в том, что обеспечивающим существование Единой России образом Правления может быть только монархический». Монархический лозунг оправдывался также взглядами «всех народов юго-восточных окраин». Вполне традиционными были и взгляды членов «Союза» на особенности управления: «во главе Края должен стать русский генерал с правами генерал-губернатора…, должна образоваться та власть, которая у туземцев пользовалась наибольшим авторитетом и уважением и о которой они в настоящее время только и мечтают» () (ГА РФ. Ф. 446. Оп.2. Д. 55. Лл. 6–6 об.).

Однако, несмотря на намерения «создать власть», представители «Союза» уступили первенство социалистам. Первой антибольшевистской властью в крае, образовавшийся во время восстания в Асхабаде и Кизил-Арвате, стал Исполнительный Комитет, во главе с правым эсером Ф.А. Фунтиковым, железнодорожным машинистом. По своему составу он, в большинстве своем, состоял из эсеров. Товарищем председателя Исполкома стал счетовод отделения Среднеазиатской железной дороги эсер Курилев. В Комитет вошли также правый эсер Л.А. Зимин, бывший директор реального училища в г. Мерв и инженер-путеец В. Дохов, ставший комиссаром по иностранным делам. «Туркестанский Союз» представляли бывший присяжный поверенный граф Доррер и бывший командир 2-го Туркестанского корпуса генерал-лейтенант И.В. Савицкий. Не были забыты и представители местной знати: «от туркмен были генерал Ураз-Сердар, сын последнего туркменского хана Тыкма-Сердар и офицеры русской службы — Хаджи-Мурат, хан Иомудский, Овозбаев». В Закаспийском Комитете предусматривалось сочетание законодательных и исполнительных функций. Должностные лица именовались комиссарами. В программных заявлениях Комитет отмечал, что выступает за «восстановление чистых принципов советской власти и очищения её от негодных элементов», под которыми подразумевались большевистские комиссары. Относительно спокойная работа Комитета объяснялась стремлением идти на обоюдные уступки ради совместной «борьбы с большевизмом» представителей левоцентристской и, отчасти, правой общественности () (ГА РФ. Ф. 6557. Оп.1. Д. 17. Л. 53; Ф. 6179. Оп.1. Д. 44. Лл. 1–2; Ф. 446. Оп.2. Д. 55. Лл. 12–12 об.).

Однако, достаточно скоро, потребовалось усиление власти исполкома, прежде всего в плане расширения его полномочий и изменения политической программы. В сентябре 1918 г. Комитет выдвинул лозунг созыва Учредительного Собрания, причем сделать это следовало первоначально на местном уровне (созыв областного Закаспийского, а затем и всеобщего Туркестанского Учредительных Собраний), и лишь после этого начать подготовку к созыву нового Всероссийского Собрания. Что касается структур советской власти, то они, по-прежнему, признавались «допустимыми, но безо всяких хозяйственных функций».

Наконец, в ноябре 1918 г. модель управления окончательно сформировалась. Комиссары были переименованы в управляющих соответствующими отделами. Отделы, объединенные в Совет управляющих, занимались как исполнительной, так и законотворческой работой, предлагая на утверждение Исполкома проекты нормативных актов. Исполком назначал и отрешал от должностей управляющих. Состав Совета утратил свой первоначальный партийно-политический облик, стал более деловым. Финансовым отделом стал руководить бывший управляющий асхабадским отделением Государственного банка Смирнов, отделом путей сообщения — инженер Степанов. Бывший директор реального училища Л.А. Зимин стал управляющим отдела внутренних дел, а розыскным бюро (своего рода контрразведкой) руководил помощник присяжного поверенного И. Дружкин. Отделом иностранных дел руководил 2-й секретарь российской дипломатической миссии в Тегеране Ю. Макаров () (ГА РФ. Ф. 6179. Оп.1. Д. 44. Лл. 1-1об.).

Тем не менее, «демократическое» Закаспийское правительство не отличалось стабильностью. Со стороны командования ВСЮР оно не встречало должной поддержки. Особенно сильные нарекания вызывал «социалистический характер» Исполкома. В результате, в Закаспии, как и в других регионах, произошел переворот. 15 января 1919 г. Закаспийское правительство Фунтикова было арестовано «на основании распоряжения английского командования». После этого гражданская власть перешла к «Комитету общественного спасения Закаспийской Области» или Директории, состоявшей из пяти «комиссаров», утвержденных Исполкомом. Возглавлял Комитет Дружкин. Всячески поощрялась деятельность структур местного самоуправления (особенно городской думы и управы г. Асхабада). «Комитет» претендовал на статус исполнительной власти с полномочиями Совета министров. С целью создания «представительного фундамента» 20 марта 1919 г. в Асхабаде прошел «съезд представителей городов, крестьян и профсоюзов», на котором были избраны три «русских» члена Директории (А. Аксимов от профсоюзов, Зимин и генерал-майор Крутень). Двое членов туркмен выдвигались местными национальными собраниями.

Директория обладала высшей исполнительной и распорядительной властью. В одном из своих обращений к командованию ВСЮР «Комитет» заявлял, что «не мыслит Область и весь Туркестан иначе, как автономной частью Единой и Свободной России». «Для успешного ведения борьбы с большевиками» Директория считала необходимым «становление военного объединения Области, а впоследствии и всего Туркестана с командованием ВСЮР на началах единого оперативного командования». При этом особо отмечалось, что «туркмены готовы поддержать это военное объединение при условии, что они будут принимать одинаковое с другими народами и населениями Области Туркестана участие в устроении местной жизни» () (ГА РФ. Ф. 6179. Оп.1. Д. 44. Лл. 1–1 об.; Д. 20. Л. 1.).

Что касается командования ВСЮР, то оно, наконец, решило покончить с местной политической активностью и ввести здесь, ставшее уже обыденным областное устройство, а на период военных действий сосредоточить высшую власть у Главноначальствующего Закаспийской областью. После отступления от Асхабада, 8 августа 1919 г. «Комитет общественного спасения» был расформирован и главой высшей военной и гражданской власти стал временно командующий войсками Закаспийской области генерал-майор С.Н. Лазарев. Он опирался уже на аппарат управления при Главноначальствующем Области, построенный по образцу административного устройства на белом Юге в 1919 г. В Екатеринодар, для консультаций с Деникиным ещё в декабре 1918 г. выезжал генерал Савицкий. В апреле он вернулся в Закаспий, получив назначение от Главкома ВСЮР на должность Командующего фронтом. Его начальником штаба стал также «туркестанец» — бывший командир 15-го Туркестанского стрелкового полка генерал-майор В.Г. Ласточкин. Вместе с ними в Закаспий были направлены терские казаки из бывшего конвоя атамана Л.Г. Бичерахова () (ГА РФ. Ф. 446. Оп.2. Д. 55. Л. 20.).

Военно-политическое руководство ВСЮР осенью 1919 г., в ожидании успешного завершения «похода на Москву», предполагало сделать Туркестан базой для последующего продвижения на Урал и в Сибирь. Планировалось соединиться с Уральской армией, подчиненной BСЮP в оперативном отношении, а также Оренбургской армией. Контакты с белой Сибирью в Туркестане были и ранее. Достаточно вспомнить трагический переезд через Каспийское море генерала Гришина-Алмазова весной 1919 г., возвращавшегося в Сибирь из Одессы, через Екатеринодар. В Туркестане находились офицеры и казаки сибирских полков, служивших в Персии. В начале июля 1919 г. в Асхабаде была создана «Группа политического единства». Своими задачами она заявляла: «очищение Туркестана от большевизма и соединение с армией Адмирала Колчака… объединение и союз с Сибирью, организация представительных собраний как ступенек к Всероссийскому Учредительному Собранию… восстановление и развитие торговли, экономическая связь с Сибирью и скорейшее освобождение от большевиков и открытие железной дороги Ташкент-Верный-Семипалатинск-Сибирь» () (ГА РФ. Ф. 4131. Оп.1. Д.2. Л.12; Ф. 6179. Оп.1. Д. 17. Л. 2 об.; Голос Средней Азии. Асхабад, № 132, 3 июля 1919 г.).

Столкновение советской власти и Белого движения в Среднеазиатском регионе носило ярко выраженный характер столкновения геополитических интересов. Тогда как советское правительство, стремившееся к реализации идеи «мировой революции», направляло свою активность на сопредельные государства Востока, Белое движение стремилось к сохранению российского государственного единства в прежних территориальных пределах.

Вернуться к списку