Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Железнодорожный телеграф в огне гражданской войны

В.В. Семянников
инженер Пермского регионального центра связи
Екатеринбургской дирекции связи Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД»

Началу Октябрьской революции в Перми предшествовал съезд работников железнодорожного транспорта, который собрался в железнодорожном клубе по ул. Сибирская, рядом с бывшим общежитием ж.д. техникума. (Семянников Виктор. Телеграфные провода над железной дорогой: пермская железнодорожная связь в 1917-м и после. //Наша газета. № 9–10, июнь 1998 г. С.14).

Бывший работник Пермской дистанции сигнализации и связи М.Т. Попиков, который был делегатом этого съезда, вспоминал позднее: «Сразу же участники съезда разделились по своим партиям. Наибольшими по количеству были партии правых эсеров и большевиков. Остальные партии меньшевики, кадеты (к которым примкнула головка Управления дороги), гундовцы и партия «Единство» — очень малочисленная, её возглавил главный бухгалтер Управления дороги Кукель. (Вл. Бр. Кукель — Краевский работал в Управлении дороги с начала 1910-х годов // Е.П. Субботин, М.И. Серов. Пермь. Жители и гости. 1723 — 1924. Словник, А — Л. Пермь, 2006. С. 298).

Партию эсеров, насколько мне помнится, возглавляли работник Пермского отделения Стронский и начальник службы сборов Лекторовский, кадетов — зам. начальника службы пути Желваков, меньшевиков работник Дорурса — Калашников, а большевиков — работник Пермского паровозно — ремонтного завода — А.А. Шпагин (чье имя сейчас носят эти мастерские).

Сразу же на съезде развернулась широкая дискуссия по текущему моменту. Основными докладчиками выступили каждый возглавлявший свою партию.

Я хорошо помню неоднократно выступающего тов. Шпагина, который требовал передачи всей власти рабочему классу, т.е. передовой части партии большевиков. Выступавшие от других партий выкрикивали: «узурпаторы» и т.д. Несколько раз съезд прерывал свою работу т.к. та или другая партия уходила со съезда.

Наконец до съезда дошли слухи об октябрьских событиях в Ленинграде. Съезд прервал свою работу на неопределенное время и собрался вновь через некоторое время (примерно недели через две). Вторая половина работы съезда протекала уже при явном преимуществе делегатов от большевиков. Другие партии (особенно кадеты и эсеры) делали попытку сорвать съезд — уходили со съезда и т.д., но работа съезда продолжалась и была доведена до конца. (Историческая коллекция объединенного архива Пермского отделения Свердловской железной дороги. Дело Попикова Михаила Трифоновича. Воспоминания. л.л. 4,5).

Некоторые решения III чрезвычайного делегатского съезда Пермской дороги за октябрь — декабрь 1917 г. приводятся в книге «Дорога сквозь века: о пермских железнодорожниках: от события к событию. Книга 1. Автор-составитель Г.А. Литовченко — Пермь, 2003. С. 169–175.

Далее М.Т. Попиков в своих воспоминаниях, написанных 8 марта 1972 года, пишет, что власть на дороге перешла к Главному дорожному комитету (дорпрофсожу), во главе которого были большевики.

К 1917 году связь по ст. Пермь 2 была по прежнему та же, что и ранее: т.е. провод с Кунгуром, Шалей, Свердловском. Провод с Пермью1, Вяткой. Провод с Верещагино, Балезино, Чусовой, Вяткой. Провод с Чусовой, Бисером, Гороблагодатской. Провод с Кизелом, Усольской. Провод со Свердловском, Челябинском. Провод с телеграфной станцией Управления дороги (Пермь1). Провод с промежуточными станциями (поездные провода до Кунгура, Шабуничи и Чайковская). Провод с Пермью — городом для передачи главных телеграмм, принятых на станциях и т.д.

Вскоре все почувствовали, что власть к большевикам перешла всерьез и надолго. Из Ленинграда для управления Советской власти на Урал, в частности в Пермь приехали Н.Г. Толмачев и другие.

В своих воспоминаниях М.Т. Попиков предстает перед нами как сторонник советской власти. Поэтому мы, продолжая освещать события тех лет, вынуждены постоянно учитывать это.

К примеру, он пишет, что в то время «контрреволюция подняла свою голову». На Урале это было выступление генерала А.И. Дутова. На его ликвидацию выезжала дружина из Пермских железнодорожников под начальством Михаила Соловьева (М.Д. Соловьев был командиром красногвардейского отряда Пермской ж.д. // Дорога сквозь века: о пермских железнодорожниках: от события к событию. Книга 1. Автор-составитель Г.А. Литовченко — Пермь, 2003. С. 195 (фото М.Д. Соловьева).

Выступление Дутова было подавлено, но и среди железнодорожников были жертвы — тела погибших были привезены в Пермь и с честью похоронены на Слудской площади.

Были контрреволюционные выступления и в г. Перми — это выступления монахов с Белогорского подворья, погром магазинов в городе и др. Были также и саботажи в отдельных учреждениях города: банки, казначейства и др.

В то же время приходилось бороться с воинскими частями, ехавшими с фронта, в особенности с казачьими эшелонами, которые ехали в полном вооружении и со всем подрывным имуществом. Вооружение изымалось. Им были забиты склады на военно — продовольственном пункте ст. Пермь 2. Потом это все вооружение передавалось Городскому Совету и штабу Красной армии.

На востоке опять начал «поднимать голову» атаман Дутов, выступил чехословацкий корпус. Появился «Верховный правитель Российского государства» А.В. Колчак. Пермь стала фронтовым городом, т.к. фронт уже был между станциями Шаля — Кунгур и за Лысьвой.

Вот как М.Т. Попикову запомнилось взятие Перми: «24 декабря, когда фронт был у Кунгура, белые, глубоко обходя, рано утром подошли к Перми, внезапно захватили Красные казармы и завязали уличный бой в городе.

Два дня 24 и 25 декабря шли в городе уличные бои. Очень хорошо защищал подходы к Перми 2 полк Красных Орлов, засевший на территории бывшего женского монастыря.

На ст. Пермь 2 скопилось много воинских эшелонов, т.к. пропускная способность одной нитки ж.д. была низкой и к тому же артиллерия белых пересекала огнем линию ж.д. за Камским мостом. Все поезда стояли друг за другом на мосту и не могли двигаться. А вечером 25 декабря белые штурмом овладели ж.д. ст. Пермь 2.

Утром 26 декабря я, идя на работу через вокзал ст. Пермь 2, видел тут и там трупы, а на перроне станции с кунгурской стороны гору стащенных в одну кучу заколотых красноармейцев. Тут же лежал и труп их командира с красной повязкой на рукаве „Командир 254 Камышловского полка“ (13 июля 1918 г. в с. Катайское старый большевик П.Н. Подпорин сформировал крестьянский Коммунистический полк и стал его первым командиром. Этот полк в гражданскую войну покрыл себя неувядающей славой, за что его стали именовать полком Красных Орлов // Город старинный — провинции остров. Камышлов: история, судьба, события. Екатеринбург. 2004. С. 95).

На путях станции забитых вагонами время от времени раздавались выстрелы, это шла „охота“ за не успевшими отступить красноармейцами, которые прятались в вагонах. Пленных не было, т.к. белые в плен не брали, а пристреливали или прикалывали штыками на месте.

На кунгурских путях станции так же лежала большая куча пристрелянных и приколатых красноармейцев, среди них корчились и стонали ещё живые красноармейцы. Их зверски прикалывали на глазах железнодорожников.

Пройдя через ж.д. пути в телеграф, который находился в ж.д. поселке станции вместе с отделением дороги, я увидел картину: все телеграфные аппараты от проводов были отрезаны и стояли на столах. При внезапном штурме ст. Пермь 2 аппараты и дежурную смену работников станции успели эвакуировать.

По телеграфу расхаживал офицер в звании прапорщика, оказывается, это был „комендант телеграфа“, которого надо было величать: „Господин прапорщик“. Слово „товарищ“ при обращении друг с другом было запрещено и заменено словом „Господин“.

Сразу же „господа прапорщики“ начали чистку личного состава телеграфа. Были отстранены от работы комиссары телеграфа (а они были в то время все беспартийные). Членов профсоюза, бывших в свое время на общественной работе, взяли под наблюдение. Стала одним из унизительных наказаний „порка“.

После взятия города белыми Пермь чуть-чуть не была взята обратно красными, т.к. отступавшие от Кунгура закаленные части Блюхера (В.К. Блюхер — прим. автора) подошли к деревне Осенцы, и бой между белыми и красными длился несколько дней.

В основном работники телеграфа при белых больше обслуживали военное начальство, т.к. фронт продвигался больше всего вдоль линии ж.д.

Шесть месяцев город и железнодорожники жили под постоянным страхом, т.к. контрразведка белых работала на полную „мощность“. После занятия Перми приезжал в город и „Верховный“ — Колчак, по словам очевидцев доехавший до ст. Шабуничи, которая обстреливалась артиллерией красных.

Разорвавшийся около „Верховного“ снаряд заставил последнего быстро перекреститься, прыгнуть обратно в свой состав и быстренько убраться обратно в Пермь». (Историческая коллекция объединенного архива Пермского отделения Свердловской железной дороги. Дело Попикова Михаила Трифоновича. Воспоминания. л.л. 5,6).

К этому моменту ж.д. связь уже была перемещена с вокзала ст. Пермь 2 в отделение дороги в железнодорожный поселок в дом № 12 (Газета «Звезда» за 6 июня 1953 года писала, что Пермское отделение дороги с улицы Шоссейная, 1, позднее ул. Барамзиной, переехало на улицу Орджоникидзе, 9). Половину этого дома занимало отделение, а половину связь (телеграф). Телеграфный коммутатор МБ на 50 номеров остался на вокзале ст. Пермь 2, где постоянно обслуживался телеграфистами.

Связь по телеграфу осуществлялся при белых по следующим ст. ст.: Пермь 2 — Кунгур — Шаля — Свердловск — Билимбай; Пермь 2 — Пермь 1 — Чусовская — Бисер — Гороблагодатская; Пермь 2 — Пермь 1 — Чусовская — Кизел — Губаха — Усольская; Пермь — Кунгур (постанционно); Пермь — Чусовская (постанционно); Пермь 2 — город (СВ).

Связь эта осуществлялась исключительно по аппаратам Морзе. С начала лета 1919 г. белых, которые добрались до Глазова погнали обратно… Сначала Балезино, потом Верещагино, а потом уже и Курья сообщила по телеграфу об обстреле станции.

Артиллерийская кононада с каждым днем стала ближе продвигаться к городу, началась лихорадочная спешная эвакуация в городе и на ж.д. узле увозилось все вплоть до мебели, не говоря уж о станках и аппаратах.

По эвакуации связевого имущества был организован специальный так называемый «головной ремонтно — восстановительный поезд. Этот поезд возглавлял начальник поезда (на правах механика телеграфа) Карпов. В поезде была целая бригада электромонтеров и ремонтных рабочих связи.

На поезд возлагалось снятие и эвакуация всего имущества связи для затруднения восстановления связи практиковалось спиливать через определенные промежутки телеграфные столбы и обрывать провода. Состав поезда был довольно большим как будто бы более десяти вагонов.

29 июня 1919 г. когда красные части подошли уже к правому берегу р. Кама белыми был взорван второй пролет моста через р. Кама. Это затруднило движение по мосту и движение судов по реке, т.к. взорванная ферма упала в реку и забила судоходный фарватер. К моменту вступления красных в Пермь началась тяжелая восстановительная работа.

По восстановлению ж.д. моста через р. Кама был организован специальный восстановительный поезд. Эти восстановительные работы велись до весны 1920 года, когда по мосту было открыто сквозное движение. (Движение по Камскому мосту было открыто 17 февраля 1920 г. // Дорога сквозь века: о пермских железнодорожниках: от события к событию. Книга 1. Автор-составитель Г.А. Литовченко — Пермь, 2003. С. 233). А пока велось восстановление моста, зимой через р. Кама были уложены рельсы и вагоны по льду перебрасывались с одной стороны на другую.

В его личном деле, хранящемся в объединенном архиве Пермского отделения Свердловской железной дороги, об авторе воспоминаний указывается следующее. Попиков Михаил Трифонович (1894 — 1984?) — из крестьян Московской губернии, Богородского уезда, Ильинской волости, деревни Слободище. С 1910 года ученик телеграфиста г. Киров. В 1915 телеграфист ст. Пермь II. Потом старший телеграфист. 1921 – 1923 — ревизор связи, а потом был начальником телеграфно — телефонной станции. В годы Великой Отечественной войны был старшим ревизором связи Управления Пермской железной дороги. Ушел на пенсию в 1954 году в должности старшего телеграфиста. В 1923 – 1925 годах был депутатом городского Совета. Награжден Орденом Ленина и медалями: За доблестный труд в. О.В. 1942 – 1945 и 100 летию В.И. Ленина. Отмечен знаками: Почетный железнодорожник, Ударник Сталинского призыва, Отличный связист (Историческая коллекция объединенного архива Пермского отделения Свердловской железной дороги. Дело Попикова Михаила Трифоновича).

Вернуться к списку