Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

26 октября нашему архиву исполнилось 80 лет!

Старообрядцы белокриницкого согласия между белыми и красными

Мингалев Виталий Викторович
археолог, историк старообрядческой церкви

Гражданская война 1918 – 1922 гг. расколола российское общество, народы и семьи. Идеи, взгляды и вера были подвергнуты сомнению и испытанию. Многих людей кровавое безумие этих лет, голод и тиф сломали, других — укрепили.

Научных статей об истории старообрядчества во время Советской власти очень мало, что позволяет появляться околонаучной литературе, в которой старообрядцы выступают, как истинные защитники старого режима или, что встречается чаще, пособниками революции, дававшие деньги большевикам и эсерам. Как это часто бывает, данные суждения имеют под собой какие-то исторические факты, но они не отражают всей картины происходящего. Истина, как известно, где-то рядом.

1. Состояние старообрядческой церкви (приемлющей белокриницкую иерархию) накануне революции.

Начиная с 1905 г. старообрядчество переживает «золотой век» свобода вероисповедания, открываются все новые и новые общины, строятся храмы1. Хоть и небольшое, но зато весьма активное представительство старообрядцы имеют в Государственных думах всех созывов. Купеческий старообрядческий капитал продолжает укрупняться. Рост числа старообрядцев и их влияния можно прочитать у миссионеров, которые пишут гневные отчеты о расширении и углублении «раскола»2.

Пермская епархия к 1917 г. состояла из 7 благочиний и 97 приходов, фактически на каждом приходе был священник, в некоторых больших приходах было по два священника, было два монастыря (Миасский женский и Шамарский мужской монастырь)3.

С 1907 г. наблюдается массовое возвращение старообрядцев из-за границы, многие из них воспользовались предоставлением земли в Сибири по столыпинской реформе. Большая часть старообрядцев стояла за сохранения существующего положения дел. Старообрядцу крестьянину дали землю; старообрядцу купцу возможность не бояться в открытую исповедовать веру отцов и вести бизнес; старообрядческая интеллигенция свободно писала произведения и издавалась. Ограничения были, но в сравнении с тем, что было в XIX в., нач. ХХ в. было временем свободы. Причин вставать старообрядцам на путь уничтожения существующего строя не было.

Но не стоит думать, что старообрядцы шли на сговор с властью и господствующей церковью, старообрядчество продолжало выступать, как цивилизационная альтернатива западнической романовской России.

2. Реакция старообрядцев на революцию.

Крестьянин, что старообрядец, что новообрядец, одинаково был счастлив Декрету о Земле, но настораживало большое количество агитаторов от разных партий, которые будоражили тихую жизнь сельского и городского обывателя своими эсхатологическими прогнозами4. Старообрядческая интеллигенция и священство, по большей части заняли выжидательную позицию. Больше всего настораживал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви (20.01.1918), он позволял ликвидировать молитвенные дома, которые находились в собственности частных лиц. Этим вскоре и воспользовались большевики. Купечество к Октябрьской революции отнеслось резко негативно.

3. Старообрядцы между красными и белыми.

Старообрядческие начетчики в полном составе не приняли октябрьскую революцию, в связи, с чем в кон. 1917 г. прекращают издаваться центральные старообрядческие газеты5.

Единство позиции сформировалось на Всероссийских старообрядческих съездах, на которые съезжались все старообрядческие начетчики. Последние съезды, напоминающие больше политические собрания, были проведены в мае и августе 1917 г., на них под влиянием выступлений прогрессиста Рябушинского П.П. и Ф.Е. Мельникова советская власть оказалась не приемлема6. Несомненно, на решение влияло и то, что большая часть начетчиков являлись людьми состоятельными, у многих был купеческий семейный бизнес. Белое священство старообрядческой церкви с 1918 г. ушло в подполье, скрываясь от Советской власти. В 1918 г. покидает Москву Архиепископ Московский и Всея Руси Мелетий7, епископ Пермский Антоний ещё с 1917 г. скрывался в Нарымском крае8, епископ Уральский Амфилохий с мая 1918 г. в монастыре в Томской тайге (в 128 км. от г. Томска)9, епископ Казанский Филарет в г. Н.Николаевске10 и т.д. При всем том, что архиереи скрывались, регулярно проводились епархиальные съезды, на которых архиереи присутствовали, и рукополагались священники на овдовевшие приходы. В период гражданской войны только в Пермской епархии было рукоположено 18 священников11. Навыки полученные в годы романовских гонений не исчезли, старообрядческая церковь даже находясь в подполье функционировала как часы.

Приходское священство Пермской епархии разделилось. Наиболее заметные священники, которые много писали и занимали выборные должности (о. Иоанн (Кудрин), о. Даниил (Пургин) и т.д.) опасаясь за свою жизнь, присоединилась к армии Колчака А.В.12, другие (о. Василий (Рукавицын), о. Иоанн (Глушков) и т.д.) остались в приходах13. Многие из тех кто бежал с Колчаком потом возвращались в приходы, другие оставались там до куда доводили их скитания в Харбине, Манжурии, в скитах Томской тайги, на Алтае. В мемуарах о. Иоанна (Кудрина) описывается случай, когда прихожане г. Ново-Николаевска настояли, что бы отступающие священники, оставили хотя бы одного из священства для отправления треб14.

По переписи 1925 г. в Пермской епархии числится 47 священников из них, как было сказано выше, 18 были рукоположены в период Гражданской войны и 5 переведены с других приходов, т.е. из 97 старообрядческих священников Пермской епархии, которые служили до 1917 г., к 1925 г. осталось 2215

4. Выводы.

Вероисповедание в России оказалось не главным фактором в выборе «за кем пойти». Выбор был индивидуальным, у каждого находились свои причины принять сторону белых или красных. Ярким примером является знаменитое Сепычское восстание, во время которого потомственные старообрядцы о вере вспомнили в последнюю очередь, а само восстание было вызвано продразверсткой.

После гражданской войны, цвет старообрядческой мысли оказался за пределами России, г. Харбин (Китай) стал центром издания старообрядческих газет и полемических книг.

Огромные потери были и среди старообрядческого священства, но это было только начало большого террора против старообрядческой церкви.

__________________________

1 Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Том. 1. Барнаул. 2006. с.405–521.
2Отчет о состоянии раскола по материалам уездных миссионеров. Отчеты о деятельности миссионеров-сотрудников, книгоносов, миссионерских кружках за 1909—1914 гг. //ГАПО ф.95 оп.1 д.6. 44 л.
3Кудрин И.Г. Жизнеописание священника и отца семейства. Барнаул. 2006. с.163.
4Кудрин И.Г. …. 2006. с.160–161.
5Мельников Ф.Е. … 2006. с. 9, с.503
6Мельников Ф.Е. … 2006 с.425–426, 455–456.
7Мельников Ф.Е. … 2006. с.256.
8Древнее православие на Пермской земле (краткий исторический очерк). //Похвала Святителю Стефану Пермскому (к шестисотлетию его преставления). Москва-Пермь. 1996. с.29.
9Кудрин И.Г. … 2006. с.163.
10Кудрин И.Г. … 2006 с.164.
11Опросные листы Пермско-екатеренбургской епархии 17 января 1925 г. //Архив Митрополии РПСЦ. 75 л.
12Кудрин И.Г. … 2006 с.160–189.
13Опросные листы… 1925. //Архив Митрополии РПСЦ. 75 л.
14Кудрин И.Г. … 2006 с.185–186/
15Опросные листы… 1925. //Архив Митрополии РПСЦ. 75 л.

Вернуться к списку