Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Удмуртское национальное движение в годы гражданской войны (1917 — 1920 гг.)

О.И. Васильева
ГУ «Центральный государственный архив Удмуртской Республики»

Статья подготовлена в рамках программы
фундаментальных исследований РАН
«Власть и общество в истории» (2006—2008 гг.)

Национальное движение удмуртов в своем развитии прошло несколько этапов, среди которых можно выделить: 1) период конца XIX в. — начала ХХ в. — подготовительный этап, время активной деятельности удмуртских «просветителей»; 2) 1917 — 1920 гг. — формирование, широкое развитие национального движения, завершившееся созданием Вотской автономной области; 3) 1920-е — сер.1980-х гг. — при отсутствии идеологических и организационных форм движения национальная культура развивалась в рамках советской национальной политики; 4) вторая пол. 1980-х — 1990-е гг. — создаются национальные общества, созываются съезды удмуртов, происходит организационное оформление движения в виде «Удмурт кенеш».

История зарождения и развития удмуртского национального движения, в отличие от соседних народов Волго-Камья, изучена недостаточно. Лишь с 1970-х гг. произошли позитивные сдвиги в изучении удмуртского просветительства (А. Уваров, Ф. Ермаков, Г. Фролова, А. Кутявин), истории национально-государственного строительства (Н. Павлов, А. Тронин). Архивные публикации этого времени характеризовались тенденциозным подбором документов, освещающих, прежде всего, процесс установления советской власти и успехи социалистического строительства.

На волне «этнического ренессанса» второй пол. 1980-х — сер. 1990-х гг. обозначился интерес к истории национально-государственного строительства, удмуртской интеллигенции, сталинских репрессий (К. Куликов, Г. Шкляев, И. Калинин, А. Кутявин, О. Васильева). Архивные работники активизировали работу по публикации материалов местных архивов. Наиболее значимые вехи прошлого и настоящего отражены в серии «История городов Удмуртии» (1984 — 2004 гг.), Хрестоматии по истории Удмуртии в 2-х томах (2008 г.). Тем не менее, национальное движение удмуртов не получило в них достаточного освещения. Более повезло «перестроечному» и «постперестроечному» периодам. С 2001 г. в рамках исследовательского проекта «Феномен Удмуртии» (руководители М.Н. Губогло и С.К. Смирнова) публикуются исследования и документы, посвященные современному этапу удмуртского движения.

Период Гражданской войны в истории Удмуртии оказался одним из наименее изученных, прежде всего, из-за ограниченности сохранившихся документов и трудностей их выявления. Но в то же время он представляется наиболее интересным и значимым, т.к. социальные трансформации тех лет сопровождались широким развитием национальных движений в России. Расширение круга используемых источников, обращение к новым документам дает возможность для всестороннего изучения истоков и эволюции удмуртского национального движения.

Как отмечалось, зарождение удмуртского национального движения датируется большинством исследователей концом XIX в. — началом ХХ в. и связывается с этнокультурной и общественно-политической активностью национальной интеллигенции. Однако только к 1917 г. сложилась ситуация, когда общественное движение удмуртов смогло заявить о себе как об особой политической силе. Под влиянием Февральской революции и усилившихся процессов этнической мобилизации народов Волго-Камского региона происходит активизация деятельности удмуртской интеллигенции, ставшей ядром движения. В идеологическом плане вырабатываются основные лозунги движения, в политическом — оформляются концепции устройства национальной жизни, в организационном — создаются национальные объединения.

Основные лозунги были сформулированы К.П. Гердом, одним из лидеров удмуртского движения, под влиянием финской литературы: 1. Мы — не русские, мы — не татары, мы — удмурты. 2. Каждый понемногу, но непременно. 3. Угнетенные народы, соединяйтесь! 4. Широчайшая демократия и культурно-политическая автономия возродят удмуртов и их культуру. 5. Удмуртскому народу — удмуртский язык [Как молния в ночи… К. Герд. Жизнь. Творчество. Эпоха. Ижевск, 1998. С. 181].

Основные концепции устройства национальной жизни объединяло отсутствие идей сепаратизма, стремление жить в составе России: «Всякие знания и богатую жизнь народы находят, живя вместе с другими народами, работая вместе». [Бобровников Н.А., Яковлев И.В. Письмо удмуртскому народу. Казань, 1918 г. // НОА УИИЯЛ УрО РАН, оп. 2-Н, д. 520, л. 10].

Организационные центры удмуртского движения складываются в 1917 г. в городах Казани, Елабуге, Глазове, Малмыже, где была сосредоточена основная масса удмуртской интеллигенции, и где более быстрыми темпами протекали процессы формирования и роста национального самосознания. В Казани удмуртская интеллигенция сконцентрировалась вокруг вотской секции съезда мелких народностей Поволжья (май 1917 г.), которую возглавил педагог и публицист И.С. Михеев [ЦГА УР, ф. Р.-1072, оп. 1, д. 1, л. 17]. В Елабуге удмуртское культурно-просветительное общество было образовано при Елабужском уездном земстве, главой его стал учитель, редактор газеты «Виль синь» К.С. Яковлев. В июне 1917 г. в Глазове удмуртская интеллигенция объединилась в Глазовское культурно-просветительное общество вотяков (председатель В.Д. Крылов). Удмуртское культурно-просветительное общество в Малмыжском уезде возникло по инициативе К.П. Герда [Герд. К. Этнография у вотяков после революции // Этнография. 1926. № 1–2. С. 236].

Первоначально основное место в деятельности обществ занимали вопросы школьного и внешкольного образования. Приоритетными направлениями деятельности были пропаганда идей национального просвещения, распространение культуры и грамотности среди удмуртов, развитие удмуртского языка, расширение издательской деятельности, подготовка учебных пособий. Однако, начав с чисто культурнической работы, члены национальных организаций постепенно подошли к решению политических задач, к осознанию необходимости объединения удмуртского народа для защиты своих интересов. Отражением процесса эволюции национального движения стало преобразование в 1918 г. удмуртских культурно-просветительных организаций в национальные общества: Национальное общество удмуртов в Казани, Елабужский удмуртский совет, Глазовское национальное общество «Удморт», Малмыжское общество «Удмурт».

Победа большевиков обусловила переход идейной гегемонии в удмуртском национальном движении от национал-народников (И.С. Михеев, И.В. Яковлев, К.С. Яковлев) к национал-большевикам (Т.К. Борисов, М.П. Прокопьев, И.А. Наговицын). Гражданская война хотя и затормозила начавшийся процесс самоопределения, но не прервала его. Этому способствовали радикальные установки большевистской партии в национальном вопросе. К.П. Герд позже признавался: «Я мечтал о культурной, образованной удмуртской нации, какими бы путями это ни достигалось. Я был на стороне того правительства, той власти, которая бы создала условия для расцвета и возрождения моей народности» [Как молния в ночи… С. 181]. Тем не менее, вплоть до лета 1918 г. инициатива в политическом процессе самоопределения удмуртов принадлежала национальной интеллигенции, идеологически близкой эсерам.

Усилиями национальных обществ был подготовлен I Всероссийский съезд удмуртов, открывшийся 26 июня 1918 г. в г. Елабуге. Принятые на нем решения предусматривали административно-территориальное объединение удмуртов на основе «самоуправления и самоопределения народностей», но в составе единого государства. Укрепление позиций большевиков характеризует избрание сначала председателем съезда, а затем заведующим Удмуртским отделом Наркомнаца большевика М.П. Прокопьева, члена Осинского уездного исполкома [Октябрьская социалистическая революция в Удмуртии. Сб. док. и мат. (1917 — 1918 гг.). Ижевск, 1957. С. 332, 328].

С лета 1918 г. руководство национальной работой полностью перешло в руки большевиков. Удмуртские организации, созданные демократической интеллигенцией, прекратили свое существование, однако их активные члены продолжили деятельность в составе новых органов. Так, Казанское национальное общество удмуртов было преобразовано в культурно-просветительный подотдел Удмуртского отдела. Созданный в начале 1918 г. Елабужский уездный комиссариат стал отделением Удмуртского отдела и т.п. Можно говорить о том, что увеличение национальной прослойки в составе советско-партийных работников, перевод «нациестроительства» в русло государственной политики ускорили решение вопросов, поставленных удмуртским национальным движением. Несмотря на трудности, связанные с тем, что территория Удмуртии стала ареной ожесточенного противоборства враждующих сил (из-за развернувшихся военных действий не состоялся в марте 1919 г. II Всероссийский съезд удмуртов; в июне 1919 г. на Восточном фронте погиб М.П. Прокопьев), процесс национально-государственного строительства продолжился.

Как только территория Удмуртии была освобождена, большевики развернули широкую массовую работу среди национальных меньшинств. В сентябре — октябре 1919 г. состоялись съезды национальных меньшинств Глазовского, Слободского Сарапульского, Малмыжского уездов Вятской губернии. 25-28 сентября 1919 г. в г. Сарапуле прошел II Всероссийский съезд удмуртов, по решению которого был образован Удмуртский комиссариат, координировавший работу по подготовке создания автономии.

Таким образом, удмуртское национальное движение в годы Гражданской войны быстро эволюционировало от умеренной программы культурно-национальной автономии к федерализму, территориальной автономии, социализму. Завершение войны ознаменовалось для удмуртского народа созданием в ноябре 1920 г. государственности в форме Вотской (Удмуртской) автономной области.

Вернуться к списку