Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Контр-адмирал О. О. Рихтер — забытый деятель Белого движения на Востоке России

Н.А. Кузнецов
Библиотека-Фонд «Русское Зарубежье»

В годы Гражданской войны в Белом движении принимало участие значительное количество морских офицеров. Многие из них оказались на Востоке России. Большинство из моряков — участников Белого движения не были «знаковыми» фигурами, такими как Белые вожди — Корнилов, Деникин, Врангель и другие. Исключением являлся лишь адмирал А.В. Колчак. Тем не менее изучение их биографий позволяет открыть новые страницы истории Гражданской войны, а также истории Российского флота. В нашей работе речь пойдет о контр-адмирале О.О. Рихтере.

Барон Оттон Оттонович Рихтер родился 14 июня 1871 г. (все даты до 1918 г. приведены по «старому» стилю). Потомственный дворянин Прибалтийского края, уроженец Москвы. Вероисповедания лютеранского. Его отцом был Рихтер Оттон Борисович (1830 — 1908), генерал от инфантерии (1886); в 1866 — 1869 и 1881 — 1884 гг. он был управляющим делами и командующим Императорской Главной Квартиры; в 1889 г. назначен членом Государственного Совета.

В 1891 г. О.О. Рихтер окончил Морское училище (так назывался Морской корпус в 1867 — 1891 гг.) и 14 сентября был произведен в мичманы (Биографическая информация о службе О.О. Рихтера до 1917 г. приведена по следующим источникам: РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 9. Д. 3538; Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства. Пг., 1916. С. 57; Иоффе А.Е. Примечания // Тимирев С.Н. Воспоминания морского офицера. СПб., С. 166). Через две недели он был зачислен в состав Сибирского флотского экипажа. Но на Тихом океане О.О. Рихтер прослужил лишь около трех месяцев и 31 декабря 1891 г. мичман был переведен в состав Балтийского флота.

В 1891 — 1893 гг. Рихтер находился в плавании на корвете «Витязь». Память о его участии в этом походе сохранилась на географической карте. В честь Рихтера был назван мыс на полуострове Корея с координатами 39 53' с. ш. 127 48' в. д. Правда в настоящее время русское название на карты не наносится и заменено корейским — Согидондан (Масленников Б. Морская карта рассказывает. М., 1986. С. 183).

По прибытии корабля во Владивосток Рихтер был зачислен в Сибирский флотский экипаж. В 1893 — 1896 гг. он занимал должность младшего флаг-офицера Штаба начальника Соединенных эскадр в Тихом океане. 30 октября 1895 г. его произвели в чин лейтенанта с формулировкой «за отличие». В 1896 г. Рихтер вернулся на Балтийский флот. Однако уже следующие два года он провел в заграничном плавании на эскадренном броненосце «Сисой Великий». В 1899 — 1901 гг. судьба Оттона Оттоновича была связана с крейсером «Варяг», который в этот период строился на заводе Чарльза Крампа в Филадельфии (США). 11 октября 1899 г. Рихтер был утвержден в должности артиллерийского офицера корабля, а с 28 мая 1901 г. исполнял должность старшего артиллерийского офицера «Варяга». Ранее, 16 сентября 1899 г., Рихтер был зачислен в артиллерийские офицеры 2-го разряда, как окончивший курс Учебно-артиллерийской команды. В 1902 г., после окончания Артиллерийского офицерского класса, его зачислили в артиллерийские офицеры 1-го разряда. В 1903 г. Рихтер был назначен в оперативное отделение Главного морского штаба.

О.О. Рихтер принял участие в Русско-японской войне 1904 — 1905 гг. 17 мая 1904 г. он был назначен командиром миноносца «Быстрый», входивший в состав 1-го отряда миноносцев 2-й Тихоокеанской эскадры. «Быстрый» проделал весь трудный поход, начавшийся в Либаве и закончившийся Цусимским сражением (14 — 15 мая 1905 г.), отличиться в которому довелось и его командиру. 14 мая около 14 часов 40 минут на виду всей эскадры опрокинулся и начал тонуть эскадренный броненосец «Ослябя». К нему немедленно подошли миноносцы «Бравый», «Буйный», «Быстрый» и буксирный пароход «Свирь», которые смогли спасти нескольких офицеров и около половины нижних чинов броненосца. С наступлением ночи «Быстрый» держался около русских крейсеров — «Владимира Мономаха», «Дмитрия Донского» и «Светланы». Миноносец первоначально переходил от одного корабля к другому, а затем стал держаться около «Светланы». К утру 15 мая «Светлана» и «Быстрый» подошли к острову Дажелет. В это время справа и несколько позади показался 5-й боевой отряд японского флота. Около 6 часов утра слева по носу крейсера показались японские крейсера, входившие в 4-й боевой отряд адмирала Уриу — бронепалубные крейсера «Отова» и «Нийтака». В 9 часов 25 минут они открыли огонь по русскому крейсеру. После часового боя, расстреляв все снаряды, на «Светлане» открыли кингстоны. После того, как «Светлана» стала тонуть, «Быстрый» начал уходить к берегам Кореи. За ним погнались крейсер «Нийтака» и истребитель (миноносец) «Муракумо». Они настигли «Быстрый» в тот момент, когда он выбросился на берег к северу от Чикупен-вана и был взорван экипажем. После этого 83 человека, находившиеся на миноносце (включая спасенных с «Осляби») во главе с О.О. Рихтером, ушли в горы. Но вскоре они были замечены с находившегося поблизости японского наблюдательного пункта и взяты в плен японским десантом с вспомогательного крейсера «Кассуга-Мару». Оружия у русских моряков практически не было, в силу того, что при высадке на берег опрокинулась шлюпка с оружием (Русско-японская война 1904 — 1905 гг. Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904 — 1905 гг. при Морском Генеральном Штабе. Кн. 7. Пг., 1917. С. 37, 141, 188, 202, 207).

После окончания Русско-японской войны и возвращению из японского плена Рихтеру довелось принять участие в подавлении восстаний в Прибалтике. Причем участие его в этих событиях было весьма активным. Несмотря на стремление сблизиться с матросами, о котором писал Новиков-Прибой, в критический момент Оттон Оттонович показал себя преданным Императору офицером. С.Ю. Витте отмечал в своих воспоминаниях особое рвение О.О. Рихтера при подавлении беспорядков, выразившееся в расстрелах даже несопротивляющихся бунтовщиков. Витте отмечает также, что Николай II, получив телеграмму, описывающую деятельность Рихтера, наложил на нее резолюцию: «Ай, да молодец!» (Витте С.Ю. Воспоминания. Царствование Николая II. Т. 2. Берлин, 1922. С. 137 — 138). 6 декабря 1906 г. за «особые заслуги по восстановлению порядка среди команд и населения» Рихзтер был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени. После окончания революционных событий Оттон Оттонович продолжил свою флотскую службу. В 1906 г. он был назначен делопроизводителем в Морской Генеральный штаб. Ранее в 1905 г. он был произведен в чин капитана 2 ранга с формулировкой «за отличие». В 1907 — 1909 гг. Рихтер командовал эсминцем «Всадник». Следующие два года он командовал 4-м дивизионом эскадренных миноносцев Балтийского моря, затем — служил начальником оперативного отдела штаба начальника действующего флота Балтийского моря (в 1910 — 1911 гг.); начальником оперативного отдела штаба командующего Морскими силами Балтийского моря, флаг-капитаном по оперативной части флота Балтийского моря (1911 — 1913 гг.). В 1913 — 1914 гг. Рихтер командовал линкором «Слава». 10 октября 1911 г. Рихтер получил чин капитана 1 ранга, также как и предыдущие, с формулировкой «за отличие».

Нашему герою довелось принять активное участие в Первой Мировой войне. С 14 декабря 1914 г. по 17 декабря 1916 г. он занимал должность начальника Або-Аландской шхерной позиции. Эта позиция входила в состав Морской крепости Императора Петра Великого. Он включала в себя Аландские острова и абосские шхеры (около 1000 больших островов и несколько тысяч подводных и надводных скал и камней), прикрывающие расположенный на западном берегу Финляндии город Або (Турку). Основной ударной силой позиции были артиллерийские батареи, расположенные на островах. Главной задачей русских батарей было недопущение высадки вражеского десанта на побережье Финляндии. Ход войны показал, что создание Або-Аландской позиции себя оправдало (Амирханов Л.И. Морская крепость Императора Петра Великого. СПб., 1995. С. 26 — 30). 12 ноября 1915 г. «за отличную ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами военного времени» О.О. Рихтер был произведен в чин контр-адмирала.

12 декабря 1916 г. контр-адмирала Рихтера зачислили в резерв чинов Морского министерства. 10 мая 1917 г. он был назначен членом Комиссии по выработке новой формы одежды для офицерских чинов флота и морского ведомства. Ранее, 16 апреля 1917 г., вышел приказ по Морскому ведомству № 125, подписанный морским министром Временного правительства А. Гучковым. Этим приказом отменялось употребление всех видов наплечных погон, а в качестве знаков различия вводились нарукавные знаки из галуна по образцу английского флота. Впрочем, служба Рихтера при Временном правительстве продолжалась недолго. 10 августа 1917 г. он был отчислен в отставку, откуда был возвращен 26 сентября 1917 г. Существует информация о том, что в июне 1917 г. Рихтер был командирован в США. Однако информацией о цели этой командировки и какими-либо подробностями о ней автор не располагает. В статье, озаглавленной «Контр-адмирал Рихтер» и опубликованной в омской газете «Русь» от 30 июля 1919 г. о пребывании адмирала в Америке сказано следующее: «… после долгих неудачных поисков подходящего места, адмиралу пришлось поступить рабочим такелажником на судостроительный завод; пробыв 6 месяцев по контракту на заводе, адмирал уехал в Россию и прибыл в Сибирь…».

Последний этап службы О.О. Рихтера России связан с его работой в составе Морского министерства Всероссийского правительства адмирала А.В. Колчака. 30 мая 1919 г. он был зачислен в списки чинов Морского министерства (Список чинов флота Морского министерства Всероссийского правительства. Личный архив А.В. Плотто (Париж). Л. 1). 18 июля Рихтер был назначен членом Морского совещания при колчаковском Морском министерстве (РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 67об.). 28 июля 1919 г. был выпущен приказ по флоту и морскому ведомству № 436, который гласил: «Объявляю, что указами Верховного правителя от 22 сего июля объединение согласований и направления деятельности Санитарно-эвакуационной части фронта и тыла возлагается на главноначальствующего санитарно-эвакуационной частью. Главноначальствующим этой частью назначается контр-адмирал Рнихтер» (РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. Л. 90).

Генерал-лейтенант барон А.П. Будберг, занимавший руководящие посты в Военном министерстве правительства Колчака, в своем «Дневнике», который является, скорей, воспоминаниями, записанными в дневниковой форме, дал ироничную, но, на наш взгляд, в целом объективную характеристику О.О. Рихтеру и его деятельности в новой должности. Нужно отметить, что Будберг пишет в весьма язвительной форме практически обо всех людях с которыми ему приходилось встречаться. «В сфере адмиральского антуража родилась совершенно нелепая мысль создать Верховного Санитарного Начальника по типу знаменитого Сумбур-Паши Принца Ольденбургского [скорее всего имеется в виду принц Петр Гео?ргиевич Ольденбу?ргский (1812–1881) — известного благотворителя — Н.К.], причем на эту должность выдвигают только что приехавшего контр-адмирала Рихтера. По-видимому здесь не обошлось без участия разных благотворительных и милосердных дам, занявшихся помощью раненым и недовольных существующими у нас санитарными порядками. […] Абсурдность проекта усугубляется предназначением на должность нового санитарного диктатора моряка, ничего не понимающего в санитарном деле и не знающего ни наших условий, ни наших сухопутных законов. Говорят, что когда-то он очень отличился тем, что, не считаясь с решением Адмиралтейств-Совета, заказал для своего отряда какие-то каски, и за это приобрел репутацию очень решительного человека; на мелком горизонте нашего морского ведомства нужно очень немного, чтобы и без драки попасть в большие забияки» (Будберг А. Дневник // Архив русской революции издаваемый Г.В. Гессеном. Т. XIV. Берлин, 1924. С. 318 — 320). Неизвестно о каком случае с заказом касок пишет Будберг, но из биографии Рихтера видно, что его решительность проявлялась чаще всего в боевой обстановке. Скорей всего адмирал Колчак назначил на эту тыловую должность боевого адмирала в силу того, что к моменту прибытия Рихтера в Сибирь все руководящие вакансии в Морском министерстве были заняты. Впрочем, новой должности он действительно не соответствовал. Вновь обратимся к «Дневнику». «Приходил адмирал Рихтер, способствовавший проведению нелепой санитарной реформы; он очень симпатичен, нетребователен и, по-видимому, порядочен, но ограничен до невероятности и ничего не понимает и не соображает в санитарном деле.

Он ничего не просит, не получает никакого содержания и бегает пешком на службу и по службе, стесняясь просить автомобиля; но когда он является в комиссии, то вызывает улыбки присутствующих своим незнанием дела и полной неосведомленностью. Но он близок к Адмиралу Колчаку и его доверчивостью и простотой пользуются, чтобы пролезть при его помощи к Верховному с разными докладами и проектами» (Будберг А. Указ. соч. // Архив русской революции издаваемый Г.В. Гессеном. Т. XV. Берлин, 1924. С. 319).

Эта запись, датированная 22 сентября 1919 г. является последним упоминаем о Рихтере. Его дальнейшая судьба до конца не выяснена. По данным С.В. Волкова, он умер в конце 1919 — начале 1920 г. (Волков С.В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. М., 2004. С. 401). Известно, что его вдова баронесса Наталья Николаевна фон Рихтер (урожденная баронесса фон Корф), скончалась в Риге 29 июня 1937 г., где и была похоронена. Информацией о детях четы Рихтеров автор не располагает.

На наш взгляд, трагедия О.О. Рихтера, как и многих других старших офицеров и адмиралов флота — участников Гражданской войны на стороне антибольшевистских сил, заключается в том, что они искренне хотели принести пользу своей стране, но очень часто они оказывались ей ненужными, а их профессиональные навыки — невостребованными…

Вернуться к списку