Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

История Гражданской войны на территории Коми-Пермяцкого округа: проблемы преподавания

Н.А. Габова
ГКОУ ДПО «Коми-Пермяцкий институт усовершенствования учителей»

Зимой 1918 — 1919 года через землю Коми-Пермяцкого округа проходил левый фланг Восточного фронта гражданской войны. В дни непосредственных боёв за Пермь на помощь мотовилихинским рабочим из Кудымкара был послан отряд красногвардейцев коми-пермяков, который участвовал в боях за город [5]. Отступающие части Красной Армии на территории края объединились в «Особую бригаду» под командованием М.В. Васильева. В северных волостях на их же стороне действовал «Особый северный экспедиционный корпус», сформированный в г. Вятке. В ожесточённых боях (январь — март 1919 г.) в Юсьвинской, Ошибской, Юрлинской, Юксеевской и других волостях к полкам красногвардейцев присоединялись партизанские отряды, состоящие из местных рабочих и крестьян. Ожесточённые бои с колчаковцами шли за сёла и деревни: Купрос, Стариково, Архангельск, Юсьва, Ошиб, Кадчина, Конина, Васькина, Вятчина, Юксеево, Пармайлово и другие населённые пункты. Полки Особой бригады держали фронт протяжённостью до 150 км. от села Воскресенское до Кувы. Ещё до прихода частей Красной Армии в сёлах округа было сформировано более 20 красногвардейских отрядов. При отступлении Красной Армии чердынские отряды и организации отходили на Вятку через Юрлу и Косу, а усольские и кизеловские — через Пожву, Майкор, Рождественское и местные отряды вливались в их ряды. Отход был трудным. Суровая и снежная зима затрудняла продвижение обозов. С приближением колчаковцев активизировались контрреволюционные силы, в сёлах и деревнях начались антисоветские восстания и мятежи [3]. Недовольство политикой Советской власти было главной причиной того, что организаторам удалось вовлечь в свои ряды массы крестьян. Самым кровавым было восстание в селе Юрла в январе 1919 года. Оно охватило сразу несколько волостей. Его жертвами стали не только местные жители, но и работники Чердынского исполкома, эвакуируемого через Юрлу.

На территории нашего края красные части удерживали белых свыше двух с половиной месяцев. Только в силу сложившихся тяжёлых обстоятельств полкам Особой бригады пришлось оставить коми-пермяцкие земли. Сначала на ликвидацию прорыва в районе ст. Чепца на помощь 29-й и 30-й дивизиям по приказу командования 3-й армии были брошены 22-й Кизеловский и 23-й Верхнее-Камский полки, снятые с участка Купрос-Тимино-Юрла, затем оставшиеся части Особой бригады, ведя непрерывные бои, начали отход в пределы Вятской губернии. Освобождены коми-пермяцкие земли от колчаковцев были только в июне 1919 года [4]. Многие коми-пермяки, участвовавшие в боях, были отмечены памятными подарками, а 13 человек награждены орденами «Красного Знамени», причём двое из них удостоились его дважды (П.Я. Кашин, С.Т. Боталов).

Более подробно эти и другие события истории гражданской войны на территории округа изучаются учащимися IX классов на уроках истории в рамках регионального компонента. Творческой группой учителей истории составлен обязательный минимум содержания основного общего образования по истории Коми-Пермяцкого округа. В третий раздел «Новейшая история края» обязательного минимума включены следующие темы по истории гражданской войны: «Наступление Колчака осенью 1918 года», «Формирование частей Красной Армии в Прикамье», «Восстания против красных в Полве, Юрле», «Колчаковский террор и красный террор», «Отношение населения к гражданской войне», «Земляки — кавалеры Ордена Красного знамени».

Информацию о событиях гражданской войны к урокам истории можно найти в книгах историков-краеведов Г.Т. Бачева «Страницы истории» (1995 год), Г.К. Конина, Г.Т. Бачева «За власть народную» (1972 год), А.Е. Коньшина «История коми-пермяцкого народа 1917 — 1940 гг." (2004 год), а так же фонда-коллекции воспоминаний участников гражданской войны Коми-Пермяцкого округа и материалах семейного фонда Кривощёковых Коми-Пермяцкого окружного государственного архива (КПОГА).

Главной проблемой на уроках истории по событиям гражданской войны, с которой сталкиваются учителя, является отсутствие одного из главных источников исторических знаний — исторических карт боевых действий. Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве, и локальность исторических событий должна изучаться при помощи исторических карт и картосхем, которые помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Отсутствует так же и другая наглядность. Только в книге Г.К. Конина „Памятники истории и культуры Коми-Пермяцкого национального округа“, выпущенной Пермским книжным издательством в 1976 году есть фотографии памятных знаков участникам гражданской войны на территории округа. Необходимо отметить, что существуют расхождения в датах событий. В одних книгах говорится о том, что Пермь была взята колчаковцами 24 декабря, в других — 25 декабря 1918 года. Восстание в Юрле произошло 19 января 1919 года, пишут одни авторы, а другие отмечают, что оно произошло 20 — 22 января 1919 года.

Многие учителя стараются использовать на уроках краеведения все три уровня познавательной краеведческой работы, но для третьего уровня познавательной краеведческой работы, а именно изучение истории родного края в ходе углублённого исследовательского поиска, исторических источников недостаточно, а те, которые есть — однобоко освещают события гражданской войны. Сохранились воспоминания участников гражданской войны на территории Коми-Пермяцкого края, и нет никакой информации о тех, кто враждебно относился к Советской власти. Следующая проблема состоит в том что, работая с историческими источниками, не только у детей, но и у учителей возникают вопросы, на которые нет ответов. Вот, например, интересная информация об Ушакове Д.И. из фонда № 252 Коми-Пермяцкого окружного государственного архива: " До службы в царской армии работал помощником писаря Верх-Юсьвинской волостной управы. Участвовал в первой мировой войне. После Октябрьской революции вернулся домой. В декабре 1917 года участвовал на съезде представителей 13 волостей в Кудымкаре и вошёл в состав земельного комитета, а затем в состав избранного Кудымкарского районного исполкома Совета крестьянских депутатов. Активно участвовал в национализации имущества графа Строганова и ликвидации его учреждений. В марте 1918 года при возникновении эсеровско-кулацкого мятежа в Кудымкаре, помчался в Майкор за помощью и, приехавший оттуда красногвардейский отряд предотвратил кулацкий самосуд над председателем исполкома А.Ф. Караваевым и другими членами комитета. В апреле 1918 года вступил в партию большевиков. В июне 1918 года организовал большевистскую партячейку и красногвардейский отряд в Архангельской волости. Достал из Перми боевое оружие для отряда. Коммунисты избрали его председателем волостного парткома и начальником красногвардейского отряда. Под его руководством был образован новый состав Архангельского волостного совета из солдат-фронтовиков и крестьян-бедняков. Партком и волисполком энергично провели реквизицию излишков имущества, изъятие земли у кулаков и наделение бедняков по волости, а так же изъятие излишков хлеба для государства. В ходе работы допустил ряд ошибок и перегибов. Актив партячейки вынужден был освободить его с занимаемых постов. Обиженный Ушаков грозился застрелить обидчиков. Из Кудымкара была вызвана помощь и приехавшим отрядом красногвардейцев Ушаков, пытавшийся бежать, был убит» [1]. Данный документ даёт дополнительную информацию об органах самоуправления и их мероприятиях, о власти, о роли личности. Но вот какие ошибки и перегибы были допущены Даниилом Ивановичем — неизвестно, и как понять: за что он был убит. Кроме того, внесудебные расстрелы — это основной метод «красного террора».

Вызывает интерес на уроке истории и воспоминание М.А. Кривощёкова о гражданской войне: «Те, кто враждебно относились к советской власти, распространяли клевету на красноармейцев, что, якобы красные, в отвоёванных от белых деревнях, всячески издеваются над населением, грабят, жгут, режут скот, что надо немедленно запрягать лошадей, взять с собой, что есть получше из одежды, и уехать в лес. Поддавшись такому обману и панике, многие жители из нашей и других деревень выехали из дому и в течение трёх-четырёх недель скрывались в лесных деревнях Лопан и Чураки»[2]. У учащихся на уроке возникает вопрос: «А клевета ли это, или на самом деле были такие факты?» И таких вопросов без ответов на уроках истории по гражданской войне огромное количество.

В настоящее время кабинетом истории Коми-Пермяцкого института усовершенствования учителей составлена программа по региональному компоненту для учителей истории IX классов под названием «Историческое краеведение», целями которой является обретение учащимися ценностной ориентации на основе личностного осмысления опыта истории, восприятие идей гуманизма, патриотизма и уважения прав человека, а так же содействие формированию культуры исторического мышления учащихся.

Библиографический список:
1. КПОГА, ф.252 Список первых коммунистов-красногвардейцев с 1918 года в Архангельской волости Усольского уезда, оп.1, д.112.
2. КПОГА, ф.252 Воспоминания М.А. Кривощёкова о гражданской войне, оп.1, д.47.
3. Бачев Г.Т. Страницы истории. — Пермь, 1995.
4. Конин Г.К. Памятники истории и культуры Коми-Пермяцкого национального округа. — Кудымкар, 1976.
5. Коньшин А.Е. История коми-пермяцкого народа 1917 — 1940 гг. Кудымкар, 2004.

Вернуться к списку