Феномен „аправославия“ в Российской империи накануне гражданской войны
Проблема исследования религиозных процессов в преддверии 1917 года и гражданской войны представляется достаточно интересным с исторической точки зрения явлением. В первую очередь это связано с вопросом, почему в данный исторический период произошел такой колоссальный перелом в религиозном сознании народа «от православия к атеизму». Почему большевики смогли развернуть такую мощную антирелигиозную кампанию в стране, в результате которой происходило повсеместное разрушение и разграбление православных храмов, массовое уничтожение священнослужителей. Небольшая группа идейных революционеров просто не могла бы развязать такой антирелигиозный террор, не опираясь на поддержку народа, который либо молчаливо, либо деятельно помогал большевикам. Следовательно, для нас наибольший интерес представляет вопрос, какие причины повлияли на массовый отход от православия в народной среде.
В результате изучения данного вопроса можно выделить следующие причины.
- Политические причины. Распространение различных политических идеологий, движений, партий, относящихся либо индифферентно, либо враждебно по отношению к религии, в частности к Русской Православной Церкви (РПЦ). Например, программные установки большевиков однозначно были направлены на свержение ненавистного строя в лице «Царя-Церкви». Новые политические идеи особенно быстро распространялись и находили сочувствие среди рабочих и городского населения.
- Социально-политический кризис в Российской империи накануне революции 1917 года. В данном случае можно указать на участие России в Первой мировой войне, которое привело к социально-экономическому кризису и критике царской власти, росту протестных настроений и широкому недовольству среди народа. В свою очередь это не могло не сказаться на отношении к РПЦ, которая прочно ассоциировалась с самодержавной властью царя. Падающий авторитет царя соответственно сказывался и на авторитете РПЦ. Кроме того, социальное расслоение общества на тот момент достигало колоссальных размеров. Большая часть населения принадлежала к «нищей России», поэтому большевики умело воспользовались социальными проблемами народа, обещая построение нового справедливого общества без богатых («рая на земле»). В среде простого народа назревал протест против существующего социального строя. Очень наглядно это характеризуется в отчете Тверской епархии: «Простой народ всю свою желчь, обиду, озлобление, накопившееся веками под гнетом нужды, лишений и всяческой неправды, изливает на того, кто первый перед глазами, кто особенно часто мозолит ему глаза и надоедает своим попрошайничеством. Не столько сознавая, сколько чувствуя, ощущая тяжесть своего положения, крестьянство, по неспособности видеть глубочайшие причины его, останавливает свой взор, свое внимание на ближайшей, каковой как раз оказывается духовенство» [Емелях Л.И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1972. c. 49–50].
- Процесс европеизации и секуляризации (идущий из Западной Европы), который в свою очередь влиял на мировоззрение, социально-политические взгляды, творческие идеи самых разных социальных слоев.
- Распространение разнообразных религиозных вероучений и мистических движений. Монополия РПЦ была существенно потеснена многообразными конфессиями, начиная с ислама и заканчивая протестантскими деноминациями, плюс к этому набирали популярность всякого рода мистические, спиритические, теософские, оккультные движения. Все это, безусловно, не могло не сказаться на религиозном сознании, как простого народа, так и интеллигенции.
- Непосредственный кризис самой РПЦ.
- «Новое религиозное сознание» интеллигенции (Д. Мережковский, Н. Бердяев, В. Розанов и др.). Появление подобных умонастроений в данной среде можно связать с неприятием официального православия, которое подвергалось резкой критике с их стороны. В первую очередь вызывало недовольство и разочарование «окостеневшее» православие, отсутствие религиозной глубины, обрядоверие, полное подчинение РПЦ государственной власти. Отсюда призывы к реформированию церкви.
- Набирающее силу (начиная с 1905 года) движение «обновленцев» среди священнослужителей, которое предлагало ряд церковных реформ.
- Неграмотность священнослужителей. Так, например, в отчете за 1911–1912 годы отмечалось, что в Пермской епархии процент священников с полным богословским образованием снизился с 80% до 30% и часто был ниже, чем в 1905 и 1906 годах [Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1911 — 1912 гг. СПб., 1913. c. 162. http://www.religare.ru/article5456.htm]. Подобная ситуация наблюдалась практически по всей Российской империи.
- Падение престижа священнослужителей. О низком престиже православных священнослужителей свидетельствуют следующие исторические факты: в 1863 году учащимся духовных семинарий разрешили поступать в университеты, и уже к 1875 году среди студентов университетов страны 64% составляли бывшие семинаристы (в 1879 году церковное ведомство добилось отмены этого разрешения) [Русское Православие: вехи истории. М., 1989, с. 357]. В отчете за 1911 – 1912 годы обер-прокурор Святейшего Синода констатировал: «Очень многие преосвященные отмечают в своих отчетах трудность замещения освобождающихся вакансий богословски-образованными пастырями, объясняемую замечаемым в течение уже целого ряда лет движением воспитанников духовных семинарий в сторону от пастырства» [Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1911 — 1912 гг. СПб., 1913, с. 162. http://www.religare.ru/article5456.htm].
- Дух «распутинщины» в церкви, который поразил не только религиозную «верхушку», но все круги церковной иерархии. Аморальное поведение, пьянство священнослужителей, особенно в сельской местности окончательно подрывало не только авторитет отдельных священников, но и церкви в целом.
- Формальная, поверхностная религиозность народа, доминирование обрядоверия. Обер-прокурор Святейшего Синода К. Победоносцев оценивал религиозную ситуацию среди простого народа следующим образом: «Наше духовенство мало и редко учит, оно служит в церкви и исполняет требы. Для людей неграмотных Библия не существует, остается служба церковная и несколько молитв, которые, передаваясь от родителей к детям, служат единственным соединительным звеном между отдельным лицом и Церковью. И ещё оказывается в иных, глухих местностях, что народ не понимает решительно ничего ни в словах службы церковной, ни даже в „Отче наш“, повторяемом нередко с пропусками или с прибавками, отнимающими всякий смысл у слов молитвы» [Победоносцев К.П. Pro et contra. СПб., 1996. с. 138].
- Сращивание РПЦ с государственными органами власти, самодержавием, полное отсутствие независимости.
В совокупности вышеперечисленные причины и ряд других объективных обстоятельств привели к коренной ломке религиозного сознания среди широких слоев населения, начался постепенный отход от православной традиции. Ориентировочно на рубеже 1915–1916 годов в донесениях и отчетах духовенства стали преобладать панические настроения. Так, например, записка думского духовенства обер-прокурору Святейшего Синода А.Д. Самарину гласит: «Не только в образованных слоях, но и в сфере простого народа, искони бывшего верным началам Православия и церковности, замечается ныне охлаждение к Церкви, оскудение религиозного духа… Авторитет духовных пастырей… падает все больше и больше, так что даже самые лучшие, самые энергичные из них иногда в бессилии и как бы в отчаянии опускают руки… Народ все больше и больше удаляется от храма» [Записка думского духовенства, поданная в августе 1915 г. обер-прокурору Святейшего Синода А.Д. Самарину. Пг., 1916. с. 3, 7. http://www.religare.ru/article5456.htm].
В конечном итоге подобные обстоятельства предопределили антирелигиозный террор и жестокую борьбу с «попами и религиозным мракобесием» со стороны новой власти.