Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Состояние школьного дела в г. Перми (январь—июнь 1919 г.)

А.А. Кальсина
соискатель кафедры Новой и новейшей истории России ПГПУ

В современной историографии белого движения упор делается на военные операции, экономику, структуры управления, при этом, вопросы образования продолжают оставаться не исследованными. Малоисследованной остается проблема, связанная с деятельностью учебных заведений Перми и состоянием школьного дела в этот период. Советская историография давала крайне негативную оценку деятельности колчаковского правительства в области школьной политики, констатируя полный развал школьной системы и плачевное состояние учебных заведений города. (Культурная революция на Урале. Свердловск, 1966. С.30.)

Несомненно, что в условиях Гражданской войны развал школьной системы был неизбежен, тогда почему 80% пермского учительства и практически все профессора пермского университета после полугодового режима власти А.В. Колчака ушли с его войсками в Сибирь? Для объективной картины данной ситуации, необходимо обратиться к архивным источникам и периодике того времени.

В годы Гражданской войны Пермская губерния оказалась зоной влияния белых правительств. 24 декабря 1918 г. в результате военной компании Сибирская армия адмирала А.В. Колчака вытеснила отряды Красной армии с территории Пермской губернии, установив на полгода до июля 1919 г. свою власть. В январе 1919 г. газета «Свободная Пермь» так характеризовала обстановку: «Школьная жизнь разбита. Вместо самоуправления большевизм внес разложение в среду учащихся. Вместо трудовой атмосферы, самодеятельности — беспечность, освобождение от труда, вместо совместного обучения — одичание учащихся, разгром налаженного годами школьного общежития». (Свободная Пермь. 1919. № 48. С.4.) Средства, предназначавшиеся на выдачу жалованья учителям, были увезены пермским уездным исполнительным комитетом большевиков. (Свободная Пермь. 1919. № 16. С.3)

Властью А.В. Колчака был восстановлен Оренбургский учебный округ, в который прежде входила Пермская губерния. Попечителем Оренбургского учебного округа, был назначен директор Екатеринбургской художественно-промышленной школы В.М. Анастасьев. Новым заведующим Отдела народного образования в Перми был избран врач В.В. Рахманов. (Свободная Пермь. 1919. № 24. С.4.)

Одним из главных принципов организации системы управления образованием на территориях, контролируемых правительством А.В. Колчака, стал принцип децентрализации (заявленный в свое время ещё Государственным комитетом по народному образованию при Временном правительстве). Считалось, что в условиях военного времени, вопросы школьной жизни эффективно могут быть решены только на местах. Начальные школы были переданы в ведение земств и городов. Среднее и высшее образование оставалось в ведении Министерства народного просвещения правительства А.В. Колчака. Контролировать состояние школьного дела на местах должны были уполномоченные МНП. (ГАРФ. Ф. Р-320. Оп.3. Д.20. Л.31.)

Возобновившее свою деятельность пермское Земство в январе 1919 г. начало сбор сведений о школах: в каком они состоянии, сохранилось ли имущество, каково количество учащихся и списки учителей, способных приступить к занятиям.(Свободная Пермь.1919. № 18 С. 3.) В отношении учительства, сотрудничавшего с большевиками, было принято решение: оставить только тех, кто предоставит от местных самоуправлений удостоверения о политической благонадежности и наличие соответствующего образовательного ценза.(ГАПО. Ф. 345. Оп.1, Д.115, Л.1.)

Постепенно возобновляется работа многих учебных заведений Перми: Первой мужской гимназии, Мариинской женской гимназии, Фребелевских курсов по дошкольному воспитанию. Местное самоуправление выделило средства на финансирование школ: гимназии Циммерман-2250 руб., гимназии Л.В. Барабатенко — 12 тыс. руб. смешанной гимназии Орловой — 8 тыс. руб., Обществу педагогов-10 тыс. руб. (Свободная Пермь. 1919. № 24. С.4.)

Профессора пермского университета начали чтение лекций студентам. В средних учебных заведениях была восстановлена плата за обучение. Так в гимназии Циммерман плата составляла от 80 до 125 руб. за полугодие. Земское собрание Пермского уезда разрешило преподавание Закона Божьего в школах. Данный учебный предмет был обязателен для школы и не обязателен для учащихся. (Свободная Пермь. 1919. № 19. С.4.)

В январе 1919 г. состоялось совещание пермского Учительского союза — профессиональной корпорации учительства, возникшей ещё в марте 1917 г. Главной темой обсуждения было материальное положение учительства. С 1919 г. МНП правительства А.В. Колчака, на подконтрольных территориях вводило новые ставки, согласно закону от 6 декабря 1918 г. Новые ставки были ниже советских. Заработная плата учителя начальной школы составляла 400 руб., в то время как в 1918 г. учитель в уезде получал от 664 до 864 руб., а в Перми — от 747 руб. в месяц. (Свободная Пермь. 1919 № 28 С.3.) Для сравнения прожиточный минимум в Перми в 1919 г. составлял в среднем 300 руб. в месяц. Цены на продукты были следующими: греча- 2 руб. 20 коп. за фунт, масло — 2 руб. 80 коп. за фунт, свинина- 4 руб. 80 коп. за фунт, соль — 35 коп., картофель — 11 руб.(Свободная Пермь. 1919. № 78. С.4.)

В феврале 1919 г. в Пермь прибыл уполномоченный МНП М.И. Хитрин, собрав пермское учительство на многолюдное совещание, он познакомил учителей с целями и задачами нового учебного окружного управления и сообщил, что МНП готовит проект реформы школы. Уполномоченным было отмечено, что пермское учительство не организовано. Далее обсуждались вопросы дальнейшего существования института классных наставников, деятельность ученических организаций и учебные планы. Решено было сохранить институт классных наставников, при этом по отношению к учащимся, они должны быть старшими друзьями. В учебных заведениях устанавливался минимум учебных планов, так же были приняты меры к физическому и психическому оздоровлению учащихся. (Свободная Пермь. 1919. № 47. С. 3.)

Вопросы предстоящей реформы школы, обсуждались и на страницах общественно-педагогического журнала «Свободная трудовая школа» вышедшего марте 1919 г. в Перми. Издателями журнала выступили Н.Е. Румянцев и Н. Е Бочкарев- ученые- педагоги, лидеры педагогического кружка, учрежденного при пермском университете. Вместе с группой пермских педагогов они, несмотря на военное время, активно пропагандировали идеи трудовой школы, проводили публичные лекции и беседы, издавали листовки, занимались вопросами переподготовки учительства в духе идей трудового обучения. О деятельности группы Н.Е. Румянцева хорошо знали в МНП, и оказывали всемерную финансовую поддержку. Интересна и личность самого Н.Е. Румянцева, сегодня, к сожалению, его имя не заслуженно забыто. Ещё в начале ХХ века вместе с профессором А.П. Нечаевым, специалистом в области экспериментальной педагогики, Н.Е. Румянцев основал сначала в Петербурге, а затем в 1916 г. в Перми Общество экспериментальной педагогики. Много публиковался в известных российских педагогических журналах, активно занимался изучением детской психики.

В июне 1919 г. особой комиссией был разработан проект организации в Перми Земского института народного образования. Директором института единогласно был избран Н.Е. Румянцев. Однако политические события помешали реализации этого проекта.

После эвакуации в Сибирь с войсками А.В. Колчака Н.Е. Румянцев сотрудничал и публиковал свои труды в «Журнале МНП»- официальном педагогическом печатном издании, продолжавшем традиции императорского журнала МНП. В Сибири, уже во второй половине 1919 г. Н.Е. Румянцев и Н.Е. Бочкарев возглавили Обще-Сибирское справочно-педагогическое бюро, Центральный педагогический музей, и продолжили издание журнала «Свободная трудовая школа». (Свободная трудовая школа. 1920. № 1. С. 45.)

В Томске Н.Е. Румянцев совместно с известным профессором С.И. Гессеном (специалист в области философии педагогики) читал лекции о трудовой школе для учителей, которые вызвали небывалый интерес. За короткий срок в Томске Н.Е. Румянцев организовал педагогические курсы для учителей, открыл несколько детских площадок. В конце 1919 г. профессор Н.Е. Румянцев скончался от сыпного тифа.

Немалую роль в сохранении системы образования в этот период играли земства. Земства, после их восстановления были практически единственной структурой, сохранившей кадры специалистов в деле народного просвещения. Земства имели крупные достижения в области школьной и внешкольной просветительной работы, заменить их организацию, их кадры, какой-либо новой другой структурой в тех условиях было довольно сложно.

В июне 1919 г. Пермское Губернское Земство взяло на себя миссию организации учительских съездов, для обсуждения предстоящей школьной реформы. Предлагаемая земством программа съезда поражает широтой обсуждаемых вопросов. 15 июня 1919 г. был созван съезд учителей высших начальных училищ губернии. Роль организационного бюро взяли на себя Советы губернского и городского Учительских союзов. Основная цель съезда — установить преемственность между I, II и III ступенями школы. Предполагалось обсудить вопросы, связанные с организацией единой трудовой школы и учебные планы. А так же вопросы автономии школы и организации школьного управления (деятельность и полномочия педагогического совета, родительского комитета, попечительского совета, инспектора и классных наставников). Функции Губернского и Уездного земств, в связи с переходом в ведение местных самоуправлений, общественный и правительственный контроль за работой учителей.

Кроме того, на съезде обсуждался широкий спектр вопросов общественно-воспитательного характера: трудовое начало, исследование одаренности учащихся, отсталые и дефективные дети; индивидуальное обучение, художественное воспитание; школьная дисциплина и самоуправление учащихся, библиотеки, классное и внеклассное чтение; ученические экскурсии, способы проверки и оценки знаний учащихся, ручной труд в школе, врачебно-санитарный надзор, горячие завтраки; вопрос о введении новых языков.

Последним, был рассмотрен вопрос о положении учительства (о подготовке новых кадров, летние курсы переподготовки, экскурсии для учителей, научные командировки, издание педагогического журнала, правовое и материальное положение учителей).(Свободная трудовая школа. 1920. № 3. 15 апреля)

Однако реализовать обсуждаемые проекты пермским педагогом не удалось. Правительство А.В. Колчака делало ставку на военную победу, и вопросы, связанные с образованием оказались в числе второстепенных.

Тем не менее, в годы Гражданской войны белые власти вели активную борьбу за учительство, так как рассматривали его основным проводником своей государственной политики. МНП правительства А.В. Колчака стремилось всеми возможными способами сохранить кадры учителей. С этой целью правительство создавало относительно благоприятные условия для учительства. К примеру, прибывшие в Омск педагоги могли рассчитывать на специальное пособие («эвакуационное») в размере 500 руб. Кроме того, на подконтрольных территориях, были созданы специальные осведомительные отделы, ставившие своей целью проведение работы по осведомлению населения. Так сферу влияния этого отдела входило около 500 школ Пермской губернии. В результате колчаковской агитации с белыми в Сибирь в июне 1919 г. ушли 80% пермского учительства, 90% учителей Кунгура, и 270 чел. (вместе с семьями) профессорско-преподавательского состава пермского университета.(ГАПО. Ф. Р-23, Оп.1, Д.56, Л.4; Д. 459, л.25.) Материалы архивных источников и периодической печати убедительно доказывают, что белым правительством, контролирующим Сибирь и территорию Уральского края, проводилась собственная школьная политика, и была предложена альтернативная модель реформы государственной школы.

Вернуться к списку