Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Информационные ресурсы по теме: «Становление единой государственной школы 1917 — 1920 гг. в Пермской губернии»

А.А. Кальсина
Пермский государственный педагогический университет

В отечественной историографии различным аспектам истории образования посвящено большое количество исследований, в которых обобщён опыт деятельности государства и всех звеньев народного образования по разработке и осуществлению образовательной политики. Поэтому в отношении количества работ по данной проблематике, можно говорить о том, что она широко представлена в литературе. Условно историографию изучаемой проблемы можно разделить на три периода. Первый период — середина 20-х — середина 50-х годов прошлого столетия. Авторами работ по проблемам народного образования были в основном практические работники, которые хотя и пытались проанализировать проблемы развития народного образования, всё же не могли показать развитие школы в историческом плане (Белдыцкий А. Народное образование в Пермской губернии. Пермь, 1918.; Альбенский А. Народное образование за 7 лет. Итоги по Пермскому округу. «Звезда» 1924, 7 ноября.; Меглицкий Н. Ликвидация неграмотности в Пермском округе. «Экономика» 1925 № 10.; Перель И. Народное просвещение на Урале, к 11-ой годовщине Октября. «Просвещение на Урале», 1928, № 11). Пожалуй, только работа И.В. Чехова «Типы русских школ», (Чехов И.В. «Типы русских школ» М., 1923.) выделяется среди большого количества статей, брошюр, журнальных публикаций на эту тему. В конце 50-х годов, когда произошёл поворот к проблемам образования, связанный с начавшейся реформой общеобразовательной школы появилось первое фундаментальное исследование по истории советской школы Ф.Ф. Королёва. (Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1917 — 1920 гг. М., 1958.; кроме того, Медынский Е.Н. Первый год советской школы (1917 – 1918) «Советская педагогика» 1947, № 4, 6.; Равкин З.И. Школа в годы Гражданской войны и иностранной интервенции в СССР 1918 — 1920 гг. «Советская педагогика», 1949, № 1.; Константинов Н.А. Очерки по истории советской школы за 30 лет. М., 1948.) Паралельно выходит книга А.Ф. Кривошеевой, в которой автор показывает развитие школьного образования с середины XIX века до 1955 года на материалах Уральского региона. (Кривошеева А.Ф. «Очерки истории Коми-Пермяцкой школы» Пермь., 1956). Второй период историографии — 70-е-80-е годы. В эти годы проблемы образования освящались Уральскими историками в трудах обобщающего характера. (История Урала. Пермь, 1977; История советского Урала 1917 – 1932. Свердловск, 1976.) Среди авторов, внёсших достойный вклад в исследование проблем народного образования в советский период, следует назвать М.Е. Главацкого, В.Г. Чуфарова, П.В. Гришанова, В.Ф. Неустроева (Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции. Свердловск, 1973.; Чуфаров В.Г. Из истории развития общеобразовательной школы на Урале в годы восстановительного периода. «Из истории Урала» сб. статей, Свердловск, 1960.; Гришанов П.В. Школьный всеобуч на Урале в условиях строительства социализма (1926 – 1937) Челябинск, 1982.; Неустроев В.Ф. Из истории развития учительства Урала (1917 – 1923). В кн. «Народный учитель» Уч. Записки Свердл. Пед. Института. Свердловск, 1968). Эти исследователи рассматривали историю развития образования в контексте партийного руководства просвещением. И делали вывод о том, что именно партийные организации региона сыграли ведущую роль в успешном реформировании системы школьного образования. Третий период историографии 90-е годы, и по настоящее время. Одной из основных тенденций можно назвать разработку исследователями национальной и региональной тематики.(Болодурин В.С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье: страницы истории (1735 – 1940) Оренбург, 2001.; Алексеева Л.В. Социокультурная политика советской власти на Обь-Иртышском Севере в 1920 — 1941 гг. Екатеринбург, 2003. и др.) Ослабление идеологического партийного контроля, способствовало появлению работ, в которых более глубоко и объективно анализировались тенденции и механизмы народного образования. Для публикаций 90-х годов характерно критическое освещение в оценке достижений советской системы образования. Краткий обзор историографии позволяет сделать следующие выводы: исследователями вопросов народного образования собран и обобщён большой фактический материал. Главное внимание уделено изучению опыта партийного руководства школой, достижениям советской системы образования. Однако история становления единой государственной школы на Урале и в Пермской губернии разработана историками достаточно дифференцировано. В частности, а) нет единого подхода к теме, связанной с событиями Февральской революции и состоянием школьного дела в этот период. б) Какие процессы шли в системе народного образования накануне 1917 года? Как известно, приобщение к европейскому педагогическому опыту началось ещё до первой мировой войны. Особенно популярной была идея свободной творческой трудовой школы, свободного воспитания, входившая во все предполагаемые проекты школьных реформ. в) Каково было состояние школьного дела в период колчаковской оккупации, прервавшей период становления единой государственной школы в Пермской губернии?

Учитывая историческую ситуацию, сложившуюся в Пермской губернии с февраля 1917 года по июль 1919 года, когда на территории губернии происходило чередование политических режимов, рассматриваемый исторический сюжет можно разделить на три хронологических периода. Первый период (февраль 1917 — октябрь 1917), связан с обсуждением дальнейших путей развития новой школы. Статьи и дискуссии пермского учительства на страницах газет «Пермские губернские ведомости», «Пермская земская неделя», «Народная свобода», журнала «Педагогическая мысль» (московский журнал, филиал которого находился в Перми) отчётливо это отражают. Октябрьская революция глубоко дифференцировала старую интеллигенцию. Наиболее привилегированная и квалифицированная часть учителей гимназий выступала против власти большевиков. Деятельность Пермского Учительского Союза, оформившегося организационно в марте 1917 года, с целью объединить усилия педагогической общественности города и определить свою политическую платформу, отражена в фонде 603 Государственного Архива Пермской области (Ф.603., Оп.1., Д.476., 2.). Сведения о количестве средних учебных заведений, учащихся, преподавателей и их квалификации по Пермскому учебному округу за 1917 — 1918 гг. представлены в фонде «Директор народных училищ г. Перми» (Ф.42., Оп.1., Д.603., Л.2). Представляют интерес фонды Пермских учебных заведений, Мариинской женской гимназии, Первой мужской гимназии, Александровской женской гимназии, где содержатся сведения о деятельности школьных советов, отчётные ведомости, переписка по административно-хозяйственным вопросам, протоколы заседаний педагогических советов за 1917—1918 гг. отражающие жизнь учебных заведений в этот сложный период. (Ф.33., Ф.497, Ф.172).

Второй-период (октябрь 1917 — ноябрь 1918) связан с установлением Советской власти в губернии. Его можно характеризовать, как период противостояния старых сил в их желании сохранить прежнюю школу, и попыткой новой власти сломать старую систему. Слом старой системы происходит директивно- административным путём, без предварительного обсуждения в обществе. На основании декрета СНК от 5 июня 1918 года, все учебные общеобразовательные учреждения, были переданы в ведение городского Отдела Народного образования (Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. М., 1918. С. 557.).Существовавшие до революции различные типы учебных заведений г. Перми начали преобразовываться в единую сеть общеобразовательных учреждений, согласно декрету ВЦИК от 16 октября 1918 года «О Единой Трудовой школе РСФСР (положение)» (Там же с. 915.). Газета «Известия Пермского Губернского Исполкома крестьянских, рабочих и солдатских депутатов», общественно-педагогический журнал «Народное Просвещение» г. Усолье, а с 1920 года газеты «Звезда» и «Красный Урал» отображают на своих страницах этот период жизни школы. Однако в результате установления в ноябре 1918 года на Урале власти Колчака, деятельность всех советских учреждений была прервана до начала июля 1919 года., когда Западный Урал был занят войсками Красной Армии. Таким образом, реальный переход от дореволюционной системы учебных заведений к единой сети общеобразовательных учреждений нового типа был осуществлён только в 1919 — 1920 гг.

Третий период (ноябрь 1918 — июль 1919) — период правления Колчака. С приходом «белых», происходит попытка установить прежние порядки в школьной жизни. Но и при новом режиме продолжается обсуждение проблемы; какой должна быть новая школа? Идеи трудовой, свободной школы продолжали оставаться популярными в среде педагогической общественности. Это подтверждают данные периодической печати. Газеты «Свободная Пермь», «Освобождённая Россия», «Сибирские стрелки» и др. на страницах которых, помимо хроники военных событий есть информация о состоянии школьного дела в губернии. (См. Кальсина А.А. Состояние школьного дела в Пермской губернии по материалам газеты «Свободная Пермь» (1919 г.) — в сборнике «Пятые Татищевские чтения» Екатеринбург, 2004 г.) Таким образом, можно говорить о «перетекании» идеи свободной трудовой школы из одного политического лагеря в другой. Но пути осуществления идеи были различны. Белые сразу же установили сословную градацию в обучении детей. 80% пермского учительства ушло с Колчаком в Сибирь, продемонстрировав свою приверженность к новой власти (Пермский «Муравейник». Пермь, 1966. С. 95.). Большевики выдвинули идею Единой Трудовой школы. Она должна была упразднить монополию имущих классов на образование, готовить детей к труду, физическому и умственному. Какая бы власть не приходила, она ставит проблему класса, социальной группы и отдельного человека. Парадокс революции в том, что в процессе борьбы отдельного человека не видят, но с другой стороны, власть обращает большое внимание на его развитие, на подготовку следующих поколений, решает проблемы школьного строительства.

Характеризуя документальную обеспеченность данной темы, необходимо отметить, что огромный массив материала составляет периодическая печать (советские газеты и журналы, а также повременные издания не большевистской направленности). Причём материалы периодической печати перекрывают архивные, т.к. многие архивы этого периода не сохранились. Но по обширности, интересу, эмоциональной подаче материала они представляют собой очень ценный исторический источник. Главной проблемой остаётся неточность информации, ошибки и опечатки. Это в свою очередь, требует от исследователя сверки данных с архивными материалами. Ко второй группе источников можно отнести нормативные документы. Это Законодательные акты Советского правительства, циркуляры НаркомПроса, постановления местных органов власти. В Перми в 1918 году были опубликованы сборники таких документов, (Декреты и постановления по Народному просвещению, изданные по 1-е апреля 1918 г. — Пермь, 1918 г.) но их малое количество с точки зрения исследователя М.Г. Нечаева не позволяет выявить эти проблемы более полно и масштабно. (См. Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период Великих потрясений: 1917–1922. Пермь, 2004 г.) Реальная жизнь того времени отражена в основном в воспоминаниях и мемуарах современников тех событий, но, как известно, эта группа источников страдает с точки зрения субъективизма изложения материала. Однозначно можно сказать, что в этой теме существуют резервы — это многочисленные документы, которые иллюстрируют, раскрывают проблемы, и которые ещё не введены в научный оборот.

<<< Вернуться к списку