Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Ноябрьские Чтения: методический семинар для учителей истории в ПермГАСПИ

16 ноября 2017 г. в рамках Ноябрьских историко-архивных чтений состоялся методический семинар для учителей истории и обществознания по теме «Российская революция 1917 года: проблемы выбора стратегии преподавания». Семинар был организован и проведен под руководством Л.В.Жениной, кандидата исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории России ПГГПУ.

Со вступительным словом к участникам семинара обратился С.В.Неганов, директор Пермского государственного архива социально-политической истории, рассказавший о возможных форматах взаимодействия Архива с учителями истории и обществознания.

Обозначая актуальность методического семинара, Л.В.Женина отметила, что проблема выбора стратегии преподавания по теме Русской революции 1917 года важна как для научного, так и для педагогического сообщества, а цель семинара состоит в оценке и формулировании новых подходов в методике преподавания этих тем.

В ходе семинара прозвучали выступления педагогов:

О.В.Опрелкова, учитель школы № 2 обозначила тему сложности восприятия событий 1917 г. учащимися 9 класса и необходимости выстраивания целостной системы восприятия на основе знания фактологии и персоналий-участников событий.

В.В.Шаболин, кандидат исторических наук, доцент НИУ ВШЭ в Перми определил концептуальные подходы к интерпретации фактов революционных событий 1917 года в России в преподавании истории старшеклассникам.

О.Д.Созинова, учитель школы № 32 основываясь на своем опыте работы с учащимися, остановилась на необходимости рассматривать явление «революции» на уроках всеобщей истории на примере Великой Французской революции, выявляя общие характеристики для любой революции.

Е.С.Поварницына, преподаватель Лицея № 2 в своем выступлении обратилась к необходимости формирования интереса школьников к историческим событиям 1917 года через дистанционные интеллектуальные игры на примере образовательного проекта «Эхо революции». Для создания игрового пространства использовалась система TESLA, которая дает возможность формировать массив заданий для дискуссионных игр с использованием визуальных источников и текстов.

Я.А.Хатмуллина, заместитель директора, учитель школы № 25 в своем выступлении остановилась на технологиях и приемах анализа исторических событий 1917 года в современной школе, в том числе методами SWOT-анализа.

Н.А.Павлова, учитель школы № 10 и эксперт ПермГАСПИ, в своем выступлении сделала обзор архивных источников о революционных событиях 1917 года, в первую очередь, документов ПермГАСПИ и возможности их включения в образовательный процесс, а также вовлечения школьников в исследовательский процесс с использованием архивных документов.

И.Ю.Федотова, начальник отдела научно-справочного аппарата ПермГАСПИ обозначила одну из актуальных тем, которой занимается Архив – это тема «Пермский период жизни великого князя Михаила Александровича и его убийство в окрестностях г.Перми в ночь с 12 на 13 июня 1918 г.» и пригласила учителей к участию в исследованиях на данную тему.

Заместитель директора ПермГАСПИ М.А.Старкова рассказала о практике совместных мероприятий школ с ПермГАСПИ в формате экскурсий, лекций, круглых столов и дебатов, в том числе, на примере экспонирования выставки ПермГАСПИ «Пермский край в Великой Отечественной войне» в Пермском суворовском училище.