Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Международный форум «Петербургский диалог»

Как и в прошлом году, в этот раз центральной темой стало обсуждение вопросов, связанных с памятью о тоталитарных режимах ХХ века в России и Германии, способах работы в области сохранения исторической памяти в музеях, мемориалах, архивах, а также освещение данной проблемы в российском и зарубежном медиа-пространстве.

В отличие от прошлогодней Школы, фокус внимания участников которой был направлен на изучение опыта работы с памятью в музеях и мемориальных комплексах Германии, в 2015 году большая часть выступавших говорили о проблемах и перспективах memory studies в России. В своих выступлениях участники отметили, что вопрос памяти и забвения (вытеснения) мрачных страниц истории двух государств до сих пор остается ключевым, а важнейшим условием для его разрешения является проработка темы в историческом и социокультурном дискурсе. Для этого, по мнению специалистов, необходимо от замалчивания травматического опыта переходить к его обсуждению и осмыслению не только в рамках академической исторической науки, но и смежных отраслей гуманитарного знания (в первую очередь психологии, социологии, «публичной истории»). Как заметила аспирантка университета Магдебурга Анке Гизен, понятия «травма» и «посттравматический синдром» применительно к рассматриваемой проблеме в первую очередь связаны с тем, что непосредственные жертвы в своем повседневном опыте стараются максимально дистанцироваться от прошлого, как бы вычеркнуть определенный этап из своей биографии. В рамках круглого стола «Травма 1991 года против травмы 1937 года» заведующий кафедрой культурологии Пермской государственной академии искусства и культуры О.Л. Лейбович, рассуждая о так называемой «травме 1937 года», отметил, что это понятие остается актуальным и для современной России постольку, поскольку в массовом сознании сохраняется страх перед государством.

Практические исследования участников Школы в основном были связаны с изучением того, как травматичное прошлое повлияло на самоидентификацию представителей национальных меньшинств, подвергнутых депортации и иным репрессивным практикам в годы Великой Отечественной войны (на примере ингерманландских финнов), отражению темы тоталитаризма и культа личности И.В. Сталина в российских СМИ, анализу промышленной политики Советского государства в годы первых пятилеток на материалах периодики рассматриваемого периода (газета «За индустриализацию»). Отдельный доклад был посвящен изучению социального портрета заключенных на основе анализа архивно-следственных дел репрессированных в период с декабря 1934 г. по весну 1937 г. жителей Алтайского края.

Напомним, что на хранении в Пермском государственном архиве новейшей истории находятся архивно-следственные и проверочно-фильтрационные дела жителей Прикамья, в отношении которых было заведено судебное производство по ст. 58 УК РСФСР (1926 г.), либо попавших в плен в годы Великой Отечественной войны уроженцев области, после освобождения проходивших фильтрационную проверку в спецлагерях ГУПВИ НКВД (МВД) СССР. На основе указанных документов в архиве были созданы базы данных «Репрессированные» и «Военнопленные». В настоящее время сотрудниками ПермГАНИ ведется работа по редактированию и унификации БД «Репрессированные».

Круглый стол «Травма 1991 года против травмы 1937 года» в рамках Школы «Уроки ХХ столетия…» Международного Форума «Петербургский диалог» (г. Пермь, 11.09.2015 г.) Секция «Память о сталинизме и о сталинской политике» в рамках Школы «Уроки ХХ столетия…» (г. Пермь, 11.09.2015 г.) Секция «Память о сталинизме и о сталинской политике» в рамках Школы «Уроки ХХ столетия…» (г. Пермь, 11.09.2015 г.) Секция «Униженные и оскорбленные пограничные группы внутри тоталитарных обществ» в рамках Школы «Уроки ХХ столетия…» (г. Пермь, 10.09.2015 г.) Участники Школы «Уроки ХХ столетия…» во время обсуждения докладов (г. Пермь, 09.2015 г.) Участники Школы «Уроки ХХ столетия…» во время обсуждения докладов (г. Пермь, 10.09.2015 г.)