РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОТУ
доцента кафедры новой и новейшей истории России
Гаузовой Тамары Алексеевны
«Хрестоматия по истории России
(конец XIX — начало ХХ века)»
— Пермь: ПГПУ, 2005
В последние 15 лет огромный интерес вызывали выходящие как в центре, так и в провинции сборники документов, среди них особой популярностью пользовался жанр хрестоматии (В качестве примера можно привести хрестоматии составленные пермскими историками И.К. Кирьяновым, О.Л. Лейбовичем, М.Н. Лукьяновым и стоит отметить ещё хрестоматию профессора УрГУ М.Е. Главацкого). Однако в основном интерес составителей документальных сборников вызывал период начавший после 1917 года. Выбранные же Тамарой Алексеевной для хрестоматии хронологические рамки (конец XIX — начало ХХ века) остались за пределами внимания историков и архивистов.
В данной хрестоматии собран комплекс документов, необходимый для учебных занятий. Опытный преподаватель, каким является Тамара Алексеевна Гаузова апробировала в учебном процессе работу с представленными документами в течении многих лет. Необходимо подчеркнуть также, что большинство из них впервые собраны в одном месте, что является несомненным достоинством работы. Рецензируемую хрестоматию можно использовать не только в ходе преподавания истории России, но она может послужить хорошую службу для практических занятий по источниковедению и методики преподавания истории, так как здесь представлены разнообразные виды документационного обеспечения управления начало ХХ века и само содержание документального наследия весьма показательно. Особо хотелось бы выделить важность публикации комплекса документов, посвященных эволюции избирательной системы в Государственные Думы в период с 1905 по 1917 гг. и основных законов 1906 г. Большинство документов уже опубликовано, но на практике чаще всего они малодоступны студентам и поэтому без хрестоматии или практикума их трудно включать в учебный процесс.
Однако хотелось бы обратить внимание на ряд недостатков.
Во-первых, незначителен научно-справочный аппарат: очень краткое предисловие, нет аннотации к документам или их описание, нет примечаний и кратких справочных данных о событиях, ситуациях, персоналиях, и т.д.
Во-вторых, документы, особенно взятые из архивов, нуждаются в элементарной археографической обработке.
В-третьих, отсутствует методическая составляющая, как пользоваться в учебном процессе этой хрестоматией?
В-четвертых, нет иллюстрирующего регионального аспекта.
В-пятых, нет списка сокращений и нет библиографии.
В-шестых, необходимо пронумеровать каждый документ (локальная нумерация) и изменить оформление представленных документов.
ОБРАЗЕЦ:
Начало документа:
№ 1
Доклад А.Г. Солдатова на заседании хозяйственного актива завода им. Сталина
«О задачах завода во втором полугодии 1942 г.»
26 мая 1942 г.
Содержанию документа с
минимальной археографической обработкой:
Товарищи, наше июньское задание есть наше пробное задание, на котором мы с вами должны испытать не только себя, но и все звенья нашего завода, начиная от верху и до низу. Надо суметь использовать тот исключительный, политический подъем, который имеет место сейчас на заводе в связи с решением Государственного Комитета Обороны по нашему мотору и по нашему заводу <…>1.
1 Опущена заключительная часть выступления о необходимости повышения производительности труда и качества продукции для скорейшей победы в Великой Отечественной войне.
Сокращенная подпись документа:
МИПМ. За передовую технику. Сборник материалов Бюро технической информации завод (июнь 1942 г.). С.3–7.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на вышеперечисленные недостатки эту хрестоматию можно считать определенной методической находкой составителя. И даже в таком виде она способна принести пользу, как преподавателям, так и студентам. Хотелось бы порекомендовать её к печати и по возможности исправить оформление.
28.01.2005
<<< Вернуться к списку