Молотов (Пермь)

Молотовский завод №19 им. И.В. Сталина

Основные виды продукции

Авиационные двигатели АШ-82: для истребителей Ла-5, Ла-7, для бомбардировщиков Ту-2, Пе-8, Су-2

Авиационные двигатели АШ-62ИР для транспортных самолетов Ли-2

Фасад здания заводоуправления Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина. г. Молотов, Молотовская область. 1942 г.
ПермГАСПИ. Ф.90. Оп.2Д. Д.319. Л.1

Механический цех опытного производства Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина. г. Молотов, Молотовская область. 1942 г.
ПермГАСПИ. Ф.90. Оп.2Д. Д.319. Л.2

Митинг в одном из цехов Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина, посвященный вручению этому предприятию переходящего Красного знамени ГКО. Молотов, Молотовская область. 1942 г.
ПермГАСПИ. Ф.8043. Оп.1Г. Д.100. Л.1

Директор Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина А.Г. Солдатов (в центре) среди работников этого предприятия на совещании по утверждению проектов новых станков завода. г. Молотов, Молотовская область. 1942 г.
ПермГАСПИ. Ф.90. Оп.2С. Д.88. Л.20

Главный конструктор Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина А.Д. Швецов в своем рабочем кабинете. г. Молотов, Молотовская область. 1940-е гг.
ПермГАСПИ. Ф.8043. Оп.1И. Д.278. Л.9

Работники конструкторского бюро Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина на своих рабочих местах. г. Молотов, Молотовская область. 1942 г.
ПермГАСПИ. Ф.90. Оп.2Д. Д.319. Л.11

Станция испытания авиационных моторов Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина. г. Молотов, Молотовская область. 1940-е гг.
ПермГАСПИ. Ф. 8043. Оп.1И. Д.80. Л.7

Рабочие Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина возле заводской доски почета. г. Молотов, Молотовская область. 1942 г.
ПермГАСПИ. Ф.90. Оп.2Д. Д.319. Л.22

Юные рабочие Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина на приеме у директора этого предприятия А.Г. Солдатова. Молотов, Молотовская область. 14 ноября 1944 г.
ПермГАСПИ. Ф.8043. Оп.2Г. Д.21. Л.1

Работники Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина возле одного из авиационных моторов, удачно прошедшего испытание. г. Молотов, Молотовская область. 1942 г.
ПермГАСПИ. Ф.90. Оп.2Д. Д.319. Л.19

Группа подростков, работников Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина, в годы Великой Отечественной войны. [1941-1945] гг.
АГП. Ф.1053. Оп.3. Д.3. Л.8. Фото 27.

Главный металлург Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина Дмитриев Леонид Илларионович за рабочим столом. г. Молотов, Молотовская область. 1944 год.
АГП. Ф.1053. Оп.3. Д.3. Л.10. Фото 35.

Молотовский завод №19 им. И.В. Сталина

Завод был построен в г. Перми в 1931-1934 гг. В годы Великой Отечественной войны предприятие производило авиационные двигатели АШ-82 и АШ-62ИР, которые устанавливались на истребители, бомбардировщики и военно-транспортные самолеты Военно-воздушных сил СССР. На предприятии частично использовалось оборудование с авиационных предприятий, эвакуированных из г. Москвы, г. Ленинграда, г. Харькова и г. Днепропетровска. К 1945 г. на Молотовском заводе №19 им. И.В. Сталина производилось более 500 моторов в месяц. За годы Великой Отечественной войны Молотовский завод №19 им. И.В. Сталина выпустил около 20% всех авиационных двигателей для ВВС РККА.

В годы Великой Отечественной войны на предприятии регулярно проводились компании по сбору подарков и денежных средств в помощь фронту. В 1943 г. работники Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина собрали 1 800 000 рублей на постройку авиационной эскадрильи «Сталинец».

За военный период предприятие 19 раз получало переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, которое в 1945 г. было передано заводу на вечное хранение. В 1945 г. за успешную работу по изготовлению авиационных двигателей Молотовский завод №19 им. И.В. Сталина был награжден орденом Красного Знамени. Большинство работников предприятия за свою деятельность в годы Великой Отечественной войны также были награждены правительственными наградами, а главный конструктор завода А.Д. Швецов в 1942 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Директорами Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина в годы Великой Отечественной войны были Г.В. Кожевников и А.Г. Солдатов.

Главным конструктором Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина в годы Великой Отечественной войны был А.Д. Швецов.

Главным инженером Молотовского завода №19 им. И.В. Сталина в годы Великой Отечественной войны был В.П. Бутусов.

Личная история

Банка варенья

14 ноября 1944 г. в кабинете директора моторостроительного завода № 19 генерал-майора Анатолия Григорьевича Солдатова было многолюдно. На прием к директору были приглашены 52 рабочих-подростка, перевыполнивших производственный план. Анатолий Григорьевич произнес речь, ребят угостили чаем, а в качестве премии им были вручены по паре валенок и банке консервированных фруктов, которые позднее называли вареньем или компотом. Ребят, сидящих с банками варенья перед директором за большим столом, запечатлел заводской фотограф Матвей Кузнецов, тем самым сохранив эту историю для последующих поколений.

В декабре 1944 г. директор собрал у себя еще 95 подростков, перевыполнявших план на 120-150 процентов. Среди них были слесари, токари, контролеры, электрики и другие молодые рабочие. Всех также премировали банками варенья и валенками.

Большинству из подростков, трудившихся на заводе № 19 им. Сталина было всего по 14-16 лет, а на вспомогательных работах трудились иногда и с 11 лет. Всего в годы войны на этом заводе работало около 8 тысяч юных рабочих, в некоторых цехах они составляли до 80% коллектива. Многие из них получили трудовые книжки гораздо раньше, чем паспорта. А чтобы ребята могли дотянуться до станков, им приходилось подставлять ящики.

Многие ребята недоедали, ходили в изношенной одежде. Поэтому премия в виде валенок и банки варенья была даже более ценная, чем денежные премии. Кроме знаменитой фотографии, история про награждение рабочих-подростков директором завода А.Г. Солдатовым была рассказана поэтом Владимиром Радкевичем в стихотворении «Баллада о банке варенья»:

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла -
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашёл,
Как только рабочую премию - банку варенья -
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.

Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,
Но будут ещё у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!


«Российская газета – Неделя». 04.02.2010 г. № 23(5102). «Банка варенья»

«Комсомольская правда». 14.11.2019 г. «История одной фотографии: 75 лет исполнилось знаменитому снимку «Банка варенья».

Радкевич В. И. Баллада о банке варенья // Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 9. Всё для фронта / Сост. Е. Ионов. – М., 1985. – С. 448.

Личная история

История девушек-подростков на заводе им. Сталина

Летом 1944 г. на моторостроительном заводе № 19 им. Сталина начала трудиться самая младшая работница – 10-летняя Зоя Александровна Аликина. Ее отец погиб на фронте, а мама умерла от болезни в 1942 г. Перед смертью она подарила своей дочке куклу, с которой Зоя не расставалась, даже когда ходила на работу. На завод ее приняли работать рассыльной в 10-й цех. Девочка была маленькая, худая. Пока она искала свой корпус, взрослые поднимали ее, чтоб она могла заглянуть в окна цеха. Начальник цеха, увидев маленькую девочку, хотел было отправить ее в детский дом, на что Зоя Александровна заявила, что лучше умрет, чем поедет туда. Ее оставили работать на заводе.

На работе девочка так уставала, что не было даже сил умыться. Приходила домой и спала от смены до смены. Однажды пропала ее любимая кукла, и девочка сильно плакала. Начальник цеха предложил купить другую, в 20 раз лучше. Но Зоя Александровна отказывалась, другой куклы ей было не надо, ведь та была подарком от мамы. С тех пор после войны ей каждый год в День Победы дарят по кукле.

Подростки оказывались на заводе по разным причинам, у каждого из них была своя история. Ребят на заводы набирали со всей страны. Александра Михайловна Беляева жила и училась в Вологодской области. 30 километров от деревни до станции матери провожали своих детей на поезд. Кто-то сказал, что на далеком Урале зима по 12 месяцев в году.

Зинаида Николаевна Генералова во время войны училась в ремесленном училище при 19-ом заводе. Как она вспоминает, девушки жили в комнатах по 14-15, а иногда и по 20-25 человек. Из мебели у них были только койки и тумбочки. В соседних бараках жили мальчики. Суровое время сплотило ребят, они вели себя прилично, не ругались, не хулиганили, были культурными.

В войну в юнгородках собирали детей разных судеб. Трудной оказалась жизнь Зои Ивановны Хановой, приехавшей на завод из села Карагай. Отпускать ее из колхоза не хотели, она работала трактористкой, да только вот жить с мачехой было несладко. Ей и сегодня тяжело вспоминать те годы, когда в родном доме она не чувствовала себя своей. Помог завод – сначала ее приняли в цех №34, но ненадолго: здесь надо было таскать поршни весом по 16 килограммов. Затем перевели в 36-й цех мелких и средних деталей, где Зоя Ивановна проработала до пенсии.

Зоя Ивановна вспоминает, что в войну работали без выходных, без отпуска, от 12 до 24 часов, ночью очень хотелось спать. Чтобы взбодриться, она делала несколько кругов по цеху. От холода руки примерзали к станку. Недоставало буквально всего – тепла, сна, еды, одежды. Носили фуфайки и короткие штанишки, вместо обуви выдавали "деревяшки" – сандалии на деревянной подошве, сверху брезент.

В этих «деревяшках» Зоя Ивановна однажды поехала домой в Карагай. Обувь намокла, пришлось разуться и идти босиком. А потом у нее украли бушлат. Она поменяла свою продуктовую карточку на мальчиковое пальто, в нем очень долго ходила. Есть почти нечего было, опухали от голода. На заводе рабочим давали по 700 граммов хлеба в день и похлебку. В больших бутылях в коридорах юнгородка стоял пихтовый напиток, но его вкус ребятам не нравился, он был горьким, хотя и богатым витаминами.

Юнгородок моторостроительного завода заменил подросткам дом и семью, подарил первых товарищей, первую любовь, стал путевкой во взрослую жизнь.

Документальный фильм «Я помню. Юнгородок»

Предприятия Пермского края
 Нытва  Молотов (Пермь) Соликамск