Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Из истории открытки

Шевырин Сергей,
ведущий специалист ГОПАПО

О новой отрасли художественной промышленности писал Санкт-Петербургский журнал «Искусство и художественная промышленность» в 1899 году: - «В Германии возникли целые фабрики, специально изготовляющие художественные открытые письма, и которые имеют своих представителей, агентов, разъезжающих по городам, с предложением образцов, и принимающих заказы. Торговцы наперерыв друг перед другом, стараются пораньше заполучить свои заказы, верно рассчитывая на скорый сбыт, как это было с почтовой карточкой по смерти Бисмарка, с изображением сцен из его жизни, чествования его памяти, замечательных его изречений и проч.; в первый же день они были все распроданы».

Речь идет об открытке, которая в наше время уже все больше принимает вид электронного послания. А в конце XIX века это было одним из самых модных и, к тому же, новейших изобретений. Именно в это время открытка  или как тогда называли «открытое письмо» стала доступна всем слоям населения – их стали выпускать огромными тиражами по цене, доступной многим. Конечно, поздравительные открытые письма посылались и раньше. Так, например, одна из самых ранних открыток хранится в Британском музее и датируется XV веком. Ее нарисовал и подписал, находясь в тюрьме, герцог Орлеанский. Так он поздравил свою жену с днем святого Валентина. До 60-х годов XIX века поздравительные или подарочные открытки изготовлялись вручную по специальным заказам и стоили немалых денег. Одним из первых, кто решился на тиражирование поздравительных карточек, был англичанин Генри Коул. В Англии было принято поздравлять родственников с Рождеством и Новым годом литографиями или гравюрами на соответствующие темы. Сметливый Коул, имеющий многочисленных родственников, в 40-е годы XIX века заказал художнику Джону Хорсли 40 одинаковых литографий, где была изображена семья Коула за рождественским столом. Внизу помещалась надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» Родственники остались довольны, а Генри Коулу пришла мысль заказать еще тысячу таких же литографий для продажи. В мире филокартистов эти литографии считаются самыми первыми растиражированными открытками. Но для массового распространения этого вида посланий нужна была государственная поддержка, так как свободно купить и, тем более отправить по почте такое письмо было проблематично. Такие открытые письма пересылались с посыльными, в редких случаях – по почте, но чаще в конверте. В то время необходимо было еще преодолеть моральную проблему – считалось, что письмо содержит личные сведения и, отправляя «открытое письмо», человек доверяет эти сведения служителям почты, слугам. К концу XIX века эти проблемы были преодолены.

В 1869 году австрийское правительство первым в мире выпустило тираж почтовых карточек. Правда, эти открытки еще не имели изображения, а были всего лишь «открытыми письмами». Но, буквально через год, в 1870 году французский издатель Леон Бернард отпечатал на своих карточках литографическим способом разные изображения. Большинство картинок имели патриотическую направленность – изображались пушки, корабли. Время тогда было неспокойное, военное, потому и требовались такие сюжеты. Эти открытки стали пользоваться огромным спросом. Спрос рождает предложение, в Европе и России появились многочисленные типографии, печатающие миллионы открыток. Тематика картинок намного расширилась, выпускались видовые фотооткрытки, репродукции картин и скульптур, народные костюмы и т.д.

Первые – литографические - изображения на открытках были черно-белыми, иногда их вручную раскрашивали. Литография – способ печати, в котором печатной формой служит камень. На камне жирной тушью прорисовывали изображение, после наносилась кислота, которая протравливала не покрытые тушью места. Чуть позже для изготовления цветного рисунка стали применять хромолитографию, т.е. для каждого цвета изготовляли отдельную печатную форму. В начале ХХ века был изобретен офсетный способ печати, что намного ускорило и удешевило изготовление почтовых карточек. С этого времени открытое письмо стало обычным и очень распространенным делом. Настолько распространенным, что только в Англии в 1906 год было отправлено несколько миллионов открыток. А при посещении Гамбурга русским императором и императрицей в 1896 году за четыре часа было продано 7 тысяч карточек с изображением православной часовни.  

Первоначально каждый издатель выбирал сам размер открытки, что доставляло много неудобств почтовым ведомствам. В 1874 году был организован Всемирный почтовый конгресс в Берне, на который прибыли представители 22 государств. На этом конгрессе был учрежден Всемирный почтовый союз, и определен стандартный размер открытки 90 на 140 мм. Современный размер открытки – 105 на 150 мм был определен в 1925 году.

В 1871 году Россия вступила в международный почтовый союз, что узаконило «открытое письмо» и в нашей стране. Монопольное право выпуска почтовых карточек было предоставлено государственному почтовому департаменту, который наладил выпуск простых без изображений карточек. Красочные открытки поступали в российскую продажу из-за рубежа. Некоторые иностранные фирмы даже начали специализироваться на производстве карточек на русском языке. Например, шведская фирма «Гранберг» выпускала открытки с видами русских городов и репродукциями картин русских художников. Русские предприниматели неоднократно обращались в правительство с просьбой разрешить им выпускать иллюстрированные почтовые карточки. Только в 1894 году в России было разрешено частным издателям печатать открытки, при этом предписывалось адресную сторону карточки делать такой же, как в почтовом ведомстве. Все изображения на частных открытках должны были получить одобрение в цензурном ведомстве государственной почты. В то время сама почта входила в состав министерства внутренних дел. Первые частные открытки изображали виды Москвы - Сухареву башни, памятник Пушкину. Примерно в это же время Община святой Евгении выпустила к Пасхе поздравительные открытки по акварелям художника Н. Каразина. В конце XIX века именно эта Община стала одной из самых крупных издателей русских открыток. Община святой Евгении была основана в 1880-е годы. Во второй половине XIX века Россия несколько раз воевала с Турцией. В ходе этих войн многие сестры милосердия, вынося раненных с поля боя, сами получили увечья. По инициативе русских деятелей искусства был создан Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны, который получил имя Общины святой Евгении. Многие художники жертвовали средства на это общество и дарили свои работы. Именно с репродукций с работ русских художников и начала свою издательскую деятельность Община. На вырученные деньги строились больницы и дома для бывших сестер милосердия.

В дальнейшем появились самые разные жанры открыток. Например, открытки, предназначенные для подарка любимой девушке. Такие открытки часто имели русский народный сюжет.

Например: деревенская улица, девушка с коромыслом, за ней идет парень. Подпись:

«По улице-мостовой
Шла девица за водой
За ней парень молодой»

Или такая: изображен якорь и моряк, надпись гласит:

«Хоть заеду я в Шанхай,
Хоть в Корею, хоть в Китай,
Хоть в Японском море буду,
Все же милой – не забуду!»

Были и шутливые, как например такая: имитирует вексельную бумагу. Сверху надпись:

«вексельная бумага для личных долговых обязательств».
Ниже – «при свидании извольте платить по сему векселю ТЫСЯЧУ ПОЦЕЛУЕВ. Валюта натурою…»

Открытки на рубеже XIX и ХХ веков стоили 5 копеек черно-белая и 10 копеек цветная. Дорого ли это? Уральский писатель Мамин-Сибиряк, побывавший на пермском рынке, так описывал «обжорный» ряд: «Все было дешево, на две копейки неприхотливому человеку можно было наесться досыта – на копейку чашка щей, а на другую копейку фунт хлеба, копейку стоили два пирожка с мясом….». Можно заключить, что открытки стоили примерно как хороший обед.

Уральские предприниматели также заинтересовались открыточным бизнесом. Так, екатеринбургский фотограф В.Л. Метенков издал в стокгольмской фирме «Гранберг» серию открыток «На Урале». В эту серию вошли и села Прикамского севера – Искор, Ныроб, Покча. Соликамский купец Н.М. Ксенофонтов в начале ХХ века издал открытки с видами родного города. В Перми открытки с видами города печатал известный фотограф А. Якунин, владевший лучшей в городе «Центральной фотографией», располагавшейся на Покровской (совр. Ленина) улице.

После революции тематика изображений на открытках стала в основном революционной и трудовой. Издавались открытки с изображением индустриальных строек, заводов, плотин. Поздравления с Пасхой, Рождеством и другими религиозными праздниками не поощрялись и, естественно, эти открытки исчезли с прилавков магазинов. Даже проводились специальные антипасхальные и антирождествеские мероприятия, призванные покончить с «религиозным дурманом». Даже Новый год некоторое время был под запретом, только с 1936 г. его начали отмечать всенародно. Зато появились новые праздники и соответственно – новые открытки – 23 февраля, 1 мая, Октябрьская революция. После великой Отечественной войны добавился праздник День Победы.

В середине 1960-х годов пермский Гознак начал выпускать открытки. Среди массы поздравительных, были и видовые – Кама, Пермь, Уральские горы.