Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

А. А. Рамазанова
Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ УАССР
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941–1945 гг.)

Аннотация. Статья посвящена истории высших учебных заведений Удмуртии в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Она рассказывает об учебной, научной деятельности вузов, их помощи фронту, госпиталям и народному хозяйству, а также о судьбах преподавателей и студентов, ушедших в Красную Армию. Статья написана на основе архивных документов.

Ключевые слова. История высшего образования, вузы Удмуртии, Великая Отечественная война, педагогический институт, медицинский институт, учительский институт, высшее образование в УАССР.


В годы Великой Отечественной войны Удмуртия являлась тыловой республикой, вся жизнь которой строилась по принципу «Все для фронта, все для победы». К началу войны в УАССР успешно работали три высших учебных заведения: это педагогический (УГПИ, Удмуртский государственный педагогический) и медицинский (ИГМИ, Ижевский государственный медицинский) институты в Ижевске, учрежденные в 1931 и 1933 гг. соответственно, а также организованный в 1939 г. на базе педагогического училищаучительский институт в Глазове (ГУИ, Глазовский учительский институт).

В военный период в Удмуртский пединститут влились два самостоятельных подразделения – эвакуированный в 1941 г. Курский педагогический институт и Ижевский учительский институт иностранных языков. В 1942 г. институт иностранных языков был преобразован в факультет УГПИ в составе английского, немецкого и французского отделений. Самому пединституту пришлось временно переехать в Малую Пургу, освободив свое недавно построенное здание под эвакуированное в Ижевск Ленинградское артиллерийское училище [1. C. 133].

В учебном корпусе Глазовского учительского института разместили госпиталь, которому передали значительную часть хозяйственного инвентаря, мебели, постельных принадлежностей из общежитий. Институт, лишившись здания, переезжал с места на место вплоть до начала 1945/46 учебного года.

Учебным заведениям во многом пришлось перестраивать свою работу – это касалось изменений как в расписании занятий, так и в организации учебных программ. Отпусков и каникул практически не было, занятия были уплотнены. Например, рабочий день студентов мединститута удлинялся до 10–12 часов и заканчивался поздно вечером [2. C. 162]. Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию, повышению дисциплины и организованности.

В свободное от учебы время студенты участвовали в разгрузке санитарных поездов, расчистке железнодорожных путей, аэродрома, работах по ведению подсобного хозяйства (которые имелись в каждом из институтов [3. Оп. 1. Д. 13. Л. 118; 4. Оп. 1. Д. 1. Л. 85–85 об.]) и заготовке дров, осваивали дополнительные нужные сельскохозяйственные, военные и медицинские профессии, дежурили в госпиталях и больницах, проводили концерты, беседы и лекции для поправляющихся бойцов Красной Армии. Были сформированы бригады студентов «для работы в сельском хозяйстве и на производстве» [5. Oп. 1. Д. 11. Л. 41–42]. Коллективы вузов старались оказывать посильную помощь (деньгами, продуктами) семьям военнослужащих [3. Оп. 1. Д. 13. Л. 100–100 об.; Д. 20. Л. 18–19].

Но основной задачей, стоящей перед высшими учебными заведениями, оставалась учебная деятельность: проведение лекций, семинаров, экзаменов на должном уровне. Страна нуждалась в учительских кадрах, которые смогли бы заменить ушедших на фронт специалистов. Еще более в военное время необходимы были квалифицированные медики.

Утром 22 июня 1941 г. в мединституте шла научная конференция. Директору Н. Ф. Рупасову пришлось прервать докладчика для объявления о начале войны и необходимости перестройки работы по принципам военного времени.

«Лекции и практические занятия на всех кафедрах должны быть построены так, чтобы всестороннее подготовить будущего врача к ответственной работе для фронта», – постановило партийное собрание ИГМИ [3. Оп. 1. Д. 13. Л. 64–64 об.]. Также мединститут должен был обеспечить участие профессорско-преподавательского персонала и студентов в мероприятиях по сохранению санитарного благополучия населения республики, работе гражданских лечебно-профилактических учреждений и эвакогоспиталей [3. Оп. 3. Д. 13. Л. 60–60 об.].

К июлю 1943 г. на территории Удмуртии действовало 53 госпиталя, на лечении в которых находилось более 18 тысяч солдат и офицеров Красной Армии. Ведущую роль в укомплектовании госпиталей врачами и в повышении их квалификации сыграл Ижевский медицинский институт. Главному хирургу эвакогоспиталей Народного Комиссариата Здравоохранения Удмуртской АССР, доценту, а позднее профессору С. И. Ворончихину (рис. 1) удалось собрать лучших специалистов мединститута, которые вложили немало сил и мастерства в организацию лечебного процесса.

Активно велась научная работа по вопросам фронтовой медицины, проблемам военного травматизма и лечения раненых [3. Оп. 1. Д. 13. Л. 176–176 об.]. Так, С. И. Ворончихиным были внедрены в практику принцип комбинированного обезболивания, применение деревянных шин для лечения контрактур коленных суставов, лечение перелома плеча манжетной повязкой, были созданы теоретические разработки по преодолению последствий шоковых состояний и многое другое. Им также было предложена идея изготовления медицинского клея – клеола – из сосновой живицы. В условиях нехватки перевязочного материала такой способ позволял экономить марлю, а в добыче этого природного материала и других лекарственных растений помогали ижевские школьники и студенты младших курсов.

Н. Ф. Рупасовым были сконструированы раздвижные шины-рамы для лечения переломов костей предплечья. С. Я. Стрелков провел глубокое исследование клиники огнестрельных ранений грудной клетки и внес свои соображения о способах оказания медицинской помощи при этом виде ранений на различных этапах эвакуации. Физиолог профессор Ю. П. Федотов опубликовал работу по выяснению степени повреждения периферических нервов у раненых и хода восстановления их. Участвовали в научной работе профессора А. С. Флеров, А. Л. Лещинский. Очень много приходилось ездить для консультаций в разные города и районы республики. С. И. Ворончихин вспоминал, что ему вместе с профессорами Э. М. Визеном и Н. Ф. Рупасовым нередко приходилось выезжать в госпитали Сарапула и Глазова [6].

Помощь студентов в госпиталях включала в себя и работу на субботниках по заготовке дров для отопления помещений, и дежурство в палатах, и культурно-массовую работу (чтение лекций, постановка концертов), а также работу по уборке помещений госпиталя, стирке вещей, белья и т. п. [7. C. 5]. Многие студенты участвовали в донорском движении.

Сотрудниками мединститута велась «интенсивная научная работа, направленная на скорейшее возвращение в строй раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии, на предупреждение эпидемических заболеваний на фронте и в тылу, улучшения здравоохранения в оборонной промышленности, изыскании новых лекарственных средств и новых источников лекарственного сырья» [3. Оп. 1. Д. 13. Л. 176–176 об.]. Дважды во время войны в Ижевске проводилась научно-практическая конференция по итогам лечения в госпиталях Уральской зоны. Неоднократно в Ижевск приезжали для оказания помощи ведущие врачи Москвы и Казани, Свердловска [8]. Результаты трудов наших медиков впечатляют – в строй было возвращено более 70 % раненых и больных [9. C. 191].

Преподаватели и студенты участвовали в сборе денежных средств для фронта, они являлись активными подписчиками на государственные займы и денежно-вещевую лотерею, собирали одежду и подарки для бойцов Красной Армии [3. Оп. 1. Д. 13. Л. 64–64 об.; 4. Оп. 1. Д. 1. Л. 68 об., 88]. Например, летом 1942 г. студентами УГПИ была собрана сумма в 1000 руб. в фонд 174-го отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона им. Комсомола Удмуртии [10. C. 4].

Значительным вкладом учебных заведений в общее дело Победы была подготовка специалистов для Красной Армии. На следующий день после начала войны на партийном собрании Ижевского пединститута было принято решение об организации 5 санитарных и боевых дружин из комсомольцев, противопожарной дружины из мужчин-членов профсоюза, а также кружка медсестер [5. Oп. 1. Д. 11. Л. 41–42]. Члены санитарных дружин уже в конце июня подали заявления в военкомат о добровольном зачислении в ряды РККА [11. C. 60–72].

За период с начала войны до зимы 1942 г. в институте было подготовлено 4 радиста-коротковолновика [5. Оп. 1. Д. 11. Л. 61]. Были организованы курсы телефонисток для молодых преподавателей-женщин. Шла подготовка механизаторских кадров для работы в колхозах республики: под руководством преподавателей УГПИ студенты и сотрудники начали изучение сельскохозяйственных специальностей: водителей, комбайнеров, трактористов. Учеба по освоению дополнительных профессий велась по два часа в день помимо основного учебного расписания [1. C. 141].

Студенты-юноши Глазовского Учительского института обязаны были заниматься по программе подготовки бойца, девушки – медсанинструктора. Студенты, особенно из числа коммунистов и комсомольцев, были мобилизованы на строительные и сельскохозяйственные работы [4. Оп. 1. Д. 1. Л. 67]. Студентки пединститута Н. П. Кралина и Н. Г. Петри участвовали в строительстве железнодорожного участка Ижевск–Балезино [12. C. 83].

Оба ижевских вуза за годы войны получили благодарственные телеграммы от Верховного главнокомандующего Советской Армии И. В. Сталина: пединститут – за собранные преподавателями средства для создания авиаэскадрильи «Научный работник СССР» (1942 г.), а медицинский институт – за самоотверженную работу и активную помощь армии всего коллектива института, сбор средств на постройку самолета «Медик Удмуртии» [3. Оп. 1. Д. 13. Л. 119–119 об.] (1943 г.).

В борьбе с фашистскими захватчиками, защищая свободу нашей Родины, героически погибли замечательные люди – преподаватели, студенты и выпускники вузов УАССР. Печальный список не вернувшихся с фронта талантливых педагогов, врачей, медсестер, преподавателей и ученых нашей республики можно продолжать очень долго. В рамках данной статьи мы ограничимся лишь несколькими примерами, подробнее на эту тему можно прочесть в работах Г. А. Поздеева, Е. В. Лихачевой (ГУИ) [13], Н. М. Поповой, А. В. Перевозчикова (ИГМИ) [14], А. А. Измайловой (Рамазановой) (УГПИ) [15].

2 августа 1943 г. погиб в бою под деревней Борилово на Курском направлении капитан Г. П. Макаров – один из наиболее выдающихся организаторов высшего образования в УАССР, директор УГПИ с 1933 по 1937 гг. В годы его управления вуз прошел трудный путь от дезорганизации до состояния устойчиво функционирующего учебного заведения. С 1939 г. Герман Павлович работал преподавателем кафедры марксизма-ленинизма ИГМИ [16. C. 25–26]. «Душа студенчества» – как отзывались о нем выпускники пединститута, активный общественный и научный деятель, он добровольно вступил в ряды Красной Армии и отдал жизнь, защищая Родину [17. Оп. 11458. Д. 120].

Был мобилизован на фронт в июле 1941 г. первый директор ИГМИ Г. Г. Стерхов. Он воевал в составе Белорусского фронта. Служил в звании майора, а позже в звании подполковника медицинской службы, был награжден орденом Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За Победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Японией» [18].

Студент-отличник УГПИ Н. А. Широбоков с первых дней войны оборонял Брестскую крепость. Он писал домой о кровопролитных боях в Бресте, о том, как чудом остался жив и вместе с несколькими товарищами сумел вырваться из окружения, об упорных оборонительных боях против во много раз превосходящих сил противника [19. С. 11–14]. Н. А. Широбоков погиб в октябре 1942 г. в возрасте 22 лет [20. Оп. 1. Д. 330. Л. 386].

Пропали без вести выпускники УГПИ – ученые, сотрудники Удмуртского научно-исследовательского института И. Д. Калюжный [21. С. 241] и А. А. Лебедев [20. Оп. 1. Д. 177. Л. 129]. С началом военных действий они отбыли на фронт, служили в 98-й стрелковой дивизии 22-й армии, одной из первых принявших на себя удары немецко-фашистских войск. Пропал без вести в 1941 г. Ф. И. Межников – выпускник и преподаватель УГПИ, участник сбора материалов для первого удмуртского орфографического словаря. Выпускник Исторического факультета УГПИ, сталинский стипендиат Н. С. Корепанов – политрук минометной роты 357-й стрелковой дивизии – геройски погиб в 1942 г. во время боя за Сычевку (Смоленская область). Момент его гибели описан товарищем по службе удмуртским писателем М. А. Ляминым в повести «Четыре года в шинелях». Погиб выпускник Ижевского пединститута поэт Ф. Г. Кедров [17. Оп. 11458. Д. 602].

Орденом Отечественной войны I степени посмертно был награжден доцент, заведующий кафедрой русской литературы УГПИ Н. П. Лихачев. Любимец студентов, необыкновенно интеллигентный человек, он немного не дотягивал по физическим показателям до звания строевого командира, но всеми силами старался оправдать возложенные на него надежды. Вот цитата из его наградного листа: «В момент боя, несмотря на сильный огонь противника, вытащил с поля боя 3 разбитых станковых пулемета, из которых собрал один и сам лично открыл из него огонь по противнику. Будучи отрезан танками противника, сумел воодушевить бойцов, и они стойко отразили атаку противника. Во время наступательных боев, по поручению командования батальона руководя разведкой, захватил в плен немецкого обер-ефрейтора и двух солдат. Будучи ранен осколком мины в голову, продолжал оставаться в строю» [17. Оп. 686044. Д. 507].

Преподаватель ГУИ, ветеран войны С. Е. Голубев, рассказывал о жизни института в эти трудные годы: «О начале войны мы узнали в воскресенье, 22 июня, часов в двенадцать дня. Мы играли в волейбол на спортплощадке… Известие было как гром среди ясного неба. У нас должен был состояться первый выпуск, шли выпускные экзамены, но о будущей судьбе и выпускников, и преподавателей, и всего института оставалось лишь гадать. Выпуск все-таки состоялся – печальный: многие после экзаменов сразу отправлялись на фронт. Состоялось даже некое подобие выпускного банкета. Продуктов достать было уже почти невозможно… Все, кто остался в институте, были направлены в колхозы. Косили траву, сушили и убирали сено, жали серпами рожь и овес. На занятия вернулись во второй половине октября. Здание института было передано военному госпиталю. И в течение года мы еще пять раз меняли помещение, переезжая из одного временного пристанища в другое» [13. С. 8].

Были мобилизованы многие сотрудники ГУИ: преподаватели рисования и черчения Л. П. Ганихин, истории и марксизма-ленинизма И. В. Апполонов и И. Д. Сазонов, физической культуры А. Н. Кассихин, военного дела В. Ф. Ковязин и А. И. Кураксин, физкультуры Шишмакова, физики С. Е. Голубев и С. К. Гирш, языковеды М. М. Овчинников и Д. И. Семакин, математик Е. В. Сапунцов. Погиб в бою 10 февраля 1943 г. И. В. Апполонов. Пропал без вести преподаватель удмуртского языка и литературы А. Н. Воронцов [13. C. 5].

Выпускница физико-математического отделения ГУИ Е. П. Лыскова, одной из первых явившаяся в военкомат по комсомольскому призыву девушек в зенитные части, погибла в бою 10 декабря 1943 г. на станции Барышевка Киевской области. Командир части написал родителям девушки: «Товарищ Лыскова до последней минуты жизни стояла на своем посту и отражала налет немецкой авиации, и погибла как герой нашей Родины» [13. C. 20]. Ей было всего 22 года.

На мемориале около главного входа в теоретический корпус Медицинской академии – в прошлом Ижевского мединститута – фамилии тех, кто не вернулся с фронта: преподаватели С. М. Бидман, В. А. Королев, В. А. Лобанов. Л. Н. Лошкарев, В. С. Русских и более 40 фамилий выпускников [14. С. 186].

Великая Отечественная война – невероятно трудный период в жизни нашей страны и в жизни удмуртских вузов. Только благодаря человеческой самоотверженности, невероятным усилиям, каждодневному тяжелому труду преподавателей и студентов удалось сохранить непрерывность образовательного процесса. Эвакуированные специалисты из крупных городов заметно оживили научно-исследовательскую работу в учебных заведениях Ижевска. Несмотря на голод, тяжелый физический труд и серьезные материальные затруднения, коллективы институтов УАССР все свое время посвящали работам на благо народного хозяйства республики и помощи фронту. Сбор денежных средств и вещей для красноармейцев, подготовка специалистов медицинских и военных специальностей, работа в госпиталях, на заводах, в строительстве и сельском хозяйстве – все это легло на плечи студентов и сотрудников наших вузов, и они с честью и мужеством справились с этой задачей, внеся свой вклад в общее дело Победы.

Список источников и литературы

1. Очерки истории Удмуртского государственного университета. 1931–2005 / Пузанов В. В., Верижникова И. В., Кутявин А. Н., Халявин Н. В. Ижевск, издательский дом «Удмуртский университет», 2006. С. 564.

2. Олейник Н. А., Павлова Г. В. Из воспоминаний ветерана профессора Ижевской медицинской академии Н. Н. Ежовой // Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: Печатный дом «Магистраль», 2017. С. 226.

3. ГКУ «ЦДНИ УР». Ф. 207.

4. ГКУ «ЦДНИ УР». Ф. 2302.

5. ГКУ «ЦДНИ УР». Ф. 176.

6. Лукин С. С. С. И. Ворончихин и эвакогоспитали Удмуртии (дата обращения: 16.10.2019).

7. Кралина Н. П. Дом // Призвание. Ижевск, Удмуртский государственный университет, 2011. С. 310.

8. Лукин С. С. С. И. Ворончихин и эвакогоспитали Удмуртии (дата обращения 16.10.19).

9. Савельев В. Н., Шубин Л. Л. Деятельность эвакогоспиталей и гражданского общества Удмуртии по восстановлению здоровья больных и раненых в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: Печатный дом «Магистраль», 2017. С. 189–192.

10. Зубарев С. П. Имени комсомола Удмуртии. Ижевск, Удмуртия, 1965. С. 72.

11. Яковлев А. В. Общественно-политическая активность членов оборонных организаций и бойцов всеобуча по оказанию помощи фронту // Удмуртская АССР – фронту. Ижевск, 1988. С. 60–72.

12. Кралина Н. П. Дорога, ставшая судьбой. Ижевск, 2003. С. 266.

13. Поздеев Г. А., Лихачева Е. В. Студенты и наставники на полях сражений и в тылу. Глазовский государственный педагогический институт, 2015. С. 100.

14. Попова Н. М., Перевозчиков А. В. Сохранение памяти подвига выпускников и сотрудников Ижевского государственного медицинского института в годы ВОВ. Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: Печатный дом «Магистраль», 2017. С. 185–192.

15. Измайлова (Рамазанова) А. А. История комсомольской организации Удмуртского государственного педагогического института в 1930–40-е годы по документам архивных фондов ГКУ «ЦДНИ УР» // Сборник материалов IV межрегиональной научно-практической конференции «Партийные архивы. Прошлое и настоящее, перспективы развития». Пермь, 2017. С. 208–216.

16. Герман Павлович Макаров – организатор высшего образования в Удмуртии / Башев А. В., Иванова Н. Н., Измайлова (Рамазанова) А. А. // Труды Ижевской государственной медицинской академии. Т. 54. Ижевск: ИГМА, 2016. С. 25–26.

17. Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО). Ф. 33.

18. Толмачев Д. А., Абдурахмонова А. Р., Евсеев А. П. Первый директор Ижевского государственного медицинского института (дата обращения 16.10.19).

19. Поздеев В. П. Они защищали Брестскую крепость. Ижевск, Удмуртия, 1968. С. 29.

20. ГКУ «ЦДНИ УР». Ф. 82.

21. Книга Памяти УР. Том 7.

22. ГКУ «ЦДНИ УР». Ф. 106.

23. ГКУ «ЦДНИ УР». Ф. 120.

HIGHER EDUCATIONAL OF THE UDMURT REPUBLIC
IN THE YEARS GREAT PATRIOTIC WAR (1941–1945)

Ramazanova A. A.,
Chief Specialist, Audiovisual Documentation Department

Abstract. The article is devoted to the history of higher educational institutions of Udmurtia during the Great Patriotic War (1941–1945). Article talks about the educational and scientific activities of institutes, their assistance to the front, hospitals and the national economy, about the fate of teachers and students who went to the Red Army. The article is based on archival materials.

Keywords. History of higher education, universities of Udmurtia, World War II, pedagogical institute, medical institute, teacher institute, higher education in the Udmurt Republic.