Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

А. В. Смекалов, Ю. В. Ивановский, В. Н. Пономаренко
Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
(военно-медицинских документов, г. Санкт-Петербург)

ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЕЗДА И ЛЕТУЧКИ
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 гг.
(к 75-летию Великой Победы)

Аннотация. В период Великой Отечественной войны для эвакуации раненых и больных широко использовались военно-санитарные поезда (ВСП) – железнодорожные военно-медицинские учреждения, предназначавшиеся для перевозки на большие расстояния большого количества раненых и больных с их лечением и бытовым обслуживанием в пути. В состав ВСП входили вагоны для перевозки пострадавших, размещения медицинского и обслуживающего персонала (команды), а также вагоны специального и бытового назначения. В Красной армии ВСП разделялись на постоянные и временные. Постоянные ВСП комплектовались специально оборудованным подвижным составом, а временные ВСП имели постоянную часть (аптека-перевязочная, кухня, вагоны для команды) и переменную часть для перевозки раненых, которая формировалась из обратного порожняка. В пунктах разгрузки раненых переменная часть расформировывалась, а постоянная часть возвращалась к месту погрузки раненых. В годы войны бомбардировкам и обстрелам 349 поездов подверглись 608 раз, многие – неоднократно, при этом погибли 833 человека личного состава поездов, убито 2017 перевозимых раненых и больных. В архиве хранятся документы 547 военно-санитарных поездов, включающие 6749 единиц хранения.

Ключевые слова. Военно-медицинская служба, эвакуация раненых и больных, постоянные военно-санитарные поезда, временные военно-санитарные поезда, военно-санитарные летучки.


В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. для эвакуации раненых и больных из передовых районов боевых действий широко использовались такие высокоэффективные средства эвакуации, позволявшие перевозить на большие расстояния большое количество пострадавших, как военно-санитарные поезда, а с мая 1942 г. – и военно-санитарные летучки.

Военно-санитарный поезд (ВСП) – это подвижное железнодорожное военно-медицинское учреждение, предназначенное для перевозки раненых и больных с лечением и бытовым обслуживанием их в пути следования. В состав ВСП входят вагоны для перевозки раненых и больных, размещения медицинского и обслуживающего персонала (команды), а также вагоны специального и бытового назначения [1. С. 452]. Часть специализированных вагонов постоянно входит в состав ВСП (операционная, аптека-перевязочная, вагоны для тяжелораненых и больных со стационарными станками для носилок и т. д.), они могут быть оборудованы в мирное время и находиться на хранении – это так называемые вагоны «кадра». Состав другой части вагонов может меняться в зависимости от предназначения, они оборудуются и присоединяются к поезду в местах формирования ВСП. Таким образом, количество вагонов в составе ВСП, так же как количество и состав персонала поезда, могут изменяться в зависимости от необходимости.

Весь железнодорожный санитарный транспорт должен быть оборудован внутренней телефонной связью, радиоузлом и снабжен мостками и иными приспособлениями для погрузки раненых и больных. В соответствии с требованиями Женевской конвенции 1864 г. на крыши и борта вагонов в головной, средней и хвостовой частях поезда должны наноситься ясно видимые знаки Красного Креста.

Несмотря на то что первая двухпутная железнодорожная магистраль общего пользования между Санкт-Петербургом и Москвой появилась в Российской империи только в 1851 г., значение железнодорожных перевозок для военно-санитарного дела сразу же было оценено российскими специалистами, и в 1868 г. инженер-полковник А. С. Завадовский разработал и предложил систему подготовки товарных вагонов для перевозки на большие расстояния раненых и больных, для которых «нельзя было ожидать скорого выздоровления и восстановления годности к военной службе» [2. С. 369].

В 1876 г. в Российской Империи было введено в действие «Положение о военно-санитарных поездах», предусматривавшее формирование ВСП, состоящих из 22 вагонов каждый: для тяжелораненых и лежачих больных (9), легкораненых (8), команды (2), кухни (1), багажа и использованного белья (2). В таком ВСП эвакоемкостью 250 раненых и больных было предусмотрено 11 человек медперсонала: 2 врача, 2 фельдшера, 1 фармацевт и 6 сестер милосердия. ВСП должны были осуществлять перевозки в полосе фронта.

Общество Красного Креста своими силами формировало собственные специальные санитарные поезда, состоявшие преимущественно из пассажирских вагонов и предназначавшиеся для эвакуации пострадавших в глубь страны.

В период Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. было сформировано 14 ВСП, эвакуировавших с театра военных действий в тыл страны 117 тысяч раненых и больных, и 18 специальных санитарных поездов Красного Креста, перевезших 38 тысяч пострадавших. В 1887 г. «Положение о ВСП» было переработано с учетом приобретенного опыта их использования, и в 1904 г. было утверждено новое «Временное положение о военно-санитарных поездах», на основе которого была построена эвакуационная составляющая военно-санитарной службы как в последних войнах России империалистического периода, так и в первых войнах и вооруженных конфликтах молодой советской республики.

В Красной армии приказом № 137/25 от 8 марта 1926 г. было введено в действие «Положение о военно-санитарных поездах». В документе, состоявшем из 281 статьи, подробно рассматривались вопросы формирования подвижного состава и оборудования ВСП, комплектования личным составом, права и обязанности военнослужащих и гражданских лиц команды поезда, вопросы снабжения и довольствия и общие вопросы организационной структуры работы ВСП [3. Лл. 367–382].

В 1939 г. было утверждено новое «Временное положение о военно-санитарных поездах» [3. Лл. 163–167]. Параллельно с этим в конце 1930-х гг. велась интенсивная работа по формированию ВСП и оборудованию вагонов для них.

Впервые широкомасштабное применение ВСП Красной армией в условиях реальных боевых действий произошло в ходе Советско-финляндской («Зимней») войны 1939–1940 гг., показавшее, что построение состава ВСП требует при максимальной эвакоемкости минимальной длины поезда, что значительно сокращает время и облегчает погрузку и выгрузку раненых и больных и обслуживание самого поезда. Подвижной состав должен состоять из однотипных пассажирских четырехосных вагонов со створными углами, однородной сцепкой и тормозами [4. С. 164].

В начале Великой Отечественной войны были разработаны «Положение о военно-санитарных поездах» (Приказ НКО СССР № 221 от 26 июня 1941 г.) и «Руководство по организации и работе военно-санитарных поездов» (Приказ по ГВСУ КА № 190а от 28 мая 1942 г.) [5]. В соответствии с этими документами ВСП подразделялись на постоянные и временные.

Постоянные ВСП (ПВСП) предназначались для эвакуации раненых и больных, нуждающихся в длительных сроках реабилитации или высококвалифицированной медицинской помощи, из госпитальных баз армий в тыл страны. По типовой схеме формирования ПВСП состояли из 17 четырехосных вагонов, а с вагоном-ледником, прицепляемым к составу с наступлением теплого времени, – из 18 вагонов [5. С. 3], в том числе три вагона кадра – аптека-перевязочная (рис. 1), кухня-кладовая и электростанция, работавшая на моторной нефти, с вещевым цейхгаузом. В случае необходимости разрешалось исключить электростанцию при условии, что состав оборудован подвагонными динамо-машинами [5. С. 121].

Кроме кадра, в состав ПВСП входили 4 вагона для тяжелораненых и лежачих больных, 6 вагонов для легкораненых и больных, 1 вагон для заразных больных (изолятор), 1 вагон для команды, все помещения оборудованы в пассажирских жестких вагонах. Для начсостава был предусмотрен 1 пассажирский мягкий или жесткий купированный вагон. Бельевой и продуктовый цейхгауз располагался в товарном крытом вагоне.

Вагоны, предназначенные для перевозки тяжелораненых и больных, имели створные углы по диагонали вагона, позволяющие при открывании их вносить и выносить раненых на носилках. Носилки устанавливались на специальных приспособлениях – станках, расположенных вдоль вагона у боковых стен. Использовались станки с двух- и трехъярусным размещением носилок следующих типов: Кригера, НИИСИ, с пружинами Кружилина, НИИСИ-42 конструкции инженера Савенко [7. С. 80].

Станки представляли собой две вертикальные стойки с кронштейнами, снабженными листовыми рессорами (Кригера) или специальными брезентовыми растяжками с резиновыми буферами (НИИСИ). Для каждых носилок станки имели защитные веревочные сетки или съемные борта и поворотные столики для приема пищи.

Для перевозки тяжелораненых и больных придавались также унифицированные носилки с подрессоривающим приспособлением – пружинами Кружилина. Пружина Кружилина конической формы изготавливалась из круглой пружинистой стали, имела на верхнем конце лирку-ухват для брусьев носилок, а на нижнем – скобу, позволяющую наколотить ее на доски пола или воинского настила.

Эти три типа станков снабжались носилками с брезентовым полотнищем, создававшим корытообразное ложе, узкое и неудобное. Кроме того, опыт Великой Отечественной войны показал, что подрессоренные носилки создавали на ходу сильную тряску и качку, передающуюся от кузова вагона.

Этих недостатков были лишены трехъярусные станки НИИСИ-42 конструкции инженера Савенко, не имевшие подрессоривания и снабженные продольными планками, создающими широкое и удобное ложе постели. Немаловажным являлось и то обстоятельство, что вагоны, оборудованные НИИСИ-42, имели большую эвакоемкость (при уплотненной схеме размещения 36 тяжелораненых против 20 в вагонах со станками Кригера), а также то, что станки НИИСИ-42 оказались просты и дешевы в производстве и не требовали для изготовления таких дефицитных в военное время материалов, как рессорная и пружинная сталь или брезент и губчатая резина.

Вагоны ПВСП для перевозки легкораненых и ходячих больных, больных инфекционными (изолятор) и психическими заболеваниями, оборудовались в четырех- и двухосных пассажирских вагонах. Раненые и больные размещались на полках для лежания, оснащенных невысоким бортом, причем использовались и багажные полки [7. С. 86].

Эвакоемкость такого ПВСП составляла от 374 человек при нормальном распределении раненых и больных до 507 человек при уплотненном распределении, в том числе для тяжелораненых до 147 и для легкораненых до 360 мест [5. С. 121]. Количество служебных мест составляло 74 (48 мест для команды поезда, 24 места для начсостава и еще 2 человека обслуживающего персонала размещались в аптеке-перевязочной).

В состав команды ВСП входили: начальник поезда (он же – главный врач), военный комиссар, ординатор (он же – заместитель начальника поезда, руководивший работой среднего и младшего медицинского состава), начальник административно-хозяйственной части, лекарский помощник (фельдшер), начальник аптеки, старшие и младшие медицинские сестры, заведующие продовольственным и вещевым складами, повара, санитары – всего около 50 человек. Кроме того, Наркомат путей сообщения предоставлял поездного вагонного мастера, как представителя железной дороги, контролирующего техническое состояние подвижного состава, и проводников [5].

Медицинский персонал распределялся бригадами таким образом, чтобы обеспечить круглосуточное обслуживание раненых и больных, из расчета 1 бригада на 2 вагона. В состав бригады входили: медицинская сестра, возглавлявшая бригаду, 4 санитара и 2 проводника. Во главе каждого отделения (тяжелораненых, легкораненых и вагона-перевязочной) стояла старшая медицинская сестра, подчинявшаяся непосредственно ординатору, как заместителю начальника поезда по лечебной работе [5. С. 32].

Как правило, постоянные ВСП имели номера от 1 до 400.

Временные ВСП (ВВСП) предназначались для эвакуации раненых и больных от головных отделений полевых эвакопунктов до госпитальных баз фронта и далее и включали постоянные и переменные части. Постоянная часть включала вагоны: специально оборудованные для тяжелораненых, аптеку-перевязочную, для команды, кухню, продовольственный склад, цейхгауз с санитарным имуществом для переоборудования вагонов переменной части (2 вагона).

Переменная часть (до 43 вагонов), по длине и весу соответствующая профилям железнодорожных линий и мощности возивших их паровозов, формировалась из обратного порожняка, в пунктах разгрузки раненых расформировывалась, а постоянная часть возвращалась к месту погрузки раненых.

В начальный период войны для эвакуации пострадавших допускалось применение товарных крытых двухосных вагонов при условии оборудования вагонов для тяжелораненых носилками на пружинах Кружилина, а для легкораненых – воинским настилом. Воинский настил представляет собой деревянные нары, на каждом настиле нормально размещаются 5 человек. Впоследствии эти вагоны старались заменять четырехосными (рис. 2).

Эвакоемкость ВВСП составляла от 597 человек при нормальном распределении раненых и больных до 845 человек при уплотненном распределении, в том числе для тяжелораненых до 320 мест [5. С. 123].

Как правило, временные ВСП имели номера, превышающие 1000.

С мая 1942 г. для эвакуации легкораненых от головных армейских госпиталей до госпитальных баз фронта было признано целесообразным использовать военно-санитарные летучки (ВСЛ), основу которых составлял минимум необходимых для их функционирования вагонов (аптека-перевязочная, кухня, продовольственный склад, 2 – для команды и 2 – под вещевой склад), к которым в пунктах погрузки раненых придавались 25–35 вагонов из имеющегося порожняка, в том числе теплушек. В зимнее время каждый вагон-теплушка должен был иметь двойную дощатую обшивку стенок и оборудован чугунной печью.

Как правило, ВСЛ имели номера в пределах 401–999.

С первых дней войны фашисты буквально охотились на ВСП, считая их хорошо различимой, беззащитной и легкой добычей, к тому же причинявшей советским войскам ощутимый урон: эвакоемкость одного поезда достигала 900 человек, не считая личного состава команды. При авиационных налетах гибли раненые и больные, следующие в поездах, погибал медицинский и обслуживающий персонал их команд. Донесения, сводки и рапорты того времени содержат многочисленные свидетельства бомбардировок и обстрелов ВСП:

– ВСП 340 8 июля на станции Попельня и 10 июля 1941 г. на станции Казатин дважды подверглись бомбардировке с воздуха; убиты 8 человек [9. Л. 51];

– 15 июля 1941 г. в Нижне-Днепровске ВСП 1072 был подвергнут бомбардировке; убиты 13, ранены 7 человек [9. Л. 57];

– в ночь с 29 на 30 июля 1941 г. на станции Брянск самолетами полностью уничтожен ВСП 1065; погибли 9 раненых и 1 санитар [9. Л. 11];

– 9 августа 1941 г. на станции Сербка Одесской железной дороги противником бомбежкой с самолетов повреждены пути по обе стороны станции и паровоз готовившегося к погрузке ВСП 1057. Передовые части противника подступали к станции, в связи с чем личный состав ВСП по указанию военного коменданта станции оставил поезд. Состав поезда совместно с находящимся там же составом с боеприпасами был подожжен комендантом станции в ночь с 9 на 10 августа 1941 г. [9. Лл. 38, 39];

– 20 августа 1941 г. на перегоне между станциями Пологи и Орехов (около Запорожья) ВСП 308 подвергся атаке с воздуха со стороны низко летящего немецкого самолета-бомбардировщика. В результате бомбардировки и обстрела 5 вагонов ВСП разрушено и сгорело; погибли медсестра, дезинфектор и 3 санитара. Несмотря на обстрел, мастер ВСП Крюков вскочил на паровоз, с которого сбежала вся бригада, и ему удалось отвести от пожара 8 вагонов, еще 5 вагонов по одному откатывали на руках подальше от огня сотрудники личного состава поезда [9. Л. 44 об.];

– 7 октября 1941 г. на станции Настасьино Московско-Донбасской железной дороги ВСП 126 подвергся воздушному нападению; убито 50 человек, в том числе 6 членов команды поезда; 2 вагона для тяжелораненых сгорело [9. Л. 144];

– 7 октября 1941 г. на станции Чудцы Северной железной дороги от налета неприятельских самолетов пострадал ВСП 254: убито 6 человек и ранено 25 человек из числа эвакуированных и 6 человек личного состава; один вагон (для легкораненых) весь разбит и оставлен на месте [9. Л. 155];

– 7 октября 1941 г. на разъезде Коли Северной железной дороги вследствие авианалета получил повреждения ВСП 1159, погрузивший перед тем контингент пострадавшего ВСП 254. Из числа эвакуированных убито 16 человек, повторно ранено 22 человека; из личного состава ВСП тяжело ранен один и легко ранено 5 человек; пострадали 17 вагонов, из них два оставлены на месте [9. Л. 155];

– 10 октября 1941 г. на станции Ворошиловград ВСП 1165, вставший к разгрузочной рампе эвакогоспиталя 3416, получил прямое попадание зажигательной бомбы в вагон с ранеными, который мгновенно был объят пламенем. Для спасения оставшихся вагонов (т. к. паровоза не было) удалось вручную расцепить состав и оттянуть соседние вагоны от горевшего, то есть пострадал только один вагон. Из обломков сгоревшего вагона извлечен 21 труп [9. Лл. 159, 160].

Всего же за период Великой Отечественной войны, в прямое нарушение Женевской конвенции 1864 г. и всех норм человеческой морали, 349 ВСП и ВСЛ подверглись бомбардировкам, пушечным и пулеметным обстрелам 608 раз, многие – неоднократно. При этом погибли 833 человека личного состава поездов и 1682 человека получили ранения. Безвозвратные потери (убиты и сгорели) среди раненых и больных составили 2017 человек, ранены повторно были 3040 человек [10. С. 39].

Участившиеся нападения самолетов противника на ВСП, приводившие к большим людским и материальным потерям, заставили советское командование усилить прикрытие с воздуха путей железнодорожного сообщения и включить в состав ВСП зенитно-пулеметные установки [9. Л. 214]. Предпринятые меры немедленно дали эффект:

– 4 октября 1941 г. ВСП 1014 во время стоянки на станции Вирма подвергся нападению двух бомбардировщиков противника, в результате чего загорелся один вагон с ранеными, было убито 4 человека. Однако команда поезда под огнем противника потушила пожар и огнем своих зенитных пулеметов подожгла один из бомбардировщиков, который, разваливаясь на куски, упал в 6 км от станции. Сбил самолет член команды поезда сержант А. Г. Бородич. В донесении особо подчеркнуто, что это уже второй самолет, сбитый командой ВСП 1014 [9. Л. 153];

– 17 октября 1941 г. на станции Волга зенитно-пулеметной установкой, приданной ВСП 1047, были сбиты два самолета противника [9. Л. 213].

Всего за годы Великой Отечественной войны военно-санитарными поездами было перевезены миллионы людей – 97 % всех эвакуированных в тыл страны. 91,1 % перевезенных составили раненые, 6,6 % – больные, 1,5 % – обмороженные, 0,5 % – контуженные и 0,3 % – обожженные.

Многие документы военно-санитарных поездов в архив не поступили, однако в филиале ЦА МО РФ в г. Санкт-Петербурге хранятся документы 417 ВСП и 130 ВСЛ, функционировавших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: паспорта ВСП, отдельные рейсовые отчеты, месячные и годовые отчеты о работе ВСП (очередные донесения), акты о погрузке и разгрузке раненых и больных, акты обследований ВСП, приказы и документы по личному составу ВСП, ликвидационные акты и др.

Каждый ВСП и каждая ВСЛ являются фондообразователями и имеют свои номера фондов. Описи фондов представлены в виде брошюр (подшивок), их число соответствует числу поездов и летучек.

Из общего массива архивных документов ВСП 284 фонда относятся к постоянным ВСП, они включают 5106 единиц хранения (дел); 133 фонда относятся к временным ВСП, они включают 1457 единиц хранения (дел). Наконец, в 130 фондах ВСЛ имеется 386 единиц хранения (дел).

Список источников и литературы

1. Военная энциклопедия. – М.: Военное изд-во, 2002. Т. 6.

2. Будко А. А., Журавлев Д. А., Грибовская Г. А. Первое использование российской армией военно-санитарных поездов на театре военных действий (по опыту Русско-турецкой войны 1877–1878 годов) // Война и оружие. Новые исследования и материалы. Труды Восьмой Международной научно-практической конференции. 17–19 мая 2017 г. Ч. I. – СПБ.: ВИМАИВиВС, 2017. – С. 366–370.

3. ЦА МО РФ. Филиал (военно-медицинских документов, г. Санкт-Петербург). Ф. 1. Оп. 44833. Д. 8. Далее по тексту ссылки без употребления слов «ЦА МО РФ. Филиал (военно-медицинских документов, г. Санкт-Петербург)».

4. Аншелиевич Р. А. К вопросу организации работы военно-санитарных поездов в фронтовом районе (По материалам войны с белофиннами) // Тр. Воен.-мед. академии Красной армии им. С. М. Кирова. Т. XXIX. Вопросы организации санитарной службы (по опыту последних боев Красной армии). – Л.: Изд. ВМА КА им. С. М. Кирова, 1941. – С. 133–165.

5. Руководство по организации и работе военно-санитарных поездов. – М.: Мед-гиз, 1942. – 160 с.

6. Ф. 4765. Оп. 3805. Д. 1.

7. Средства санитарной эвакуации. – М.: Медгиз, 1942. – 124 с.

8. Ф. 4750. Оп. 3748. Д. 1.

9. Ф. 1. Оп. 35484. Д. 113.

10. Пономаренко В. Н., Горенков В. М. Последствия нападений фашистской авиации на военно-санитарные поезда и летучки // Воен.-мед. журн. – 1995. – № 5. – С. 38–40.

MILITARY-SANITARY TRAINS
IN GREAT DOMESTIC WAR 1941–1945
(to 75 anniversary of the Great Victory)

Smekalov A. V.,
Head of the branch of the Central Archive of the Ministry of Defense
of the Russian Federation (military medical documents)
Ivanovsky Yu. V.,
Senior Researcher of the branch of the Central Archive of the Ministry of Defense
of the Russian Federation (military medical documents)
Ponomarenko V. N.,
Head of Storage of the branch of the Central Archive of the Ministry of Defense
of the Russian Federation (military medical documents)

Abstract. In Great Patriotic War for evacuation of wounded men militarysanitary trains (MST) – the railway military-medical establishments, intended for transportation on greater distances of a plenty of wounded men with their treatment and consumer services in a way were widely used. Structure MST included cars for transportation of victims, accommodations medical and the attendants (command), and also cars of special and household purpose. In Red Army MST were divided on constant and time. Constants MST were completed with specially equipped rolling-stock, and time MST had a constant component (a drugstore-dressing-station, kitchen, cars for a command) and a variable part for transportation of wounded men which was formed of return empties. In items of unloading of wounded men the variable part was disbanded, and the constant component came back to a place of loading of wounded men. Within war 349 MST 608 times have undergone to bombardments, 833 persons of staff of trains were lost, 2017 transported wounded men are killed. The documents of 547 militarysanitary trains including 6749 units of storage are stored in archive.

Keywords. Military-medical service, evacuation of wounded men and patients, constant military-sanitary trains, time military-sanitary trains, small military-sanitary trains.