Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Ж. А. Ахметова
Государственный архив Пензенской области

РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1944–1945 гг.

Аннотация. В данной статье рассматривается политика государства в отношении религиозных культов, действующих на территории страны в конце Великой Отечественной войны: какие нормативно-правовые акты принимались, какие органы контролировали их деятельность, и как это влияло на религиозную жизнь населения. Также на основе анализа поступивших на хранение в Государственный архив Пензенской области документов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви и по делам религиозных культов при СНК СССР по Пензенской области сформулированы выводы о том, каким образом осуществлялась политика властей на территории области в условиях военного времени.

Ключевые слова. Великая Отечественная война, религиозный культ, уполномоченный Совета, Русская православная церковь, религия, патриотизм, православие, мусульмане, евангельские христиане, религиозное здание, молитвенный дом.


Великая Отечественная война стала одной из главных трагедий XX века для России. Она наложила свой отпечаток на всех и заставила объединиться людей для защиты Родины. Вклад каждого был необходим для победы над захватчиками. В этот тяжелый для страны период народ искал поддержки в религии как никогда.

В предвоенный период власть проводила политику построения общества без религии. Уже после революции 1917 г. стало ясно, что перемены затронут и религиозную сферу. Уже в 1918 году началась кампания по изъятию мощей и иных святых ценностей. А в феврале 1922 года появляется Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Данный документ устанавливал свободу совести и вероисповедания, что было не очень хорошо именно для Русской православной церкви (далее –РПЦ) и играло на руку малочисленным религиозным объединениям, таким, как баптисты, евангельские христиане, мусульмане и т. д. По сути, религия признавалась личным делом каждого. Однако, конечно, новая власть хотела склонить граждан к полному отказу от нее. Наиболее важным положением декрета, ударившим по всем религиозным течениям, стало лишение их прав собственности и прав юридического лица.

Для создания общества, свободного от так называемых религиозных предрассудков, необходимо было развернуть масштабную атеистическую пропаганду, что и было сделано. В апреле 1925 г. появляется организация «Союз воинствующих безбожников». Данное объединение занимается созданием листовок, плакатов, карикатур, выставок, а также выпуском собственных периодических изданий, таких как: «Безбожник», «Атеист», «Юные безбожники» и т. д. В апреле 1929 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», которое сильно ограничивало деятельность религиозных течений: службы должны были проводиться в отведенных для этого зданиях, запрещалось создание касс взаимопомощи, кооперативов, кружков и секций для лиц разного возраста и пола, а также использование имущества для иных, нерелигиозных целей.

15 мая 1932 г. Сталиным был подписан документ, официальной целью которого было полное и окончательное искоренение религии в стране к 1 мая 1937 г. План «безбожной пятилетки» включал в себя следующие шаги: закрытие церквей и иных молитвенных домов, в прошлое должны были уйти все религиозные традиции и праздники, исчезнуть все священнослужители и «духовные лица» и, наконец, само понятие «Бога». Особое внимание уделялось атеистическому воспитанию молодого поколения. Тем не менее Конституция СССР от 5 декабря 1936 г. одним из своих пунктов провозглашала «свободу отправления религиозных культов и свободу антирелигиозной пропаганды».

Однако несмотря на старания властей, различных антирелигиозных комиссий и объединений результаты переписи населения 1937 г. показали полный провал политики борьбы с религией, что не могло не разочаровать руководство страны и привело к принятию более жестких мер в отношении служителей культов. Именно в период с 1937 г. по 1938 г. проводились наиболее массовые расстрелы священнослужителей.

Весь период после Октябрьской революции РПЦ и иные религиозные группы подвергались гонениям со стороны государства: у организаций отбиралось имущество, повсеместно закрывались здания, в которых проводились службы. Великая Отечественная война стала переломным моментом в отношениях государства и религии.

22 июня 1941 г. Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием было составлено и разослано «Послание пастырям и пасомым Христовой православной Церкви», в котором он призывал всех подняться на защиту Отечества. В октябре этого же года Сталиным было дано распоряжение о том, что все религиозные центры, включая Патриархию, должны были покинуть Москву. Пунктом нового местоположения был назначен Оренбург, но Сергий заболел по дороге и остановился в Ульяновске. Там он продолжил свою активную деятельность по призыву к антифашистской борьбе. 4 сентября 1943 года состоялась встреча Сталина и митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). Результатом беседы стало решение об открытии духовных учебных заведений, избрании Патриарха и создании нового органа, который будет связующим звеном между государством и Церковью, – Совета по делам РПЦ при СНК. Недолгое время он занимался вопросами и других религиозных объединений. Постановлением СНК СССР № 572 от 19 мая 1944 г. учреждался Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. На местах создавались должности уполномоченных, которые должны были отчитываться перед этим Советом. Подполковник Константин Зайцев, ставший первым председателем Совета, пробыл в должности не более месяца. Следующим возглавил орган в июне 1944 г. Иван Полянский.

В Пензенской области 29 февраля 1944 г. на должность уполномоченного Совета по делам РПЦ был назначен Архантов, однако он практически сразу тяжело заболел туберкулезом.

«Таким образом, тов. Архантов фактически к исполнению своих обязанностей не приступал и на протяжении 3-х месяцев 1944 г., т. е. с 15 марта по 15 июня, никем и никакой работы по линии уполномоченного Совета в области не проводилось» [1. Л. 1]. В связи с этим прием верующих временно осуществлял секретарь облисполкома И. С. Путяков. 12 июля 1944 г. уполномоченным по делам церкви становится председатель обкома союза работников политпросветучреждений Николай Иванович Лысманкин. Обязанности уполномоченного Совета по делам религиозных культов исполнял Горбачев.

Постановлением Совнаркома СССР от 28 ноября 1943 г. № 1325 был утвержден порядок открытия церквей. В данном документе, в частности, говорится:

«3. в своих заключениях Совнаркомы республик и обл. (край) исполкомы должны показать:

а) действительно ли заявители были уполномочены группой верующих, или они действуют по личной инициативе;

б) в каком состоянии находится здание церкви, о которой просят верующие, и как это здание используется в настоящее время;

в) когда и по решению каких советских органов данная церковь была закрыта;

г) количество функционирующих церквей в районе или городе и расстояние до ближайшей церкви от данного населенного пункта» [2. Л. 4].

В Инструкции для уполномоченных Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР, во втором разделе «Регистрация обществ, их исполнительных органов и служителей культа» содержатся следующие положения:

«1. Религиозное общество может быть зарегистрировано только по получении от Совета по делам религиозных культов при СНК СССР решения, санкционирующего открытие молитвенного здания.

2. Для оформления регистрации уполномоченный Совета требует от верующих, по ходатайству которых открывается молитвенное здание, заявление, подписанное не менее чем 20 совершеннолетними (достигшими 18-летнего возраста) гражданами из числа местных жителей, не лишенными по суду избирательных прав, причем подписавшими заявление могут быть и не те лица, от которых исходило ходатайство об открытии молитвенного здания.

3. В заявлении должно быть указано, что подписавшиеся, желая добровольно объединиться для совершения религиозных обрядов данного культа, просят зарегистрировать религиозное общество и передать ему в бессрочное и бесплатное пользование молитвенное здание и культовое имущество.

4. К заявлению должен быть приложен именной список на лиц, подписавших заявление, с данными: а) об их гражданстве, б) о месте работы, в) о возрасте, г) о местожительстве, д) о судимости» [3. Л. 2 об., 3].

В этом же разделе подчеркивается необходимость предоставлять Уполномоченному анкету на служителей культа, в которой должны быть указаны: «а) фамилия, имя, отчество, б) духовный сан, в) год и месяц рождения, г) подробный перечень прежней службы или работы и местожительство, д) находился ли на оккупированной немцами территории и чем занимался, е) судимость» [3. С. 3]. При этом «религиозное общество и служитель культа не приступают к своей деятельности до того, как ими не будут получены от уполномоченного Совета справки о регистрации» [3. Л. 3 об.]. Однако в примечании содержится важный момент, говорящий о том, что «религиозное общество, а также служители культа, зарегистрированные до издания настоящей инструкции, регистрации вновь не подлежат» [3. Л. 3 об.].

Таким образом, можно сделать вывод, что для открытия церквей и молитвенных домов других религиозных культов был установлен достаточно сложный порядок их открытия. Возможно, с целью не допускать их массового появления и распространения.

В архивном фонде уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Пензенской области имеется послание от февраля 1945 г., в котором содержатся рекомендации по использованию вышеуказанной Инструкции:

«а) предназначена только для служебного пользования;

б) категорически воспрещаются всякого рода ссылки на Инструкцию в разговорах с верующими гражданами или служителями культов;

в) Инструкция находится в персональном ведении и хранится в сейфе уполномоченного Совета» [4. Л. 12].

Также данный документ дает установку на укрупнение малочисленных (менее 20 человек) религиозных групп и общин путем их слияния, при этом специальное решение по регистрации не выносится [4. Л. 12].

28 февраля 1945 г. Комиссией при СНК СССР по освобождению и отсрочкам от призыва по мобилизации было принято Постановление № 48с, по которому служители культов, исполняющие свои обязанности в действующих молитвенных зданиях, освобождались от призыва. Уполномоченные Совета по делам религиозных культов должны были выдавать справки, «удостоверяющие действительную принадлежность подлежащего призыву служителя культа к действующему религиозному обществу, уже зарегистрированному или подлежащему регистрации» [5. Л. 16].

Несмотря на такие послабления, сделанные для служителей культа, число действующих церквей и молитвенных зданий других религиозных культов существенно не увеличилось. В документах, поступивших на хранение в Государственный архив Пензенской области, можно проследить статистику изменений в этой сфере в последние годы войны (см. табл. № 1).

Таблица 1. Отчетные данные по Пензенской области [6. Л. 18; 7. Л. 27]
На 22 ноября 1944 г. На 1 июля 1945 г. (1-е полугодие)
Первичные заявления верующих об открытии церквей и молитвенных домов:
осталось от 1943 г. – 4 осталось от 1-го квартала 1945 г. – 28
поступило за 11 месяцев 1944 г. – 52 поступило за 2-й квартал 1945 г. – 17
снято уполномоченным с рассмотрения по разным причинам – 2 снято уполномоченным с рассмотрения как неправильно оформленные – 6
отклонено епископом в соответствии с п. 9 Постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. за № 1235 – 1 отклонено епископом – 0
рассмотрено Облисполкомом – 13 рассмотрено Облисполкомом за 2 квартал – 11
отклонено решением Облисполкома – 12 отклонено решением Облисполкома – 3
За 11 месяцев повторных заявлений поступило – 8 Повторных заявлений за 2 квартал поступило – 4
На принятые решения об отклонении ходатайств жалоб не поступало На принятые решения об отклонении ходатайств жалоб не поступало

В фонде уполномоченного Совета по делам РПЦ, находящегося на хранении в Государственном архиве Пензенской области, в материалах о состоянии РПЦ на 22 июня 1944 г. приводятся следующие сведения: «Согласно имеющихся учетных данных в области 506 православных молитвенных зданий, из них:

а) недействующих, используемых под культурно-хозяйственные цели, – 476;

б) неиспользуемых (свободных) – 28;

в) действующих – 2 (в гор. Пензе – Митрофановская и в гор. Кузнецке – Казанская)» [1. Л. 1].

По данным за третий квартал 1945 года: в Пензе открыто 2 церкви, в Кузнецком и Поимском районах – по 2, в разных селах, по одной церкви (молитвенному дому) в Чаадаевском, Иссинском и Колышлейском районах. Еще в семи районах разрешение к открытию пока только оформляется, и в 28 районах нет действующих церквей и молитвенных домов [8. Л. 36].

По распоряжению Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР № 50–с от сентября 1944 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Пензенском облисполкоме С. Д. Горбачев предоставил в центральный орган «сведения о действующих молитвенных зданиях религиозных культов (кроме РПЦ) на территории Пензенской области», а также «данные о закрытых молитвенных зданиях по каждому культу в отдельности, показав при этом как количество молитвенных зданий ныне пустующих, так и количество используемых под культурно-просветительские, хозяйственные и иные цели» (см. табл. № 2 и табл. № 3) [9. Л. 1].

В информационном отчете уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Пензенской области по состоянию на 1 июля 1945 г. говорится, что за три месяца поступило семь ходатайств от верующих граждан по открытию молитвенных домов: два из них от старообрядцев и пять от мусульман. Также за отчетный период было получено шесть заявлений с просьбой о регистрации религиозного общества: четыре от мусульман и по одному от евангельских христиан, баптистов и граждан иудейского вероисповедания. Зарегистрировано было четыре общества: три мусульманских и одно евангельских христиан-баптистов [12. Л. 12].

Таблица 2. Сведения о закрытых молитвенных зданиях, как пустующих, так и занятых под культурно-просветительские и хозяйственные цели по Пензенской области (1944 г.) [10. Л. 4]
Название района Наименование здания Общее кол-во Из них Примечание
Пустующих Занятых под кул-пр. цели Занятых под хоз. цели
Беднодемьяновский мечеть 2 2
Головищинский мечеть 1 1
Каменский мечеть 7 2 5
Кузнецкий мечеть 14 8 2 4 1) В мечетях в отдельных случаях молен. без спец-ных служителей культа
Лопатинский мечеть 5 1 4
Лунинский мечеть 3 1 1 1
Нижнеломовский мечеть 1 1
Неверкинский мечеть 16 2 4 10 2) Одна не исправна
Чаадаевский мечеть 7 2 1 3) Четыре дейст-щих
г. Пенза мечеть 1 1
г. Пенза костел 1 1
г. Пенза синагога 1 1
Итого мечеть 57
костел 1
синагога 1

Таблица 3. Сведения о наличии действующих молитвенных зданий религиозных (кроме РПЦ) на территории Пензенской области по состоянию на 1 ноября 1944 г. [11. Л. 4 об.]
№ п/п Наименование действующих молитвенных зданий Местонахождение молитвен. здания (название города, деревни, села с указанием района) Фамилия, имя, отчество служителя культа, его сан С какого времени функционирует молитвенное здание
1 Мечети 2 С. В. Елюзань Чаадаевск. района Исляев Л. И. мулла Сведений нет
2 Мечети 2 С. С. Елюзань Чаадаевск. р-на Бахтеев Ф.С. мулла Сведений нет

Таблица 4. . Сведения о действующих и недействующих молитвенных зданиях (домах) по Пензенской области по состоянию на 1 июля 1945 г. [12. Л. 14]
Наименование культа Кол-во действующих молитвенных зданий Кол-во недействующих молитвенных зданий ПУСТУЕТ
Церкви, молитвенные дома, синагоги, храмы, костелы, мечети и т.д. Из них открыто за отчетный период Церкви, молитвенные дома, синагоги, храмы, костелы, мечети и т. д. Из них занято:
Под детские, лечебные, культурные (клубы, кино) учреждения Под хозяйственные цели (склады, мастерские и т.д.)
Мечети 7 2 75 29 28 18
Молитв. дома еванг. христ. и баптистов 1 1 1 1
Молитв. дома старообрядцев 4 2 1 1
Костелы 1 1
Синагоги 1 1
Молитв. дома евреев 1 1
Итого 9 4 82 33 30 19

Как можно увидеть из вышеизложенных данных, деятельность по открытию церквей и молитвенных домов никогда не прекращалась, от людей постоянно поступали заявления, но тем не менее количество действующих религиозных зданий росло довольно медленно, очень много таких объектов было занято под иные цели: под детские, медицинские, культурные учреждения и хозяйственные нужды (см. табл. № 4). Так как молитвенных домов не хватало, имеется информация о том, что, например, некоторые группы мусульманских верующих проводили свои молитвенные отправления прямо на кладбище, что шло вразрез с законодательством и запрещалось уполномоченным Совета [12. Л. 19]. И все же нельзя категорично утверждать, что подобная статистика – это результат только антирелигиозной политики властей. В условиях военного времени возникла острая необходимость подобным образом использовать религиозные здания.

Также важно отметить, что и РПЦ, и другие религиозные культы оказывали посильную денежную и иную помощь в патриотической борьбе. Так, в докладе «О патриотической деятельности Митрофановской церкви в городе Пензе» приводятся следующие данные:

«За 1943–1944 годы Митрофановская община собрала и перечислила на разные патриотические цели в сумме 930 тысяч руб. и натурой (сбор теплых вещей) на сумму 52 тыс. руб.

Из общей суммы 930 тыс. руб. – 735 тыс. руб. собрано за 1943 год, а остальные 195 тыс. руб. – собраны в течение полугодия 1944 г.

Снижение доходов от церкви на патриотические цели в 1944 г. епископ Кирилл и пред. церковн. совета Слепнев объясняют тем, что в прошлом году основной доход церкви был от продажи свечей и просфор1, но в этом году появилось в продаже много свечей на рынке, где цены ниже церковных до 5 руб. на свечу.

Вторым обстоятельством снижения доходов церкви является то, что за последние 3 месяца в связи с летними полевыми работами количество богомольцев, посещающих церковь, уменьшилось. Кроме того, большие расходы община вынуждена была произвести на заготовку дров для отопления церковного здания в зимний период (стоимость одного кубометра дров с доставкой – 500 руб.)

Епископ Кирилл и другие священнослужители внесли пожелания ускорить открытие церквей в районах области и в самом городе Пензе Мироносицкую церковь, от деятельности которых будут увеличены доходы на патриотические цели» [13. Л. 7].

Несмотря на трудности, православные верующие старались постоянно осуществлять любую возможную, в том числе и материальную, поддержку в деле борьбы с иностранными захватчиками (см. табл. № 5).

Таблица 5. Данные о пожертвованиях православных церквей за 3-й квартал 1945 г. [14. Л. 32]
Наименован. поступлений гор. Пенза гор. Кузнецк село Ершово Поимского р-на село Николо-Пестровка Иссинского р-на село Сущевка Колышлейского р-на село Лопатино Чаадаевского р-на село Н.-Аблязово, Кузнецкого р-на ВСЕГО
Фонд детям и семьям погибших бойцов Красной Армии 50 000 30 000 10 000 2 220 2000 500 2 000 96 720
Фонд Инвалидам Отечественной войны 45 000 45 000
Внесено на 4-ый Государственный займ Победы 200 000 10 000 210 000
Итого 250 000 75 000 10 000 2 220 2 000 15 000 2 000 351 720

Также имеются сведения о патриотической деятельности других религиозных культов. Так, в отчете уполномоченного Совета за 2-ой квартал 1945 г. сказано, «что религиозное общество евангельских христиан и баптистов собрало для обеспечения семей военнослужащих – 1415 рублей» [12. Л. 12]. По другим культам за этот отчетный период подобной информации нет. В докладе за 3-й квартал 1945 г. говорится, «что одно из религиозных обществ мусульман за отчетный период собрало 1101 рублей в пользу инвалидов Отечественной войны. От других религиозных обществ сведений не поступало» [15. Л. 19].

Так как в Пензенской области подавляющая часть населения – приверженцы православного вероисповедания, не удивительно, что для контроля деятельности РПЦ была создана отдельная должность уполномоченного Совета и большая доля заявлений по открытию молитвенных зданий приходится именно на православных верующих. Если говорить о других религиозных культах, то здесь по численности превосходят мусульманские верующие, поэтому среди них, соответственно, было больше просьб по открытию мечетей.

Конечно, официальная статистика не может дать точных данных о том, сколько верующих было в тот период, поскольку не все граждане регистрировали свои общества и ждали разрешения властей на проведение своих религиозных обрядов. Однако приведенные выше сохранившиеся статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы войны в Пензенской области продолжали существовать религиозные общины. Понемногу увеличивалось количество религиозных зданий: церквей, мечетей и иных молитвенных домов, получивших официальное разрешение на отправление своей деятельности. Конечно, были и случаи несанкционированного осуществления обрядов. Религиозные группы и служители культов способствовали не только поднятию духа у населения, но и помогали собирать средства для различных патриотических нужд.

Таким образом, можно сделать вывод, что в 1944–1945 гг. в Пензенской области религиозные культы, несмотря на контроль со стороны государства, были неотъемлемой частью жизни общества.

Список источников и литературы

1. Материалы о состоянии Русской православной церкви на 22 июня 1944 г. по Пензенской области // Гос. архив Пензенской области (далее: ГАПО). Фр-2391. Оп. 1. Д. 3.

2. Постановление Совнаркома СССР от 28 ноября 1943 г. № 1325 // ГАПО. Фр-2391. Оп. 1. Д. 1.

3. Инструкция для уполномоченных Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР // ГАПО. Фр-2392. Оп. 1. Д. 2.

4. Письмо Совета по делам религиозных культов при СНК СССР. Февраль 1945 г. № 38-с. // ГАПО. Фр-2392. Оп. 1. Д. 2.

5. Письмо Совета по делам религиозных культов при СНК СССР от 7 марта 1945 г. № 57-с. // ГАПО. Фр-2392. Оп. 1. Д. 2.

6. Отчет уполномоченного по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Пензенской области за 4 квартал 1944 г. // ГАПО. Фр-2391. Оп. 1. Д. 3.

7. Сведения о состоянии движения заявлений верующих, ходатайствующих об открытии церквей и молитвенных домов по Пензенской области // ГАПО. Фр-2391. Оп. 1. Д. 3.

8. Таблица № 1. Сведения об изменениях в православных церквях, молитвенных домах и монастырях по Пензенской области // ГАПО. Фр-2391. Оп. 1. Д. 3.

9. Отчет уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Пензенском Облисполкоме С. Д. Горбачева // ГАПО. Фр-2391. Оп. 1. Д. 1.

10. Сведения о закрытых молитвенных зданиях, как пустующих, так и занятых под культурно-просветительские и хозяйственные цели по Пензенской области (1944 г.) // ГАПО. Фр-2392. Оп. 1. Д. 1.

11. Сведения о наличии действующих молитвенных зданий религиозных (кроме РПЦ) на территории Пензенской области по состоянию на 1 ноября 1944 г. // ГАПО. Фр-2392. Оп. 1. Д. 1.

12. Информационный отчет уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Пензенской области по состоянию на 1 июля 1945 г. // ГАПО. Фр-2392. Оп. 1. Д. 1.

13. Доклад «О патриотической деятельности Митрофановской церкви в городе Пензе» // ГАПО. Фр-2391. Оп. 1. Д. 3.

14. Отчет уполномоченного по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Пензенской области за 3 квартал 1945 г. // ГАПО. Фр-2391. Оп. 1. Д. 3.

15. Информационный отчет уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Пензенской области по состоянию на 1 октября 1945 г. // ГАПО. Фр-2392. Оп. 1. Д. 1.

RELIGIOUS CULTS IN THE PENZA REGION
IN THE YEARS 1944–1945

Akhmetova Z. A.,
Leading archivist of the Department of use and publication of documents

Abstract. This article discusses the state policy in relation to religious cults operating on the territory of the country in the last years of The Great Patriotic War: what regulatory legal acts were adopted, which authorities controlled their activities, and how it affected the religious life of the population. Also, based on an analysis of documents received by the State Archives of the Penza Region documents authorized workers by the Council for Russian Orthodox Church and Religious Cults under the Council of People’s Commissars of the USSR in the Penza Region, conclusions are drawn on how the policy of the authorities was implemented in the region in wartime conditions.

Keywords. Great Patriotic War, religious cult, authorized worker by the Council, Russian Orthodox Church, religion, patriotism, orthodoxy, muslims, evangelical christians, religious buildings, houses of worship.


1 Просфора (просвира) – богослужебный литургический хлеб.