Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

И. А. Фукалов
Университет АДАМ – Бишкекская финансово-экономическая академия
г. Бишкек, Кыргызская Республика

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ КЫРГЫЗСТАНА
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941–1945 гг.)

Аннотация. В годы войны в Кыргызстане активизировалась религиозная жизнь, что в итоге явилось положительным фактором в консолидации сил по борьбе с врагом. Религиозные конфессии Кыргызстана совместно с инициативными гражданами оказали огромную помощь советскому народу в этой тяжелой борьбе. Несмотря на упорную антирелигиозную политику государства, на местах проводились регулирующие мероприятия с целью привлечения населения посредством религии на помощь фронту.

Ключевые слова: Кыргызстан, религия, ислам, христианство, война, атеизм.


В СССР официальный атеистический режим долгое время рассматривал религию как пережиток обскурантизма, и если не мог помешать своим гражданам исповедовать ту или иную религию, то делал все, чтобы одолеть их активной и дорогостоящей антирелигиозной пропагандой и закрытием многих мечетей, церквей и других молельных домов. С другой стороны, тот имидж демократического государства, который СССР стремился себе создать за рубежом, не давал ему возможности открыто преследовать религию.

Исторические, социально-экономические и политические преобразования в СССР вызвали отход большинства трудящихся масс от религии и церкви. Огромная страна превратилась в страну атеистическую. Борьба за массовый атеизм была процессом очень сложным и трудным, который потребовал коренной перестройки не только сознания, но и привычек сотен тысяч людей.

Работа партийных, советских и комсомольских организаций по атеистическому воспитанию трудящихся была прервана Великой Отечественной войной. В эти годы партийными, государственными организациями был принят ряд практических мер по улучшению идейно-воспитательной работы среди населения, которые охватывали и атеистическую пропаганду.

Характерной чертой религиозного оживления этого периода является увеличение количества верующих при таком уменьшении числа действующих мечетей и молитвенных домов, которое не наблюдалось со времени установления Советской власти. Так, за время войны в Нарынском районе, бывшей Тянь-Шанской области, было закрыто свыше десяти мечетей. В конце войны бывший Фрунзенский облисполком сообщал, что на его территории действующих зданий и религиозных культов (кроме русской православной церкви) нет [1. Л. 1–10]. В начале 1946 года из ранее действовавших в Иссык-Кульской области 92 мечетей не осталось ни одной [1. Л. 53]. Но в последующие годы количество мечетей резко возрастает, увеличиваются денежные поступления от религиозного сбора «фитира-садаки». Безусловно, перевод народного хозяйства на военный лад потребовал соответствующего изменения и в системе массово-политической и идеологической работы. Политико-воспитательная работа, проводимая партией и другими общественными организациями, была переключена на нужды фронта, но тем не менее атеистическая пропаганда продолжалась. Так, в Джалал-Абадской области в 1942 году, по сравнению с 1941-м, число первичных организаций Союза воинствующих безбожников увеличилось на 17, а членов союза стало на 392 человека больше. В 1942 году только членами ЦК СВБ республики было прочитано 1710 лекций, на которых присутствовал 164 841 человек.

В годы войны партийными, советскими и государственными органами, общественными организациями был принят ряд практических мер по улучшению идейно-воспитательной работы среди населения, которые охватывали и атеистическую пропаганду. К важным решениям относятся постановления ЦК Коммунистической партии Киргизии и Совета Народных Комиссаров республики от 11 октября 1943 года «О работе просветительных учреждений республики», ЦК ЛКСМ Киргизии от 30 октября 1944 года «О пропаганде естественнонаучных знаний среди молодежи», ЦК КП Киргизии от 14 февраля 1945 года «Об улучшении мероприятий в партийных организациях Киргизии массово-политической и идеологической работы» и др. В них подчеркивалось, что некоторое оживление религиозности среди населения связано с военной обстановкой и что это явление носит временный характер.

Советская власть только во время войны оформила «договор» с представителями мусульманского духовенства Средней Азии. В начале войны Германией были установлены контакты с мусульманскими лидерами на Ближнем Востоке с целью антибританской и антисоветской работы. Сталин в кратчайшие сроки стремился выбить религиозную опору, привязав мусульманских религиозных деятелей к сотрудничеству с властью. Советское сотрудничество с исламским авторитетным духовенством было связано с деятельностью Эшон Бабахана ибн Абдулмажидхана (1858–1957) – исламского религиозного деятеля, проповедника, ученого-богослова и правоведа, шейх-уль-ислама. Он был один из основателей и первый председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ). В июле 1943 г. Эшон Бабахан был вызван в Москву. В Кремле состоялась его встреча со И. В. Сталиным, который предложил Эшону Бабахану собрать Курултай мусульман и образовать Духовное управление в Ташкенте. Сталин акцентировал внимание на том, что первоочередной задачей мусульманского сообщества должна была стать реальная помощь с его стороны в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Первый Курултай мусульманских улемов проходил 15–20 октября 1943 г. в Ташкенте в доме Эшона Бабахана, первого муфтия пяти республик.

Вопросы осторожного отношения к верующим и их чувствам всегда находились в поле зрения партийных органов. Так, в письме Секретариата ЦК КП Киргизии в 1944 году отмечается, что «сложившиеся обстоятельства требуют осторожного отношения к религиозным организациям, и нет сомнения в том, что повышение чувства патриотизма в среде верующих поможет морально-политическому единению советских людей в борьбе против фашизма».

В свою очередь, религиозные общины проводили патриотическую работу для сбора средств на нужды фронта. Так, мусульманская община в 1944 году собрала среди верующих и сдала в Фонд РККА 545 864 рубля, а в первом полугодии 1945 года – 137 720, всего 683 584 рубля. Еврейская община во втором квартале 1945 года собрала и сдала в Фонд помощи семьям участников Отечественной войны 4040 рублей. Религиозное общество евангельских христиан-баптистов также во втором квартале 1945 года собрало и сдало в Фонд помощи семьям участников Отечественной войны 23 890 рублей. Мусульмане Фрунзенской области в Фонд помощи семьям участников Отечественной войны произвели на свободных землях колхозов 43 га посевов зерновых и частично масличных культур, а также собрали и сдали в этот же Фонд 20 голов ягнят и козлят, 12 610 кг зерновых культур и 135 182 рубля [2. Л. 7].

Что же касается молитвенных домов, нужно сказать, что они в этот период не столько разрушались, сколько строились. Это видно из следующей таблицы, относящейся к 1 октября 1945 года:

Наименование районов Община С какого времени действует Кол-во Время регистрации
1. г. Фрунзе мусульмане 1944 1 02.06.1945
2. г. Фрунзе иудеи 1944 1 19.06.1945
3. г. Фрунзе евангельские христиане баптисты 1944 1 29.05.1945
4. г. Токмак мусульмане 1942 1 29.05.1945
5. г. Ош мусульмане 1942 1 24.06.1945
6. г. Ош евангельские христиане баптисты 1945 1 не зарегистр.
7. г. Нарын мусульмане 1943 1 не зарегистр.
8. Кочкорский мусульмане 1944 1 19.09.1945
9. Покровский мусульмане 1944 1 не зарегистр.
10. г. Пржевальск мусульмане 1945 1 не зарегистр.
11. раб. пос. Карасу мусульмане 1945 1 не зарегистр.
12. г. Узген мусульмане 1945 1 не зарегистр.
13. г. Джалал-Абад мусульмане 1945 1 не зарегистр.
14. Наукатский мусульмане 1945 1 не зарегистр.

Великая Отечественная война помогла советскому народу объединиться перед лицом общей опасности. Свою роль сыграли и религиозные общины, которые своим трудом, посильной помощью помогли приблизить День Победы.

Список источников и литературы

1. Центральный государственный архив Кыргызской Республики (ЦГА КР). Ф. 2597. Оп. 2. Ед. хр. 1.

2. ЦГА КР. Ф. 2597. Оп. 1с. Ед. хр. 1.

RELIGIOUS DENOMINATIONS OF KYRGYZSTAN DURING
THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941–1945)

Fukalov I. A.,
Candidate of Historical Sciences, Associate professor

Abstract. Resume: During the war years in Kyrgyzstan, religious life intensified, which ultimately turned out to be a positive factor in the consolidation of forces to combat the enemy. Religious denominations of Kyrgyzstan, together with initiative citizens, have rendered enormous assistance to the Soviet people in this difficult struggle. Despite the stubborn anti-religious policy of the state, on the ground, regulatory measures were carried out in order to attract the masses of the population through religion to help the front.

Keywords: Kyrgyzstan, religion, Islam, Christianity, war, atheism.