Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Т. А. Третьякова
Филиал Государственного архива Ярославской области, г. Углич

ПОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКИХ РУБЕЖЕЙ
В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
УГЛИЧСКАЯ ЛИНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Аннотация. В период февраля – марта 1942 года город Углич Ярославской области – это узловой пункт в организации оборонительных сооружений Ярославской линии укреплений, транспортный пункт для формирования полевых строительств Калининских оборонительных рубежей и один из основных узлов тыловой линии обороны фронтов северо-западного направления.

Ключевые слова. Углич, линия обороны, Ярославский рубеж, полевое строительство, фронт, тыл.


Оборонительные работы и особенно строительство оборонительных сооружений в годы Великой Отечественной войны – тема малоизученная, но крайне важная для изучения аспектов становления, развития и деятельности военно-строительных органов, инженерного обеспечения стратегических оборонительных рубежей и плацдармов в годы Великой Отечественной войны.

В историографии советского и постсоветского времени (периода современности) по данной тематике практически отсутствуют комплексные исследования, пожалуй, в этом плане можно отметить лишь монографию В. Н. Малярова под названием «Строительный фронт Великой Отечественной войны: Создание стратегических рубежей и плацдармов для обеспечения оборонительных операций вооруженных сил в годы войны 1941–1945 гг.», изданную в 2000 г. в Санкт-Петербурге на базе военного инженерно-технического университета. Все остальные публикации и исследования носят локально-региональный характер, порой на уровне краеведческих разработок, зачастую основанных на полевых изысканиях.

Предлагаемая вниманию работа также носит локально-региональный характер с привлечением результатов полевых исследований и изучения архивных документов. Для угличских исследователей, историков тема малоизвестная и совершенно неизученная в истории города Углича и Угличского района Ярославской области, и поскольку вопрос малоизучен, то вероятны и ошибки, и неточности, и если таковые будут, то автор надеется со временем их исправить и объяснить, и получить в этом поддержку и помощь коллег. Тема для исследования сложная, но крайне важная не только для изучения жизни отдельно взятого региона в годы войны, а именно города Углича и его района, но позволяющая анализировать и сублимировать тенденции стратегических и тактических решений военно-политического руководства страны в военные годы.

Работы по возведению оборонительных сооружений начались с первых же дней Великой Отечественной войны на участках возможных боевых действий, особенно после стратегических и тактических просчетов в финской кампании. С июня 1941 года при сложившейся ситуации на фронтах, при отсутствии полноценных оборонительных коммуникаций и быстром продвижении немецких войск в глубь советских территорий, вопрос строительства тыловых защитных рубежей стал одним из основных в организации обороны страны.

Строительство оборонительных сооружений находилось в ведении Главоборонстроя Наркомата Обороны СССР, в структуре которого были созданы управления оборонительных работ (по рубежам, главным образом, по границам областей с их смежными территориями). Управления оборонительных работ объединяли низовые организации – военно-полевые (полевые) строительства (ПС), разбитые на стройучастки, каждое полевое строительство имело определенное число стройбатальонов с командным составом и свой порядковый номер. Стройбатальоны (трудбатальоны), входившие в состав полевых строительств, состояли из 4-х (редко – из 3-х) рот и обозначались специальным структурным номером. Управление велось централизованно: штаб роты – штаб батальона – штаб строительного участка – штаб полевого строительства.

Строительство Ярославских рубежей в Ярославской области осуществляло 3-е Управление оборонительных работ (УОБР-3) в координации действий с 3-й Саперной армией (начальник штаба – полковник Гречкин). На Ярославских рубежах полномасштабные работы развернулись к осени 1941 года, в это время руководили ими начальник 3-го Управления оборонительных работ майор госбезопасности Журин, его заместитель – Гинзбург (Ганзбург). 3-е Управление оборонительных работ объединяло 12 полевых строительств, каждое из которых обслуживало свой участок линии оборонительных сооружений. Например, на 6 ноября 1941 года участок сооружений у города Углича и до границ соседних Калязинского и Переславского районов обслуживало полевое строительство № 23 (ПС-23), которое было сформировано на базе Волгостроя, так как в это время полным ходом продолжалось строительство Угличского гидроузла. Начальником ПС-23 был назначен один из руководителей строительства Угличского гидроузла лейтенант госбезопасности Рейниш.

На ноябрь–декабрь 1941 г. в ПС-23 количество стройбатальонов доходило до 20-ти и более, соответствуя количеству строительных участков, число которых изменялось в зависимости от оперативной ситуации, соответственно изменялась их дислокация, расположение штабов участков и штабов батальонов, мест расквартирования личного состава. К примеру, на 15 декабря 1941 г. ПС-23 объединяло 16 стройучастков с 26-ю стройбатальонами, комендантской ротой, лесопунктом и дорстроем (подразделением дорожного строительства), при этом общее количество строителей составляло более 18 000 человек, что практически равнялось населению города с частью района. Среди стройбатальонов три батальона формировались из уроженцев и жителей Чувашии, для их определения было сделано исключение, так как кодового структурного номера они не имели, а назывались по месту набора строителей – 1-й чувашский батальон, 2-й чувашский батальон, 3-й чувашский батальон.

На строительстве оборонительных рубежей использовался в основном ручной труд, но механизация процесса и его техническое обеспечение имели место быть, и здесь немалую роль играл опыт волгостроевцев – и рядовых рабочих, и инженерно-технического корпуса. Что же использовали при строительстве оборонительных сооружений? Перечислим лишь немногое: автомашины ЗИС-5, ГАЗ-АА, ЯГ-6, М-1, трактор ЧТЗ-С-60, трактор ХТЗ, трактор СТЗ – НАТИ газогенераторный, экскаватор «Комсомолец» одноковшовый с обратной лопатой, механическая скреперная лопата «Беккер», конные скрепера, бетономешалка передвижная «Егерь», бетономешалка «Рансом», камнедробилка «Блек», камнедробилка «Симсон», станки для гнутья арматуры «Футура», электросварочные агрегаты, транспортер «Ленинец», насосы – «Лягушка», «Иматра», «Гарде», вагонетки «Коппель», лебедка ручная «Козловая», металлические тачки ручные «Рикша».

К началу 1942 г. строительство Ярославских рубежей, в том числе и угличской линии, было завершено. Волгострой получил специальное задание по строительству на Урале, и к февралю 1942 года руководящий аппарат 3-го Управления оборонительных работ выехал в Нижний Тагил.

31 января 1942 г. по 3-му Управлению оборонительных работ был издан приказ № 151 за подписью начальника майора госбезопасности Журина об объявлении благодарности командно-политическому и рядовому составу строительных батальонов в связи с успешным окончанием работ оборонительного рубежа. В приказе, в частности, указывалось: «Строительство оборонительных рубежей закончено в установленный Правительством срок, с хорошими качественными показателями». Оборонительный рубеж был сооружен настолько основательно, что до настоящего времени на территории Угличского района сохранились его остатки, что и представлено в презентации. Из Полевого строительства № 23 было поощрено 40 человек.

На 7 февраля 1942 г. личный состав стройбатальонов Полевого строительства № 23 составлял 14 711 человек, из них находилось в строю 11 682 человека, 1440 человек было отобрано в разные армейские части (действующую армию), больные – 580 человек, не могущие следовать с батальонами при их передислокации, и 1009 человек, назначенных на гарнизонную комиссию по болезни. Условия на строительстве были жесткие, по законам военного времени. К этому времени в состав ПС-23 входило 20 стройбатальонов, в том числе пересыльный пункт Волголага, и лесоотряд.

По мере строительства штабы батальонов перемещали так же, как и штабы строительных участков, при этом для оперативной координации действий оба штаба размещались поблизости друг от друга. Направление перемещений штабов участков и штабов батальонов показывает стратегию и тактику оборонительного строительства – оно велось от предполагаемого рубежа фронтовой линии в тыл, в глубь территории, чтобы при прорыве врага к границам области оборонительный рубеж был готов (шли бои под Москвой, на калининском направлении ситуация была критическая). Штабы рот и личный состав рот, входивших в батальон, размещались в населенных пунктах в округе, близкой к штабу батальона.

Личный состав ПС-23 формировался из военнослужащих, мобилизованных военнообязанных, заключенных и пересыльных осужденных (Волголаг) с привлечением местного населения. Для строительства оборонительных сооружений Ярославских рубежей, в том числе и на угличской линии строительства, было задействовано оборудование, транспорт и материалы Волгостроя. Именно Волгострой обусловил оперативность и инженерную грамотность при строительстве оборонительных сооружений Ярославских рубежей (руководство 3-го Управления оборонстроя было полностью укомплектовано из работников Волгостроя). К февралю 1942 года, как уже отмечалось, строительство Ярославских рубежей было завершено и переводилось на новые рубежи – в Калининскую область (ныне Тверская область). Сооружения Ярославских оборонительных рубежей передавались в ведение 3-й Саперной армии. Для расформирования Полевых Строительств Ярославских рубежей был организован ликвидационный комитет, который именовался Специальный аппарат 3-го Управления оборонительных работ, вскоре переименованный в Уполномоченный оборонительного строительства-21 (УОС-21, затем переименованный в УОС-2) с полномочиями действия в Ярославской и Вологодской областях (на начало 1942 года – уполномоченный Ляховецкий). Однако в обязанности ликвидкома входила не только ликвидация Оборонстроя и его имущества в Ярославской области (организация главного склада в Ярославле и временных перевалочных складов в Угличе, Ростове, Тутаеве, Костроме, Рыбинске), но и обеспечение создания полевых строительств на новых рубежах, в том числе по Ярославской и Вологодской областям для новых полевых строительств сбор продовольствия, вещественного довольствия, лесозаготовки и заготовка различных материалов (изготовление ж/б конструкций, пошив белья, зимней одежды, сцецодежды и пр.). Например, за полугодие 1942 года из Вологодской области на перевалочные склады Ярославской области доставлено 400 платформ леса. Бывали и непредвиденные обстоятельства: так, лес, сплавляемый в плотах по Волге весной 1942 года, предназначенный для новых полевых строительств, под Тутаевым унесло паводком. На местах строительных работ к ответственному хранению привлекали сельские советы, колхозы и предприятия. В Угличе из-за существования двух крупных организаций особого подчинения Оборонстроя и Волгостроя при ликвидации полевого строительства первоначально было много неразберихи – перемешивалась ответственность за имущество Оборонстроя и Волгостроя.

Из 12 полевых строительств Ярославских рубежей расформировано 11, в том числе и ПС-23. Для ликвидации нескольких полевых строительств в Угличе была создана организационная группа – Управление при Уполномоченном УОС-2. В городе одновременно с расформированием части полевых строительств проводилась передислокация стройбатальонов, сформированных из других полевых строительств и отправка их на новые рубежи в Калининскую область, в том числе организованы базисные (перевалочные) склады для имущества ликвидирующегося строительства в Ярославской области и дальнейшего его перемещения на Калининские рубежи. В целом из Углича отправлено на Калининские рубежи 20 588 бойцов стройбатальонов, из них только с ПС-23 перебазировано в г. Калязин Калининской области для формирования ПС-1 Калининских рубежей 13,5 тысячи рабочих и 70 человек ИТР. Часть лошадей, задействованных на полевых строительствах, передавалась в колхозы. Передислокация ПС-23 проводилась с 17 по 25 февраля 1942 года, пунктами назначения, кроме Калязина, были города Кимры, Ново-Завидово, Иваньково. Личный состав передвигался либо пешим порядком, либо по железной дороге, имущество в основном грузили в вагоны, каждый вагон имел свой номер, на груз в вагоне составлялась внутренняя опись. Например, для перевозки только одного батальона из 900 человек нужно было 26 вагонов, из которых – для бойцов 23 вагона, для лошадей – 1 вагон, для имущества – 1 вагон, для продуктов – 1 вагон.

Все документы по ликвидации, особенно финансовые, тщательно проверялись и под личный отчет ответственных лиц представлялись в Москву в Наркомат обороны. При этом случалось всякое, например, в одну из поездок бухгалтеры Сац и Глушаненков с документами попали в аварию под Москвой, наказания миновали, так как была не их вина, но в передаче балансов и имущества была значительная задержка.

Итак, резюмируем: стечением обстоятельств военного времени на период февраля – марта 1942 года город Углич Ярославской области – узловой пункт в организации оборонительных сооружений Ярославской линии укреплений, транспортный пункт для формирования полевых строительств Калининских оборонительных рубежей и один из основных узлов тыловой линии обороны фронтов северо-западного направления.

FIELD CONSTRUCTION OF YAROSLAVSKAYA BORDER
IN THE FIRST YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR.
UGLISH LINE OF DEFENSE WORKS

Tretyakova T. A.,
Director of the Branch of GKU YAO
«State Archive of the Yaroslavl Region», Uglich

Abstract. For the period February – March 1942, the city of Uglich in the Yaroslavl Region is a key point in the organization of defensive structures of the Yaroslavl fortification line, a transport point for the formation of field constructions of the Kalinin defensive lines, and one of the main nodes of the rear line of defense of the north-west fronts.

Keywords. Uglich, defense line, Yaroslavl border, field construction, front, rear.