Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

В. А. Порозов
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

ПЕРМСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. 1941 год коллектив Пермского театра оперы и балета встретил уверенно, полный творческих сил, но с приездом Ленинградского орденоносного театра им. С. М. Кирова был расформирован. Однако в театре и в руководстве области нашлись далеко мыслящие люди, которые не позволили прерваться его истории. В кратчайший срок была собрана творческая группа такого уровня, что ей было возвращено название сначала гастрольного, а потом и просто Молотовского оперного театра. Большую роль в его сохранении сыграли артист оперы, ставший в этот период директором театра, К. Е. Цветов и главный хормейстер Л. Н. Виссонов. Работая в 1941–1944 гг. в труднейших условиях в городах области Березниках, Кизеле, Краснокамске, Лысьве, Соликамске, театр интенсивно творил, имел солидный репертуар, активно участвовал в оборонной работе, пробуждая в трудящихся военного тыла патриотические чувства любви к своей Родине и уважения к культурным ценностям. В 1944 г. театр с гордостью вернулся на родную сцену, сохранив костяк труппы, реквизит, творческие традиции. Под руководством нового директора и художественного руководителя С. Г. Ходеса, главного дирижера А. А. Людмилина начался новый период его истории. Театр своими работами выдержал сравнение с легендарной Мариинкой, вновь завоевав уважение и любовь пермяков.

Ключевые слова. Пермский (Молотовский) театр оперы и балета, Великая Отечественная война, военный тыл, художественная культура, сбережение культурных ценностей, фронтовые бригады, патриотизм.


1941 год коллектив Пермского, в те годы Молотовского, театра оперы и балета, имевший 70-летнюю славную историю, встретил уверенно, полный творческих сил. В оперной труппе работали 34 солиста, в балетной – 40 танцовщиков, в хоре пели 43 человека. С большим напряжением трудился оркестр: минимальное количество ставок занимали только 36 музыкантов. Творческий состав обслуживали 73 работника художественно-технического персонала, около ста технических работников [1, 2 февр., 11 апр., 20 марта; 2. Оп. 1. Д. 3298. Л. 146]. Для пермяков пели такие мастера, как Н. Т. Измайлова (в дальнейшем удостоенная званий лауреата Государственной премии СССР и заслуженной артистки РСФСР), Л. И. Вдовина, В. И. Казанская, первый в пермской опере лауреат Всесоюзного конкурса Н. К. Куклина, А. Н. Петрова (Петрова-Дурново), Г. Д. Прокофьева, единственный в довоенный период заслуженный артист РСФСР А. А. Шидловский, Е. С. Глаголев, Н. А. Сидоров, А. П. Чувиляев, М. А. Русин (в дальнейшем – лауреат Государственной премии СССР), Б. И. Балашов, А. А. Кулысев, М. Г. Шуйский (в дальнейшем – заслуженные артисты РСФСР); танцевали Т. И. Гласс, О. Б. Пиллер, Г. И. Язвинский, И. Я. Глебов, А. Я. Туров, Ю. А. Монковский и др. Спектаклями дирижировали И. И. Бушуев, А. С. Львов, М. С. Пазовский. Главным художником был Е. М. Шуйский. Возглавлял театр в качестве художественного руководителя режиссер А. С. Григорин.

Прочное место в репертуаре театра занимали классические оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Аида», «Риголетто», «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Чио-Чио-Сан» Пуччини, «Ромео и Джульетта» Гуно, балет Чайковского «Лебединое озеро». В феврале состоялась успешная премьера «Кармен» Бизе, в марте – «Бахчисарайского фонтана» Асафьева, признанного «серьезным шагом вперед балета нашего театра» [1. 15 февр.; 27 марта]. За семь последних месяцев сезона, до мая 1941 г., театр посетили 200 тысяч человек [1. 23 мая].

Последней предвоенной премьерой театра стала опера Глинки «Иван Сусанин». Постановка оперы рассматривалась как событие большого общественно-политического звучания [1. 15 мая]. Труппа театра, даже на гастролях в Чкалове (Оренбурге), продолжала работу над операми «В бурю» Хренникова, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, балетом «Дон Кихот», мечтала о постановке «Емельяна Пугачева» Мариана Коваля. Все это было в ближайших планах. Открытие сезона намечалось на 5–10 октября [1. 1 мая]. Общий уровень творческой работы был таким, что еще в апреле 1940 г. бюро обкома ВКП(б) поставило перед парторганизацией, руководством и всем коллективом театра задачу «вывести театр в один из передовых театров Советского Союза» [3. Оп. 6. Д. 33. Л. 38].

Вполне соответствуя реалиям третьей пятилетки, среди ведущих задач которой было строительство предприятий-дублеров, театр буквально за три месяца до начала войны создает при Молотовском концертно-театральном бюро «ансамбль артистов оперы» (премьерные спектакли состоялись 29 и 30 марта в пермском клубе суперфосфатного завода). В кратчайшие сроки художественным руководителем театра Григориным и артистом Шуйским были поставлены «Риголетто» и «Травиата» Верди, «Чио-Чио-Сан» Пуччини и «Фауст» Гуно, шли репетиции «Русалки» Даргомыжского. В спектаклях были заняты ведущие артисты стационарного театра, они выступали в соответствующем оформлении, приспособленном для клубной сцены, в театральных костюмах [1. 1 апр.]. Как это пригодилось в годы войны!

Условия работы театра и на собственном стационаре были не идеальны: здесь также сказывался общий уровень бытовых трудностей первых пятилеток. Неубранный снег и забор, к тому же незаконченный, придавали зданию театра весьма неприглядный вид. Реклама оформлялась небрежно. Декорации хранились прямо на улице, под открытым небом, и быстро приходили в антихудожественное состояние. Грязь, пыль (при десяти по штату уборщицах!), бутафорские вещи в помещениях для зрителей, выщербленный пол, изношенные дорожки, неуютный буфет, отсутствие вентиляции в технических цехах. Везде в помещениях театра ходили в верхней одежде, курили. Журналы выхода на работу заполнялись фиктивно. В балете не было ежедневного тренажа. Политико-воспитательная работа в коллективе практически не велась. Партийная организация в деятельность администрации старалась не вмешиваться [4. Оп. 22. Д. 175. Л. 29−30, 42]. Весной 1941 г., с ужесточением лимитов, возникла новая неожиданная проблема: «совершенно неразрешенным» оказался вопрос снабжения необходимыми материалами [1. 11 апр.].

Но театр, как и всю страну, ожидали гораздо более страшные, невиданные испытания. С немалыми проблемами организованные гастроли в городе Чкалове (Оренбурге) пришлось прервать. Партийная организация театра обсуждала новые задачи в условиях работы на стационаре: «Задача нашего театра… в волнующих, ярких и простых художественных произведениях рассказывать о том, как наш народ отстаивал свою независимость, завоевывал свободу, вдохновлять наш народ на борьбу с врагом до полной победы… Художественному руководству театра включать как обязательную производственную работу подготовку особого репертуара для индивидуального и группового исполнения в концертах на призывных участках, в госпиталях, составив в декадный срок рекомендательный список произведений. Дирекции театра включить военно-шефскую работу, как единую военно-оборонную работу, составной частью производственной деятельности театра, привлекая к непосредственной помощи местный комитет» [2. Оп. 1. Д. 3298. Л. 143−144].

С большими трудностями возвращались в родной город. «Оказалось, что это не так просто, − вспоминал Л. Н. Виссонов. − На запад шли эшелоны с солдатами, танками, пушками. Навстречу − великое переселение заводов. Для них – зеленая улица, а наш состав простаивал сутками. А еще надо было проталкивать вагоны с театральным имуществом. Думали, не доедем...» [5. С. 64]. А когда добрались до родного города, то вскоре узнали, что в связи с приездом Ленинградского орденоносного театра им. С. М. Кирова пермский театр… расформировывается.

Вопрос о том, насколько правомерным было это решение, является дискуссионным, но в театре и в руководстве области нашлись далеко мыслящие люди, которые не позволили прерваться его истории. Пермские артисты и не принятые в театр Кирова работники театра влились в свой гастрольный ансамбль, который буквально через два месяца после официального расформирования коллектива, в октябре 1941 г. [3. Оп. 10. Д. 520. Л. 2 об.], вернул себе театральный статус. В кратчайший срок была собрана творческая группа такого уровня, что ей было возвращено название сначала гастрольного, а потом и просто Молотовского оперного театра. Гастрольная работа коллектива началась в Березниках (ноябрь 1941 г. – январь 1942 г.).

И вот в газете «Звезда» в краткой, но принципиально важной информации сообщалось: «В Лысьве показом оперы “Травиата” начал гастроли недавно созданный областной передвижной оперный театр. Театр покажет лысьвенцам 12 спектаклей: “Дубровский”, “Царская невеста”, “Паяцы” и др. Передвижной театр составлен в основном из артистов Молотовского областного театра оперы и балета. Художественный руководитель театра Григорин, главный дирижер Виссонов. Из Лысьвы театр поедет на гастроли в Кизел, затем в Чусовой» [6. 23 янв.]. Однако из Кизела (май – август 1942 г.) коллектив выехал в Соликамск (сентябрь – октябрь), а затем снова вернулся в Кизел. В 1943 г. Молотовский оперный театр обосновался в Краснокамске [7. С. 62, 64, 65].

Преемственность художественного руководства увидеть нетрудно. Что касается артистического состава, то в театре пели Л. И. Вдовина, В. И. Казанская, А. Н. Петрова-Дурново, Г. Д. Прокофьева, Б. И. Балашов, Е. С. Глаголев, А. П. Чувиляев, выдвинулась в солистки практически из самодеятельности Е. М. Селиванова. Вскоре из Театра имени Кирова, куда он был принят, вернулся в молотовский театр М. Г. Шуйский [8. С. 121], некоторые другие певцы. Заметный вклад в историю театра внесли в этот период В. Борисенко, А. Кулысев, Е. Маевский, А. Никулина, А. Нецветаев, В. Соколовский. Большую роль в сохранении пермской оперы сыграли артист оперы, ставший в этот период директором театра, К. Е. Цветов и главный хормейстер Л. Н. Виссонов.

Леонид Николаевич Виссонов (1876–1958) считается спасителем «творческой составляющей» театра. Об этом прямо писал главный режиссер в послевоенные десятилетия И. И. Келлер: «Коллектив театра возглавил дирижер и главный хормейстер Л. Виссонов, опытный, высококвалифицированный музыкант. Хотя многие артисты ушли на фронт или уехали в другие города, Леонид Николаевич добился того, что в репертуаре театра сохранилось десять спектаклей, в том числе “Евгений Онегин“, “Дубровский”, “Демон“, “Травиата”» [9. С. 34].

Человек поразительной скромности, Л. Н. Виссонов о своей роли в судьбе театра никогда не говорил, при первой же возможности вернулся на свою любимую должность хормейстера (в Перми с 1935 г. – дирижер-хормейстер), но заменял, в случае необходимости, и дирижера, и режиссера, и администратора, и руководителя концертных бригад. Его плодотворная работа на посту главного хормейстера театра продолжалась с 1941 г. до конца жизни. Здесь уместно вспомнить о выдающейся роли этого деятеля искусств в сохранении музыкальной культуры Сибири в тяжелейшие годы революции, Гражданской войны, нэпа (Томск, Новосибирск), а также заслуженное награждение в 1946 г. орденом «Знак Почета» (1946) и закономерное присвоение в 1955 г. звания заслуженного деятеля искусств РСФСР [10]. Деятельность Л. Н. Виссонова в годы войны И. И. Келлер называет «примером истинного творческого героизма» [5. С. 67]. Жена Виссонова, Измайлова Наталья Терентьевна, в 1935–1941 и в 1944–1956 гг. – ведущая артистка театра (меццо-сопрано), заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. В 1941–1944 гг. пела на пермской сцене в труппе Ленинградского театра им. Кирова.

Константин Ефимович Цветов (1894–1955) – выпускник Петербургской консерватории, многие годы проработавший в театрах России от Москвы до Владивостока. С 1936 г. – ответственный драматический тенор в пермском театре. В предвоенные годы зарекомендовал себя как видный общественный деятель, образцово возглавляя областную военно-шефскую комиссию работников культуры. В 1941–1944 гг. – бессменный директор театра. Оценки его творческого и административного потенциала противоречивы, но очевидно, что он немало сделал для выживания коллектива в суровых условиях; его даже упрекали в чрезмерном увлечении решением хозяйственных вопросов в ущерб творческим. В марте 1944 г. торжественно было отмечено тридцатилетие сценической деятельности К. Е. Цветова, возбуждалось ходатайство о присвоении ему звания заслуженного артиста РСФСР [3. Оп. 10. Д. 520. Л. 1–4]. В мае, передав коллектив и материальные ценности новому руководству, артист отбыл в Москву [11. Оп. 1. Д. 1. Л. 218–219]. В 1947–1955 гг. К. Е. Цветов заведовал кафедрой сольного пения Казанской консерватории. Профессор, заслуженный деятель искусств Татарской АССР [12].

Сохранился, в пересказе И. И. Келлера, рассказ Л. Н. Виссонова о тех тяжелых днях: «Работали в тяжелейших условиях, на неприспособленных площадках. Холодище. Зрители не раздевались. Но мы не жаловались, понимали − война... Усталые от постоянных переездов и бессонных ночей актеры давали еще концерты. Наградой было слышать: “Спасибо! Приезжайте еще!”… Весной сорок третьего года сезон начали в Краснокамске, у бумажников... Деревянное здание клуба. На всех солистов одна гримировочная с разбитыми зеркалами... Но общее настроение улучшилось. Дела на фронте вселяли надежды. Возвращались в труппу старые работники. Спектакли стали более слаженными» [5. С. 65].

Работая в 1942–1944 гг. в труднейших условиях в городах области, театр к 1943 г. имел 175 человек творческого состава. За два с половиной года в промышленных районах области было дано 699 спектаклей, на которых побывало около полумиллиона человек. Было организовано 282 концерта [2. Оп. 1. Д. 3301. Л. 73]. Выступали в заводских условиях, на стройках и нефтепромыслах, на фермах и полевых станах [3. Оп. 9. Д. 378. Л. 66], даже в шахтах, а показ в одной из них оперы «Севильский цирюльник» стал театральной легендой [9. С. 35]. Слушатели знакомились с русской классикой: «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Мазепа» – и рядом других опер отечественного и мирового репертуара. Театр стремился пробудить в трудящихся военного тыла патриотические чувства любви к своей Родине и уважения к культурным ценностям. Была даже поставлена опера композитора-современника на актуальную военную тему: «Три встречи» композитора Л. Ходжи-Эйнатова, – не удержанная, впрочем, в репертуаре.

Значительная часть артистов выезжала на фронт в составе концертных бригад, некоторые по два и три раза. Только первая фронтовая бригада дала за два месяца в действующей армии 224 концерта. Из относительно небольшого творческого состава театра на фронте побывали 25 человек [3. Оп. 10. Д. 14. Л. 104]. Среди них А. Базарова, Г. Земляков, А. Любченко, М. Кузнецова, дирижеры И. Бушуев и М. Пазовский, балетмейстер Г. Язвинский. За два года было дано 534 шефских концерта в госпиталях и агитпунктах. Из личных сбережений в феврале 1943 г. работники театра собрали 100 тыс. руб. на эскадрилью «Кизеловский шахтер». На займы 1942–1945 гг. небольшой коллектив театра подписался на сумму около миллиона рублей [2. Оп. 1. Д. 3301. Л. 81– 82]. Особое внимание уделялось выступлениям в воинских частях и военных учебных заведениях. Артисты обучались военным специальностям, посещали курсы медсестер, некоторые были донорами [3. Оп. 8. Д. 326. Л. 83–84].

Нельзя забывать о тех, кто покинул театр, отправившись на защиту Отечества с оружием в руках. Артисты театра М. Аксенов, П. Бобылев, А. Павлов, З. Школьник, директор Н. С. Ватрушкин пали смертью храбрых в боях за Родину. Прошли трудный боевой путь и вернулись в театр В. Крылов, М. Сейгель, Б. Чиркин, М. Чугунов. И. Пачук после Победы вернулся капитаном, кавалером ордена Красной Звезды, Ю. Егоров – как участник боев под Смоленском, И. Глебов – после штурма Берлина [7. С. 60.].

В 1944 г. театр с гордостью вернулся на родную сцену, сохранив костяк труппы, реквизит, творческие традиции. «Много испытал театр трудностей за годы войны, – писал глава информационной службы «Звезды» в годы войны поэт Сергей Стрижов. – После расформирования некоторая часть актеров разъехалась по другим театрам. А небольшая группа… все же сорганизовалась и в концертном плане подготовила несколько опер, которые с успехом начала показывать в городах и районных центрах Молотовской области. Из артистов балета тоже создалась небольшая самостоятельная группа. Это было все, что осталось от большого театрального коллектива. Шли дни, шли месяцы, прошел год. Оперная и хореографическая группы слились вместе. Театр, такой здоровый в своей основе, начал рождаться вновь. И вот мы на спектакле “Ромео и Джульетта”, премьера которого на днях состоялась в Краснокамске… Оркестр явно мал… но… звучит стройно, слаженно и <дирижер> Бушуев с большим настроением проводит весь спектакль. Переполненный зрительный зал шумно аплодирует Б. И. Балашову, создавшему полный лирики образ Ромео. В. И. Казанская чудесно поет Джульетту. Большой успех выпадает на долю Е. Глаголева, Г. Прокофьевой и других… Четкая организация приема Ленинградского театра, создание ему всех необходимых условий для работы дает право думать, что и Молотовский отдел искусств, и все связанные с работой театра учреждения так же серьезно подойдут к возрождению Молотовской оперы» [13. 29 янв.].

Осторожность автора публикации понятна, но понятным было и то, что без твердой позиции обкома партии любой вопрос будущей судьбы пермского оперного театра, да еще в условиях военного времени, вряд ли мог быть решен. Однако, выступая на собрании партийного, советского актива и интеллигенции города Молотова, посвященном проводам ленинградцев, первый секретарь Молотовского обкома ВКП(б) Н. И. Гусаров сказал: «Отъезд театра имени Кирова означает большую и невосполнимую утрату в области культуры и искусства для нашего города. Для того чтобы смягчить и легче пережить эту утрату, партийные, советские и общественные организации города должны всемерно усилить свое внимание вопросам искусства и культуры, быстрее решить задачу восстановления своего театра оперы и балета, усилить помощь существующим театрам, филармонии и создать все необходимые условия для их дальнейшего роста и укрепления» [13. 8 июля].

Из этого и исходили, причем все понимали, что уровень работы пермского театра с возвращением в город должен быть никак не ниже продемонстрированного ленинградцами. Пригласили новое художественное руководство, обновили творческий и художественно-технический состав, сделали все возможное по размещению и снабжению работников театра, капитально отремонтировали здание, наконец, третьими в стране после Петербурга и Москвы открыли собственное хореографическое училище. 4 ноября 1944 г. успешной премьерой оперы Бородина «Князь Игорь» Пермский (Молотовский) театр оперы и балета открыл свой очередной сезон на родной сцене. К концу сезона в театре работало свыше четырехсот человек. Пермяки увидели и услышали такие выдающиеся произведения отечественного и мирового репертуара музыкального театра, как оперы «Аида», «Риголетто», «Тоска», «Севильский цирюльник», «Паяцы», балеты «Бахчисарайский фонтан» (третий акт), «Конек-горбунок» [2. Оп. 1. Д. 3301. Л. 31]. Продолжалась военно-шефская работа, не ослабевшая и после Дня Победы: даже в ноябре 1945 г. за месяц в госпиталях и воинских частях было дано 38 концертов [2. Оп. 1. Д. 3302. Л. 8 об.].

Под руководством нового директора и художественного руководителя С. Г. Ходеса, главного дирижера А. А. Людмилина начался новый период истории Пермского театра оперы и балета. Театр своими работами выдержал сравнение с легендарной Мариинкой, вновь завоевав уважение и любовь пермяков.

Список источников и литературы

1. Газ. «Звезда» : орган Молотовского областного и городского комитетов ВКП(б) и областного совета депутатов трудящихся. 1941 год.

2. Пермский государственный архив социально-политической истории (ПермГАСПИ). Ф. 20. ОАФ П.О. КПСС Ленинский р-н, г. Пермь.

3. ПермГАСПИ. Ф. 105. Пермский ОК КПСС.

4. ПермГАСПИ. Ф. 1. Пермский ГК КПСС.

5. Келлер И. И. Репетиции. Спектакли. Встречи. Пермь: Кн. изд-во, 1977. 206 (2) с.

6. Газ. «Звезда». 1942 год.

7. Витвицкий К. З. Артисты Пермской оперы. Пермь: Кн. изд-во, 1987. 131 (1) с.

8. Русский певец Михаил Шуйский: Документы. Материалы. Воспоминания / сост., ред., предисл. В. А. Порозова. Пермь: ПГГПУ, 2012. 233 (1) с.

9. Келлер И. И. и др. Пермский государственный академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского. Пермь: Кн. изд-во, 1971. 114 (2) с.

10. Спутник жизни: Судьба Наташи Гамаюновой (Оперная певица Н. Т. Измайлова): Документы и материалы / сост., ред., предисл. В. А. Порозова. Пермь: ПГГПУ, 2019. С. 43–75.

11. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. р-604. Городской отдел искусств при исполнительном комитете Молотовского городского Совета депутатов трудящихся (г. Молотов).

12. Цветов Константин Ефимович: Открытая татарская энциклопедия «Милләттәшләр» («Соплеменники»). (дата обращения: 27.10.2019).

13. Газ. «Звезда». 1944 год.

PERM OPERA AND BALLET THEATER
IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Porozov V. A.,
Candidate of Historical Sciences, Associate professor

Abstract. 1941 the staff of the Perm Opera and Ballet Theater met confidently, full of creative forces, but with the arrival of the Leningrad Orderbearing Theater named after CM. Kirov was disbanded. However, in the theater and in the leadership of the region there were far-minded people who did not allow his story to be interrupted. In the shortest possible time, a creative group of such a level was assembled that it was returned the name of the first touring, and then just the Molotov Opera House. An important role in its preservation was played by the opera artist, who during that period became the director of the theater, K.E. Tsvetov and the main choirmaster L.N. Fine line. Working in 1941–1944 in the most difficult conditions in the cities of the region of Berezniki, Kizel, Krasnokamsk, Lysva, Solikamsk, the theater worked intensively, had a solid repertoire, actively participated in defense work, awakening patriotic feelings of love for their homeland and respect for cultural values in the working people of the military rear. In 1944, the theater proudly returned to its native stage, preserving the backbone of the troupe, props, and creative traditions. Under the leadership of the new director and artistic director S.G. Hodes, chief conductor A.A. Lyudmilina began a new period in his history. The theater with its works stood comparison with the legendary Mariinsky Theater, again winning the respect and love of Perm.

Keywords. Perm (Molotov) Opera and Ballet Theater, World War II, military rear, artistic culture, preservation of cultural values, front-line brigades, patriotism.