Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Т. И. Евсеева
Государственный архив Тульской области

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТУЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ
В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье рассматривается патриотическая деятельность Русской Православной Церкви, в частности, Тульской епархии, в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., послужившая главной причиной нормализации государственно-церковных отношений. На территории Тульской области в годы Великой Отечественной войны активно шел процесс возрождения религиозной жизни под контролем государства, открывались приходы. Православные священнослужители благословляли верующих на возведение оборонительных сооружений и сами участвовали в этой работе, брали шефство над госпиталями, детскими домами и садами, собирали пожертвования на военные нужды.

Ключевые слова. Русская Православная Церковь, Тульская епархия, Великая Отечественная война, патриотическая деятельность, приход, священнослужитель, верующие.


Великая Отечественная война явилась новым этапом в жизни Русской Православной Церкви. Накануне войны Церковь понесла невосполнимые утраты: были расстреляны сотни архиереев, десятки тысяч священнослужителей и православных мирян, советская власть требовала от райисполкомов скорейшего закрытия церквей, снятия колоколов и крестов. Несмотря на многолетние довоенные репрессии со стороны государства, священнослужители и миряне внесли весомый вклад в общее дело победы над немецко-фашистскими захватчиками. Глава Церкви, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), обратился к пастве с письменным посланием в первый же день войны, 22 июня 1941 г. (на 10 дней раньше, чем Иосиф Сталин), в котором заявил, что Церковь всегда разделяла судьбу своего народа и не оставит его и теперь, благословляя на предстоящий подвиг [1. Л. 131–131об.]. 26 июня 1941 г. митрополит Сергий отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании Победы», и с этого дня во всех храмах страны почти до самого конца войны совершались подобные богослужения.

Богослужения в храме Двенадцати святых Апостолов (рис. 1) продолжались и в дни героической обороны Тулы. Настоятель храма протоиерей Михаил Дмитриевич Понятский в своем докладе в Московскую Патриархию сообщал: «Окраина города, где находится церковь Святых Двенадцати Апостолов, беспрерывно подвергалась артиллерийскому обстрелу и бомбежке с воздуха. Снаряды ложились возле храма, и их осколками испещрены все стены, выбиты кирпичи, пробита крыша и сбит крест с колокольни. Люди собирались в разбитом храме, где не оставалось ни одного стекла, пели молебны, панихиды и другие службы. 21 ноября, в день памяти святого Архистратига Михаила, подвергли ожесточенному обстрелу сам храм, несколько снарядов разорвалось внутри храма. В храме был снег. Несмотря на такую обстановку, верующие под грохот канонады в разбитом, занесенном снегом храме при горящих кострах горячо молились» [2. С. 31].

В военное время населению требовались не только духовное наставление, но и материальная помощь и поддержка, попечение о нуждающихся со стороны Церкви в официальных документах называлось «патриотической деятельностью». Несмотря на то, что благотворительная деятельность религиозных организаций в СССР была запрещена Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 1929 г., государство не препятствовало этому процессу, однако строго регламентировало и контролировало его. 5 января 1943 г. митрополит Сергий предпринял важный шаг на пути к фактической легализации Церкви, использовав сборы на оборону страны. Он послал И. Сталину телеграмму, испрашивая его разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда вносились бы все деньги, пожертвованные на нужды войны. 5 февраля 1943 г. председатель СНК дал свое письменное согласие [3. С. 187].

Колоссальные потери в первые месяцы войны, злодеяния фашистов, открытая патриотическая позиция священноначалия РПЦ, а также политический расчет смягчили антицерковную политику советской власти [4. С. 61]. 4 сентября 1943 г. в Московском Кремле состоялась двухчасовая беседа митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным, В. М. Молотовым и Г. Г. Карповым, на которой обсуждались вопросы взаимоотношения Церкви и государства. Правительство разрешило избрание Патриарха, открытие приходов и духовных школ, издательскую деятельность. 7 октября 1943 г. Правительство СССР своим Постановлением № 1095 утвердило «Положение о Совете по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР» [5. Л. 4]. На местах активно формировался аппарат уполномоченных Совета по делам РПЦ, в обязанности которых входило: установление связи между руководством исполкомов и Русской Православной Церковью в лице правящего архиерея; учет и регистрация действующих и недействующих церквей, священнослужителей; рассмотрение ходатайств верующих об открытии церквей, регистрация религиозных обществ; реализация и контроль за исполнением решений Совета; до 1947 г. уполномоченный осуществлял «учет патриотической деятельности церквей» [6. С. 86–87]. На должность уполномоченного назначались люди, имевшие большой стаж работы в партийных, советских структурах и органах государственной безопасности.

В Государственном учреждении «Государственный архив Тульской области» (ГУ ГАТО) хранится фонд Р-3354 «Уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Тульской области». Основные документы, отложившиеся в процессе деятельности уполномоченного Андрея Филипповича Гришина, – информационные квартальные отчеты. Инструкция Совета от 5 февраля 1944 г. обязывала уполномоченных представлять информационные отчеты (доклады) за квартал не позже первого числа следующего месяца в Совет по делам Русской Православной Церкви. Как и все первые уполномоченные, А. Ф. Гришин был некомпетентен в вопросах правовых взаимоотношений с Церковью, поэтому, чтобы составить отчеты, он писал письма в райисполкомы с указанием анализировать жалобы верующих и духовенства, собирать сведения о церквях, об их патриотической деятельности, т. е. фактически выполнять работу уполномоченного. Первоначально многие райисполкомы отнеслись халатно к предоставлению информации по запросу уполномоченного: информации задерживались, а в ряде случаев просто игнорировались [7. Л. 21]. Многим информационным отчетам уполномоченных, оформлению представленных документов по заявлениям верующих за 1944 г. Советом была дана неудовлетворительная оценка. Председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов отметил следующие недостатки: отсутствие в отчете методики проверки и рассмотрения заявлений верующих, отсутствие сведений о патриотической деятельности Церкви в Тульской области, инициаторах патриотической деятельности (духовенство или церковные советы) [8. Л. 16].

В отчете за период с января по март 1945 г. впервые появляется информация о патриотической деятельности церквей Тульской епархии (табл. 1): в фонд обороны была внесена сумма 331 680 руб. [9. Л. 10]. Наличные средства вносились в Тульскую областную контору Госбанка или районные отделения банка, а одежда, полотенца и предметы первой необходимости – непосредственно под расписку заведующих детдомов. На пожертвования священнослужителей и верующих (около 6 млн рублей) были сформированы авиационная эскадрилья «Александр Невский» и танковая колонна «Дмитрий Донской», переданная советской армии в 5 километрах северо-западнее Тулы, у деревни Горелки 7 марта 1944 г. 6 октября 1944 г. в Совете по делам РПЦ при Совнаркоме СССР в торжественной обстановке были вручены медали «За оборону Москвы» православному духовенству. Среди награжденных были протоиерей Петр Турбин, настоятель Всехсвятской церкви г. Тулы, а также благочинный г. Тулы протоиерей Михаил Понятский, который от лица тульского духовенства сердечно поблагодарил правительство за внимание к тулякам [10. С. 17–20].

Таблица 1. Отчет Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Тульской области о суммах пожертвований церквей Тульской епархии за январь–март 1945 г.
№ п/п Название церкви / местонахождение Настоятель Сумма пожертвований Примечания
1. Церковь 12-ти Апостолов, г. Тула М. Д. Понятский 111 680 руб. Наличными деньгами для областного Дома ребенка в г. Туле внесено 13 000 руб. и натурой – полотенец 20 шт. на сумму 2000 руб.
2. Всехсвятская церковь П. А. Турбин 130 000 руб. 50 000 руб. внесено облигациями госзаймов
3. с. Татарское Заокского района А. Е. Федоров 5000 руб.
4. г. Крапивна Е. И. Рождественский 3000 руб.
5. г. Венев Н. И. Преображенский 1000 руб.
6. с. Ровки Лазаревского района Г. Д. Троицкий 1000 руб.

Суммы, пожертвованные на социальные нужды населения, от каждого отдельно взятого прихода отличались и зависели от благосостояния прихода. Согласно отчету уполномоченного за 2-й квартал 1945 г., в Тульской области было девять действующих церквей, две в г. Туле и семь в районах области; зарегистрированы 15 священнослужителей: священников – 13, диаконов – 2, в возрасте от 45 до 77 лет [8. Л. 11–12]. За 1943–1944 гг. к уполномоченному Совета по Тульской области поступило 103 заявления об открытии церквей [9. Л. 29], в период войны удовлетворено было только четыре заявления: Казанский храм в с. Дубики Ефремовского района, Иоанно-Предтеченский храм в пос. Епифань, Никольский храм в с. Ровки Лазаревского района и храм Рождества Богородицы в г. Белеве. Но все эти церкви надо было ремонтировать, и фактически они стали действующими только в 1945 г. О посещаемости вновь открытых церквей можно судить на примере церкви с. Ровки Лазаревского района. В обычные дни церковь посещали 30–50 человек. В праздничный день Рождества Христова прихожан было 130–140 человек [9. Л. 7].

Особенно радостно прошли пасхальные праздники в 1945 г., т. к. совпали с Днем Победы. Торжества в Тульской епархии приняли невиданный размах. Несмотря на ненастную погоду, 5 мая в г. Туле состоялся крестный ход, в котором приняли участие не только туляки, но и жители окрестных районов, прибывшие на поездах и подводах. В пасхальную ночь с 5 на 6 мая действующие церкви в Туле были переполнены и не могли вместить всех желающих, поэтому вокруг них образовались большие толпы верующих. В храме Двенадцати святых Апостолов было не менее 5 тысяч человек, во Всехсвятской церкви – около 7–8 тысяч [9. Л. 17об.]. Во вновь открывшиеся храмы Тульской епархии для освящения куличей и пасх приехали верующие из населенных пунктов Московской и Орловской областей, где не было действующих церквей. Из бесед верующих с уполномоченным выяснилось, что в Алексинском, Богородицком и Ленинском районах освящение праздничных блюд осуществляли незарегистрированные священнослужители, а в Дубенском и Дедиловском районах – старушки, взявшие на себя функции священников (что не допускается по церковным канонам) [9. Л. 17об.]. В те дни среди верующих, посещавших храмы, было много детей. Это был светлый праздник православного народа, победившего в Великой Отечественной войне и отстоявшего свою веру и независимость.

В праздничные дни настоятели церквей в проповедях призывали верующих к пожертвованию в фонд сирот и семей военнослужащих, для раненых воинов, подписке на военный заем, звучали призывы к усилению трудовой деятельности в восстановлении народного хозяйства. Несмотря на проведение капитального ремонта зданий церквей в пос. Епифань и г. Белеве (открылись 3 и 5 мая 1945 г.), общины под руководством своих настоятелей активно включились в деятельность по сбору средств на благотворительные нужды. Настоятель храма в пос. Епифань иерей Ф. И. Кубриков в отчете благочинному протоиерею М. Д. Понятскому писал: «В день 6 мая после призыва к верующим я положил на тарелку, которая стояла передо мной, 100 рублей, после обнесения тарелочки мне подали акт о счете собранных денег, которых оказалось: за утренней собрано 980 рублей, за литургией – 2148 рублей, а всего 3128 рублей» [9. Л. 22об.]. Согласно информационному отчету уполномоченного за 1-й квартал 1946 г., взносы на патриотические цели за 1945 г. по Тульской епархии составили 990 700 руб., из них 20 300 руб. – натурой (полотенцами и мануфактурой) [11. Л. 85].

Великая Отечественная война – это не борьба идеологий или социальных строев, а борьба за веру и правду. Вклад Церкви огромен, он не поддается количественной оценке и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.

Список источников и литературы

1. ГУ ГАТО. Ф. П-177. Оп. 6. Д. 54.

2. Журнал Московской Патриархии. 1943. № 4.

3. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. – М.: Изд-во «Республика», 1995.

4. Брылев П., свящ. История Тульской епархии. Новейший период. Библиотека МДА. Машинопись. – Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 1998.

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 29.

6. Одинцов М. И. Власть и религия в годы войны. Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – М., 2005.

7. ГУ ГАТО. Ф. Р-3354. Оп. 1. Д. 2.

8. ГУ ГАТО. Ф. Р-3354. Оп. 1. Д. 6.

9. ГУ ГАТО. Ф. Р-3354. Оп. 1. Д. 4.

10. Журнал Московской Патриархии. 1944. № 10.

11. ГУ ГАТО. Ф. П-177. Оп. 12. Д. 42.

PATRIOTIC ACTIVITY OF THE TULA DIOCESE DURING
THE GREAT PATRIOTIC WAR

Evseeva T. I.,
Chief Methodologist of the Department of research and vethodological work

Abstract. The article discusses the patriotic activities of the Russian Orthodox Church, in particular the Tula Diocese, during the Great Patriotic War of 1941–1945, which served as the main reason for the normalization of state-church relations. On the territory of the Tula region during the Great Patriotic War, the process of the revival of religious life under state control was actively going on, and parishes were opening. Orthodox clergy blessed believers for the construction of defensive structures and themselves participated in this work, took patronage of hospitals, orphanages and kindergartens, collected donations for military purposes.

Keywords. Russian Orthodox Church, Tula Diocese, the Great Patriotic War, patriotic activity, parish, clergyman, believers.